Тайны Трона. Мария Стюарт. Ист. роман 1-19

Тайны Трона.Мария Стюарт.Ист.роман  1-19



Часть 19. Религиозные распри. Последствия

    Протестанты не признают икон, креста и не почитают мощи святых, как это принято у католиков. Но то, что французское королевство стало разваливаться на две религии и начались религиозные распри, — это очевидно. Веротерпимость, свобода вероисповедания! Но король Франциск не может справиться с разбушевавшейся среди народа бурей, а среди знати всем заправлял сам Стефан Нарцисс. Он был влиятельным при королевстве, но не только! Он имел козырь в руках: знал тайну королей и грозил расправой в случае неподчинения.
    Он загонял Франциско в угол, принуждая подписать эдикт* о выявлении у всех представителей знати, какую веру они исповедуют, — с той целью, чтобы знать, кто протестант, и чтобы они стали явными мишенями для католиков. Король собирался подписать такой эдикт, но Мария уговаривает его не делать этого, говоря:
— Вы не тот король, которого я полюбила! Вы подписали вердикт** «сборища»?
    Тогда король ей посоветовал:
— Возвращайтесь в Шотландию, оставьте меня.
    Боясь за её жизнь, он порывает с ней, отсылая обратно в Шотландию, но она не подчинилась королю, а, напротив, попыталась сама исправить то положение, в которое был загнан Франциско.

     Она тайно встречается с кузеном короля Луи Конде и просит о помощи: чтобы знатные вельможи Франции подтвердили, что они тоже протестанты, а не только маленькая кучка нищего сброда, как об этом однажды высказался Стефан Нарцисс.
Среди собравшихся на заседании Нарцисс открыл документ, чтобы утвердить его на подпись королю Франциску, уверенный, что тот подпишет, побоявшись его, так как он ведает тайну, кто был истинным убийцею короля Генриха II Валуа. Франциск действительно решает не отказать, но не потому что боится разоблачения и казни, а из любви к королеве Марии.
    Накануне в разговоре Нарцисс рассказал ему, что до смерти короля Генриха II на соревнованиях его хотели отравить в молитвенном доме, куда доступ был открыт лишь избранным. И как вы думаете, кто? Не кто иной, как королева Мария и его мать, королева Екатерина. И Нарцисс ещё раз пригрозил, что они все втроём будут висеть на пике.
    Франциск уже собирался подписать эдикт, как вдруг вышел Луи Конде и сказал:
— Среди вашей знати тоже есть протестанты, и я, например, в их числе.
    Хотя Франциск знал, что у него в семье некоторые перешли в протестантскую веру, но не он сам. Нарцисс возмущённо добавил:
— Вы один, и это меньшинство!
    Но в это время, устыдившись, что не они признались первыми, из числа протестантской знати вышло несколько человек. Сам король   Франциск обрадовался такому повороту событий и понял, что здесь рука его нежной королевы прогладила, словно утюгом. Он распустил собрание и сказал, что ещё обдумает этот вопрос. Незачем спешить.

    В то же самое время у графа Стефана Нарцисса и фрейлины Лолы налаживаются дружеские отношения. Он хотел пока иметь её при себе как улику против Франциска, но она была верна шотландской короне, оставаясь подругой королевы Марии и короля Франциска, и поэтому выполняла все их поручения, вплоть до того, чтобы подыгрывать Нарциссу, пофлиртовать с ним в пределах разумного, не подпалить полено, поднося его к огню.
     Подложить под картину ключ к шифру английской шифровки на планшете, который был найден у предателя — казнённого накануне шпиона английской короны Гифорда. Но Стефан Нарцисс был сильным, ловким, умным — он сразу понял, зачем молодая женщина, такая, как Лола, не спросясь, заехала к нему в усадьбу. После её визита он обшарил все места, где она могла бы быть, и нашёл ключ. Но не сказал об этом Лоле, и не было точного доказательства, что именно она могла сделать это. У короля Франциска был брат, верный помощник Баш, он проследил и нашёл всех, кого Нарцисс мог бы представить как свидетелей, если ему понадобится.
    Они поехали вместе и разделались с этими людьми, но пока они были вдалеке от замка, там шёл пир.
Королева Мария объявила о помолвке дочери Екатерины, сестры Франциска, принцессы Клод, которая несколько дней как вернулась в замок с молодым кузеном Луи Конде.
     Он согласился, потому что на этом настаивала сама королева Мария. А принцесса Клод пока не была готова выйти за графа, но потом, увидев его, даёт согласие — не потому что он молод и красив, а потому что на этом настаивал сам Франциско, желая примирить в королевстве две религии, чтобы было неповадно задерживать и убивать на улицах и в городах ни в чём не повинных людей только из-за того, что они другого вероисповедания.
    Но если бы это делалось необразованным населением! — а это делали и защитники Ватикана, которые вырезали жителям губы за неподчинение и наносили краской красный крест на их жилище, тем самым отчуждая их.

    После объявленной помолвки кузен Луи Конде сразу же удалился. Он был удивлён, так как не знал, что Франциска нет в замке и думал, что тот просто не соизволил прийти и поздравить молодых. Стефан Нарцисс, понимая, что не смог переманить Лолу в свой лагерь союзником, стал подбираться к принцессе Клод, но она ему отказала сразу же, так как успела переговорить с братом, королём Франциско. И только здесь, потерпев поражение, он посылает за свидетелями, желая в открытую обвинить королевство в смерти короля Генриха II Валуа. Договаривается сегодня же ночью назвать короля Франциска отцеубийцей и посылает свою стражу за свидетелем.
В планах у Баша было поехать за ним следом, чтобы узнать, где того держат. Поехали он и король Франциск, не доверяя больше никому, чтобы Нарцисс не успел привезти в замок свидетелем капитана шотландской лейб-гвардии Монтгомери, который висел на двух цепях в старой хижине. Перед смертью он подписал признание, что сам убил короля Генриха II Валуа. Баш уже знал об этом: в откровенном разговоре Франциск рассказал ему правду. И он остался, чтобы довести там дело до конца, убрать улики, а Франциск поехал в замок.
Франциск уже не боялся шантажа со стороны Стефана Нарцисса. Он был счастлив, что сейчас сможет всё рассказать, открыться своей любимой Марии, и они будут править королевством, как и хотели, вместе, как он видел и собирался, — чтобы народ был счастлив, чтобы страна не голодала, и было равноправие в религии, а не гонения. Он планировал построить церковь протестантам, чтобы они не собирались в хлеву или в лесу, узаконить их вероисповедание, несмотря ни на что, что бы об этом ни думал Ватикан. Но, приехав в замок, он застаёт королеву Марию униженную и изнасилованную, в слезах, и около неё свою мать Екатерину.

    Они рассказали, что после объявленной помолвки в замок ворвались самозванцы, переодетые в снаряжение королевских стражников. Их желание было — убить короля Франции Франциско. Ворвались в покои к королеве Марии, где она была изнасилована отцом пастыря протестантской веры, подвергнутого пыткам, а затем они скрылись. Нет сомнения, что они не останутся безнаказанными, но душевную боль уже не смыть.
    Франциско попросил прощения за то, что отсутствовал и не смог защитить свою любовь Марию. И только тем, что раскрылся перед ней полностью и что расправился со всеми уликами, он сгладил перед нею свою вину, но всё же не до конца.

    Стефан Нарцисс, испугавшись того, что произошло ночью, явился в замок к подружке Марии Лоле и ещё раз доказал ей, что его к ней тянет как к любимой женщине, — хотя он и раньше несколько раз пробовал это доказать, она же воспринимала его как предателя перед королём Франции. Один раз даже дала пощёчину, когда он встретил её одну в коридоре и поцеловал, она же сказала:
— Не пытайтесь взять раньше, чем я дам!
    Этим она всё же не оттолкнула его, а, напротив, дала возможность надеяться, и он, как тень, был отныне всегда рядом. Однажды в лесу, когда она совершала конную прогулку и, остановившись, спешилась, лошадь спугнули, заставив убежать. Он же был рядом, следя за Лолой, и, обрадованный возможностью сблизиться, подвёз её. На одном седле сидели двое, так близко — и так далеки пока в любви. Хотя меж ними уже началось потепление.
    Несмотря на то, что король Франциск послал Баша и стражников в замок Стефана Нарцисса, чтобы в его присутствии найти и принести улику, оставленную Лолой, якобы он — шпион английской королевы, эту улику не нашли. Он не был таким глупцом, чтобы не обыскать весь дом, после того как Лола, фрейлина королевы Марии, якобы проездом, посетила его и решила принять ванну, не стесняясь раздеться при нём. Это дало повод найти улику и уничтожить её. Хотя она предупреждала короля Франциско: «Вы просите обмануть такого влиятельного человека, как Стефан Нарцисс?..» Но она не ослышалась.

    Возвратилась в королевский замок и фрейлина Марии Грир, которая рассказала, что их ограбили лишь за то, что они не зашли на мессу в Орлеане, и они потеряли всё, даже её платья и подарки. Кто это сделал? Наверно, свои же протестанты, они знали, что лорд Каслрой, торговец перцем, супруг Грир, очень богат. Он оплачивал строительство школ и оказывал помощь нуждающимся. Но, как потом выяснилось, средствами, которые он передавал, воспользовались для покупки пороха и оружия, чтобы захватить власть и трон королевства Франции. Хотя Грир уже была готова перейти в вероисповедание мужа, чтобы вся семья была одной веры, сейчас и у него остался открытым вопрос: где зло и где правда?! Нужно поискать...
     Предательство, интрига, измена, прольётся ли кровь, — всё в одном букете. Кровь за кровь, устрашение верных, к чему ведут распри в новом Французском королевстве? А кроме этого, что-то происходит и со старшей королевой Екатериной, которую преследуют дети — две девочки-двойняшки, умершие в детстве в один день. Во сне это или наяву? Галлюцинации или появление у неё видений, как у Нострадамуса? И за это она обвиняет свою дочь, принцессу Клод, которая была мала в то время, а у младенцев в горле якобы нашли лепестки роз.
    Она всю жизнь думала, что принцесса, ревнуя, затолкнула им в горло розы, оторвав со своего платья, не зная, что в этом была повинна няня. Было ветрено, она открыла окно, розы вместе с вазой упали с подоконника, обломались; лепестки, летая, попали в ротик младенцам. А когда няня это обнаружила, они были уже мертвы. Она достала лепестки и заменила их розой с платья принцессы Клод. И за это всю жизнь мать ненавидела свою дочь Клод, она считала её виновной в смерти детей.
    Ничего нет хуже, когда ненавидишь своё дитя! Королева отослала её жить далеко от замка, якобы набираться знаний и выучить там европейские языки, но принцесса вела развратную жизнь. А когда устала жить вдалеке от своих, решила возвратиться, хотя не получила на это согласие матери, королевы Екатерины.

    Когда дочь Клод спросила мать: «За что вы меня так не любите? Вы не позвали меня на свадьбу брата, короля Франции Франциска, на его коронацию? Даже на похороны короля, моего отца?» — мать высказала свои подозрения и получила ответ: ребёнок не был повинен в таком горе. Она была свидетельница, помнила раскрывшееся окно и летающие красным снегом в детской лепестки роз. И как дети, младенцы, стали кашлять. Мать поняла, кто был повинен в смерти двойняшек. Но няня давно уволилась, концы были спрятаны далеко. Только сейчас она, старшая королева Екатерина, лишившая дочь благодати при замке, хотела залечить ту рану, разрыв меж матерью и дочерью, но сможет ли? Сколько воды и дней утекло с тех пор?..
_______
* Эдикт (лат. edictum – объявление, от edicere – объявлять) – нормативный акт.
** Вердикт (от лат. vere dictum – истинно сказанное) присяжных заседателей в уголовном процессе – решение коллегии присяжных заседателей.


Рецензии