Hi Hat

Журнал о музыкальных клубах и традициях Санкт-Петербурга

В отличии от западной индустрии издания музыкальных журналов, обладающей столетними традициями, в России до сих пор отсутствует сложившийся рынок печатной продукции этого рода. В США, например, выпускается несколько сотен журналов как для музыкантов, так и для всех проявляющих интерес к музыке. Среди ник - десятки изданий, освещающих джазовые традиции, специальные журналы, посвящённые блюзу, латино-американской и афро-американской музыкальной культуре, журналы для гитаристов, клавишников и т.д. Кроме того, почти в каждом городе существуют издания, освещающие музыкальные события и тенденции развития стилей, направлений в музыке. Как правило местом, где происходит большая часть этих событий, где музыканты имеют возможность общаться между собой и обмениваться творческой энергией с публикой, являются клубы - своеобразные лаборатории музыкальной культуры. В нашей стране ввиду длительного запрета на свободное творчество не сложилось традиций общения представителей искусства и аудитории, как в клубах, так и посредством периодической печати. Выпускаемые сегодня журналы, посвящённые миру развлечений и молодёжной культуре, крайне не многочисленны и односторонни по содержанию. Темы, затрагиваемые их авторами, рассчитаны лишь для молодого читателя, интересующегося популярной, танцевальной музыкой и посещающего рэйв-тусовки. Например журналы "ОМ", "Птюч" и их аналоги приобрели соответствующий стиль ( во многом благодаря качественной полиграфии и дизайну) и занимают определённую нишу в сфере литературы о развлечениях. Питерский журнал "Рок-Фуз" также интересен для узкого круга читателей, слушающих русский рок. Более универсален московский музыкальный журнал "Music Box", не совсем чётко определившийся в своей концепции и, к сожалению, распространяемый только в столице. Таким образом, ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге не существует издания, посвящённого общим проблемам развития традиций исполнения музыки ставших классическими стилей - джаза, рока, блюза, фольклора и т.д., а также становления клубной культуры. Выпускаемый в Москве журнал "Не спать!" претендует на роль лишь путеводителя по клубам. Музыкальные события в петербургских клубах практически не освещаются и не анализируются в печати.
Создаваемый журнал "Hi-Hat" будет посвящён тенденциям развития музыкальной, в том числе клубной культуры в Петербурге. Его авторы не ограничиваются рамками определённых стилей ( джаза, рока, кантри и т.д.) придерживаясь единственного принципа - профессионализма. В то же время "Hi-Hat" - журнал не только для музыкантов. Его название весьма символично "Hi-Hat" - это музыкальный инструмент, входящий в ударную установку и играющий роль метронома при исполнении музыки разных стилей. У человека, не посвящённого в тайны музыкального исполнительства "Hi-Hat" может вызвать самые разные ассоциации. Во всяком случае этот журнал будет доступен любому человеку, интересующемуся музыкальной культурой. В нём он найдёт и познавательные материалы, и профессиональный, но в то же время, раскрепощённый анализ музыкальных событий, и информацию о деятельности клубов. Аналогичных или по крайней мере схожих по концепции в России журналов, в частности в Петербурге, нет. "Hi-Hat" призван удовлетворить потребность значительной части населения, интересующейся культурными событиями города, рассказать о мировой истории музыкальных традиций, знакомить с лучшими Питерскими музыкантами, развивающими эти традиции в Петербурге.
Новый журнал сегодня не имеет аналогов и, следовательно, конкурентов в Петербурге. Информация о клубной деятельности в городе публикуется некоторыми газетами, а также бесплатным изданием "Путеводитель развлечений", производимой на копировальной технике тиражом в 300 экземпляров. Журнал "Рок-Фуз" придерживается совершенно отличной от предлагаемой "Hi-Hat" концепции. Он весьма замкнут на специфике Питерского рока и поэтому перестаёт удовлетворять потребностям читателей, ориентирующихся на мировой музыкальный уровень. Его дизайн и полиграфия не отличается оригинальностью. О не престижности журнала свидетельствует тот факт, что его очень непросто найти в продаже. Кроме того, ведущие журналисты "Рок-Фуза" уходят в другие издания. Таким образом, новое издание "Hi-Hat" претендует на то, чтобы занять своё особое место на рынке печатной продукции.
Потенциальным читателем журнала может быть как молодой человек, интересующийся "хорошей" музыкой и желающий узнать о стилях и традициях в мире, так и знаток джаза, рока, блюза и т.д., испытывающий потребность в "собеседнике". Возрастных рамок для журнала подобной концепции практически не существует. В то же время, "Hi-Hat" - не развлекательное издание, и для достижения взаимопонимания читатель должен обладать минимальной культурой восприятия информации. Это является единственным ограничением рынка создаваемой продукции. Разумеется, потенциальными покупателями журнала станут посетители музыкальных клубов Петербурга, через которые, в частности, предполагается  распространять журнал. Общее число клубов в городе - более 20 (включая танцевальные), каждый из них ежедневно посещает от 20 до 100 человек. Причём сеть клубов в Петербурге постоянно растёт, следовательно, всё больше людей вовлекается в сферу музыки.
Идея создания журнала возникла около 5 лет назад. В то время жизнь питерских клубов и музыкантов была ещё более хаотичной и беспорядочной, чем сегодня. С тех пор многое уже сделано, появились ассоциации и организации, поддерживающие клубную деятельность. Однако, информационная сеть, печатный орган, осуществляющий связь между клубами и ориентирующий аудиторию в разнообразии стилей и направлений, представленных в Петербурге, не были созданы. В 1996 г. известный музыкант и композитор Валерий Белинов предложил реализовать идею о необходимости существования подобного журнала. Вскоре сложился коллектив людей, заинтересовавшихся данным проектом. В течении месяца была разработана концепция журнала, собран материал для первого номера ( интервью с известными музыкантами - В. Шафрановым, Х. Майером, А. Герасимовым, А. Шилклопером, концептуальные статьи из рубрики "Тема", очерки о клубах "OLBI-JAZZ" и "ART-CLINIC", рецензии на новые компакт-диски и состоявшиеся концерты, рассказы курьеров о жизни музыкальных клубов в Германии и Чехии и др.) Обсуждение тем и содержания журнала происходило в помещении "OLBI-JAZZ" - клуба, поддерживающего идею его создателей.
В состав редакции вошли профессионалы. Валерий Белинов - автор проекта - известен, как композитор, гитарист, вокалист и аранжировщик не только в Петербурге, но и в Москве, в Риге, в других городах, где он выступал со своими концертами джазовой музыки. Сейчас В.Белинов постоянно выступает в "JAZZ PHILHARMONIC HALL",  "OLBI-JAZZ - CLUB", сотрудничает с крупнейшими музыкантами мира - Д. Голощёкиным, А. Герасимовым и многими другими. Ближайшими единомышленниками В. Белинова стал художник Дмитрий Шарапов - автор дизайна клуба "OLBI-JAZZ", сотрудничающий с "JAZZ PHILHARMONIC HALL", выставочным комплексом "LEN-EXPO" и знаток музыкальной культуры. Идея журнала была поддержана известнейшим музыкальным критиком Вадимом Юрченковым, печатающим свои статьи в зарубежных музыкальных изданиях (Н-р, "JAZZ TIMES"). Экспертом по вопросам рок-культуры является Эдуард Нестеренко - музыкант группы "Петля Нестерова" пишущий для "Рок-Фуза". Отдел рецензий и обзоров CD ведёт А.Чмутин, работающий в сфере распространения музыкальной продукции и обладающий безупречным музыкальным вкусом. Журналисты Я. Сенкова, Р. Алексеев, Н. Карху, недавно окончившие Университет, только начинают свою профессиональную деятельность. Литературный редактор Е. Правилова уже приобрела опыт работы в издательстве "Дмитрий Буланин", участвовала в подготовке изданий Российской Академии Наук. Фотограф В. Ширеев несколько лет работает с музыкантами, оформляя буклеты и прочую печатную продукцию. С. Токарев является специалистом в работе с чёрно-белой фотографией, его работы выдержаны в стиле, соответствующем идее журнала.
Идея создания журнала, его концепция заинтересовала таких известнейших деятелей культуры, как Д. Голощёкин, В. Феертаг, Н. Лейтес( президент старейшего джазового клуба "Квадрат"), согласившихся сотрудничать и поддерживать издание. Среди организаций, поддержавших журнал - ассоциация "Интер-Джаз", Ассоциация Новой Музыки, а также комитет по делам молодёжи мэрии Санкт-Петербурга в лице его председателя В.В. Сапожникова.
Несомненным достоинством коллектива редакции и сотрудничающих с ним лиц является то, что они предсталяют разные поколения - от 20 до 60 летних. Таким образом, не возраст, а сфера интересов и культурный уровень объединяют его создателей и потенциальных читателей.
Решения, касающиеся концепции журнала и его содержания, принимаются коллегиально - всем коллективом редакции. Сбор и подготовка материалов производится журналистами, посещающими концерты, записывающими интервью с музыкантами при участии других членов редакции. Музыканты и композиторы, выступающие в клубах ( н-р, А.Кондаков, Г. Багиров, А Машин и др.) также предлагают свои статьи, очерки и уроки игры на инструментах для рубрики "Клиника". Идейным вдохновителем редакции является автор проекта В.Белинов. Собранный материал редактируется литературным редактором. По согласованию с издателем в соответствии с имеющейся практикой будет определена дальнейшая система контроля качества корректуры, полиграфии и конечной продукции.
Правилова Екатерина
Шарапов Дмитрий


Рецензии