Молоко

                М О Л О К О

     Очень простой случай в моей жизни, который случился ещё в годы моего раннего детства.
     «Просто так» я не ходила по гостям. Если к кому-то шла, то по поручению родителей.
К тому же в нашей семье был неписанный закон: все дела, которые надо было сделать за воротами или где-то на стороне, должны были быть выполнены до захода солнца. Дети и женщины должны вечером находиться дома. Те, кто шатался без дела, особенно вечером, считались людьми недостойными, а, следовательно, презираемые. Именно поэтому я чувствовала себя очень неуютно. Смеркалось, а я вынуждена была сидеть на чужой завалинке и ждать, пока тётя Валя подоит корову, которая перед моим приходом вернулась из стада и вошла в растворённую калитку. И тут уже именно корова становилась главным лицом на подворье. Обиходить её надо было в первую очередь. Ничего мне не оставалось, как только сидеть и ждать.
     Я слышала, как позванивали струйки молока о подойник, как тётя Валя, то строго, то ласково разговаривала с коровой. А меж тем смеркалось. Наконец тётя Валя подошла к крыльцу и поставила подойник, полный настолько, что пена шапкой возвышалась над ведром, на низенькую скамеечку. Сама же хозяйка вернулась в хлев к корове, видимо какая-то срочная работа там у неё осталась недоделанной. Я проводила её взглядом и не отводила взгляда своего от дверей хлева, мысленно поторапливая хозяйку. Именно поэтому я не заметила того, что происходило в двух шагах от меня. А в это время из сеней выбежало четыре  пятнистых котёнка, влезли на скамеечку и вцепились передними лапками за край ведра. Их мордочки просто нырнули в воздушную молочную пену. Четыре шерстяных колбаски с торчащими хвостиками висели со всех сторон подойника. На пороге стояла мама-кошка и внимательно следила за котятами. Тут появилась хозяйка. Одним движением рук сгребла всех четверых котят и сердито бросила их на завалинку. Сама взяла подойник и ушла в хату. Кошка тут же оказалась рядом с котятами, мурлыча, начала их вылизывать.
     Прошло очень много лет, многое забылось, но только чётко помнятся – четыре котёнка висящие на полном молока подойнике. И тут начинается то, чего я не могу понять. Десятки раз я хотела записать эту простейшую, но очень милую зарисовку и каждый раз, по какой-то ничтожной причине я не могла взяться за карандаш. Как будто что-то отводило меня от этого шага. Почему? Что в этой истории такого, что я, взрослый человек, не сумела разглядеть и понять? До чего я должна была дорасти и, в каком свете я могла бы рассказать?.. Даже теперь я всё ещё сомневаюсь в своевременном моменте  написания…
     Я не помню, где и когда видела, как сука лежала на боку, а её набухшие молоком соски сосали котята. Я помню взгляд этой собаки, она осуждала меня за то, что я подсматриваю, дескать – я ничего предосудительного не делаю. Просто кормлю детей потому, что они голодны…
     Видела, как люди кормили из соски телёнка, поросёнка и с тонюсенькой сосочки котёнка… И на всё это было приятно смотреть. Почему? Что это за продукт такой – молоко, который объединяет всех в порыве милосердия и доброжелательности? Что за сила в нём такая, что даже ужи его пьют?.. Может быть это нечто большее, чем обычный продукт и создано Природой для жизни и во имя жизни. Молоком жрецы делают жертвоприношения, молоком лечат, им красавицы умываются…
     Хлеб растёт на земле и … пройдя через огонь становится святыней – хлебом насущным. Растения становятся пищей для животных, а потом уже молоком. Начало – земля, а соки её, проходя несколько стадий превращений, становится самым главным продуктом всего живого, силой и здоровьем для животного и для человека.
     И всё же, наверное, есть ещё что-то такое, до понимания которого я ещё не доросла. Одно для меня ясно: хлеб и молоко – пища Богов, подаренная человеку и это понимать надо и уважительно к нему относиться. По крайней мере – это самое малое, что мы можем сделать.

                ***


Рецензии
Всё очень верно подмечено! Добро - всегда добро, а хлеб и молоко - как бы его материальное воплощение :)

Алексей Тихонов   05.08.2019 16:35     Заявить о нарушении
Люди научились строить дома, корабли, самолёты, а хлеб с молоком остаются главным продуктом для человека и не только... Перестанем их уважать, перестанем почитать родителей своих и чужих, жалеть детей, человек перестанет быть Человеком.

Спасибо за тёплые слова отзыва! Радости Вам на долгие годы!
С уважением,

Анна Боднарук   05.08.2019 17:48   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.