Голубая Надежда. Корень Зла ч. 19

Ценная бандероль стоимостью в один доллар
Blue Hope/Голубая Надежда
 Корень Зла
Бриллиантовые королевы
 
Личное дело Лидии Руслановой
 
В мире, полном ненависти, нужно уметь надеяться.
В мире полном зла, нужно уметь прощать.
В мире, полном отчаяния, нужно уметь мечтать.
В мире, полном сомнений, нужно уметь верить.
(Майкл Джексон)
 
   Судьба Лидии Руслановой   в чём-то сходна с судьбой ещё одного великого русского певца - Фёдора Шаляпина: оба из простой семьи, поднялись на вершину славы из  низов дореволюционного общества благодаря мощному обаянию, крестьянской настойчивости и нечеловеческой работоспособности.
   Но если Шаляпин,  став "барином", не принял революцию и уехал за границу, то Лидия Андреевна навсегда осталась любимицей простого народа, даже несмотря на то, что о её немыслимых по тем временам богатствах в СССР ходили легенды, а после ареста в 1948 году её обвиняли в буржуазном разложении и антисоветской деятельности... Но за  песни "Синий платочек" и "Валенки" народ мог простить ей всё.
 
  Девочка из крестьянcкой семьи

     Лидия Андреевна родилась в крестьянской семье  27 октября 1900 года недалеко от Саратова, в селе Чернавка Сердобского уезда на берегу  великой русской реки Волги. Руслановой она стала не сразу.(1) Поначалу она была Агафьей Лейкиной. Дома её звали  Агаша.
    Семья была очень бедной. Отец  Андрей Маркелович работал грузчиком на пристани. Дядя Яша - брат отца -  был деревенской знаменитостью. "Самородок очень высокой пробы" - так впоследствии назвала его Лидия Русланова.
   Яша пел на деревенских праздниках, посиделках и свадьбах. Он знал много песен, но более всего слушатели ценили его "импровизации". Вместе с бабушкой, необыкновенной певуньей, маленькая Агаша ходила по свадьбам, слушала песни, сама подпевала.
- Я не помню, когда научилась петь, - позже рассказывала Лидия Андреевна.
  Пели тогда на деревне очень много: от утренней до вечерней зорьки,  на полевых работах и на гуляниях.
"Первая настоящая песня, которую я услышала, был плач, - вспоминала Русланова. - Отца моего в солдаты увозили. Бабушка цеплялась за телегу и голосила. Потом я часто забиралась к ней под бок и просила: "Повопи, баба, по тятьке". И она вопила: "На кого же ты нас, сокол ясный, покинул?..".
  Перефразируя некрасовские строки, заменив слово "стон" на слово "плач", что в принципе одно и то же, получится:
"Этот плач у нас песней зовётся!"
 Не зря бабушка убивалась. Вскоре пришло официальное известие:
"Лейкин Андрей Маркелович погиб на русско-японской войне".
   Пройдёт некоторое время и он вернётся. Но вернётся изменившимся до неузнаваемости, нищим инвалидом. Не открывая себя, будет стоять на паперти - крыльце перед входом в церковь
   Мать Лидии, Татьяна, так и не узнает об этом. Она осталась одна с тремя детьми, слепой свекровью и больным свёкром. Чтобы прокормиться женщина
вынуждена была устроиться на кирпичный завод в Саратов. Детей приютили родители отца, которые сами жили в бедности. Татьяна недолго работала на заводе. Выполняя тяжёлую работу,  она надорвалась и вернулась в деревню.
  Мать лежала больная, а Агаша расхаживала по русской печке и пела все песни подряд, какие знала - и деревенские, и городские.
  Начинала кокетливо, с шуткой:
"Говорят, что я кокетка,
Что любить я не хочу,
И видали, как нередко
Равнодушием плачу.
(А.Н.Андреев)
  Потом с чувством, продолжала:
Мне всё равно, страдать иль наслаждаться,
К страданьям я привыкла уж давно.
Готова плакать и смеяться
Мне всё равно!
Мне всё равно, сердечная награда,
Любовь забыта мной давно,
Меня не любят? И не надо!
Мне всё равно!
(Ф.Б.Миллер)
  Агаша представляла, что печь - это сцена и пела очень проникновенно:
Расстались гордо мы: ни словом, ни слезою
Я грусти признака не подала.
Мы разошлись навек...но если бы с тобою
Я встретиться могла!
Без слёз, без жалоб я склонилась пред судьбою.
Не знаю: сделав мне так много в жизни зла,
Любил ли ты меня...но если бы с тобою
Я встретиться могла!
(В.С.Курочкин)
  Девочку слушали и удивлялись:
"Вот бесёнок, какая памятливая".
  Вскоре мать  умерла. Заботы о семье легли на Агашу и на слепую бабушку. Они ходили по Саратову и окрестным деревням, пели и христарадничали (просили милостыню).  Девочка пела:
Пусть погаснут ночные светила.
Жизнь летит...а за жизнью могила,
А до ней люди нас разлучат..
Погоди! - люди спят, ангел милый!
Погоди! - ещё звёзды горят!
 (Н.П.Греков)
 А бабка причитала:
"Сироты, мамка их померла, а батя их за веру, царя и отечество кровь проливает... подайте копеечку".
    Выступления пользовались успехом. Уличную певунью приглашали даже в богатые купеческие дома. Вскоре умерла и бабушка. Агаше исполнилось к тому времени семь лет. Она  продолжала ходить с холщовой сумкой. Несмотря на печаль, Агаша пела  и веселила  народ частушками. Так всегда с ней было  в горе. Спустя годы, когда её репрессировали и она попала в лагеря, Лидия Алексеевна веселила товарок по несчастью. Но по заказу тюремного начальства никогда не пела.
  Хождение с сумой продолжалось почти год, пока на талантливую девочку не обратила внимание вдова чиновника, погибшего в Русско-японской войне. Пожалев сирот, она решила за свой счёт пристроить детей по приютам. На каждого писала прошение, ходила по инстанциям и добилась того, что все дети были пристроены.   А Агашу  устроила  в лучший в Саратове приют при  Киновийской церкви.
 Вдова заявила:
-  Имя и фамилия выдают  крестьянское происхождение девочки. Надо что-то звонкое и запоминающееся!
 Тогда и появилась фиктивная грамота с новой фамилией и новым именем. Только отчество не изменилось: Русланова Лидия Андреевна.
   В приюте для девочек, куда определили Лиду, уроки пения вёл регент местной церкви.
 "Да у тебя хороший голос", - похвалил он  её однажды и  определил в церковный хор.
Лида  стала солисткой. Со всего города люди собирались послушать Сироту.  А ещё её называли Ангелом. Её детский голосок был таким, будто сам ангел пел в церковном хоре.
  У  собора уже давно стоял солдат-инвалид  с Георгиевским крестом и никто, кроме Лидии, не знал, что это был её отец. Объявить себя  не мог - тогда бы детей выгнали из приютов, а прокормить их был не в состоянии - сам попрошайничал. В конце зимы он простудился, заболел воспалением лёгких и скончался в больнице для нищих.

Путь к славе

Что слава? Яркая зарплата
На ветхом рубище певца.
(А.С.Пушкин)
  После приюта Лиду отдали на мебельную фабрику.  Некоторое время она жила у дяди, работала на разных фабриках.
"За песни мне все помогали", - рассказывала Русланова.
   Она была подростком, когда началась Первая Мировая война. Начальник санитарного поезда взял Лидочку  в свою часть сестрой милосердия. Её голос действовал на раненых не хуже лекарства. Девочка пела и для  солдат, отправлявшихся на фронт.
  Её услышал преподаватель саратовской консерватории Михаил Медведев. Он взял Лидию Русланову в консерваторию и пророчил ей блестящее будущее:
- У тебя талант! Ты станешь ведущей оперной певицей!
  Русланова  верила в свои силы:
 -  Моя вся сила в непосредственности, в естественном чувстве, в единстве с тем миром, где родилась песня.
   Некоторые студентки закрывали носы и отворачивались от Лидочки, заявляя пренебрежительно:
- Фу! От тебя политурой пахнет! (2)
  А Лидия им отвечала:
- Вот я вам сейчас запою, и запахнет полем, цветами. Почувствуете как дует ветерок и услышите, как журчит ручеёк.
  Девчонки сначала смеялись, но потом убеждались в правоте слов "народной певички", как они её назвали.
В консерватории Русланова училась на протяжении двух лет, и в итоге решила, что будет исполнять народные песни.
- Наконец  я поняла, что академической певицей мне не быть.  Мой истинный путь - народная песня, в которой боль и удаль русской души!
  Первый официальный концерт Руслановой состоялся  сцене Саратовского оперного театра перед  депутатами, прибывшими на Совет рабочих и солдатских депутатов.
Большинство  пришли с фронта и слушали затаив дыхание. Никого другого так не слушали.
Русланова спела  всё, что знала, а публика не расходилась.
 - Что делать? - спросила Лидия.
 - Начинай всё сызнова, - закричали  солдаты.
"Успех вызывает зависть. Это ранит, когда тебя не понимают. И вне зависимости от того, как бы ты ни пытался добиться понимания, все равно найдутся те, кто будет тебя осуждать"
(Майкл Джексон)
  В  17 лет Русланова была уже опытной артисткой, не боялась ни сцены, ни публики.  Своим пением она заслужила всеобщую любовь.
 В 1917 году Лидия Русланова вышла замуж за интенданта Виталия Степанова лет тридцати пяти, "из благородных". В мае 1917 у неё родился сын, но он умер не прожив и месяца. Ему даже имя не успели дать.
  О Степанове сведений не сохранилось. Лидия Андреевна прожила с ним около двух лет и рассталась в 1918 году.   
   Потом  была Октябрьская  революция.  Русланова ездила с гастролями по всей стране. Гражданская война застала   в Ростове на Дону. Господь берег Русланову, словно крылья над ней раскрыл, защищающие от шальных  пуль и злых людей.  Красноармейцы боготворили её. Каждую песню принимали на бис.
 В 1921 году Лидия Андреевна переехала в Москву. Началась жизнь профессиональной певицы. Бесконечные концерты, гастроли, выступления по радио. Популярность была феноменальной. Её голос было невозможно забыть. Красивый и сильный, широкого диапазона.  Он вызывал удивительные чувства. Кому-то она напоминала сестру, а кому-то и мать.
"Красивые птицы поют хуже других. То же относится к людям. В вычурном стиле не стоит искать глубокую мысль"
(Георг Лихтенберг)
   Была ли Русланова красавицей? Строго говоря, нет. Но она создала свой стиль не только в одежде, но и в исполнении народных песен, который собирала всю жизнь.
"Красота - как драгоценный камень: чем она проще, тем драгоценнее"
 (Фрэнсис Бэкон)
   Но  была  в Лидии Руслановой особенная стать. Выходила на сцену стремительно. Когда пела, она широко заносила руку, в этом жесте были и широта души, и удаль.
  "Все женщины красивы, независимо от их взглядов. Просто нужно прикоснуться к их душе с уважением и признательностью за их внутреннюю красоту, и вы с радостью будете вознаграждены"
(из Интернета)
   Лидия некоторое время жила в Бердичеве, Могилеве, Киеве. В 1919 году Русланова переехала в Винницу, где познакомилась с сотрудником ВЧК  Наумом Науминым, с которым прожила 10 лет.
"Много есть людей с красивой внешностью, которым, однако, нечем похвастаться внутри"
 (Купер Джеймс Фенимор)
   В 1923 году в Ростове-на-Дону Русланова дебютировала в качестве эстрадной певицы. Первый концерт прошёл с огромным успехом. Ещё не забылись годы Гражданской войны и Русланова пела самую популярную песню тех лет "По долинам и по взгорьям".  Русланова была замечена на профессиональной эстрадной сцене и уже в следующем 1924 году приглашена солисткой в Центральный дом Красной Армии.
   На сцену Лидия Русланова выходила в крестьянской одежде - нарядной панёве, душегрейке и в лаптях, позже их сменят сапожки.(3)  Волосы скрывал платок. Мать была из народности эрзя  (древний народ финно-угорского происхождения, этническая группа мордвы). Певица отдавала предпочтение народному костюму. 
  В 20-е годы окончательно сформировался её стиль  поведения на сцене,  в исполнении песен, тщательного подбореа концертных костюмов. В театрально-сценической коллекции, которую Русланова собирала на протяжении всей жизни, было множество ярко вышитых, красочных сарафанов, плисовых душегреек, цветастых платков и шалей. 
  Концерты обычно завершались "Саратовскими страданиями", после чего Русланова величественно кланялась земным поклоном, и степенно удалялась.Не зря  её называли в то время "Саратовской птицей".
 У Руслановой не было даже среднего образования, а её занятия в консерватории были непостоянны и беспорядочны - она брала уроки пения, но профессионально голос ей никто не ставил. Тем не менее, певица добилась такого уровня мастерства, какой не снился многим "академическим" артистам.
     В 1929 году певица познакомилась с артистом "Москонцерта", известным конферансье Михаилом Гаркави,  вскоре  они поженились. Внешне Гаркави не очень красив, с излишним весом (120 кг), но был очень остроумным, эрудированным и  жизнерадостным человеком. Среди артистов пользовался большим авторитетом,  что очень помогло Руслановой . Её популярность быстро набирала силу. Она начала гастролировать, и вскоре ё песни знали и пели все.   
   Шаляпин  однажды услышал Русланову  по радио, писал своему конферансье: "Опиши мне эту русскую бабу... Она так пела, что у меня мурашки по спине... Поклонись ей от меня`" .
А о таланте писал так:
"Я вообще не верю в одну единственную силу таланта без упорной работы. Выдохнется без неё самый большой талант, как заглохнет в пустыне родник, не пробивая себе дорогу через пески"
(Фёдор Шаляпин)
   Подлинная всенародная слава пришла к Руслановой во время Великой Отечественной войны. Страшной осенью 1941 года Русланова приняла боевое крещение: во время её выступления под Ельней на наши позиции внезапно налетели "Мессершмиты", но певица даже не думала прятаться. Она продолжала петь на импровизированной сцене:
Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег на крутой.
 
Выходила, песню заводила
Про степного сизого орла,
Про того, которого любила,
Про того, чьи письма берегла.
  Уже появились "Катюши" - так  ласково солдаты  назвали батарею  полевой реактивной артиллерии. Эти ракетные установки впервые  были применены в  боевых условиях для поддержки обороняющихся частей Красной Армии при обстреле вражеских войск и техники в городе Рудня 14 июля 1941 года. Через два дня, 16 июля "Катюши" показали высокую эффективность при уничтожении неэвакуированных советских эшелонов на железнодорожном узле города Орша.
   7 октября 1941 года капитан Флёров, командир  первой в РККА отдельной экспериментальной батареи реактивной артиллерии, находясь в окружении и будучи тяжело раненым, взорвал себя вместе с головной пусковой установкой.(4)
  Несмотря на грохот, Русланова продолжала петь ещё громче:
Ой, ты, песня, песенка девичья,
Ты лети за ясным солнцем вслед
И бойцу на дальнем пограничье
От Катюши передай привет.
 
Пусть он вспомнит девушку простую,
Пусть услышит, как она поет,
Пусть он землю бережет родную,
А любовь Катюша сбережет.
   Вдохновлённые примером певицы и  смелой женщины, бойцы открыли огонь и вынудили врага отступить.
   На средства, заработанные во время предвоенных гастролей, Русланова приобрела две батареи "Катюш", которые были отправлены на Первый Белорусский фронт.
  Как-то раз Русланову попросили навестить в госпитале тяжело раненого разведчика.
- Мама, мама! -  бредил он,  часто впадая в забытье.
   Лидия Андреевна, взяв за руку, запела волжскую колыбельную.   Полночи просидела у его изголовья  и тихонько пела ему песни. Наконец зашёл хирург, и на вопросительный взгляд Руслановой ответил:
- Случай безнадежный, но попробуем... В операционную!
 Каково же было удивление певицы, когда   через полгода на другом участке фронта, едва она начала петь, как к ней бросился солдат с Золотой звездой на гимнастерке и закричал:
"Мама! Мама! Я узнал вас! Я помню, что вы мне пели, когда я умирал".
  Через несколько месяцев Русланова снова встретилась с этим солдатом, тяжело раненным, и снова ему пела, и опять его, холодеющего, унесли. А уже в Берлине после концерта пробрался к ней офицер, вся грудь в орденах, и в нём она узнала  дважды спасённого её песнями солдата.
  Она взяла его за руку и громко сказала:
"Смотрите! Вот русский солдат! Умирая, он верил в победу! Он дошел до Берлина! Он победил!"
   После войны они долго переписывались. Лидия Андреевна называла солдата "сынком".
    Летом 1942 года после одного из концертов на передовой к Руслановой подошёл генерал Владимир Викторович Крюков.(5)
-  Лидия Андреевна! Вам от меня подарок. Нашёл на складе.
И протянул ей старинные туфли на французском каблуке.Это было так неожиданно.
- Но я была покорена и подарком, и вниманием, - признавалалась потом Лидия Андреевна.
- Пока на позиции затишье, изволите, прогуляться? -  предложил Крюков.
 Русланова не  могла отказаться. Они шли и разговаривали. Неожиданно Крюков остановился, прервав беседу, прислушался.
-  Где-то плачет ребенок!
 Действительно,  стояла такая тишина, что  за линией фронта слышался в плач ребенка.
- У меня дочка в Ташкенте, - проговорил генерал мягким голосом, - одна, совсем маленькая. Так тоскую по ней.
   Русланову поразил тон, каким это было сказано. И неожиданно для самой себя она произнесла:
- Я выхожу за вас замуж.
  Это был четвёртый и последний брак певицы. Русланова нашла время, съездила в Ташкент и забрала пятилетнюю  Маргариту. Она стала для неё  родной матерью. 
"Мама" - это  синоним слова "любовь"
(Эрнест  Легуве)
   Девочка называла Лидию Андреевну мамой.  Когда она выросла, то рассказывала:
"Она принесла в мою жизнь ощущение праздника! Они с отцом были яркой парой. Мама умела подать себя так, что производила на всех впечатление высокой, статной женщины с царственной осанкой. А в отце было настоящее мужское начало. Дом наш всегда был полон гостей. Мама была прекрасной рассказчицей, придумывала смешные шарады, подарки, розыгрыши. Да и пироги у нас были самые вкусные - мама сама пекла".
 Концерт в Берлине
    Весной 1945 года Лидия Русланова вместе с наступающей армией прибыла в ещё не освобождённый от гитлеровских войск Берлин. Один офицер, увидев её на улице, закричал:
- Куда идёшь?! Ложись: убьют!
  А Русланова посмотрела на него и  с улыбкой ответила:
- Да где это видано, чтобы Русская Песня врагу кланялась!
  Эти слова стали крылатым  выражением.
 "Всё можно пережить, если подобрать нужную песню"
(Курт Кобейн)
  Концерт у стен поверженного Рейхстага в мае  1945 года  стал триумфальным для Руслановой.  Эту запись транслировали по всему миру. Русланова выступала вместе с казачьим ансамблем песни и пляски Михаила Туганова. Наверное, никого из артистов так не ждали в тот день, как её. Никого так не встречали. Никому не аплодировали так искренне. Появление  Руслановой означало для всех, что война кончилась. Победа!
  Концерт продолжался до поздней ночи.  Солдаты-герои, на груди  которых было  тесно от наград, плакали не стыдясь. И заказывали, заказывали свои песни - кто сибирские, кто про Волгу-матушку …
 Больше всего просили:
- Исполните знаменитые "Валенки"!
- "Валенки"!
- Просим "Валенки"!
И вот Русланова объявила:
 - А сейчас "Валенки", не подшиты, стареньки, которые до самого Берлина дошагали!
  Георгий Жуков (6) снял со своей груди орден и вручил его Руслановой. Позже подписал приказ. После концерта певица углём поставила свою подпись на колонне рейхстага рядом с фамилиями русских солдат.
   Великая Отечественная война стала вершиной популярности Лидии Руслановой. Всего на фронтах она дала более 1 120 концертов. 24 августа 1945 года Георгий Жуков подписал приказ № 109/н: "За успешное выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленное мужество, за активную личную помощь в деле вооружения Красной Армии новейшими техническими средствами наградить орденом Отечественной войны I степени Русланову Лидию Андреевну".(7)

Нина Русланова

   В конце зимы 1945/1946 года в городе Богодухове  Харьковской области была найдена двухмесячная девочка, определённая в детский дом.Это была будущая актриса Нина Русланова. Фамилию Русланова дала ей инспектор детских домов Харьковской области  в честь певицы Лидии Руслановой. Сама Нина  фамилию не выбирала, впрочем, как и отчество Ивановна, которое ей дали в детдоме. (8)
   Это уже потом Нине  стало нравиться, как поёт   певица Лидия Русланова. Её артистический дар и  талант  передался ей  по жизни.
  Страсть к коллекционированию
    После войны Лидия Русланова и Крюков жили роскошно. Как и до войны, Русланова продолжала коллекционировать старинные картины и антиквариат. Страстью  к  коллекционированию её  "заразил" Гаркави. Любила Лидия Андреевна драгоценности, красивые и дорогие вещи.
 Жили Русланова с Крюковым в переулке рядом с Домом литераторов. Дом - настоящий  музей!  Было очень много картин  красивая добротная  мебель. На диване лежало покрывало из чернобурок. Картин у неё очень много было. А ещё у Руслановой была старинная шкатулка из красного дерева, с хитрыми замками полная драгоценностей.
   О баснословном богатстве Руслановой после войны ходили легенды. Она хорошо зарабатывала сама. Иногда за вечер участвовала в 4-5 концертах. Покупала то, что ей нравилось.  К тому же генерал Крюков вывез из Германии немало трофеев. По разным сведениям  во владении семейства Крюковых-Руслановых было:  две дачи, три квартиры, четыре автомобиля, антикварная мебель, километры трофейных тканей, сотни шкурок каракуля и соболя, рояли, аккордеоны, сервизы, 123 уникальных полотна кисти русских художников...
   
 Дело о бриллиантах

    В июне 1947 года произошло неожиданное. Постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) "О незаконном награждении тт. Жуковым и Телегиным певицы Л. Руслановой и других артистов орденами и медалями Советского Союза" Лидия Русланова была лишена ордена Отечественной войны. Вместе с Руслановой наград лишились ещё 27 артистов, Жукову был объявлен партийный выговор, генерал-лейтенант Телегин был исключён из ВКП(б), уволен из армии, а позднее арестован. Все они входили в круг знакомых маршала Георгия Жукова.
   В середине 1948 года был раскрыт "заговор военных". В сентябре одновременно арестовали генералов из ближайшего окружения Жукова с целью добиться показаний против него. В их число входил и муж Лидии Руслановой Владимир Крюков.
"Чем больше звезда, тем больше в неё метят"
(Майкл Джексон)
   Песню "Валенки" Русланова пела в Казани 18 сентября 1948 года. И опять зрителям хотелось плакать. Гремели аплодисменты. Певицу не хотели отпускать. Казалось, успех и любовь должны были сопутствовать артистке много лет, но...
   18 сентября 1948 года рано утром генерал собирался встречать с гастролей жену в аэропорту Внуково, но был арестован. Почти одновременно с мужем была арестована и Лидия Русланова.
"Лидию Русланову арестовали потому, что она могла поднять шум на всю страну, - считала Маргарита Крюкова.
  Лидии Руслановой было предъявлено обвинение по статье 58 УК РСФСР ("Антисоветская пропаганда"(!)  Помимо этого её обвинили в "грабеже и присвоении трофейного имущества в больших масштабах", а именно, что в конце войны, опустошая жилища отступавших немцев, генерал Крюков перевёз себе в Москву большое количество мебели, картин, драгоценностей.
    Согласно материалам архивно-следственных дел № 0046 и № 1762, в ходе обысков у Владимира Крюкова и Лидии Руслановой были изъяты: автомобиль "Horch 951", два "Мерседеса", "Ауди", сто тридцать две картины русских художников, тридцать пять старинных ковров, гобелены, антикварные сервизы, меха, скульптуры из бронзы и мрамора, декоративные вазы, библиотека старинных немецких книг с золотым обрезом, семьсот тысяч рублей наличными, 312 пар модельной обуви, 87 костюмов и другое. (9)
   На самом деле Берия подбирался к попавшему в опалу Георгию Жукову: арестовывал его друзей и соратников, выбивая компромат на маршала.
   Ещё в  июне 1946 года было открыто расследование по "трофейному делу". Предварительным следствием были добыты свидетельства о том, что Жуков  тоже вывозил из Германии  в значительных количествах мебель, произведения искусства, различное другое трофейное имущество "для своего личного пользования".
   "Невозможно носить много настоящих драгоценностей, если вокруг не оказывается женщин, увешанных поддельными"
(Коко Шанель)
Следствие знало, что Лидия обладала уникальной коллекцией драгоценностей, но во время обысков её так и не удалось найти. Дело в том, что эта коллекция хранилась у женщины, работающей в доме Лидии домоправительницей. Русланова полностью ей доверяла и сначала не отвечала на вопросы о том, где находятся бриллианты.      
   Лидия Андреевна на допросах не скрывала:
- Ещё  до войны я начала собирать "камушки", и делала это с азартом...
    Во время повторного обыска 5 февраля 1948 года в тайнике Руслановой были обнаружены   драгоценности общим весом в 16 килограмм.
     Об этом  во время очередного допроса Руслановой сообщил следователь МГБ СССР майор госбезопасности Гришаев.
- Дополнительным обыском в специальном тайнике на кухне под плитой в квартире Вашей бывшей няни Егоровой, проживающей на Петровке 26, были изъяты принадлежащие Вам 208 бриллиантов и, кроме того, изумруды, сапфиры, жемчуг, платиновые, золотые и серебряные изделия. Почему Вы до сих пор скрывали, что обладаете такими крупными ценностями?"
  Русланова надеялась, что этого не произойдёт, что драгоценности не найдут. Но ничего не поделаешь, пришлось ответить, как есть:
- Мне было жаль... Мне было жаль лишиться этих бриллиантов. Ведь их приобретению я отдала все последние годы! Стоило мне хоть краем уха услышать, что где-то продается редкостное кольцо, кулон или серьги, и я не задумываясь покупала их, чтобы... чтобы бриллиантов становилось все больше и больше.
- А где вы брали деньги?
- Я хорошо зарабатывала исполнением русских песен. Особенно во время войны, когда "левых" концертов стало намного больше. А скупкой бриллиантов и других ценностей я стала заниматься с 1930 года и, признаюсь, делала это не без азарта.(10)
 За "любовь к бриллиантам" Руслановой дали 10 лет.(11)

Русланова в Башкирии

   На одном из этапов заключения в начале пятидесятых годов Лидия Русланова оказалась в  Республике Башкортостан.  Она находилась в пятом лагере, который располагался возле села Новоалександровка.  В пятый лагерь Лидия Русланова попала случайно. При этапировании из Озерлага во Владимирскую тюрьму, у певицы поднялась температура. Ближайшая женская колония оказалась, как раз в Новоалександровке. Неожиданной эта остановка была, как для самой заключенной, так и для местного начальства. Инструкций по встрече знаменитой арестантки не было, а потому оно находилось в полном замешательстве.
   Живых очевидцев тех событий почти не осталось.  О том, что здесь когда-то стояли обнесённые колючей проволокой бараки, напоминают разве что  покосившиеся столбы. Затерявшиеся в зарослях кустарников каменные стены,;- ещё одно напоминание о находившемся здесь лагере.
  Среди деревянных бараков было только одно капитальное строение;-;штрафной изолятор. Но Русланова за всё время содержания  здесь не была ни разу. Лидия Андреевна пользовалась большим авторитетом, как среди заключенных, так и среди персонала колонии. Единственная проблема для охраны;-;это нарушение режима со стороны местных жителей.
    О том, что в лагере находится Лидия Русланова, распространяться запрещалось. Но весть о любимой певице мигом разлетелась по деревне. Люди в то время боялись любого упоминания о пятом лагере. Но несмотря на страх, узнав, что по соседству находится та, чьи песни пела вся страна, кто выступал у стен Рейхстага, сельские жители тянулись к лагерю. Любовь к певице была столь велика, что, даже при отсутствии продуктов, с Руслановой готовы были делиться последним.
  Пятый лагерь был   двух шагах от дома, в котором всю жизнь прожила Матрёна Васильевна. "Валенки" - её  любимая песня.
  Она решила передать Руслановой валенки.
- Пустишься в  них пляс и даже в самые лютые холода тепло.
Но передачу не приняли.
- Не положено! Ни в чём Русланова не нуждается!
  Валенки, которые могли бы согреть певицу, когда она замерзала в лютую башкирскую зиму,  более полувека  хранятся на антресоли. Матрена Васильевна оставила их на память. Если эти валенки согреть Русланову тогда не смогли, то "Валенки" знаменитой певицы согревают до сих пор.
   Начальство неоднократно пыталось упросить певицу спеть, но Русланова всякий раз отвечала:
- Соловей в клетке не поет!
   В 1953 году певицу освободили, сняв с неё все обвинения.  6 сентября Лидия Русланова дала свой первый  после освобождения концерт.   В 53 года ей пришлось начинать карьеру заново - и она сумела перешагнуть через обиды, вернув себе былую славу.
   Зал Чайковского не мог вместить всех желающих, поэтому выступление транслировали по радио на всю страну, а также на площади перед концертным залом, где дежурила конная милиция.
  Началась активная гастрольная жизнь, запись новых пластинок.  Первым, что приобрела Лидия Русланова, был автомобиль ЗИМ чёрного цвета для мужа. Квартира была в тот момент почти пустой. Через некоторое время у них была не только машина, но и дом в Переделкино. Удалось вернуть часть конфискованного имущества, в том числе 103 полотна. Заниматься коллекционированием Лидия Русланова уже не хотела.
   Владимир Крюков, так и не смог оправиться после тюрьмы. Он перенёс два инфаркта и умер  16 августа 1959 года. Лидия Русланова тяжело переживала потерю мужа и почти на год прекратила гастроли. Вместе с сестрой Юлией Андреевной Лидия Русланова пропела панихиду в церкви по своему мужу.
"Успех, безусловно, приносит одиночество. Это правда. Люди думают: тебе повезло, у тебя есть всё. Им кажется, ты можешь пойти куда угодно и делать что хочешь, но не в этом суть. Человек нуждается в истинных ценностях"
(Майкл Джексон)
   В 60-х  годах Лидия Андреевна гастролировала по стране. Несмотря на плотный график, певица настояла на том, чтобы в списке городов была и Уфа. Так она хотела поблагодарить всех,
 Концерт Руслановой  состоялся на стадионе "Труд" по улице Ленина. Сейчас этого стадиона нет. Рядом построили грандиозное здание ледовой "Уфа-Арена". Но старожилы города до сих пор помнят этот необычный концерт.  Русланова не стала петь с установленной сцены. Встав на запряженную телегу, она кружила по стадиону. Её встречали цветами и аплодисментами. Песнями она сказала спасибо всем тем, кто поддержал её в трудные годы заключения в новоалександровской женской колонии.
   В конце 60-х годов, когда Русланова возвращалась в Москву с Дальнего Востока, на одной из глухих станций собрались сотни людей, чтобы хоть краем глаза увидеть "Русланиху". Певица, узнав об этом, упросила машиниста притормозить на станции - и тот согласился, хотя это считалось серьезным нарушением.
   Лидия Андреевна   Русланова выступала практически до конца жизни, несмотря на то, что в последние годы часто болела - жаловалась на сердце.  Умерла  Лидия Андреевна 21 сентября 1973 года, почти сразу после выступления от сердечного приступа. На сердце Руслановой нашли следы нескольких инфарктов.
Тайны певицы
"Человек - это тайна. Её нужно отгадать..."
(Федор Михайлович Достоевский)
"Да разве тайну долго убережёшь, коли мирская молва, что морская волна, все выплескивает наружу"
(Леонардо да Винчи)
   Лидия Андреевна вместе со своими песнями оставила нам столько тайн, что переворачивая пласты истории, мы открываем новые, до сих пор неизвестные факты её жизни.  Ни точной даты рождения, ни подлинного свидетельства о настоящем имени.
 Чтобы выяснить хоть какие-то подробности о Руслановой, известный режиссер и искусствовед Наталья Кугель даже рискнула встретиться с приёмной дочерью Лидии Андреевны в Москве.
   Но вместо разговора Маргарита Крюкова бросила гостье один из сарафанов мачехи и просто выставила ее за дверь. Здесь уже противоречие. Лидия Андреевна не была ей мачехой, а матерью. Чем объяснить такой поступок Маргариты?
  - Выяснить удалось одно -;что певица с таким нравом могла быть кем угодно, но только не несчастной сиротой..., - считает Наталья Кугель. (12)   
  Думается, что журналисты утрируют... Ну, не столбовой же  дворянкой была Русланова...
"В женщине скрывается удивительная великая тайна, великая жизненная загадка, источник всех радостей и всех забот"
(Арне Гарборг)

 Ближе к делу...

 11 декабря 2013 года на  телеканале "Россия 1-Башкортостан" стартовал очередной проект из цикла "Россия - путешествие во времени".  Он полностью посвящён исследованию неизвестных фактов из жизни знаменитой российской и советской певицы, исполнительницы русских народных песен Лидии Андреевны Руслановой   Этот  проект -  совместное детище трёх телекомпаний - ГТРК "Башкортостан", ГТРК "Саратов" и ГТРК "Пенза". 
  Но многое так и осталось не раскрытым...так и должно быть!
***
"Полезно хранить своё прошлое в тайне от прочих, но опасно иметь такие тайны от себя самого"
(Мас Фрай)
 
(1) Лидия Андреевна Русланова (при рождении Прасковья ( по другим данным Агафья)  Андриановна Лейкина-Горшенина (1900- 1973) - российская и советская певица, Заслуженная артистка РСФСР (27 июня 1942). Основное место в репертуаре Руслановой занимали русские народные песни. Лидия Русланова была одной из самых популярных исполнителей в СССР, а её исполнение русских народных песен считают эталонным
(2) политура - жидкость, используемая в отделочных работах
(3) Понёва (панёва, понява, поня, понька - от "понять",  в значении "обнять") - элемент русского народного костюма, женская шерстяная юбка замужних женщин из нескольких кусков ткани, как правило, тёмно-синей клетчатой или чёрной, реже красной,  с богато украшенным подолом
(4) Иван Андреевич Флёров (24.04. 1905 - 7.10. 1941) -  Герой Российской Федерации (1995). С первых дней Великой Отечественной войны принимал участие в боях. Командовал на Западном фронте отдельной экспериментальной батареей реактивной артиллерии из установок БМ-13 ("Катюша")
(5) Владимир Викторович Крюков (2.07.1897-16.08. 1959) -советский военачальник, генерал-лейтенант. Герой Советского Союза (1945).Один из ближайших сподвижников Георгия Жукова.
(6) Георгий Константинович Жуков (19.11. 1896- 18.06.1974) -  советский полководец. Маршал Советского Союза (1943), четырежды Герой Советского Союза, кавалер двух орденов "Победа", множества других советских и иностранных орденов и медалей. В послевоенные годы получил народное прозвище "Маршал Победы". Министр обороны СССР (1955-1957).
(7) по материалам Википедии
(8) Нина Ивановна Русланова (р. 5.12.1945) - советская и российская актриса театра и кино. До своего совершеннолетия Нина Русланова сменила пять детских домов в Харьковской области, окончила строительное училище по специальности "штукатур", затем поступила в Харьковский театральный институт, где проучилась один курс. Уехав из Харькова в Москву, поступила и в 1969 году окончила Театральное училище им. Б.В. Щукина (курс В. К. Львовой вместе с Л. А. Филатовым, А. Л. Кайдановским, Б. С. Галкиным, В. А. Качаном, И. В. Дыховичным, А. А. Вертинской).  Снимается в кино с 1967 года. Первая роль - Надежда в фильме Киры Муратовой "Короткие встречи"). Народная артистка РФ (1998)  143 роли в кино.
Одна из последних работ в фильме "Вий " (2014)  - жена Явтуха
(9) смотрите фильм: "Жестокий романс Лидии Руслановой" Режиссер: Георгий Ананов
(10) с сайта:my.mail.ru Галина Вечерка, 14-11-2016 "ЛИДИЯ РУСЛАНОВА"
(11) Ответ Михаила Фомичева на вопрос в Интернете: За что была арестована Лидия Русланова: " За дело,. кажется-за любовь к бриллиантам, за мародёрство.
Словом-за дело, как и жена Молотова"...
Sergey : "говорят тушенкой торговала в блокадном Ленинграде. и продавал за картину уровня Эрмитажа одну банку".
(12) читайте и смотрите: акция - проект "Россия. Путешествие во времени. Лидия Русланова"
 Источник: © Calend.ru "Лидия Русланова"


Рецензии