Национальные вопросы

               
Не люблю я задевать эту довольно скользкую тему, приносящую столько в жизни неприятностей, касающуюся вопросов национальности. Однако, волей-неволей приходится на долгом жизненном пути  иногда всё же сталкиваться по тому или иному поводу с этим неприятным (для меня лично) национальным вопросом. Пусть часто не таким острым, когда приводит к межнациональным конфликтам, но иногда обсуждение этого весьма скользкого вопроса можно сравнить с бомбой замедленного действия. На каком-то этапе обсуждения, у кого-то из участников дискуссии, не выдерживают иногда нервы, даже по какому-то мелочному поводу. Тогда самый лучший вариант это мгновенно прекратить эту «взрывоопасную» дискуссию, перейти на какую-нибудь «бытовуху»,  во избежание «пожара».

А иногда, как это было в техникуме, приходится объяснять подрастающему поколению, что такое в наше время национальность и сколько их осталось, если можно так сказать, «чистых» национальностей. Не в своём каком-то заброшенном «ауле», а вообще по стране, где существует свобода перемещений и непрерывных контактов между людьми различных национальностей.

Приведу случай, который произошёл у меня в техникуме, и я пытался его «разрулить».

 Одного парнишку все в группе звали Армян, получая, как мне показалось, от этого обращения к нему общее удовольствие именно от произношения. Что-то этакое звучало в их обращении нарицательное. И так это всем нравилось, что звали его так по делу и не по делу. Просто им (нескольким сокурсникам) нравилось подчеркнуть свою принадлежность к другой, «более благородной» национальности. Хотя он-то, в общем, и не сильно был похож, в нашем обычном представлении, на армянина. Но, видимо, один из родителей у него всё-таки был армянской национальности, поэтому так и прицепилось к нему, где-то однажды произнесённое это слово, ставшее впоследствии «погонялом». Я совершенно уверен, если бы оба родителя были армянами, то его бы как раз и звали только по имени, а не по национальному признаку. Это было бы совсем не интересно: ну, зачем, к примеру, цыгана звать только цыганом?

   И вот однажды я поинтересовался у одного из наиболее активных «дразнильщиков» из «группы товарищей»:

- А  кто же ты, по-твоему?

Он выпрямился и с неподдельной гордостью ответил:

- Я – русский!

На что я рассказал, совсем немного вдаваясь в историю, так, совсем самым краешком:

- Давай для начала вспомним несколько всем известных случившихся на территории России исторических событий. Сначала татаро-монголы прошли всю Русь насквозь до самого Дуная и обратно. Потом французская «рать» дошла до самой Москвы, а вернулась другой дорогой. По их следам освободительная русская армия вслед за ними дошла до самого Парижа. Затем, спустя немного больше века, когда всё уже вроде бы «устаканилось» и перемешалось, немецко-фашистские полчища (опять же многонациональные: немцы, итальянцы, румыны и ещё кто-то не особо в большом количестве в составе немецких войск) дошли до Волги. А после всего этого, в ответ на нашествие, собравшись с силами, ещё более многонациональные, многочисленные Советские войска, прошли обратно по Европе от Волги и до Берлина. И если ты думаешь, что они по всему этому пути шествия только просто кричали: «Ура!» и больше ничего не делали, то ты глубоко заблуждаешься. Но, если ещё учесть, что в предках у нас финно-угры и шведы, которых звали Русы, то после всего этого, кто же ты сам, откуда родители и другие предки, какая у тебя настоящая национальность? А ко всему прочему Кубань Екатерина заселила запорожцами. А они где жили и кто были? Правильно, на Украине и были украинцами.

Конечно, в последнем своём аргументе я немного передёрнул факты: тогда это была не Украина, а Новороссия, то есть это название местности, принадлежащей России. Хотя вполне возможно, что там жили как раз в большинстве своём украинцы. Здесь уже я пошёл на «арапа».

После этой моей «тронной» речи он немного задумался, постоял с задумчивым видом, но только немного, хотя и не понятно о чём его посетили мысли, потому что крикнув: «Армян!» – он куда-то побежал. Тут я понял, что ему вся моя речь оказалась «до лампочки», так сказать, каждый из нас оказался «при своих интересах»: он – «русский», а я со своими доказательствами. Пусть и неопровержимыми.

Другой «национальный» случай, я бы сказал хохма, произошёл в «Спецморстрое», где я трудился на строительстве морских причалов в течении семи лет. Там у меня был хороший товарищ, коллега по работе Саша Саркисян, сам он, согласно фамилии, армянин. Так мне он шутку про армян очень смешную и интересную рассказал (не могу не уважать людей, которые могут так весело над собой шутить), поэтому вполне имею полное право её донести до «широких масс».

Однажды мы с ним что-то делали, и он, как бы невпопад, спросил у меня с серьёзным видом:

    - А ты знаешь, как армяне ботинки зашнуровывают? – Сказал он мне, на что, естественно, я отрицательно покачал головой в знак отрицания, одновременно заинтересовавшись данным вопросом, откуда мне такие тонкости знать, а любопытство – путь к познанию.

Он поставил одну ногу с ботинком на табуретку и начал зашнуровывать ботинок … на другой ноге, которая находился на полу.
При его высоком росте и хорошей гибкости, это выглядело очень просто и комично. Я впоследствии пытался повторить этот его шикарный трюк, рассказывая друзьям эту армянскую шутку, но к тому времени моя молодёжная гибкость меня уже давно покинула. Поэтому нужного эффекта моё исполнение этого трюка на окружающих совсем  не производило, весь эффект, производимый на слушателей, оказывался только на моих словах и в их воображении.

Теперь хочу рассказать случай, чтобы вынести на всеобщее рассмотрение  которого я долго и мучительно сомневался. Его можно рассказывать в определённых компаниях. Или рассказывать не совсем будет  корректно к затронутым чувствам некоторых национальностей. Но потом пораскинул мозгами (нет, не по асфальту) разок, другой и решил: я же, в общем-то, ничего абсолютно в диалоге этой истории с участвующими в ней людьми не придумал и не добавил от себя каких-то лишних слов. Буквально хочу этот диалог передать слово в слово. Только всего лишь пересказываю конкретный диалог, «перестрелку колкостями», правда, с национальными подоплёками, задевающими национальную гордость. Но это они, а не я!!! Поэтому, наверное, имею полное право рассказать о нём. Тем более «пострадавшая национальность» как раз всю эту «кашу и заварила».

На стадионе собирались свободные от работы мужики, а также просто любители карт, пришедшие «в гости», и играли в карты на небольшие, в общем-то, деньги, которые были по своему номиналу больше для азарта, чем для «навара», коротая тем самым время, получая одновременно удовольствие с адреналином вкупе. И рабочее тоже. Среди участников этих карточных «ристалищ» был и Аветис Ватульян, известный в городе человек, футболист, первый на то время и единственный мастер спорта по футболу в нашем городе. Национальную принадлежность, я думаю, уточнять не надо. А директором стадиона являлся мужчина, крымский татарин по национальности.  До их «бегства» в Крым у нас в городе, как близком, относительно, к Крыму, поселилась и довольно основательно, большая «колония» крымчаков или крымских татар.

Как раз директор подошёл  к играющим так, от нечего делать, всегда же интересно посмотреть на азартную игру. Но просто так ему смотреть игру показалось не интересно, он решил обозначить своё присутствие. Для этого нужен был хороший повод, и он его нашёл. Он решил всех повеселить шуткой, даже «подколом» одного из играющих. Этим объектом (ил субъектом) оказался «конкурент по национальности», как раз этот самый армянин Аветис Ватульян. Найдя в азартной игре минутную паузу во время сдачи карт, директор стадиона, пытаясь всех рассмешить, задал вопрос Ватульяну:

- Аветис, а, правду говорят люди или брешут, что армяне ишачек сношают?
На что последовал без тени смущения незамедлительный  искромётный ответ в тон вопроса от Ватульяна, у которого вообще редко было серьёзное выражение лица, всегда какое-то весёлое и добродушное:

- Конечно, правда, а иначе, откуда бы татары появились?

Можно сказать, сам директор и напросился на «комплимент», никто его из играющих не только не трогал, а многие даже и не заметили, как он к ним подошёл. Так что это тот самый случай, когда говорится, что  не рой яму другому …

Так бывает, что из-за, казалось бы пустяка, рождаются межнациональные конфликты.

Извините, конечно, за небольшую похабщину, но я, здесь ни при чём и, как не пытался более культурно этот момент «осветить», никак не получалось.


Рецензии