Бхагавад-гита всем. комментарии бога. часть 10. ст

БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. КОММЕНТАРИИ БОГА. ЧАСТЬ 10. СТ. 61-72. ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

61. Все эти  чувства контролируя умом и, будучи так, вовлеченный в Высшие отношения со Мной, такой человек, чьи чувства непременно под контролем, имеет утвердившееся знание.


КОММЕНТАРИЙ:

Все это говорится для уровня Арджуны, ибо, чтобы человек был ведом Богом, он непременно должен о своих усилиях, стараниях и сотрудничестве с Богом примерно так думать, так направлять свою мысль, мыслью не упрямиться, этим проявляя смирение и понимая себя за того, от кого все зависит. Бог Милостью Своей дает ему такой инструмент и дает его каждому на определенном этапе духовного пути. И еще раз. Не он, не человек, контролирует свои чувства, но Бог дает ему мыслительный экскурс по своим чувствам. Направляет далее результат с мыслительного процесса на ум и разум, что есть тоже энергии Бога, Сам Бог в человеке, указывает, что надо себя контролировать, вводит его в состояние конкретного контроля, давая энергии заинтересованности, осознания, личного присутствия, личной активности и тотчас как бы усилиями человека делает в нем мыслительный запрет на вещи, от которых уже отказываться пора. Бог указывает в человеке и Бог реагирует в человеке, во все вовлекая душу и делая ее сотрудничающей с Богом и привыкающей к такому постоянному в себе энергетическому и направленному фактически на Бога диалогу. Все – Бог. Душа – неподвижная энергия, но способная к духовному развитию и полному подчинению Богу, в дальнейшем не отличающая себя от Бога. Но все же душа – энергия, отделенная и неотделимая. Не более и не менее и ничего на себя брать не может, ибо полностью, до мгновения управляема, а в человеческом теле – ведома. Так надо считать.

Но чтобы человек так был ведом, он должен обладать совершенными духовными знаниями и в той мере, чтобы ум на них уже мог ссылаться всегда и при помощи этих знаний Бог и дает свои внутренние человеку распоряжения, указывая, что это – Слово Бога, что это делать надо, что это единственный путь, выводящий за пределы материального существования. И душа понимает, что другого пути у нее нет, что выбора нет, что действительно Слово Бога свято и ему надо беспрекословно следовать. 

Также такой внутренний путь и диалог с Богом, как и управляемость человека, возможен, когда Бог знает, что путь преданного служения и духовной практики уже вывели преданного на тот уровень качеств, которые полностью гармоничны с требованием Вед, т.е. Словом Бога, и потому  человек (развитая энергия Бога) уже способен следить за мнением Бога в себе, выкристаллизовывает в себе только мнение Бога,  отбросив все другие понимания и становиться по сути достаточно адекватным и ведомым, как и послушным Богу, не зная другого направления мысли, испытывая в этом комфорт, мир, удовлетворение в себе и другие поощрительные  сопровождающие этот процесс энергии Бога.

Т.е. основой непременно такого внутреннего труда являются хорошо усвоенные Святые Писания. В таком случае говорится, что человек пользуется уже достаточной Милостью Бога, что он утвердился (и это условно, ибо утверждение в Слове Бога не имеет границ, как и утверждение его разума) в совершенных знаниях, как и разумом. Но не следует думать, что чувства такого человека постоянно под контролем. Иногда в целях развития человека или чтобы его поднять на более высокую ступень материального и духовного развития, Бог дает человеку и усыпление бдительности  в некотором роде и таким образом вовлекает в те материальные игры и роли, которые могут быть ему и на пользу. Т.е. надо не забывать, что ничего не может быть в человеке стабильно, все управляемо Богом. Но и есть также границы такой нестабильности и они тоже незыблемы, и есть вещи, где человек более никогда не проявит и малого колебания или вожделения, ибо это уже отработанные вещи по срокам и по проявлению.

62. Созерцая объекты чувств, человек развивает привязанность к ним, из привязанности рождается вожделение, из вожделения возникает гнев.

КОММЕНТАРИЙ:

Бог Кришна поясняет Арджуне, как на пальцах и согласно ступени его материального и духовного развития, как и в свою меру, как материальные объекты чувств влияют на человека и что из привязанности к ним следует. Но надо понимать и шире; надо знать, что эта привязанность к материальным объектам наслаждения и нет имеет также и смысл и до определенного периода развития живого существа способствует его выживанию, как и материальному и духовному развитию. И только в теле человека на определенном этапе его развития, когда человек достигает определенной ступени своего развития, материальные источники наслаждений становятся тем, что препятствует уже духовному развитию, ибо становится вопрос о переходе на духовный план; и то, что способствовало вовлечению в материальные игры и роли и что таким образом развивало мыслительный процесс человека, давая ему опыт и знания, это превращается  в камень преткновения, в некие путы материального мира, мешающие вырваться из него, дабы быть направленным Милостью Бога на духовный план.

Бог рассказывает Арджуне уже то и в свою меру, согласно его ступени развития, что должно как бы давать основания для внутреннего сотрудничества с Богом, что как бы должно приоткрывать его глаза на последствия материальной привязанности и направлять его духовную практику на  путь отрешения от материи в любой форме ее проявления. Все это есть совершенные духовные знания, которые должны мотивировать его мыслительное сотрудничество с Богом, он должен будет в себе обращать внимание на то, на что указывать в нем Бог будет мыслью и брать за основание и такие доводы. Этот пополняемый Богом арсенал совершенных знаний есть концентрация Воли Бога в человеке, принятой человеком, откуда Бог всегда в любое мгновение и по любому поводу и в условиях материального мира и в условиях духовного мира будет брать то, что и будет способствовать и подчинению души и ее развитию, врастая в душу, становясь ее сутью неотделимой и таким образом становясь обожествляемой в хорошей степени. Но этот путь должен проходить с трением, с преодолениями, с некоторой и болью, ибо только так Слово Бога врастает и присваивается человеком и в материальном мире и на духовном плане.

И здесь, в стихе, также Бог как бы показывает человеку, что многое зависит от него (На самом деле ничего не зависит от человека. Но человек так должен думать и вовлекаться в энергии Бога в себе, следовать им и это называть старанием). Надо увидеть эти цепи (объекты чувств, привязанность, вожделение, гнев) и начинать их преодолевать. Такой расклад для уровня развития Арджуны и его современников, как и последователей, кажется вполне естественным. Такой мыслительный процесс можно принять, ибо он видится очевидным.  Да, действительно материальные объекты вызывают привлечение к ним, которое может и усиливаться, достигая фазы неминуемого к ним влечения, т.е. вожделения. А вожделение – это вещь опасная, ибо может перерасти в гнев. Человек может легко вспомнить, как отказ от обладания теми или иными материальными объектами в материальном мире в нем вызывал гнев, и это свойственно многим, причем в такой степени, что человек не может себя удержать и может начать действовать активно, вовлекаясь в греховную и потому наказуемую деятельность.

Все бы так. Но пора, уже пора понять, что весь этот круговорот событий, связанный с привлечением к материальным объектам наслаждений и все, что из этого следует, все устроено только Богом. Здесь человек ведом Богом до мелочей. Никто, никакой его личный опыт, никакие формы существования ему не смогут открыть глаза на материю. Без Бога вообще ничего нет. Это методика Бога во всех нюансах, во всем процессе развития человека, все до каждого  рождения каждому дано Богом, все опыты, все проявления в них человека, все мыслительные процессы, все причины и следствия, все влияние материальной и духовной практики,  все наказания и поощрения,  все результаты и в виде гнева и в других формах. То, как работает Бог, невозможно понять, невозможно понять и то, как Бог ведет личность и вовлекает во все игры и роли и что из этого следует и какие могут быть выводы и как они закрепляются в сознании человека и что из этого извлекается вновь и вновь. Человек должен действовать, как бы проявляя активность, должен бороться за отрешенность, но также должен и осознавать, что он полностью управляем, и его заслуги в результатах нет и не может быть. На него просто работает время. Все логические цепочки и связи, все закономерности, все материальные законы, все опыты и практики, все, что только существует в материальном мире, все зависимости, вся логика, все следствия, все причины – все есть творение Бога, все направлено на развитие энергий Бога и все условно. Бог в одно мгновение может все разрушить. И это делается, когда надо. Но процесс творения души, как слуги Бога, нескончаемый и неразрушим.

63.Гнев порождает иллюзию, из иллюзии следует заблуждение памяти, заблуждение памяти приводит к потере разума, потеря разума влечет за собой падение.

КОММЕНТАРИЙ:

Эта цепочка (гнев-иллюзия-заблуждение памяти-потеря разума-падение) внутренних событий человека в связи с привязанностью к материальным объектам наслаждения полностью управляема Богом в приложении к каждому. Она очень приблизительно отражает результат привязанности к материальным объектам и также в некотором смысле полезна для человека и способствует его и материальному и духовному развитию. Но Бог как бы нацеливает Арджуну на негативные ее последствия, дабы вызвать в нем и других нужную реакцию и отношение к привязанности к объектам материального мира, без чего духовное развитие весьма проблематично. Ею как бы Бог предупреждает об опасных или угрожающих последствиях материальных привязанностей. Но и избежать эту цепочку невозможно. Тем более она здесь значительно упрощена и кажется абсолютно понятной. Но на самом деле это многоветвистое древо последствий привязанности к материальным благам, которое абсолютно Знает только Бог.

Каждый ее, приведенную Богом цепочку, проходит; и в свое врем по определенным законам и в связи с преданным служением эта зависимость ослабляется или идет на нет, но весьма условно. Нельзя человеку постоянно служить материи, необходимо постепенно формировать в нем новое духовное сознание, и этот путь неотвратим, и в этом пути Бог использует постоянные инструменты. Это – аскетизм, добродетель, контроль желаний, чувств и мыслительного процесса, простой образ жизни, изучение Святых Писаний, само преданное служение… И этот набор есть то, что сотворено Богом как путь выхода из материи  поэтапно, но Силою и Волей Бога и с видимым пониманием живого существа, что не без его усилий. А как усилия приложить – Бог указывает: поуменьшить желания и вожделения, опереться на совершенные духовные знания, освободиться от гнева и зависти, как и от осуждения… Но на самом деле – преданно служи и старайся вверять себя Богу. А все остальное Бог постепенно уберет. Только Бог. Не ты. Человек должен просто сотрудничать, но и здесь Бог ведет, давая необходимый мыслительный процесс, окружение, возможности, желания, уверенность…  Бог уберет и оставит то, что будет благоприятно, в помощь преданному служению и создаст иллюзию своего успеха. Но много раз надо сказать, заучить и зазубрить. Если ты, преданный, видишь, что никому не завидуешь, не гневаешься и не привлекаешься материальными благами, то это – не твоя заслуга, как и путь - не твоя заслуга, как и преданное служение – не твоя заслуга, как и изучение Святых Писаний и утверждение в них – не твоя заслуга. Все тебе дает Бог, ибо ты сделал, прошел все, что положено по Плану Бога, уложился, ибо и не ты, а Бог тебе дал уложиться в этот отрезок времени, и  это время уже исчерпывается. Тебе пора на духовный план. А здесь идут следом за тобой новые преданные, и они пройдут свое и получат ровно то же, через те же страдания и преодоления, но индивидуальные и извлекут не менее и не более.

64. Но знающая душа, освободившаяся от привязанности и гнева, действуя чувствами на объекты чувств под контролем ума, обретает Милость Бога.

КОММЕНТАРИЙ:

Не смотря на то, что знания дает Бог и Бог их удерживает в человеке и напоминает и ориентирует на них, когда понуждает душу с Собой сотрудничать, не смотря на это, на то, что заслуги человека в его знаниях нет, тем не менее, преданного Бога, которого Бог уже ведет к Себе, можно назвать знающим человеком, хотя и это вполне условно. Душа - частица Бога, и как частица Бога она может входит в состояние энергий знания, располагаться в них, привыкать к ним, через эту призму существовать и  так неотъемлемо от совершенных знаний служить Богу получая понимание о своей личной активности и комфорт, указывающий ей, что это ее место, здесь ей спокойно и это есть ее суть и более идти некуда, но только здесь и так, как будет далее Указано Создателем. Также такая душа Милостью Бога условно освобождается от гнева, перестает этой энергией пользоваться, ибо Бог ее ставит в ситуацию, где она уже не  может вовлекаться в серьезные материальные игры и роли  и потому не может проявлять эмоции сильного материального порядка, но весьма ограниченные, необходимые для  контактов и общения, как и поддержания тела в достаточно небольшом объеме.  Нет ни в чем заслуги человека и потому Милость Бога есть не столько из-за стараний души, как бы такая видимость ни казалась реальной, а потому дается, что душа уже поднялась в своем материальном и духовном опыте на ту ступень, где ей надо продолжить свое развитие и без так открытых ей дверей дальше идти невозможно. А эти открытые двери, эта Милость Бога есть продолжение пути души в материальном мире, но так, чтобы не было очень больших материальных преград, т.е. должно быть обусловлено движение без страданий большого порядка, хотя потрясения непременно будут, но абсолютного и приемлемого, как и полезного и развивающего уровня, как и преодолимые.

65. По достижении Милости Бога происходит разрушение всех материальных страданий такого человека. Счастливо мыслящий, он непременно очень скоро достаточно утверждается разумом.

КОММЕНТАРИЙ:

Эти слова были предназначены для человека, стоящего на достаточно не высокой ступени материального и духовного развития. Такие люди в основном смотрят на вознаграждения, на посулы материального  мира, именно здесь черпают силы и воодушевление, отсюда и их старания. Но только на достаточно высокой ступени духовного развития, когда человек уже получает вместе с совершенными знаниями и бесстрашие, как и умение предаваться Богу, как и аскетизм, который позволяет выдерживать все страдания, только тогда такой человек  Милостью Бога начинает осознавать и принимать, что никогда Милость Бога не убирает материальные препоны, не обеспечивает состоянием без страданий, что такое понимание изначально не только ошибочно, но и свидетельствует о невежестве человека. Именно страдания, именно путь преодолений, именно видение, как через них ведет и развивает Бог и как Бог помогает постоянно, человек осознает в полной мере, что Милость Бога и есть путь страданий и есть путь выхода из материального мира на духовный План. Только путь преодолений и в материальной и в духовной практике может утвердить и ум, и разум человека в пути преданного служения в совершенных духовных знаниях. Бог ставит человека в ситуации критические, где и он и его близкие, и их жизнь, и их материальное благополучие, все как бы подвержено великой опасности. Человек понуждается Богом преодолевать, учиться не роптать, делать выбор в пользу другого и видеть, как именно Бог именно в данной ситуации помогает и выводит на новый уровень понимания и доверия к Богу. Даже высоко стоящий духовно развитый человек при определенных обстоятельствах и условиях может проявить не смирение, не умение или не желание претерпеть, может начать обращаться к Богу не с молитвой, а возмущенной речью, напоминая  перед Богом о своих как бы заслугах, может начинать оправдываться, приводить в пример более успешных материалистов в то время, как  ему позволено только молиться и говорить: Воля Бога, Милость Бога, Бог Знает, Прости, о, Высочайшая Божественная Личность, будь Милостив, о, Владыка. И других слов, объяснений, высказываний не должно быть, ибо на это есть запрет, это есть грех, это наказуемо. Именно страданиями Бог учит видеть, убеждаться, что Бог все Знает и лишних слов перед Богом и тем более оправдываться или приводить в пример других категорически нельзя. И многие преданные именно этим грешат, ибо полагают, что раз они идут по пути аскетизма и отрешенности, то никак не должно быть допущение Бога, которое приводит к страданиям. Поэтому Бог реально всех ведет через путь страданий и преодолений, именно через страдания и преодоления человек и утверждается разумом, и это утверждение только одно: БОГ ЗНАЕТ, БОГ ВИДИТ, НЕОБХОДИМО ПОЛАГАТЬСЯ НА БОГА, НЕОБХОДИМО ПРЕТЕРПЕВАТЬ, НЕОБХОДИМО БЫТЬ СМИРЕННЫМ. И это есть основа религиозного мышления и Милости Бога, ибо только так понимающий и из этого исходящий человек достигает состояние без страданий, но и не может их миновать. Он просто терпелив и ждет, когда Бог ему поможет, не зная другой Воли и другого исхода чем тот, который уготовал ему Бог. А такое понимание опять же вручает человеку только Бог через духовную практику и сам путь страданий, через которые человек входит как бы в Бога и понимает основные требования и постулаты Личности Бога, имеющие место и в материальном мире и на духовном плане. Необходимо говорить и мыслить только указанные выше слова. Все другое, как поведение, так и мысль, и слова, Бог даст Сам, и это надо уметь в себе различать и не злоупотреблять. И если чувствуешь, что Бог в тебе Говорит, дает тебе тот мыслительный процесс, который повторять нельзя, то надо, необходимо тотчас мысленно  и смиренно сказать: «прости, о, Всевышний» - и мыслью замолчать.

66.Не может быть утвердившимся разум у того, кто не вовлечен в преданное служение буддхи-йогу. Также тот, кто не вовлечен в буддхи-йогу, не может иметь ум в трансцендентной благости. Также, нет мира такому неспокойному, чей ум не пребывает в благости. Так, откуда же счастье?

КОММЕНТАРИЙ:

Если человек не вовлечен в преданное служение, то какой бы йогой он ни занимался, через какие бы духовные практики ни проходил, но если это не посвящается именно Богу Кришне, то он просто занят деятельностью, которая ему в итоге ничего не даст, кроме великого беспокойства ума, кроме потери смысла своего существования, кроме многих бед, которые в наказание такому человеку ниспошлет Бог, дабы человек понял, что избранный им путь его утопия, есть жалкие потуги в сторону потустороннего, есть проявление устремлений к мистике и власти. Ни в чем существенном и духовном такой человек никогда не сможет утвердиться, ибо всякое утверждение дает человеку Бог. А здесь… здесь продолжение материальных метаний. Но тот, кому уже этот материальный мир с его условностями и поднадоел, он ищет выход, находясь на грани между материей и духом. Такие промежуточные состояния претерпевают очень и очень многие, окунаясь в магию, оккультизм, сомнительные духовные так называемые практики, ища то, что удовлетворит и тело, и душу. Здесь, на таком этапе развития человека еще есть материальная привязанность, есть еще не слабое эго, есть и желание властвовать. Такие люди словно бьются головой об стену, находя себе идолов и находя себе новые и новые страдания. Они ищут слово Бога, но не там. А там им не позволяют еще качества и не смирение. Они бьются о скалы чужих и своих доморощенных идей и непременно разбиваются, пораженные великим многообразием всех постулатов, которые за пределами точной религии. Такие люди и должны устать и осесть в своих мыслительных спекуляциях, и немного подумать о том, что сердце молчит всегда, когда рука тянется ни к тем знаниям и ни к тем практикам. Все разбивается вдребезги. Только Бог Знает, когда такого упрямца можно начать вести к Себе и через что. Несомненно, это путь к преданному служению.

И только практика преданного служения, в полном объеме, со всем, что из этого следует, именно этот путь в очень не слабый период времени постепенно, шаг за шагом утверждает человека в совершенных духовных знаниях, делает его твердым умом и разумом. Но никогда не следует забывать, что утверждает в совершенных знаниях - Бог, утверждает ум – Бог. А заслуги человека… Это по большому счету фикция. Он просто ведом. Он получает от Бога старание и старается. Но и здесь он старается с Богом. Без Бога душа неподвижна во всех отношениях. Бог раздвигает границы мышления и через духовную практику, и через материальную. Бог ведет к Себе каждого. Все обязаны Волею Бога пройти чисто материальный путь, далее – промежуточный и затем духовный и материальный, что есть преданное служение в условиях материального мира. Чисто духовного развития нет ни в материальном мире и ни в духовном. Ибо любое направление на себя, на обеспечение себя и решение своих вопросов есть уже не служение Богу и рассматривается, как  грех, пусть и принудительный, но непременно имеющий место и в материальном мире и на духовном плане, что невозможно преодолеть в силу того, что частица Бога изначально абсолютно беспомощна, есть неотделимая и отделимая частица одновременно и потому обязана думать о своем теле во всех сферах существования, ибо индивидуальна даже тогда, когда входит в Бога и не отличает себя от Бога, как и свои желания, как и свои чувства. Но все ей дает только Бог.

И как бы это живое существо не отличало себя от Бога, как бы ни рассматривало свою ситуацию, как слияние с Богом, это иллюзия и  состояния человека во всех направлениях никак не имеют отношение к состоянию и мыслительному процессу Бога, но Бог его обеспечивает тем уровнем самочувствования, которое ему на пользу, помогает преданному служению, дает комфорт и благость. Также надо понимать, что не сама по себе буддхи-йога дает человеку состояние благости. Но только Бог. Это чувство никак не может быть постоянным, ибо в материальном мире надо работать, преданно служить Богу и преодолевать ниспосылаемые Богом испытания. Благость Бог может дать людям любого направления религии, и это также не показатель ступени материального и духовного развития человека и не результат его особого положения перед Богом и не свидетельствует о заслугах перед Богом.

Очень многие так называемые святые это состояние описывали, понимая его за великую радость и счастье, считали это проявлением Великой Милости Бога за тот путь, который избрали, за аскетизм, добродетель, постоянное поклонение Богу. Но многие из них не обладали совершенными духовными знаниями, надеялись на достижение райских врат за свои многие терпения и молитвы и понятия не имели, что, даже будучи канонизированными, даже испытав Благость, как Божью Милость и признание, они в следующей жизни вновь направлялись в материальный мир, как все. И вращались в круговороте сансары столько, пока Милостью Бога не добирали тех качеств, которые одни и открывают врата к преданному служению и постижению Святых Писаний, разъясняющих душе ее изначальное положение и пути достижения Бога другие, нежели просто претерпевания и молитвы со всеми другими здесь усердиями. Благость надолго покидала таких людей, ибо Бога достигают в круговороте сансары более трудными и более долгими путями и только через путь преданного служения Богу Кришне.

67. Чувства непременно скитаются так, что увлекают собой ум со всеми видами знаний, ум собой уносит (кидает из стороны в сторону) совершенные знания, подобно тому, как ветер из стороны в сторону бросает лодку на воде.


КОММЕНТАРИЙ:

Но Арджуне надо было объяснить, исходя из его ступени материального и духовного развития, какую роль играют материальные объекты, наслаждающие чувства. Это те совершенные знания, которые расставляют  как бы точки над I. Иначе, не понятно, как сотрудничать с Богом. На самом деле Бог дает  некую внутреннюю ориентацию душе, куда смотреть, как смотреть и что примерно здесь можно решить или предпринять самому конкретно. Но, дав такие знания, Бог, исходя из них, и начинает управлять душой, постоянно по мере необходимости направляя в эту сторону внутренний взгляд, здесь давая необходимый мыслительный процесс, желания и устремления, как и цель. Чтобы душа заработала угодно Богу, ее надо снабдить таким энергетическим ресурсом, авторитетным и незыблемым. Душа любит стабильность и через совершенные духовные знания Бог ей это состояние и дает, расширяя сознание, вовлекая в такие игры и роли, давая и саму цель, и смысл. Поэтому, Бог указывает, что знания, приобретаемые душой, надо беречь, ибо, будучи неокрепшими или не утвердившимися, они легко игнорируются, и человек, как бы внутри него Бог ему не напоминал, будет колебаться и устремлен к источникам наслаждений, попирая свои знания и желая себе материальных благ и удовлетворения чувств. Поэтому непременно надо быть бдительным и не позволять своим чувствам устремляться к наслаждающим объектам. Иначе, знания, не утвердившиеся еще, становятся не менее зыбкими, чем лодка на воде. Это знать душе надо. Но это знание лишь малая толика того, что необходимо, чтобы утвердиться в знаниях. Непременно необходима практика преданного служения и здесь именно продолжительная духовная практика, что и дает Милость Бога утвердиться в совершенных знаниях. Без духовной практики, без добродетели и аскетизма, без постоянного изучения и повторения Святых Писаний ничего не утвердится в человеке, Бог не даст. Человек должен знать пагубность материальных объектов, должен понимать, что они влияют на утверждение в совершенных знаниях, но должен понимать и то, что полностью в этом процессе Управляем Богом, и Бог Знает все недостатки в качествах и стараниях человека, которые препятствуют хорошему усвоению совершенных Знаний. Именно Бог ведет человека, дает ему мыслительный процесс, искушает и неоднократно, иногда также возвращает в материальный мир, используя самые разные Божественные средства, которые дают знания человеку неизбежно, универсально, необратимо и никак за один присест.

68. Поэтому, о, Сильнорукий,  тот, чьи чувства во всех отношениях обузданы от объектов чувств, его совершенные знания утвердившиеся.

КОММЕНТАРИЙ:

Обуздание чувств от объектов чувств есть только работа Бога над человеком. Все происходит с вовлечением человека в непременную практику преданного служения, и все способствует обузданию его чувств неоднократно и именно вследствие практики преданного служения. Невозможно считать, что человек сам обуздал свои чувства. Только Волею и Милостью Бога и в свое время, и в результате старания человека, которое человеку дал опять же только Бог согласно Воле Бога и Плану Бога на человека. Но при этом полагать, что чувства полностью могут быть обузданы от объектов чувств – это есть иллюзия или немалое заблуждение. Степень отрешенности далеко не сто-процентная, но в ту меру, которая позволительна в материальном мире для каждого человека индивидуально и в соответствии с Планом Бога на человека.

69. Что ночь для всех живых существ, в том бодрствует самоконтролируемый (контролирующий умом деятельность чувств). В чем все живые существа пробужденные, то есть ночь для видящего истину мудреца.

КОММЕНТАРИЙ:

Человека, который может как бы управлять своими чувствами, называют самоконтролируемым. Данный стих показывает как бы все преимущества такого человека. И они заключаются как бы в том, что, контролируя чувства и таким образом утвердившись в совершенных духовных знаниях, такой человек видит там, где материалисты в полном заблуждении, и находит сокрытое  и не подвластное пониманию там, где материальные люди считают все ясным и понятным. Но при этом следует всегда понимать, что нет здесь никакой заслуги такого реализованного человека. И умение контролировать свои чувства и утверждение в знаниях и разуме,  и умение видеть там, где другие не видят и пр. - все это дает человеку только Бог, но вследствие непременной духовной практики, через достаточно долгий срок и согласно Плану и Воле Бога на человека, и такое положение не может миновать никого. Всем предстоит выйти за пределы материального мира на духовный план, будучи в совершенных знаниях, утвердившимся в них, будучи независимыми  в большой степени от своих материальных чувств и только вследствие работы Бога над каждым человеком.

70. Подобно тому,  как в наполненный, неподвижно установленный океан входит вода, так все эти желания входят в человека, но мир достигает  тот, кто не стремится выполнять свои желания.

КОММЕНТАРИЙ:

Арджуне и его современникам  надо было говорить доходчиво, постоянно разными средствами и примерами убеждать, как бы на пальцах разъяснять, в чем опасность и неотвратимость  материальных желаний, буквально на каждом шагу встречающихся в материальном мире, привнося в человека беспокойство ума, делая его жизнь полной страданий и преодолений. Пора становиться  Арджуне на такую ступень пониманий. Иначе, не понять, с чем бороться и куда направлять свои усилия на пути к Богу.

На определенном этапе материального и духовного развития такие знания необходимы, ибо, по сути, отсюда и начинается, с этого знания и сам путь постижения духовных совершенных знаний и духовная практика, ибо человек так устроен, что всегда спрашивает – с чего начать.  Он никак не сможет понять, что его ведет Бог, что все происходит автоматически. Ему необходимо внутреннее устремление и причем не просто, а логичное, доступное, непременно авторитетное. Далее сюда станут примыкать и другие знания, и другие практики, но именно с этого начинать необходимо. Ибо так устроена душа, энергия Бога. Ей необходимо понять, увидеть рациональное зерно и непременно быть активной. Это у нее и получается.  Согласно иллюзорным энергиям Бога, имея также некоторые стартовые духовные знания, душа начинает сотрудничать с Богом, никак не видя, что полностью до мельчайшего и малейшего направляема Богом и управляема Им. Бог дает знания, желание их постигать, дает основание для такой Милости Бога, т.е. дает душе заслуги перед Богом в виде аскетизма и добродетели, что опять же происходит под управлением Бога, также Бог дает духовную практику и поклонение Себе и Сам это поддерживает в душе. Также Бог дает пути испытаний и преодолений и показывает через эти пути Свое присутствие везде и помогает душе понять, что она полностью Управляема и направляема Богом. Бог дает, напоминает в нужный момент памятью знания, указывает через знания, на что в каждый данный момент духовной практики следует обратить внимание и что извлечь. Бог также помогает знаниями оценить уровень желаний, на сколько эти желания удовлетворяют чувства и можно ли их игнорировать. Бог дает решительный ответ относительно желаний душе и так, что этот ответ ей кажется принятым самостоятельно, в некоторых усилиях и внутренних преодолениях. Иногда Бог в душе ведет целые баталии, создающие видимость, что душа сопротивляется своим желаниям или искушениям. Но, управляя человеком, Бог не создает ему в материальном мире невыносимые условия, и порою дает те наслаждения даже материального как бы порядка, которые полностью решают вопросы самочувствия и поддержания тела, как своего, так и других людей. Тот, кто хорошо видит, что полностью во всех смыслах управляем Богом, такой человек испытывает радость и удовлетворение и начинает в себе выходить на Бога, не видя и не желая видеть других причин. По сути, такой человек входит в Бога, этим наслаждается, легко преодолевает страдания и соблазны и очень хорошо чувствует в себе Мнение Бога, как и то, что этот процесс связи с Богом необратим и Бог преданного никогда не отдаст во власть материи и материальных желаний. Но такое состояние достигается только временем и здесь преданным служением достаточно долгим. За это время Бог универсально работает над человеком, давая ему все установки и делая его путь необратимым во всех смыслах. Но главное здесь – время. За длительное время все становятся старательными, видящими Бога, обладающими подходящими качествами, аскетичными в полной мере и добродетельными, видящими и знающими в себе и в каждом Бога, полностью видят себя подчиненными Богу и управляемыми Богом.

71.Человек, отказавшись от всех материальных желаний, действует без желаний. Без чувства собственничества, без ложного эго, он обретает в себе совершенный мир.

КОММЕНТАРИЙ:

Никогда и никто сам, по своей воле не может ни через какую практику полностью отказаться от желаний. Это категорически не возможно. Также невозможно действовать в материальном мире без желаний, как и без ложного эго. Все в своей мере дает Бог, только Бог ограничивает желания, ограничивает или перенаправляет ложное эго, ибо все необходимо для деятельности живых существ и их материального и духовного развития.  Поэтому надо также понимать, что этот стих был дан людям, стоящим на той ступени, которая  и позволяла им так сказать и так обнадежить относительно возможностей человека в плане его духовного развития его собственными средствами. Но пора знать, что все человеку дает только Бог, и нет и не может быть других путей, влияющих на те или иные духовные достижения преданного, как бы ни показалось.

72. Это положение в Брахмане, о, Партха. Его никогда не достигает заблуждающийся. Достигая это состояние даже в конце жизни, человек обретает в себе высший духовный покой.

КОММЕНТАРИЙ:

Полный отказ от желаний не существует, как и не существует положения в Брахмане. Это иллюзия, которая необходимо должна была быть дана человеку, устремленного по пути духовного прежде всего развития. Это состояние условно. Полностью зависимо от Бога и Плана Бога на человека. Бог может дать человеку любое о себе понимание, включая и то, что он достиг уровня Брахмана. Так надо несовершенным и желающим насладиться плодами своих духовных усилий, так надо мотивировать и тех, кто и половины пути не прошел земного преданного служения. Также вопрос о достижении покоя есть иллюзия. Никогда и никому Бог не дает никакого покоя ни в материальном мире и ни на духовном плане. Покой только в том, что человек преданно служит Богу. В противном случае нет и не будет покоя. Бог изведет Божественным неудовлетворением. Но служить Богу на духовном плане, как и на Земле, есть не малое счастье для человека, как и удовлетворение, и оторвать человека от преданного служения очень и очень бывает на духовном плане не просто, ибо он теряет ориентиры усталости и отдыха, полностью устремлен удовлетворить чувства Бога, наслаждается в этом процессе и не желает другого направления ни мысли и ни деятельности. Но всем управляет Бог, и Бог и на духовном плане понуждает и к удовлетворению чувств и к наслаждениям, и к обслуживанию своего тела, и к его поддержанию, как и дает насладиться общением с Богом в тех или иных играх  на духовном плане. Но говорить о длительном духовном покое нигде не приходится преимущественно.


Рецензии