О золушке. 2-я ч. журавль в небе, 17, 18, 19, 20
ВОРОВКА… ИЛИ ПРАЗДНИК ФАНТАЗИИ
На прилавке магазина Рита обнаружила книжку «Ножницы художницы»!..Пролистав ее, она поняла: НЕЛЬЗЯ ЖИТЬ БЕЗ ЭТОЙ КНИГИ...
- Мама, - прибежав домой, - стала просить, - пожалуйста, дай двенадцать рублей, - хочу купить книжку! - я никогда не просила, а теперь прошу! Пожалуйста! Если ее раскупят,и мне не достанется, -я не переживу...
- У меня нет денег, проси у отца. – сказала мать,- что за книжка?
Рита сказала.
- Исправь сначала двойки за неделю!
Следовала неделя напряженной учебы, и Рита пришла к матери с Дневником! Та удивилась, и.. обрадовалась:
- Можешь учиться, когда захочешь! –заметила мать,- Но я сказала, - у меня денег нет. Отец завтра уезжает, получит командировочные, - у него попроси...
Но Рита знала: отец не даст! Он же не разрешает ни рисовать, ни вырезать, ни стихи писать…И на такую книгу - «вне школьной программы».. он еще и отругает что «не делом занялась»…А не купить эту книгу,- Рита была убеждена, - никак нельзя!..И… мысленно она начала готовиться к воровству… Стыдно! – но… ничего не поделаешь…
Человеку убежденному, что воровать нельзя, трудно перешагнуть барьер собственного запрета: в случае необходимости как бы не споткнуться о порог своих убеждений..Она не спешила, в глубине души себя уверяя: «это не воровство, а лишь взятие в долг»… «верну, когда смогу!..-Брать в долг не преступление.. Хуже, если книгу раскупят…и у нее никогда не будет этой замечательной книги!..Рита готова была подставить спину под ремень,- лишь бы ей дали эту книгу! Готова была пострадать за воровство, чем остаться без нее...Накануне не спала ночь, доказывая себе: « это необходимая ложь», допустимая «раз в жизни».. Переживала, оправдываясь: « Мама первая обманула: пообещала и не дала! - нарушила слово!…- я же поступаю ответно!».Она до последнего надеялась на чудо, которое отодвинет необходимость дурного поступка… она не будет воровать деньги! «Или мама передумает, и даст..? Или..деньги откуда-то появятся… .»
На следующий день она заглянула в комнату родителей. Чемодан открыт, отец складывает вещи.. кладет завернутую в газету пачку: «Деньги! - поняла Рита, затаив дыхание..- «Он уйдет на кухню, и я тихо войду..Или подождать до завтра? Нет, завтра уедет! ».. Но отец, к ее радости, - вышел из дома...
«В магазин!»- ликовала Рита, -подходящий случай…Все сопутствовало дурному поступку…Рита раскрыла чемодан, взяла пачку, развернула, и…растерялась: деньги лежали, аккуратно сложенные по «пятьдесят»!.. Брать большую сумму не входило в ее планы.. «Как разменять, чтобы подсунуть сдачу? –Нет! Лихорадочная мысль: «скорей обнаружит»!…».Времени на раздумья не было: « А одной «пятидесятки» он может и не хватиться»…Взяв денежку, дрожа, Рита сунула в карман, закрыла чемодан и вышла…Сердце дико стучало. Отец вернулся, что-то автоматически сунул в чемодан, и закрыл на замок…
…После уроков, подпрыгивая, Рита бежала в магазин, сжимая в кармане деньги...И вот.. заветная книжка в руках!..Почти бегом она летит домой, листая на ходу, мечтая: скорее вырезать!…Перед нею мелькали орнаменты: цветы, листья, ветки…Прибежав, бросила портфель, - и с головой окунулась в вырезание…Как ни странно, все у нее получалось! В первый же день Рита вырезала половину узоров…Книгу спрятала, чтобы мать не заметила…Ходила, мечтательно улыбаясь, мысленно сочиняя узоры…Прибежав назавтра в школу с пачкой узоров, всем их показывала…Девочки налетели. Рита, не глядя, раздавала… уверенность, что сможет повторить, - грела, давая надежду. На другой день так же увлеченно она вырезала..Сначала по в книжке «ландыши», «тюльпаны», «сирень»…Потом сама: что в голову придет!.. Для удобства наклеивала на темную бумагу: вышел самодельный альбом орнаментов! Цветной бумаги уже не было, и девочки в школе дали...Шла азартная неделя вырезания, в которой участвовали почти все!..Невырезанных узоров осталось немного…Вырезали, как заведенные! Из дома она несла подарки в школу, оттуда во двор, - раздаривать…Все удивлялись и радовались…
- Во! Смотрите, «ландыши»!..
Руки тянулись, выхватывали…Рита чувствововала себя на «седьмом небе»!..- Волшебницей, щедро одаривающей окружающих чудесами!…В орнаментах ее появились «кошки», «собаки», «лебеди», «чайки», «воробьи», «принцессы».. «клоуны». Кто–то просил «куколку»…Так началось повальное вырезание кукол: их наклеивали на картон, одевали в платья…По подсказке Риты вырезали новые одежды.. Выдумывали моды! Кто-то попросил куклу –мальчика...
Маленькая книжонка устроила фонтан творчества!.. Цветной бумаги не хватало, платья раскрашивали красками и карандашами. Девчонки заразились вырезанием…К Рите подсела одноклассница, которая, - все думали«не умеет рисовать»…Но она научилась! – и вырезала не хуже Риты, Вдвоем вырезали для всех!..Вакханалия Вырезания захватила пол-класса!– настоящий праздник фантазии!Только мальчики не участвовали, - видимо, считали это «женским» занятием…
В кармане «зашевелились лишние» рубли!.. В магазинах продавались ёлочные игрушки, и Рита купила ёлочные бусы за пять рублей.. Но денег оставалось еще много…
- Ребята! Кому нужны деньги?- спросила она во дворе.
Мальчишки недоверчиво таращились:
- В долг?..
- Насовсем, - улыбалась Рита..
И…она принялась раздавать налево- направо рубли - трешки…
- Дай мне на мороженое? – попросил мальчишка.
-Идея!-вскрикнула «Оранжевая ворона»,-Пошли все за мороженым!!!
Жевали мороженое,- смеялись, и шутили! ..Оказывается, приятно: осознавать себя «богатой» и щедрой!.. Дома Рита вынулаоставшийся денежный ком: двенадцать рублей…Вздохнув, она решила: « завтра спрячу!.»- и сунула обратно в карман, преступно забыв о том, что именно завтра отец приезжает!.. Отец же, как приехал, сразу же доложил матери о пропаже. Стоило ему сунуть руку в Ритино пальто: обнаружились смятые рубли!... Родители - поняли, и мягко говоря, они были в шоке. Вызвали Риту на допрос.
- Признавайся, ты вытащила у отца деньги! - хмурилась мать.
- Я..- кивнула Рита печально, - простите… Мам, я.. я…я просила у тебя, - помнишь? - двенадцать рублей! Ты пообещала и не дала… и я... решила...
- Залезть отцу в чемодан, и украсть! – негодовала мать, - И ты украла не двенадцать, а целых пятьдесят! Ты хоть понимаешь, что ты, - воровка!?..Не стыдно тебе?
- Стыдно..- Рита опустила голову, - Я хотела взять двенадцать, но там.. все по пятьдесят .. и я… взяла «пятидесятку»..
- Догадалась! Смотри, какая умная! Да, я не дала…забыла. Но ты понимаешь, что воровать нельзя?!
- Понимаю, мама, - Рита не знала, куда деть глаза, - думала, верну, мама, понимаешь, мне… нельзя без этой книги!
- Ах, вот оно что! А воровкой лучше?! Нам не нужна дочь- воровка! .
- Мама, нет…Я не воровка, я ..случайно, я раз в жизни! Я..я…я больше не буду!..
- Больше и некуда! Признавайся, что ты еще купила?!..
Рита принесла бусы:
- И это – все?!..А где остальные??..
- Еще…. во дворе…с ребятами.. ели мороженое…
- И ты всем покупала мороженое?! За наш счет?!..
- Ну.. у них же денег нет.. вот я и… дала!..
- Смотрите, какая «добрая» нашлась! –возмутился отец,- Вообще-то у них тоже есть родители, - пусть и дают ! Свихнулась что ли, - раздавать деньги, не тобой заработанные!? Ладно, сейчас мы тебя соберем и ты отправишься…Куда хочешь! Туда, где воровки живут…- Отец с матерью взяли портфель, покидали туда Ритины мелкие вещички, сняли с вешалки, кинули и пальто…Отец пару раз (Рита удивилась, что мало!) ремня добавил.. Не обидно: заслужила! И широко распахнул дверь:
- Пшла вон! Не нужна нам такая дочь…!..
….Рита не ушла…Она понуро топталась в коридоре, с глазами, полными слез, держа в руке портфель…Родители ушли в комнату, закрыв за собой дверь.
И тут, - как нарочно, - «на минутку» к ним зашла тетя Эля, - Ритина любимица… и - к Ритиному стыду,- ей доложили:
- Полюбуйся. Обьявилась воровка! Гоним её… такая дочь нам не нужна.
Рита от позора готова была провалиться…
- Но, может, она исправится? – сказала тетя, - Первый раз… поймет, и не будет больше?.
- А мы ей не верим! – откликнулся отец, приглашая тетку в комнату, и плотно прикрывая дверь…
Рита расплакалась вслух.. Тетя Эля ушла. На улице темнело. Рита стояла. В двенадцать ночи отец заявил:
- Иди спи!...А завтра будем решать: куда тебя отправить?…
Поучительный случай! Но Рите не это, другое было обидней, чем обвинение в воровстве или наказание…Именно эта странная закономерность: что ее ежедневно находилась возможность в чем-то обвинить!..Отец со смехом говорил:
- Тебя каждый день, и по несколько раз в день есть за что бить! Еще и авансом!...
Похоже, это казалось остроумным…Но ей надоело БЫТЬ ВИНОВАТОЙ!Нет,- чтоб посочувствовать, поучаствовать, расспросить, постараться ПОНЯТЬ или ПОЖАЛЕТЬ по-человечески…Нет! – главное – обвинить. Одна тетя Эля, прятавшая ее от отца, была снисходительной: словно что-то чувствовала...
Ах, как давно!- но Рита ПОМНИЛА!- ее защищала покойная бабушка Ульяна…на всем белом свете одна! И до сих пор НИКОГО У НЕЕ НЕТ, кто бы пожалел и постарался понять…Ясно, что провинилась. И сколько же можно ходить в виноватых?! Рита знала: даже у плохих учеников есть любящие родители! «Неужели же во мне НЕТ НИЧЕГО ХОРОШЕГО?!»…Вот что не давало покоя..
Забегая в гости к одноклассницам, Рита с завистью наблюдала детей, живущих в любви и заботе…Родители относились к ним нежно: не ругали, не наказывали за «двойки».. Рита видела соседскую девочку сидящей на коленях у отца, которую тот ласково называл «доченькой», гладя по голове:
- Кушай, доченька, мама для тебя старалась!...ДРУГИЕ родители целовали своих детей, радовались им!... « За что меня не любят?!» - Рита хотела,и не могла понять. После разговора с одноклассницей не могла ночью уснуть.
Вспомнилось, как ланировала побег в одиннадцать лет…Как отец спьяну притянул ее за ворот кофточки, к налитым вином глазам:
- Ты понимаешь, что я тебя ненавижу?!.
-Понимаю…- глянув в его красные глаза, Рита попыталась высвободиться..
- Так не попадайся мне на глаза! – отшвырнул он дочь, - получишь подзатыльников!...
Поправив кофточку, Рита отошла. Сколько себя помнила, она всегда чувствовала себя взрослой, жалея родителей: « Несчастный отец! Не повезло ему - ни с женой, ни с дочерью: не исполнилась мечта о сыне..Жена обзывает «солдафоном»!- не любит…«Не расстраивайся, папа, я уйду, -мысленно пообещала она,- при первой же возможности от вас уйду!»… «Может, поэтому они не пускают меня в гости,- чтобы не видела, как живут другие… пришла мысль, - например,Таня!
А хотелось ласки и участия! Ах,как хотелось!!!.
- Скажи, у вас всегда так? – спросила она подругу.
- Что именно? - удивилась та.
- Ну, мать целует, а отец сажает тебя на колени, говорит ласково...Тебя не бьют?
- А что тут такого!- рассмеялась та, - мои родители! - Любят меня…
«Любят!!?…- вздрогнула Рита, - А я выходит,- НЕ НУЖНА».. тривиальное «открытие»…«За что же меня не любят?!» - гляделась она в зеркало, ища и не находя особых изьянов. Нос курнос, прищики... но это пройдет. Чем я хуже всех?!»- измочила слезами всю подушку,–или я им не родная?».. вспомнилось, как мать рассказывала: младенцем они забыли ее в поезде, просидев два часа в ресторане…и, якобы ребенка потом в одеяле им из окна выкинули!..
«А может,и не выкинули,- а они просто… чужую взяли?! –думала Рита,- если я чужая, то… где настоящая?..Я привыкла, не обижусь! И это называется «семья»?!.. Свинья!»…Или… виновата челка!?».. Отец, однажды разозлившись, что она оставила себе челку, взял и обрезал волосы спереди под корень.. На лбу вместо челки торчали шпеньки…хоть издали не видно:
- Вот тебе челка! Будешь знать, как прическами фистулить!.
18 -я глава
ЖУРАВЛЬ В НЕБЕ
ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ пришла в пятом классе.. « Он вдруг вошел, я вмиг узнала..».. Рита что-то увлеченно рассказывала однокласснице: красивый сон…И тут- раскрылась дверь..Рита обернулась и застыла с раскрытым ртом: в дверном проеме обрисовался «Прекрасный Принц»…то есть «Ангел» в белой рубашке, с красным галстуком: нежный овал лица, тонкие брови, точеный нос, губы алые…Настоящий сказочный принц!…И куда делась серая реальность?!.. Сверкнула невидимая молния, - и выключилась злая будничность! - словно «стерли её ластиком, как неудачный набросок»... Так возник из Небытия потрясающий мир, в котором существовали только ОН и ОНА.. Язык «отнялся», и рот раскрылся…Облик прекрасного Принца» блистал в свете золотых лучей, льющихся из окна.…
- Меня зовут Виктор,- сказал Принц красивым голосом,- я ваш новый ученик…
- А дальше-то что?.- теребила одноклассница…
Но Рита все забыла... для неё вступила в права Новая ЖИЗНЬ, наполненная глубоким СМЫСЛОМ…И с этого момента в школу она шла только потому, потому что там был Он!..И из школы только после Него…Глядела на Него, и ЖИЛА тллько потому, что ОН есть…
За Него её дразнили, ругали и унижали…Писали в дневник, наказывали…Все она воспринимала как должное. Счастье - глядеть на НЕГО– а за счастье,- все стерпишь!..
… Не раз она давала себе слоно,- « на Него не смотреть!.» Но это ни разу не удавалось. И ничего, и никого она не видела, кроме Него…Зато остальные - всё заметили!..С этого момента началось…
Одноклассники лазили в её портфель, в поисках стихов, таскали её записи и рисунки…Отец - пуще прежнего шарится в её школьной сумке: из портфеля все наружу вытряхивал:
- Когда же я из тебя всё это выбью?!..- кричал он.
Рита хитрила: сделала в стенке портфеля прорезь, где прятала «ненужные» записи. Писала при свете луны. Утром, стремглав, - она неслась в школу… где окружали её всеобщее презрение и осуждение!..
Дошло и до учителей…Писалось в дневнике: «На всех уроках смотрит не на доску, а на Виктора…пишет стихи и рисует» Отец обрушивался ремнем:
- Уже тебе в дневник пишут, что все уроки смотришь на кавалера! Что еще за болван у тебя обьявился?!
- Он не болван! Он умный и честный! ( чуть было не сказала «не то, что ты»!)
- Знаем мы этих негодяев, - которые с двенадцати лет...
- Неправда! Мой Виктор не такой…
- Ах, он уже ТВОЙ?!..- вот тебе, и вот тебе за этого наглеца!
- Он не наглец!!! Он – ЛУЧШИЙ .
…Наказания она воспринимала стойко, как партизан на допросе...Директору, когда вызвал, тоже сказала с вызовом:
- Да, я люблю Виктора!…
Дневник был исчеркан красными записями...
Ни спасенья, ни погибели.
Не сбежать и не уйти..
Что ж ты встал, - чтоб все увидели, –
Камнем белым на Пути..?.
Как-то раз прибежала до уроков: когда класс обычно шумит и все носятся…Остановившись перед дверью, - Рита подивилась странной тишине: «Неужели нет никого?».. и толкнула дверь…и замерла в ужасе: на учительском столе, в позе «Ленина на Броневике» стоял Юрка Рыжий,- держа в вытянутой руке лист бумаги, а сам с подчеркнуто-язвительным выражением декламировал…ее стихи:
Я Вас люблю…Люблю ужасно.
Любимый, самый дорогой!..
Вы мне не верите? Напрасно:
Не нужен мне никто другой..
Кому ж Вы верили?...Болтушам.
Обманам, сплетням…ерунде.
Не замечая, Вы по уши
Увязли в тине и воде...
Я Вас спасать не раз хотела!..
Вы, гордость ложную подняв,
Кричали: «Вам какое дело?!»…
И шли горой против меня..
Ну, да, меня Вы наказали:
Я все терпела, Вас любя.
Но Вы…Но Вы тогда узнали,
Что наказали – и себя?..
Пантерой кинулась она на Юрку, размахивая портфелем! - не успев обрушить сумку на бедовую голову проказника: чтец спрыгнул, и размашисто полетел над партами, успевая оборачиваться, и, гримасничая, дразнить:
- Чита! Чита! Я боюся, что тобою увлекуся...
Класс, до сих пор внимательно слушавший стихи, - радостно раскрыл рты: иной сценарий! –яркая возможность поразвлечься!- расплывясь в улыбках, и улюлюкая,- все науськивали двух «артистов» друг на друга! –Рита на минутку догнала Юрку в середине класса, и, схватив его за чуб, отодрала, приговаривая:
- Ах, ты, ворюга! Когда успел полазить?! Еще и читаешь…
Но Юрка вырвался, и помчался из класса, продолжая распевать дразнилку…Класс восторженно выл и стенал…
… «Чита.. Нашли же прозвище! Неужели я похожа на обезьяну?!».- гляделась она в зеркало, удивляясь: « вроде не такая уж страшная!С чего именно ко мне привязали такую поганую кличку?»...
Наверно, было нечто выделяющее из «серой массы»...
- Вертишься там, как вошь на гребешке! – возмущалась мать, заплетая ей косы, которые не умещались в руках..- обращаешь на себя внимание!.
- Не обращаю я!-отчаивалась Рита, -и не собираюсь выделяться…
- А именно тебе в дневник пишут! –язвительно замечала мать. – и тебя одну так дразнят: ВЫДЕЛЯЕШЬСЯ!..
- Не получается у меня БЫТЬ как все...
- А люди не прощают тех, кто на них не похож!…
Рита была «крученая- верченая», как звала ее бабушка Лида…- и вертелась юлой, не в состоянии долго находиться в одном положении…Меняя позы, случайно она нашла для себя позы, в которых находила отдохновение. Больше всех она прыгала - бегала, вертелась –и крутилась, не вынося «застоя»… Даже ночью вертясь, порой она слетала с кровати вместе с одеялом! А за уборкой носилась по дому вприпрыжку, -под музыку, напевая..У них был проигрыватель, песни которого она заучила. Ни в очереди стоять, ни на уроках сидеть спокойно Рита не умела, изнывая от желания подогнуть одну ногу, или сразу обе! Руками же она обвивала себя вокруг пояса! У других это не получалось!..Голова её вертелась без устали…как и всё, в ней - изнывало от жажды движения. Танцуя за уборкой, она стремилась скорей закончить, - освободить себя для запретных дел: чтобы читать книги, писать стихи и рисовать!..
Ноги танцуют, а руки делают!…Уроки делались «со скоростью света»..Кроме разве математики, ради которой волей-неволей приходилось прижать зад... В спешке же обычно что-то путалось, или писалось не так, - а мысли летели в такт музыке!..
Устав от напряжения, Рита ложилась на спину, и с размаху переворачивалась вверх ногами…отдыхая на плечах!.С размаху так же возвращалась на ноги…Порой «завязывала их узлом», подымая над собою!...Изгибалась она одинаково в любую сторону,- как «гуттаперчевая»…Отец ей не разрешал читать художественные книги во время учебного года. Рита взяла провод, и, соединив его с лампочкой, - читала под одеялом. Конечно, утром после этого на уроках была как сонная муха..и..получала двойки. За этим занятием ночью застал ее отец,- заметив в темноте щель из-под одеяла…
- Фанатик!- сказал он, отобрав книгу и лампу,- и в кого ты у нас взялась такая,- фанатичка! Попробуй еще…я тебя в Дурдом отправлю!
Зато в спортзале Рита единственная взбиралась по канату под купол! – и быстро возвращалась обратно... на «пятерку»!.. А на турнике она сидела не держась, на любой высоте, - «как птица на жердочке»,- даже с закрытыми глазами…воображая себя артисткой!. –как «обезьяна»...
- Обезьяна!- кричали вслед мальчишки, показывая «ушки» у головы…Рита их разрисовывала яростно в стенгазетах…
-Чита! -грозили ей кулаками, - Обезьяна!!…
19-я глава
ВУНДЕРКИНДЫ
Рита не боялась уличных шалопаев: «их уровень-простительно!»…Но…Ее Кумир казался противоположностью ИМ:«Непоколебимая Величина»…Не потому что вундеркинд…
Их было двое, братьев: «Академик», и «Профессор» - который сразу пошел во второй класс, - минуя первый: чтоб сесть за парту с братом! «Профессор» он,- и ростом мал, и горбонос,и подслеповат…глазки мелкие…щедро усыпан веснушками. Зато он был степенен и умен, как и полагалось «Профессору»!- и пользовался всеобщим уважением, благодаря своему примерному поведению и отличной учебе…Братья учились лучше всех: в пятом решали задачи за десятый.. Казалось, весь класс смотрит на них!..Вундеркинды участвовали во всех математических и шахматных олимпиадах: школьных, районных, областных…Их хвалили, ставили в пример!.
. Остальные - «хорошисты» и «троечники»…Все,кроме Читы, которая, естественно, - «хуже всех»…Потому что от нее «все можно ожидать»…Она вечно «отмачивала фокусы»!… В школе всё определялось «успеваемостью». А у нее «двойки» стояли рядом с «пятерками»…по одному и тому же предмету! .Да и поведение оставляло желать лучшего...
«Профессор» - скромник сидел за партой только прямо, -«словно кол проглотил»- думалось ей,- сложив руки одна на другую... «Неужели и дома так?! – удивлялась Рита, ужасалась, жалея «Беднягу»…ну,да,он же это отличник! Меня так не заставить!-и как ему удается ?! – ясно, вундеркинд!»…
С однойстороны, она чуточку завидовала «эталонам поведения», с другой: жалела обоих «несчастных»,- такие они «умные, целеустремленные!Ноуж слишком несвободные!..»
НЕЗАВИСИМАЯ вращалась «около воображаемой оси», занимаясь «никому ненужной чепухой», например, вырезанием… и училась «через-пень- колоду»!
- Смотрите! Чита бежит, как высоко ноги задирает, глядите!!.»!
Что делать «безобразной» Чите рядом с Академиком?! Обезьяне с Гомо- Сапиенсом!? Нищенке рядом с Принцем!?..
И…как пройти мимо «короля», чтобы тебя не захлестнуло горячей волною сверху донизу?И не отшатнуло жарким дыханием непонятной силы....И долго еще стоять ей с горящими ушами, почти теряя сознание!...
- Обезьяна! Эй, Обезьян! Все на Витеньку смотришь?!.
Рита гордилась Им!И Он того стоил...На перемене ребята сломали прибор, принесенный из физ- кабинета. Все видели: Борис, друг Виктора, трогал прибор, несмотря запрет…Что -то щелкнуло, и... прибор сломался! Прозвенел звонок, пришла педагог…
- Кто сломал прибор?..
Все затаили дыхание. Учительница повторила вопрос. Кого-то ждет наказание! Борис сьежился. Она грозно повторила вопрос в третий раз, и … поднялся Виктор:
- Я сломал прибор!
- Ты-ыы?! - изумленно оглядела учитель лучшего ученика, - Я же просила не трогать! - укоризненно сказала она, - это очень чувствительный прибор! Как ты мог?!..
- Извините, - я останусь после уроков, постараюсь наладить...
- Ты-ы? Наладить прибор? - педагог усмехнулась, - Ты уверен, что сможешь?
- Я постараюсь..
Рита глядела, гордясь и восхищаясь: «Герой: взял вину на себя!..Правильно. Моя любовь. Он гений. Вундеркинд..».
Виктор с Борисом остались после уроков, мастерили…Пускай Он не совсем ИЗ ЕЕ МИРА… все же единомышленник!– смелый и честный… Он –лучший! Пример ей и другим…
В шестом классе сменилась учительница английского. На уроке Рита карандашом нарисовала портрет новой учительницы, вертелась, показывая рисунок сидящим сзади, и те радостно шуршали, тянули руки с поднятым большим пальцем:
- Ну, ты даешь!.. Похоже..
Но… учительница, подошла, выхватила листок и…вышла!. Рита бежала за нею - извиняться…Но в учительской та стояла к ней спиной, повернувшись к окну, игнорировала …
Следовала неделя взаимного молчания! Рита мучилась раскаянием..Педагог продолжала не замечать ее, не вызывала…Все гадали, какое наказание грозит художнице..В конце недели педагог сказала:
- Останься после уроков, - поговорим!
Похоже, учительница «оттаяла»,Рита радовалась..Ученики судачили: «на Педсовет вызовут! Родителей пригласят»?…Рита ненавидела Педсоветы, заранее обижалась. Но, как ни странно, «англичанка» ни в дневник не написала, ни родителей не вызвала. А принесла свернутый лист ватмана, и, развернув, сказала:
- Будешь редактироватьобщешкольную английскую стенгазету...
Рите, редактировавшей уже шесть стенгазет, в голову не пришло отказаться. Вздохнув облегченно, улыбнулась:
- А материал Вы будете давать?
Учительница кивнула, улыбнувшись ответно:
- У тебя талант. Это надо развивать..
20 -я глава
ПЕРВЫЙ ГОРЬКИЙ ОПЫТ..
Но в седьмом классе вдруг она резко изменила мнение о «великом гении»….Ни за что бы не подумала, что Виктор способен «опуститься до ИХ уровня…петь под «ИХ дудку»!…»
Пусть бы мальчишки таскали ее стихи… издевались…Но ведь не Он!!!..
Однажды перед уходом, - перемигнувшись с Борисом, - Виктор, расплывшись в сладкой усмешке, глядя на Риту, снял школьную фуражку, и картинно раскланялся:
- Эй, Чита! Я ухожу… До свидания!...
Рита обернулась: «да как Он смеет?!»- брякнулся кирпич досады...и…Она могла бы озаглавить обьявленную Ему мысленно войну словами Кардинала:«Кто не со мной, тот против меня!.»…Рита старалась «не смотреть» в Его сторону…Но как внушить себе ненависть к «всеобщему эталону»?!..Размазывая слезы, спиною чувствовала смех: « Его больше нет для меня!»…
...Незаметно подкралась зима…В Казахстане снег - праздник: все носятся, кидаются снежками. На школьном дворе разыгралась баталия классов. Вот подходящий случай наказать «предателя!»…« Он назвался моим «врагом»! Что ж.. держись!..» - Рита бросала снежки в Него: «Пусть Ему будет больно, как мне!». С Виктора слетела шапка…Больно?!.. А ей больнее!…Не оттого, что попали в лицо.. за шиворот… изваляли в снегу... «да как Он смел стать с ними на одну чашу весов?!-».Она презирала Его...Домой вернулась красная от слез, смешанныхсо снегом..Побитая но не отмщенная...Назавтра до уроков кидались мелом и тряпками: «Вот Тебе в ухо...за шиворот!.За Читу! За издевательский хохот!Как смеешь ты БЫТЬ КАК ВСЕ?! –эх ты, Мнимая Величина!…»..
По школе произошло ЧП: застукали школьника и школьницу их класса - на чердаке… за неким постыдным деянием! Что они делали, никто толком не знал..Но обсуждали! Шептались! Передавали из уст в уста…Застали их взрослые, и донесли школьному руководству..Пошли-потекли сплетни о «позорном поведении» семиклассников. Вызвали на Педсовет, с родителями. Устроили прочистку мозгов…Разбирали! - как водится…
Рита в посмешище не участвовала. Стыдно было за это мерзкое общество, называющее себя «школой»…учителей и родителей.. Жаль ребят! –которых на разные лады склоняли, обливая грязью!... Какая -то девочка пробовала спросить, что она об этом думает.
- А я об этом не думаю!- отрезала Рита, - И тебе не советую. Сплетники и пошляки!- еще с честным видом…«педагоги», называется!..Терпеть не могу таких.. Одному удивлялась: как Виктору удается находить с ними общий язык? - «Неужели что-то незримое их связывает?»...Но…ведь он же – умный!.Он так не должен...
В физкультурном зале перекрыли воду. Для мытья пола пришлось наливать в душе для мальчиков. Рита с ведром вошла, стала набирать, - в этот момент те деятели с силой включили душ! – и облили ее с головы до пят...«Академика» в коридор выставили, - ей навстречу..Выскочив, мокрая Рита наткнулась на Виктора.. Мальчишки предусмотрительно спрятались, подглядывая.
- Ты воду включил!? – налетела Рита, и… от души надавала ему пощечин,- Вот тебе! И вот тебе!..- вложив в пощечины свою обиду, ненависть, и… любовь...Не ожидавший агрессии, Виктор растерянно хлопал ресницами:
- Да не я..это.. – оправдывался, - Честное слово не я!..
«Ах, не Он?!…так Ему и надо!»- ...следующая «точка в отношениях»- не умещалась в какие рамки…В шахматный кружок Рита тоже вступила из-за Него.Научилась обыгрывать мальчишек…гроссмейстер с нею никогда играл, поэтому Рита несказанно удивилась, увидев его в зале..
- Ну что, сыграем?..- уперся он взглядом, сев за столик напротив.
Рита залилась румянцем, трепеща с головы до пят: «какая честь»! Расставили фигуры…Хотела сделать ход, когда Он спросил:
- На что играем?
- А это важно? – умехнулась она, - что ж… на шелобаны!
- Это несерьезно, - заявил Он, - давай на... ТО, что делали наши «герои дня», о которых говорит вся школа!- назвал имена униженных мальчика и девочки..
Рита побледнела, и…в следующий миг с размаху перевернула доску с фигурами Ему в лицо.. Негодуя, она выскочила из зала,заливаясь слезами. Убежала далеко,в класс,где наревелась в одиночестве, хороня в душе «идеал»…Бывший. Будучи уверена: «Все, уже всё...Хватит!» Но оказалось, еще не все!
К 23-му февраля девчонки бросали жребий: кому подарки дарить.. Ей выпала бумажка «Профессору». Рита ликовала: «вот подходящий случай для мести!…»- одноклассница предложила ей поменяться: у той был билет «Академика», -Но Рита отказалась: «ишь, расчухали!? –Чудесно! Я сделаю подарок его брату!..Два дня оставалась она после уроков в мастерской: точить деревяшку, и: вырезала кораблик. Приделав к нему алые паруса из шелкового галстука,белилами написала: «ЧАЙКА»…Сорвался надфиль,-и из ее большого пальца левой руки пролилась кровь..На всю жизнь, которая оствалась, -с рубцом на большом пальце…А в День Защитников «Чита» торжественно вручила кораблик Его брату!
И угодила: подарок понравился мальчику так, что самый примерный ученик впервые получил замечание по поведению: он преступно вертелся, периодически заглядывая в парту, -и откровенно любовался корабликом!Девочки после рассказывали: дома Евгений поставил кораблик на самое видное место, всем показывал!«Значит, и брату на зависть!»-Рита ликовала: отомщена!..
…И вдруг…ей приснился Вещий сон.Прекрасный замок, она, - невеста в подвенечном платье, - ждет своего Принца. Вот уже она видит Виктора,- который с колечком в руке, - под сиянием луны приближается к ней…Подняла взгляд, не в силах поверить: Виктор! она ему руку протянула, а кольцо – возьми и соскользни…жалобно звякнув, брякнулось и покатилось по полу...Рита нагнулась, бросилась искать,шарила под стульями…Проснулась вся слезах: «так я и знала, НЕ СУДЬБА…!..»...Не хотелось верить предчувствиям…Но через неделю родители сообщили, что опять уезжают: к отцу на родину…«Понятно, к чему был вещий сон…Отец радовался:
- Ну,вот, увезем тебя от твоих женихов!...
Рита плакала: сколько надежд, сколько стихов посвящены Ему! Жизнь принадлежала Ему...Разорвали!..Вспомнилось, однажды кто-то задал каверзный вопрос:
- Скажи, что больше тебе импонирует: «журавль в небе, или синица в руке»?... И не смогла ответить,но теперь точно знала: конечно, журавль!–НЕ ПОЙМАННАЯ ПТИЦА.- звезда любви… .
Свидетельство о публикации №217080701762