Байки старого рыбака

                Байки старого рыбака
У кажного человека имеется своя беда,  можа болесть така,  можа  игра. Один  охотник, другой рыбак,  третий  по бабам аль просто так…  вот   и  в  деревне живет  дед  Евсей, старый  рыбак, и охоч на  детей, сказки им скажет и к речке  сведет, с ними рыбалит  и  байки плетет. Вот и рассказыват байки  село, где, что  случилось, и  как  все  было.
             ЕВСЕЙ – ЩУЧЬЯ   ГОЛОВА.         Гл 1
Сидит  на  завалинке   дед  Евсей,  рот  до  ушей.  Скажите,  дурачок, деревенский  простачок,  ан  нет-  веселый  старичок,  с   детьми гуторит,  веселые  сказки  им  травит,  пяткой  в  бороде  ковырят,  и такое  у  нас  быват.  А  в  нашей  стороне  всяко  случается,  и  голова  щучья  с  телячьей  бодается.
В  махонькой  речке  Еловке  вчерась  щука  парнишонку  едва  под воду  не   уташила,  вот  така  ее  природна  сила.  Мужики  парнишонку  за  руки  споймали  и   на берег выташили,   а  на евойной  ноге  щука  болтается,  и  никак  не  отцепляется. Тут  ее   за  жабры  мужики  схватили  и   на  берег  вытянули.  Как  зачала щука  хвостом  всех  шугать,  побила  мужиков  этак  пять.  Да  кузнец  Терентий  ей  в  лоб  кулаком  угодил,  ентим  и  остановил. И  было  в  ей  роста   до  полторы  метров,  и  веса  до  двух  пудов (32кг).  Голова  щучья,  не  мене  телячьей,  коли  с  телком  бодаться  зачнет,  не  понять  чей  верх  возьмет.
Для  больной  парнишонкиной  ноги,  из  щучьей  кожи  сшили сапоги.  Мясо  щуки  порубали  по  кускам  и  раздали  по  домам.  Да  только  есть  ее  никто  не  смог,  старая  щука,  сама,  как  сапог. Вот и  обрыбились  наши  мужички  и  не  похлебали  щучьей  ушки. Дед  Евсей  голову  щуки  себе  забрал,  зубы  у  ее  пересчитал, засолил  голову  и  засушил,  хватило  на  это  его  старых  сил. Пугает  головешкой  непослушных  ребят,  это  вам  не  крапива, вон каки  зубы  торчат!  Робяты   деда  уважают,   к  ему  на  завалинку кажный  вечер  прибегают,  послушать,  али  чаво  рассказать,  вобчем  языком  почесать,  сказками  обогатеть,  и  умом  не ослабеть.
Вот  ведь  страсть  какая,  говорят,  что  в  реке  Катунь  водится  щука другая,  что  ростом  она  до  трех  метров,  и  весом    до трех пудов  (пуд  16  кг).
В  других  странах  за  морем  плавают  крокодилы,  а  у  нас  в Сибири  щуки- во  какой  неведомой  силы!
                Евсей- Щучья нога. Гл 2
Щука в озерке озорует, хвостом по воде плещет, рыба трепещет. Сом на дне застыл, усы распустил, совсем его не видать, вот ведь тихой стати - тать. Ждет, поди, окаянный, кого бы споймать. А щука- то хороша, серебром отливают бока, хвостом по воде бьет, глушит мелкий рыбный народ. А потом, как разинет свой рот - большой карась с хвостом сразу войдет. И никто ее споймать по сей день не сумел, деревенские рыбаки, вроде как не у дел.
Щука как увидит удочки рыбака, так от нее остаются блестки с бока. Махнет нежно хвостом: «Увидите меня потом».
Евсей, как про щуку - то услыхал, решил у озерка устроить привал.
Захватил старые рваные сапоги, кой какие захватил харчи, рукавичку правую с руки, чтоб за жабры щуку держать и народу добычу казать.
Сидит Евсей в теплой воде, хлеб в бороде. Вокруг накрошены хлеб и манная каша, и рыбка – вся  как  есть, малявка ваша. А рыбки вокруг кишмя кишат, того гляди и дедову бороду съедят. Ноги у Евсея в рваных сапогах, пальцами в воде шевелит, благодатно- то как!
А тут и щука вскоре показалась, малявками заинтересовалась. И только тень ее появилась в воде, попрятались малявки и не видно нигде. Едва шевелит Евсей в сапоге палец- червяк, щука и схватила и не съест его никак.
А дед -то ни о чем и не подозревал, да как заорет, будто палец кто в миг оторвет. И бегом на берег бежать, щукой о камень стучать.
Бежит дед и орет во весь рот, над ним потешается народ. Щука -то в сапоге от воздуха рот и разинула, палец дедов отринула.
Был Евсей - «Щучья голова», стал еще- «Щучья нога».
Думает теперь Евсей, как сома споймать, да пальцев на ноге всего пять. И в омуте сом глубоко лежит, пальцы- то дедовы навряд ли разглядит.
А щука -то справной оказалась, чуть до пяти килограммов не дотянула, самую малость. Наварили с ее ухи, накрутили щучьих котлеты  и слушали опосля, про Евсеевы победы.
Палец - то у Евсеея вскорости зажил, не зря наживкой послужил
                «Хранцузская рыбка» гл 3
В теплый летний вечерок решил дед рыбки споймать на крючок. Наставил на берегу с червяками закидушки и на бережку решил подавить на ушко, или попросту на травке полежать, от бабки из дому хорошо сбежать…
А бабка дома ворчала: «Я б в твои годы по земле бока не валяла». И как она не поймет, когда ночью рыба косяком идет! Еще и сверчки под боком трещат, лягушки квакают, и комары жужжат, а на небе звезды водят хороводы, так всю жись и лежал бы по такой- то погоде!
И только дед слегка задремал, колокольчик на закидушках головой закачал, два раза звякнул и замолчал. Дед бегом к воде, на крючках нет червя и рыбки нет нигде. Снова Евсей червя насадил и закидушки установил. И так еще раз, и шесть раз по пять, устал червя менять и к закидушкам бежать.
Сидит, глаза лупит на свои крючки, кто же съедает его червячки?
И только колокольчик брякнул чуть, дед и дернул закидушку во всю свою дурь. Зацепил крючок за бок вора, выйти на свет оказалось пора. На закидушке висит тяжелая лягуха, отъела на червях большое брюхо. Вот кто червяков с крючка языком срывал, а сам на крючок нечаянно попал.
Огорчается дед со своими червями, не удалась рыбалка, пошел с пустыми сумарями. Ни ухи тебе, ни котлет, вот и бабка будет строжиться: «Тебе сколь лет?».
А деревня потешается, ухмыляется – дед вместо рыбы, лягухами питается.
Дед чешет репу, вот ить народ, вроде рыбалил один, и откудова он все узнает?
А пацаны хохочут про меж кустов, рядом рыбалили, знали про дедов улов.
Будет тебе, дед, жирная юшка, коль на ужин хранцузская лягушка!
                «РУСАЛОЧКИ» гл  4
Сидел как-то дед на берегу, глядел на свою уду! А тут рыба сама на крючок заскочила и на дно деда утащила! Кричи, не кричи, вокруг одни караси! Дед рот разеват, а малек ему зубы считат! Испугался дед Евсей: «В рыбьем царстве не хлебать мне бабкиных щей!»
А тут к ему красавицы подплывают и за бока его хватают!
А до чего хороши, до чего пригожи! И волосы у их длинноваты, и лицом хитроваты! Дед то и не стерпел, был бы по моложе, можа чего бы и схотел! А сам озорует, где гладит, а где и целует. И радый дед жизни такой, и не нужен ему никакой покой!
Размечтался дед, разнежился, на дне растележился! А тут и бабка к ему поспешила, акулий рот свой раскрыла. Дед, как зубы ее увидал, такого деру со дна реки дал!
И тут же глаза на берегу открыл, будто и не спал, а всю ночь блудил! Опосля пришел домой, будто сам не свой, все ему русалочки мерещатся, как они возле его нежатся!
А на бабку глянул, акулу увидал, и про все забыл, и сам собой стал!
                «Чудище» гл 5
Жись не в радость, зима, снега. В избе тепло, а на душе у Евсея пурга: «И как, там в речке рыбка моя поживает? Да и на обед чегой-то не фатает».
Напялил старый кожушок, затянул потуже ремешок. Для сугреву сто грамм прихватил, хлебца с чесночком пожевать, да и бур не забыл с собой взять.
А рыба-то подо льдом рот свой разевает, видно воздуху ей, родимой, не фатает. Буром дырки во льду дед крутит, а рыба в дырки на его глаза свои лупит, чуть в руки к деду не бросается, дед и ласкается: «Ах, вы мои рыбоньки пучеглазенькие, разномастенькие. Щас я вас подкормлю, хлебца вам накрошу». Бегает по льду, аж пар со спины валит, лунки во льду сверлит. Едва в одну из лунок не свалился, рядом приземлился, и сидит, аж пробрал его аппетит. Выпил чуток, хлебца откусил и чесночка на зуб положил. Сидит Евсей улыбается, раскраснелся, разогрелся- рыба рядом в лунке плескается. Одежу -то ему и подмочила, вот ить, как все закрутило. Дед ко льду и пристыл. А в енту дырку на его рыбища лахматущая глазища свои вытаращила. Дед едва от страху на месте не помер, всяко видал, но чтоб рваная тряпка с глазами была, да еще зубища свои скалила. Дед от ее бежать, ан нет- пристыл. А ноги -то не идут, и вся тут. Пристыл ко льду кожушок, развязал дед ремешок, выпрыгнул из сапог и дай Бог силы! В одних портах домой прибег. В избу забежал и на печи отогреваться стал. Бабка опосля на речку ходила, изо льда одежу дедову долбила. Много ж слов деду наговорила! Хорошо, что дед спал, и нечего не слыхал! А ента рыба и по сей день Евсею снится, и какое только чудище в речке не родится! Можа  в речке рыба такая али водка совсем дурная!      
                « Косолапый  компаньон» гл 6
Так дед на рыбалку зимой больше и не ходил, ждал весны, за лето-то рыбки насушил! А тут и весна, и капель, и радость на душе! Знакомые рыбачки пригласили красную рыбку половить, жалко старого, можно с собой прихватить! Рыбу в ихней сторонке по весне можно руками хватать и на берег кидать.
А Евсей-то и рад, чудо какое - рыбу руками рыбалить! В един момент собрался, даже с бабкой не попрощался!
Вскорости, были они на самом рыбном месте, все честь по чести! А где, никто не докладает, вдруг други рыбаки про место узнают!
Разбрелись рыбаки в разны стороны, искать рыбьи схороны, а че их искать, они вверх по реке хвостами мельтешат!
Как Евсей кинулся их хватать и на берег кидать, накидал мешков этак на пять, ну можа слегка и приврал, я не видал!
Спину у ево прихватило, сам доволен, вот подфартило!
Да зря радовался, на бережку медвежатки сидят и евойную рыку едят! Дед на их галдеть, те в голос- реветь! Как выскочила огромна медведица, деду от страху сама земля под ноги стелется! Бежал так, будто собаки ему штаны обтрепали, и сам о том помнит едва-ли!
Совсем от бега осоловел, отдохнул, за деревцем посидел!
Глядь- в реке огроменный медведь шурует, на красну рыбу лютует, лапищами ее загребает и на обе стороны речки кидает. Галди, не галди, ничего не видит, ничего не слышит, одно- рыбу хватат и на берег бросат.
Дед под шумок рыбку в мешок, и на утек…
Мужики тоже не сплоховали, сами себе по мешку рыбы накидали. Апосля, поспали возле водицы, поели ушицы и поехали по домам.
И дед Евсей рыбки мешок притащил, и всем рассказал, как ее ловил! Больше ехать не схотел, ноги старые пожалел!
А тот медведь по сей день рыбалит в реке, только вот где?

                «Башмак» гл 7
Вот ить жись какая,  в реке сом столетний плават, людей пугат, да никто его не паймат. Сидит дед на завалинке горюет, думку думат, как рыбищу споймать и в просак не попасть, а то ить всем селом лягуху по сей день вспоминают. Только сом не лягуха, просто так не споймаешь. Никак деду дома неймется, схватил старый башмак, натер его салом, может, схватит сом, а можа судак. Леской за дырку башмак привязал и по реке елозит, приманку свою возит. Рыбы собрались у башмака, ентой наживки не ели пока. Ловко шныряют сквозь зубья гвоздей, в салки играют без лишних затей.
Щука гоняет мелкий народ, только башмак на зуб не идет. Чуть покусала, хвостом помела, в пасть не идет, сома позвала. Сом притащился еле живой: «Мне в своем роде нужен покой! В омуте темном тихо лежу, и без обеда, верь, не хожу».
Щука ему говорит: «Только глянь. Глупый старик притащил каку дрянь! Надо нам вместях деда поймать и по реке его потаскать». Вот ить зараза какая хитра, чуть не споймала самого старика!
Сом и поддался, схватил башмака. Тащит  Евсея огромый сомяра, лодка виляет то влево, то  вправо.
Сом с башмаком деда долго катал, чуть не случился у деда удар. Странный, и старый, и славный рыбак, больше не клюнет на старый башмак ни у кого, кто в деревне живет, пусть веселится дружно народ!
Скоро состарился дед наш Евсей, рыбку ловил без всяких затей. Словит немножко и еле несет, старость тихонько за дедом идет.
С грустью на речку дед поглядит, может ушицей кто угостит? Вспомнит сверчков и синь небосвода, вот ить рыбачья у деда порода!
                Аквариум гл 8
Устала бабка от Евсеевой рыбалки! Чуть свет не заря, видали вы такого рыбаля? И хром, и слеп, на одно ухо глух, и плешивый совсем.
Отпустила как-то бабка Евсея по гостям- соседям, а сама поехала покупать в город аквариум.
Купила большой, залила его водой, и мелкую рыбешку запустила. Поглядит дед на рыбешку в аквариуме, можа рыбалка его б и отпустила, а то ить и в мороз и в жару на рыбалку дед плетется, и чего ему неймется? Сидел бы на завалинке, валял бы внукам валенки.
 Вот придет дед домой от соседев и у аквариума станет совсем другой!
Вошел дед в избу, а там аквариум стоит, литров сто воды в ем налито, почитай большое корыто, и рыбки мелкие мельтешат.
Обрадовался дед, откормлю- ка себе рыбки на обед, а как рыбки большими делаться зачнут, выловлю и вся тут! Кормит дед рыбок, улыбается, каши манной им варит, хлебцем бросается.
И бабка дедом довольна, видно нравится деду аквариумная охота, а о том и не сознает, дед рыбке подкормиться дает. И вовсе он рыбками не любуется, пасет, как цыплят на улице. Месяц пасет, и два, и три, из другой бы рыбы выросли караси кило этак на полтора, а рыбешка не растет, и песня вся!
А на улице пурга метет, у бабки рыбки на пересчет. Кажной рыбке имя дала. Чтой-то Аграфены нет, сбежать – то не могла. Стали рыбки у бабки пропадать. День и рыбки не видать. Может кошка словила и сожрала. Прогнала из дому котов, и караулить зачала.
А дед мелку удочку соорудил и рыбалит в аквариуме, по мере старческих сил. Только стал дедок подслеповат, на день ловли одной рыбешки его и хватат.
Смотрит бабулька, дед рыбку споймал, вынес во двор и коту отдал. И доволен старик, бабку-то обхитрил, хватило ума и евойных сил.
Успокоилась бабка, дед при делах, не на морозе рыбалит, а у себя в аквариумах. Купила мелочь речных карасей, пусть командоват имя дед Евсей! Не лягушек на посмешище в речке ловить, а в аквариуме воду мутить.
Половил так дед рыбку года полтора, на том песня его и кончилась и осталась бабка одна. И как память, на стене - Щучья голова.
Деда ребятишки веселого вспоминают, басни-сказки о ем слагают. Приносят бабке щурят, вместях ушицы  сварят и про деда погалдят.
Бабка о ершистом деде скучает и ребятишек всех привечает.
Сходит на речку поглядит и о Евсее старом погрустит…..


Рецензии
Какой интересный язык! Неподдельный, живой говор,
и стилистика - подлинно народная!
Просто лингвистическая сказка!
Очень понравилось!
С уважением,

Евгений Мищенко 2   12.01.2019 11:40     Заявить о нарушении
)))))Спасибо, что заглянули, а я очарована Вашим чувством юмора)))

Людмила Минина   12.01.2019 18:26   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.