Wild Country

Уже не надеюсь, что книга о Радио будет дописана и систематизирована раньше пенсии, поскольку материалов хватит на миллиард печатных знаков :) А просто - выкладываю тут некоторые воспоминания за эти 17 лет (1994 - 2011).


***


Программа Wild Country была навязана мне в качестве обузы. Именно так: не вижу смысла смягчать воспоминания задним числом. Вечера во вторник, среду и воскресенье были совершенно особенными, и каждый раз - как впервые. На время эфиров Мир оставался покурить за дверью студии :) Футбол, Рок-Архив и интеллектуальная викторина. А теперь (по четвергам) мне зачем-то требовалось крутить в эфире ковбойскую романтику американской глубинки.

Фраза "Я люблю Америку" является оксюмороном. Какую именно? Мне нравились космополитичные Нью-Йорк и Вашингтон, интеллектуально-артистический штат Калифорния. Но никакого отношения к глубинке эти три центра практически не имели - в столицах и провинции текли параллельные жизни. Американцы из глубинки, "рэднеки", как их именуют в Нью-Йорке  - самодовольные обыватели и культурные шовинисты с анекдотично узким кругозором. А перспектива раз в неделю врубать в эфир их народную романтику о разбитом сердце ковбоя, вытирающего скупую мужскую слезу посреди кактусов Аризоны - простите, эта перспектива меня никак не прельщала. 

Но у программы был спонсор. К тому же, во второй половине 90-х РСМ активно сотрудничало с Голосом Америки - первые в истории самарского вещания прямые радиомосты, компакт-диски и передачи, еженедельно присылаемые в записи. Так что, деваться некуда: меня поженили насильно, оставалось отыскивать позитив.

В радиомосте о музыке кантри ведущий Билл Скэндвич поведал мне историю о том, как в 1974 году Пол и Линда Маккартни прилетели в одно из взаимно любимых мест их музыкального паломничества - Нэшвилл, штат Тэнэсси. Тут еженедельно воскресал Элвис (его обязательно видели где-нибудь), что служило для меня поводом к бесконечной иронии. Так вот, невзирая на прибытие Маккартни в мекку кантри-рока и запись сингла в данном жанре, ни одна из радиостанций Нэшвилла не пригласила его в свой эфир, потому что он "неформатен" - вне зависимости от личных регалий.

Я уже почти открыл рот, чтобы сказать начистоту - что именно я думаю о культурном (точнее - некультурном) самодовольном шовинизме всех этих кантри-рокеров. Остановило то, что вещание шло не только на Область, но и всю русскоговорящую аудиторию Голоса Америки. Сделав кривое лицо, тактично ушёл на иную тему. Билл (совершенно не разбирающийся в русской интонации) решил, что я согласен с ним и спорить не о чем :)

Первый эфир программы прошёл на скучающем автопилоте - как я это называл. Однообразный скрежет гитар с характерной аранжировкой и безумно плоские тексты - о ковбоях, ранчо, породистых скакунах, плохих шерифах и красивом закате в Тэнэсси. Много позже, изучив всю музыкальную библиотеку, присланную нашими американскими партнёрами, я осознал, что в тот вечер осенью 1996-го "по наитию" выбрал едва ли не худшие образцы кантри-рока.

По творческой части без помощи коллег Голоса Америки программа была бы мертва. Но Билл Скэндвич (американец, выучивший русский язык) и замечательная Жанна Владимирская (эмигрантка из Союза волны 70-х) присылали рассказы о звёздах кантри-рока. Посему, беззлобное интровертское ворчание продолжалось недолго :) И уже вскоре я приятно вздрогнул от имён Линн Андерсон, Долли Паттон, Сюзи Богасс, Шэнайи Твэйн, Алана Джексона, Трэйси Лауренса, не говоря уж о легендах - Джонни Кэше и Чете Аткинсе.

Эта музыка оказалась не лучше и не хуже иной. Но она была... очень атмосферной - вероятно, самое точное слово. Уходя корнями в истории первых европейских переселенцев в Новом Свете, кантри-рок (в синтезе с местным фольклором) поведал о радостях и горестях простых американцев, осваивающих иные земли с надеждой о простом и всем понятном земном счастье. Но его язык (в лучших образцах) был, тем не менее, универсален. Потому что когда я слушал, к примеру, Долли Паттон, то осознавал: я бы прекрасно понял, что именно она хочет сказать и без знаний в английском. 

Сегодня я благодарен коллегам Голоса Америки, что этот пласт музыкальной культуры не прошёл мимо меня. Оттого и поделюсь с читателем собственным хит-парадом песен минувшего века, которые и поныне любимы мной больше любого из вестернов Клинта Иствуда...


***


PS
Country-Rock. Стоит послушать.


Rose Garden (Lynne Anderson, 1970)

Here you come again (Dolly Parton, 1977)

Blue Moon of Kentucky (Paul McCartney, 1991)

No Way Out (Suzy Boguss, 1994)

Riding Alone (Rednex, 1995)

Tall, Tall Trees (Alan Jackson, 1995)

Time Marches On (Tracy Lawrence, 1996)

Forever and for Always (Shania Twain, 1997)

Bigger than The Beatles (Joe Diffie, 1998)


Я привёл лишь несколько любимейших (из трёх десятков) песен данного жанра. Тот, кто пожелает - легко оттолкнётся от них (в век доступности всякой музыки) и составит собственный уникальный хит-парад.


Рецензии