Наше отождествление с Иисусом в крещении

(Из конспекта проповеди, сказанной на берегу перед крещением)

Вступление
Одна из целей, с которой Иисус был крещен Иоанном Крестителем – это быть явленным Своему народу: «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю» (Ин.1:29-31).
Через крещение Иисус был явлен Израилю. Хочу, чтобы во время сегодняшнего крещения Иисус снова был явлен нам, чтобы мы вновь задумались о Нем, о наших отношениях с Ним, о том, что мы имеем в Нем. И кроме того, сегодняшнее крещение явит нам тех, кто присоединяется к поместной церкви. Посмотрите на них.

Важность понимания смысла крещения
В обществе, в котором мы живем, обычно принимают крещение, не особо задумываясь о его значении. Я испытал это на себе: меня покрестили в детстве, не объяснив мне о крещении ни-че-го. Слово «церковь» я расслышал неправильно и думал, что меня везут в цирк.
И это проблема не только нашего времени. Русский писатель Николай Лесков писал об этом в своем дневнике: «2-го марта 1845 года. Три года прошло без всякой перемены в жизни. Домик свой учреждал да занимался чтением отцов церкви и историков. Вывел два заключения, и оба желаю признавать ошибочными. Первое из них, что христианство на Руси еще не проповедано; а второе, что события повторяются и их можно предсказывать. О первом заключении говорил раз с довольно умным коллегой своим, отцом Николаем, и был удивлен, как он это внял и согласился. «Да, — сказал он, — сие бесспорно, что мы во Христа крестимся, но еще во Христа не облекаемся». Значит, не я один сие вижу, и другие видят, но отчего же им всем это смешно, а моя утроба сим до кровей возмущается».
Многое ли изменилось со времен Лескова? Если брать масштабы всей нашей страны и всего нашего общества, то, как мне кажется, не многое. Возможно, сегодня на берегу присутствуют гости, которые не очень понимают смысл происходящего, поэтому я попробую немного объяснить смысл крещения.

Три причины для принятия крещения
Некоторые люди спрашивают: «А почему я вообще должен принимать водное крещение?» Есть три причины для этого:
1) Это повеление или заповедь Иисуса для уверовавших. Иисус повелел Своим ученикам креститься и крестить. Уже одной этой причины достаточно, чтобы делать это. Для новообращенных это шаг послушания Христу. Евангелие от Матфея заканчивается следующими словами Иисуса: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф.28:19-20). В Евангелии от Марка эти слова переданы вот в какой форме: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мар.16:15-16).
2) В чем же смысл этого повеления, этой заповеди? В ветхозаветные времена человек входил в народ Божий через обрезание. В Новом Завете водное крещение – это вхождение в поместную церковь. В Послании к Колоссянам Павел сопоставляет эти два действа – обрезание и крещение: «В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых» (Кол.2:11-12). В книге Деяния Апостолов описано самое первое крещение после схождения Духа Святого: «Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч» (Дн.2:41). Присоединились к чему? К церкви. А как присоединились? Через принятие проповеди и крещение.
3) Кроме того, крещение является глубоким и содержательным образом. И истолкование этого образа не придумано современными проповедниками, о нем говорили апостолы. Крещение образно иллюстрирует наше богословие, выделяя в нем пункты, важные для нашего спасения – смерть и воскресение Иисуса. Об этом последнем значении водного крещения я хотел бы сегодня говорить подробнее.

Крещение – образ погребения
Павел писал: «Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим.6:3-4).
Из этих слов становится ясно, что крещение указывает на что-то, что происходит не с нашим телом, но на внутренний, глубокий процесс, который Павел сравнивает со смертью и погребением. Он показывает, что как в могилу опускается мертвое тело, так и в воды крещения опускается тело человека, свидетельствующего о смерти для этого мира; как мертвое тело при погребении полностью покрывается землей, так и умерший для этого мира полностью покрывается водой.
Во время погребения не бывает, чтобы мертвое тело было лишь немного припорошено землей, но его полностью покрывают толстым слоем земли. Подобным образом и во время крещения мы не совершаем кропление или обливание кружкой воды.
В конце девяностых годов, когда я начал ходить на молодежные разборы Библии на улице Вербовой, на них разбиралось послание Римлянам. И я запомнил, как кто-то рассказал такую историческую деталь. В древности к убийце привязывали тело убитого им человека, и он должен был ходить с ним, есть с ним, спать с ним, работать с ним. Это было частью наказания.
Мы все неохотно ходим на похороны, но представляю, с какой радостью тот убийца отправился бы на похороны тела, привязанного к его спине. Скорее всего, после этих похорон он продолжал потом нести наказание, но уже в другой форме, а освободиться от этого бремени, от этого запаха и всех сопутствующих неудобств – уже такое облегчение!
При обращении к Богу – не здесь на берегу, а раньше, в момент возрождения и начала преображения души – происходит распятие нашей ветхой природы. Мы погружаемся в смерть Иисуса. Происходит наше соединение с Иисусом Христом, и при этом обязательный элемент – наше погребение в Его смерть.
Умирать – больно и мучительно, и почти всегда обращение человека к Богу сопровождает непростой процесс сокрушения, отказа от греховного образа жизни, принятие решения жить не для себя. Это и есть наше умирание, о котором говорит Павел. Погружение в смерть Христову. Крещение – это внешний образ всего этого, это иллюстрация того, что происходит в духовном мире.

Крещение – образ соединения с Иисусом
Мне кажется важной такая деталь – во время этой болезненной ломки и преображения внутреннего мира человек не одинок. В каком смысле – сейчас объясню. Предлагаю повнимательнее рассмотреть картину крещения Иисуса Христа.
Вспомним о действующих лицах: это 1) Иоанн Креститель, 2) Иисус, 3) люди, которые крестились, искренно исповедуя свои грехи, 4) фарисеи. Обычно, слушая проповедь, мы остаемся зрителями этой истории, этой картины крещения Иисуса. Но давайте задумаемся: где же на ней мы?
Мы, конечно же, ассоциируем себя с теми, кто пришел к Иоанну с раскаянием (вряд ли кто-то ассоциирует себя с фарисеями, пытавшимися подловить Иоанна на чем-нибудь). Но на самом деле Бог приготовил для нас лучшее место на этой картине.
В послании к Галатам мы читаем такие слова: «Все вы – сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал.3:26-27). Вот оно! Оказывается, на самом деле наше место – во Христе!
Конечно же, эти слова вызывают некое отторжение: может, это как-то не серьезно сказано, может просто теоретически, в общем? Это ведь Иисусу было сказано, что Он – Сын Божий, но мы-то там как можем оказаться? Какой из меня – грешника – может получиться сын Божий?
Но как бы ни противился наш разум, Писание говорит, что Бог приготовил для нас лучшее место. Он готов нас назвать Своими сынами. Приняв крещение, мы в первую очередь не в церковь облеклись, мы, прежде всего, облеклись во Христа.
Вот совершенный Божий Сын принимает от Иоанна крещение. И Бог Отец говорит Ему: «Ты Сын Мой возлюбленный». А мы – во Христе и, пребывая в Нем, мы слышим голос Отца: «Ты – Мой возлюбленный сын». И этот голос, обращенный к Иисусу, становится обращенным и к нам. И все, что относится ко Христу, начинает относиться к нам. В Нем мы наследники всего.

Связь умирания для себя и обновленной жизни
Скорее всего, на протяжении сегодняшнего дня крещаемые услышат много пожеланий, в числе которых будут призывы держаться Христа, быть верными Ему, хранить белизну подаренных Им одежд. Помните, крещение сравнивается Павлом со смертью и воскресением Христа? Хранить чистоту и быть верным Богу – это все жизнь воскресения. Не будем забывать порядка: сначала смерть, потом воскресение.
И если когда-то у вас случатся проблемы с победной жизнью, с сохранением святости и возрастанием в ней, возвращайтесь к началу. Если плоть восстает из могилы, сходит с креста, на котором она была распята – то нет других способов победить ее, кроме как снова отправить туда же.
Вспоминайте регулярно о начале своей христианской жизни: о сокрушении в грехе, о покаянии, об умирании для себя. Смерть со Христом – ключ к воскресению со Христом.

Обновление понимания смысла крещения
Однажды после проповеди о крещении к проповеднику подошла одна христианка и сказала, что принимая крещение, она не имела должного наставления о его сути. Значит ли это, что оно недействительно? Проповедник спросил ее, было ли у нее сознательное обращение ко Христу. Она ответила утвердительно. Тогда он сказал ей: «Нередко вступающие в брак не представляют, какие блага и проблемы он с собой принесет. Однако в процессе жизни они постигают в полноте все его стороны. Но разве несовершенные представления о браке аннулируют его?  Так и с крещением. Оно должно быть сознательным настолько, насколько человек его может постичь. И если в процессе духовной жизни человеку открываются новые грани крещения, за это только следует благодарить Бога».
На мой сегодняшний взгляд, когда я вступал в брак – я очень слабо представлял себе, что я делаю, какой период жизни передо мной открывается, какие возможности передо мной появляются и какие обязанности у меня возникают, какие трудности меня ожидают. Плохо себе представлял, что такое вообще любовь. Но то, что я плохо это себе представлял, не аннулирует факта моего вступления в брак.

Заключение
Что-то похожее с нашим крещением и вообще с началом сознательной христианской жизни. Пусть Бог благословит всех уже принявших крещение более глубоким пониманием смысла сораспятия со Христом и воскресения с Ним, а тем, кто принимает крещение сегодня, даст услышать внутри себя свидетельство Духа Святого: «Ты сын Мой любимый, ты Моя любимая дочь, в котором или в которой Мое благоволение, который или которая мне очень-очень нравится».

Проповедовал 06.08.2017


Рецензии