Голубая Надежда. Корень Зла ч. 18

Ценная бандероль стоимостью в один доллар
Blue Hope/Голубая Надежда
Корень Зла   
 
Кровавые бриллианты Зои  Фёдоровой
 
 "Причина всегда глубже, чем то, что удаётся откопать"
(Леонид Леонидов)
     На причастность к убийству Зои Фёдоровой   было проверено  свыше четырёх тысяч человек, в том числе более  ста (!)  ранее судимых. К рассмотрению принимались самые разные версии -  от убийства на бытовой почве до убийства по политическим мотивам. Но ни одна не дала положительного результата.(1)
   В это время Бориса Кривошеина начали посещать сомнения.
- Уверен, что есть какая-то зацепка, которую я не заметил. Она могла остаться в квартире, где убили Фёдорову.
  Ключи от квартиры были у него, и начальник УГРО  сам отправился на Кутузовский проспект. Чутьё не подвело оперативника. Незамеченной ранее осталась дверца в кладовку. Здесь Кривошеин  обнаружил помещение полметра на метр, до потолка забитое старыми женскими сумочками. Их было больше сотни! Не каждая женщина будет хранить свои старые сумочки...Зачем???
- В  любой могли оказаться какие-то важные документы и записи, представляющие интерес для следствия, - подумал следователь.
   Поэтому все сумочки он   разложил  на полу  и обследовал вплоть до подкладок. Сомнения Кривошеина, что сумочки никто не проверял, подтвердились. В одной из них нашлись 3 тысячи  рублей, а в другой золотая цепочка. Но на этом находки не закончились.
   Ещё раз внимательно осмотрев комнату, Борис Кривошеин заметил разбросанные на полу и на полочках бирки от ювелирных украшений. Он принялся сгребать их в пакеты. Сотни, если не тысячи маленьких картонных этикеток едва поместились в две целлофановых торбы. Это конечно очень насторожило следователя.
- Было понятно, что  часть бирок изъяли при первом осмотре, - рассуждал Кривошеин. - Но такое количество откуда могло появиться? И кто мог их разбросать? Оперативники не могли этого сделать.
   Действительно, оперативники,  когда  проводили осмотр места происшествия или обыск, старались всегда возвращать предмет на место.
- Кто-то подсовывает мне специально эти бирки, –  проскочила мысль у  начальника угрозыска.-  Не исключено, что бирки были разбросаны  спецслужбами, чтобы списать убийство Зои Фёдоровой на "бриллиантовую мафию". А может, и нет.      
    Актриса часто заходила  в метро "Октябрьское поле". Там находился магазинчик антиквариата, в котором, по рассказам продавцов, она скупала всё, что только видела. Купленные там украшения она могла передавать в Америку через мужа дочки Фредерика Р. Поуи, пилота авиакомпании Pan American World Airways. Он часто летал в Россию, или через знакомых. Отсюда и появились оторванные бирки. Ходили также слухи, что после убийства Зои Фёдоровой в квартире был обнаружен чемодан с драгоценностями, который впоследствии пропал. Но единственное, что видел Борис Кривошеин при осмотре помещения, – пустые подрамники от картин. Чемодана не было.
Охота за подозреваемым
   В ходе следствия оперативникам стало известно, что незадолго до смерти Зое Фёдоровой предлагали купить украшения с бриллиантами – кольца, серьги и браслет. Но она отказалась, так как перед этим уже приобрела кольцо с бриллиантом примерно за 50 тысяч рублей. Огромная по тем временам сумма, на которую можно было купить три  автомобиля "Волга".
   В оперативный штаб от осведомителя  поступила информация:
" К продаже драгоценностей  причастен преступник, находящийся во всесоюзном розыске за спекуляцию. У  него есть  пистолет "зауэр", из которого был  произведён роковой выстрел. Преступник находится на Таганке и в любое время может скрыться".
   Борис Кривошеин собрал всех оперативников, которые были свободны. В  дежурке взял пистолет, быстро сел  в машину и от Киевского вокзала рванул к Курскому. По указанному адресу через арку метра три шириной находился глухой двор, обнесённый высокими стенами, похожими на крепостные. Во дворе стоял деревянный одноэтажный узкий барак, но  ни какой другой пристройки, за которыми могли укрыться оперативники не было. В это время дверь барака открылась.
 На пороге, весь в чёрном,  появился  огромный человек.
- Как "трехстворчатый шкаф", - подумал Кривошеин.
 Человек был  ростом не ниже 2 -х метров и с длинной бородищей как у  попа. А у оперативников  старая фотография с  паспорта. На ней молодой мужчина,  не имеющий ничего общего внешне  с этим громилой.  Он спокойно вышел. Внимательео посмотрел на оперативников.
-  А мы стоим все, как на витрине,  - рассказывает Кривошеин.
  Громила спокойно, уверенным шагом пошёл прямо в арку.
- У меня чутье сработало, и я как гаркнул на своих оперов: "Это он, берем!"
   В это время слева от арки словно ниоткуда вынырнуло такси. Водитель на лету распахнул дверь, в которую и запрыгнул "шкаф". Оперативники выбежали вслед за удаляющейся машиной, но ни транспорта, ни оружия, кроме как у начальника УГРО, у них не было.
   Рядом заскрипели тормоза -  другая машина-такси чуть не сбила замешкавшегося на проезжей части Бориса Кривошеина. Недолго думая, он влетел в автомобиль, приставил под ребра водителю пистолет и приказал:
- Догоняй преступника! 
   На одном из светофоров он вычислил такси, в котором находился беглец, и указал своему водителю таранить автомобиль. В этот момент такси со спекулянтом остановилось. У водителя сдали нервы, когда он увидел, что машина с начальником уголовного розыска перестраивается и выбирает угол атаки.
  Борис Кривошеин получил за поимку  преступника премию 100 рублей, но более никакой пользы в расследовании по делу убийства Зои Фёдоровой этот инцидент  не принёс. Следствие не установило причастность спекулянта к трагической смерти актрисы.
  После этого начальник УГРО перешел в другой отдел. На место Бориса Кривошеина назначили выпускника Высшей школы МВД Александра Петрушко. Периодически встречаясь на заседаниях у высшего руководства, Борис Кривошеин интересовался ходом следствия. Но дело после его ухода не сдвинулось с места. Следствие было приостановлено, попав в разряд висяков, или глухарей.
"Ну что ж ... если по делу сказать нечего - то и слушать не о чем : " Оставьте их: они - слепые вожди слепых; а если слепой ведёт слепого, то оба упадут в яму ."
(Евангелие от Матфея гл. 15 ст. 14)
   Спустя некоторое время Бориса Кривошеина сняли с должности заместителя  по розыску и назначили старшим оперуполномоченным по особо важным делам Кировского района. С тех пор он начал заниматься только самыми тяжкими преступлениями -  убийствами и покушениями на убийства. Эту должность Борис Кривошеин занимал до выхода на пенсию и набрался много опыта, чтобы начать вести свою личную работу по раскрытию убийства Зои Фёдоровой.
- Чтобы мозги на пенсии не закисли, решать одни кроссворды маловато, - рассуждал Кривошеин. - Поэтому я занялся любимым делом. В первую очередь посмотрел документальные фильмы по убийству Зои Фёдоровой.
  Начал смотреть  сериал "Зоя". Не понравилось. Выключил. Больше не включал.
 - Потому что всё, что там показывали, на самом деле не соответствует действительности. Особенно то, что комментировали актеры про её убийство. Не знаю, может, они говорили то, что было выгодно им, а может, чего-то не знали. Я могу судить об этом, потому что через нас прошел практически весь "Мосфильм". Уж сколько мы наслушались помимо того, что было записано в протоколах допросов. Потому я подумал: дай-ка я сяду, помыслю, учитывая тот колоссальный опыт, который я наработал по раскрытию таких преступлений, – решил Борис Кривошеин.
  Для начала бывший  милиционер восстановил в памяти картину происшествия и проанализировал динамику движений жертвы в момент, когда пуля попала в затылок. Выстрел был сделан в то время, когда Зоя потянулась к трубке. Но следователи не знали, хотела ли она позвонить сама или кто-то позвонил ей. По динамике движений человека, снимающего телефонную трубку, и по тому, в каком положении находился труп, Борис Кривошеин установил, что в трагический момент не актриса звонила кому-то, а позвонили ей! Она повернулась к телефону, потянулась к нему рукой. Но неизвестно, успела ли ответить, так как в этот момент прозвучал выстрел.
  Можно было определить звонившего. Но этого не было сделано...
Убитую обнаружили в очках в  грубой роговой оправе, причем в тех, которые она не носила в повседневной жизни, а надевала только для чтения. Зою Фёдорову никто не видел в этих очках, они  были ей совсем  не к лицу. Она носила их только дома. Значит, что-то подвигло ёе надеть очки в присутствии того человека, который её потом убил. Вероятно, она хотела прочесть какой-то документ или что-то написать.   
    Тут Кривошеин припомнил таинственный звонок от женщины, которая попросила обратить внимание на одну из знакомых Зои Фёдоровой. О ком говорила незнакомка? Звонившая утверждала, что покойная часто посещала одну из своих знакомых перед смертью. Вероятно, она видела, как Зоя Фёдорова заводила эту женщину в день убийства в квартиру. Знакомая, о которой она говорила, не числилась среди близких друзей убитой, в протоколах допросов о ней практически ничего не упоминалось. Интерес для следствия представляло то, что у этой женщины был сын, который уехал на ПМЖ в Америку и поселился недалеко от того места, где жила дочь актрисы Вика.
"Когда я ехал в Голливуд, все говорили: "Ой, тебя там выжмут как лимон!" А я отвечал: "Вы же пьете сок? Вот и они хотят".
(Кристоф Вальц)
   Виктория Фёдорова  выпустила книгу под названием "Дочь адмирала" в 1979 году. В качестве ее соавтора выступил Гескел Фрэнкл (Haskel Frankel). Это произведение она посвятила своей матери, которая была убита через три года после презентации книги. (2)
Убийцей была женщина?!!!
    Зоя Фёдорова  хотела переехать к дочери. Трижды ей разрешали выезжать в Америку для встречи с Викой и своим бывшим возлюбленным.
"Никогда не стоит путать карьеру и жизнь"
(Хиллари Клинтон)
  Но в 1981 году, когда Зоя Алексеевна  решила навсегда переехать в США, ей отказали. Случилось это за несколько недель до её убийства. В это время Фёдорова и познакомилась с новой подругой, у которой уже были оформлены документы на выезд к сыну, и  куплен билет. Учитывая женскую психологию, кому, как не находящейся в таком же положении женщине, могла поплакаться и излить свою душу актриса?
-  Экспертиза определила, что выстрел был сделан с расстояния 20 сантиметров. Выхлопные газы должны были распушить волосы на затылке и как бы загнуть их вперед. А Фёдорова была как причёсанная. Кто причесал убитую и зачем? Если это кто-то и сделал, то только женщина. Причем женщина, которая к актрисе  хорошо относилась, раз, прощаясь, пожалела, пригладила ей  волосы. Ни один мужчина никогда бы этого не сделал.
 -  Все остальные версии – Комитет госбезопасности, наемные киллеры, "бриллиантовая мафия"– не  влезает ни в какие ворота.   Никто даже не обратил внимания на одну простую деталь. Говорили, что бандит открыл дверь, зашёл, Зоя сидела за столом и т. д. Но дверь в комнату открывается вовнутрь, и если бы преступник попытался войти, он бы этой дверью прикрыл Зою. А она, с её опытом зоны или с боязнью всего, думаете, не отреагировала бы? – считает Борис Кривошеин.
   Действительно, Зоя Алексеевна была очень осторожным человеком. За всё время своего проживания в доме на Кутузовском проспекте она ни разу не пустила к себе в квартиру не только никого из соседей, но даже техника-смотрителя. Обычно с посторонними посетителями актриса разговаривала через дверь, и, если гость настаивал на встрече, Фёдорова просила его спуститься во двор и встречалась с ним там.
    Мотивом убийства Зои Фёдоровой послужила корысть. По мнению Бориса Кривошеина, актриса хотела передать через убийцу кольцо с бриллиантом для своей дочери. Потому что другого способа у неё не было.
-  Боюсь, что со мной  что-то может случиться, - думала Зоя Алексеена. - А  тут  такой случай! Подруга уже улетала на днях в Америку.
    В то же время пожилая женщина летела на ПМЖ к единственному сыну без стартового капитала, и ей бы совсем не помешала дорогая драгоценность, чтобы продать ее и не быть обузой для родственников.
"Дети не должны страдать за грехи бабки"
"Зрелость ко мне приходит не всегда так, как про это думают. На мое становление влияли вещи и прекрасные, и отвратительные, я даже не знаю всего. Наоборот. Я волнуюсь о тривиальных вещах. На самом деле, не такие уж они банальные. Моя, нет, наша работа включает в себя много рисков и вопросов: хорошо ли ты делаешь свою работу, а если да, то сколько ты сможешь держать планку? Вы всегда чувствуете на себе критический взгляд и существуете ровно до тех пор, пока вас ценят и любят"
(Ванесса Паради)
  В день убийства Зоя Фёдорова зашла к подруге в гости. Они перекусили на скорую руку вермишелью с корнишонами. Ни в одном меню столовой поблизости от Кутузовского проспекта такого не продавали. Это позволило оперативникам сделать вывод, что еда была приготовлена дома.
- У меня уже куплен  билет на самолет, - сказала Зое приятельница. - Мы видимся в последний раз!
- Как в последний? - заволновалась Зоя Алексеевна. - Тогда приглашаю вас к себе домой!
  В этот день должна была звонить дочь Виктория.
- Я хочу вас попросить: передайте моей дочери  Вике кольцо с бриллиантом.  А также сообщите  ей по телефону время, чтобы она встретила и забрала передачу.
"Чем выше вы поднялись по лестнице, тем сильнее она трясётся, и вы тоже. Большое облегчение знать, что нечего больше терять"
(Раф Валле "Прощай, полицейский!")
   Таким способом Зоя Фёдорова хотела перестраховаться. Хоть какое-то косвенное доказательство в виде телефонного разговора с дочерью, что она передала драгоценности этой женщине. А приятельница Зои Фёдоровой не думала, что та будет звонить по телефону.  Она была чуть моложе Зои Фёдоровой и надеялась, что зайдет к актрисе, заберёт драгоценности и, сославшись на спешку, а также необходимость собирать чемоданы, уйдёт.
- Если телефонного разговора с дочкой Зои Фёдоровой не будет, доказать, что передача драгоценностей состоялась, станет практически невозможно, - думала  женщина.
   Но Вика должна была позвонить. На этот случай приятельница актрисы взяла пистолет образца 1939 года, доставшийся ей  с фронта,  и положила его в сумочку.
   Гостья до последнего не решалась произвести выстрел  и оттягивала этот момент. Пока  ждали звонка, она могла под любым предлогом подойти к актрисе и выстрелить. Но женщина выжидала и надеялась, что Вика не позвонит. Когда звонок тем не менее прозвучал, она зашла за спину Зое Алексеевне  и, пока та повернулась к телефону, чтобы взять трубку, выстрелила ей в затылок...
"Царят на свете три особы,
Зовут их: Зависть, Ревность, Злоба"
(С.Брант (2)
- Эту женщину допрашивали. Она прошла через сито. Допрашивал мой хороший товарищ из райотдела. А я в этот день в отпуске был, поспать хотелось, понимаете, я же каждый день раньше двенадцати ночи никогда не уезжал из отделения. И в этот день как специально получилось. Я приехал на работу  к двенадцати, а она пришла на допрос к десяти. Вместо меня ее допросил мой товарищ, который в то время был в отделении, – признаётся Борис Кривошеин.
   Допрос оказался бесполезным и пустым, на все вопросы женщина отвечала:
- Ничего не видела и ничего не знаю.
 Хорошая актриса!   Оказалось, что она имела какое-то отношение к "Мосфильму", а у оперативника, проводившего допрос, родители были оттуда. Между ними завязалась дружеская беседа, потому оперативник, не получив никакой полезной информации, отпустил её.
   Когда Борис Кривошеин узнал, что эта женщина приходила на допрос, но от неё не получили никакой ценной информации, он спохватился и поехал к ней домой, чтобы повторно вызвать её в отделение. Но к тому времени она  сменила  место жительства. А спустя несколько дней предполагаемая убийца улетела в Америку к сыну.
-   Мотивом к преступлению послужила корысть, - считает Борис Кривошеин. -Убийца не только забрала кольцо с бриллиантом, но и выгребла все ценности Зои Фёдоровой, которых ей наверняка хватило на безбедную старость в Америке.    
    Учитывая любовь актрисы к драгоценностям, которой она заразилась от певицы Лидии Руслановой, украшений из её квартиры хватило бы на безбедную жизнь нескольких таких старушек. Если добавить сюда опустошенные кем-то подрамники от картин, которые Борис Кривошеин видел после убийства актрисы, преступник получил большой куш.
– Я уверен, что именно она убийца Зои Фёдоровой. Убийство было совершено из корысти и осталось безнаказанным. Но имя преступницы я вам не назову. Почему? Да потому что она давно умерла, а у неё остались дети, внуки. Я считаю, что им не нужно страдать за грехи бабки, пусть и убийцы. (3)
Читай и смотри:
Бриллианты на крови...
Старость наивна,
Старость слепа, -
Время, когда
Умирает мечта.
И одиночество -
Вечная боль,
Что самый близкий
Не рядом с тобой...
(стихи автора)
 Личная жизнь Виктории Фёдоровой
"I live by the rule that you should follow your dreams… no matter what you do, you should follow your dreams"
"Я живу по правилу, что ты должен следовать за своими мечтами… Независимо от того, что ты делаешь, ты должен следовать за своими мечтами"
(Джаред Лето)
   В детстве Виктория мечтала стать актрисой, как её мама. Окончив школу в 1962 году,  поступила в студию драматического искусства.  В молодости Виктория очень напоминала свою мать, и нравилась многим мужчинам. В  1964 году дебютировала в кино в  эпизодической  роли Жени в фильме Михаила Калика "До свидания, мальчики!"  В 1969 году Виктория  окончила ВГИК.(4)
- Виктория была компанейской, хорошей девушкой, - вспоминает актёр театра и кино Альберт Филозов. (5)
 Так, она снялась в очень талантливой трагикомедии Алексея Коренева "Урок литературы" (по первому рассказу Виктории Токаревой "День без вранья"), где сыграла небольшую, но запоминающуюся роль журналистки Лены. Её партнером по фильму был Евгений Стеблов. (6) 
   Также Виктория участвовала в классической экранизации Льва Кулиджанова "Преступление и наказание", исполнив роль Дуни, сестры Раскольникова.
  В 1970 году Викторию пригласили на главную роль в мелодраму Михаила Богина "О любви", где она сыграла скульптора Галину. Её партнерами по фильму были известные актёры театра и кино  Олег Янковский, Валентин Гафт, Владимир Тихонов, Елена Соловей.
  Также  Виктория снялась в психологической драме Федора Филиппова "Расплата" и ряде других известных советских картин 1960-х-1970-х годов.
 Её первым супругом стал Ираклий Асатиани, сын режиссёра-документалиста Георгия Асатиани. Они оформили свои отношения в 1967 году, но уже через два года расстались. Мама Зоя была против этого брака.  К тому же Ираклий был очень ревнивым.
   В 1970 году Виктория Фёдорова вышла замуж за архитектора Сергея Благоволина, а в 1972 году её избранником стал кинодраматург Валентин Ежов, но их брак через год был расторгнут.
    27 марта 1975 года при содействии профессора Коннектикутского университета Ирины Кёрк, по собственной инициативе разыскавшей Тейта в США, Фёдорова приехала в Америку, где впервые встретилась с отцом -  к тому времени контр-адмиралом ВМС США в отставке.
   Визит советской актрисы в Соединённые Штаты, её воссоединение с отцом и семейная пресс-конференция, устроенная по этому поводу в Лантане (Флорида) 10 апреля 1975 года, широко освещались в американских массмедиа. Оплату всех расходов, связанных с поездкой, взял на себя еженедельник National Enquirer[en], получивший эксклюзивные права на первую публикацию о приезде Фёдоровой в США.  7 июня того же года в Стамфорде (Коннектикут), за несколько дней до окончания срока действия трёхмесячной туристической визы, Фёдорова вышла замуж за второго пилота авиакомпании Pan American World Airways Фредерика Ричарда Поуи (7), с которым познакомилась на приёме, данном в её честь в Нью-Йорке. От этого брака 3 мая 1976 года родился сын - Кристофер Александер Фёдор Поуи.
   В 1978 году Виктория Фёдорова-Поуи получила американское гражданство. Снималась в эпизодических ролях в кино и на телевидении, пробовала себя в модельном бизнесе. На протяжении почти десяти лет была лицом косметической компании Beauty Image, представляя линию Alexandra de Markoff. В  частности, духи Enigma ("Тайна") и крем Countess Isserlyn ("Графиня Иссерлин").
  В 1990 году супруги расстались. Виктория Фёдорова редко появлялась в Москве.
"Конечно, если бы мне предложили что-то масштаба Анны Карениной, я, безусловно, ответила бы утвердительно. Но после стольких лет отсутствия возвращаться на российский экран в каком-то среднем материале – это немыслимо! Да и сниматься за деньги, которых только на проезд в автобусе хватает, не слишком приятно. Но… Софи Лорен мне как-то сказала: "Никогда не говори никогда. Меняются обстоятельства, взгляды на жизнь".
(Виктория Фёдорова)
   Потрясенная известием  Виктория не смогла приехать даже на похороны матери: её  не впустили в страну.
 Умерла в США от  рака лёгких (была заядлой курильщицей) 5 сентября 2012 года. Её прах, согласно завещанию, был развеян над горами Пенсильвании.(8)
...И одиночество -
Вечная боль,
Что самый близкий
Не рядом с тобой...
 
(1) читайте: Серия "100 великих": Сто великих тайн
Николай Николаевич Непомнящий, Андрей Юрьевич Низовский "ТАЙНЫ ИСТОРИИ. ПРОИСШЕСТВИЕ НА КУТУЗОВСКОМ"
(2) Себастьян Брант (1458-1521) - немецкий сатирик XV века, автор сатирического произведения "Корабль дураков№, прозаик, поэт, юрист.
(3) "Смерть на Кутузовском. Новая версия нераскрытого убийства актрисы Зои Фёдоровой"
(4) Виктория Яковлевна Фёдорова (1946-2012) - советская и американская  актриса, писательница, сценарист
(5) Альберт Леонидович Филозов (25.06.1937 - 11.04.2016) - советский и российский актёр театра и кино, педагог ВГИКа, профессор РАТИ. Народный артист Российской Федерации (1994)
(6) Евгений Юрьевич Стеблов (род. 8.12.1945) - советский и российский актёр театра и кино. Народный артист Российской Федерации (1993). Первый заместитель председателя Союза театральных деятелей России.
(7) Ричард Поуи (Пуи, Пой) (1938-2008) - гражданин США, пилот   
(8)Читайте: womanontop.ru Март 31, 2015"Мать и дочь: история Зои и Виктории Фёдоровых"


Рецензии