Сновидений ложный рой

И уснуть не могу, и бодрости никакой, уже измаялся
весь. И, досадно, чувствую, разгулялось воображение, -
не поэтическое, а бесполезное. Тоже иногда посещает.
... Я перед судьями, мне грозит обвинение, я должен
отвечать на их вопросы.
- Рассмотрим Ваши отношения с Овидием. Вы были
одновременно сосланы в город Томы в устье Дуная. Вы
не отрицаете этого?
- Да, мы оба были сосланы в Томы.
- Почему же Вы не оказали на великого поэта, кем
несомненно был Овидий Назон, благотворного влияния?
Ведь у вас была возможность совершать с ним прогулки
при луне, беседовать...
- Мы совершали прогулки при луне:

Я часто следовал,
Овидий, за тобою...
Как видите, наши совместные прогулки отражены в моих
стихах:

Еще доныне тень Назона
Дунайских ищет берегов,
И часто бродит при луне,
Со мной, не говоря ни
слова.
Но, должен признаться, Овидий со мной не
разговаривал, чаще всего просто не отвечал мне!
- Неудивительно! Ведь любым беседам Вы
предпочитали карточную игру! Признайтесь! И не раз
предлагали ему срезать штосс!
- Я был уверен, что в Риме, откуда Овидий явился,
игра в карты была любимым развлечением
просвещенных граждан, (осмелюсь заметить, как и у нас

в Петербурге).
- Знайте: именно из-за Вашего невнимания и
легкомыслия Овидий умер, его больше нет с нами...
Отвечайте, признаете ли Вы свою вину?
Мне хочется возразить, что Овидий бессмертен, но,
понимая, что мне не поверят, я молчу.
- А Ваши отношения с Андрэ Шенье? Нельзя
воздержаться от горестного чувства: талантливый
молодой поэт привязался к Вам, был так доверчив,
надеялся на Вашу дружбу... А чем все кончилось?
Увлечение Вашими стихами погубило его. Вы, и никто
другой, виноваты в том, что Шенье был сослан  в
Михайловское. Ведь что писал там несчастный молодой
человек?

Где Вольность и Закон?

Над нами

Единый властвует топор -

и это о чем? - о самом мирном уголке нашего
благословенного отечества! Пренебрегая его
интересами, Вы сочиняли и сочиняли свои
возмутительные вирши, а Шенье читал и читал их, пока
не сочинил сам:

Умолкни, ропот

малодушный,

Гордись и радуйся, Поэт!
Ты не поник главой

послушной

Перед позором наших

лет.

Ты презрел мощного

злодея! -
ну, естественно, после этого ему пришлось срочно
покинуть Россию. Он был казнен во Франции, (что никак
не уменьшает Вашей вины, подсудимый).

- Что Вы можете сказать об Адаме Мицкевиче, ведь
Вы знакомы?
- К счастью, знаком. Мицкевич образованнейший
человек, прекрасный поэт и патриот Польши.

Мы встретились, и были

мы друзья,

Хоть наши племена и

враждовали.
- Что значит "наши племена"?
- Между нашими странами далеко не дружеские
отношения, но изгнанник Мицкевич стал для нас
дорогим гостем,

Делились мы и чашей, и

мечтами,

И песнями: он одарен был

свыше

И глубоко взирал на

жизнь.
Это достойнейший человек и к тому же бесконечно
талантливый.
- Вам случалось сочинить что-нибудь совместно?
- Нет.
- А чьи это стихи: Ваши или Мицкевича:
Нередко

Он говорил о временах

грядущих,
Когда народы, распри позабыв,

В великую семью соединятся.

- Это мои стихи.
- А что значит "Он говорил", - это же о Мицкевиче сказано, не так ли? Не вспомните ли, как скоро наступит это будущее, которое предвидит г-н Мицкевич?

- В поэзии будущее не принято уточнять и
ограничивать какими-то сроками.
- Вы согласны с надеждой Вашего польского друга на
"времена грядущие"?
- Да, всецело.
- Подводя заключение, напоминаем Вам,
подсудимый, что почти все арестованные по делу 14
декабря, именно Вас, Ваши стихи и поэмы, назвали
источником своего свободомыслия. Приговор готов.
Ваше последнее слово - говорите.
- Ну что ж. Горжусь тем,

Что в мой жестокий век
Восславил я свободу
И милость к падшим

призывал.
- И это всё?! В Приговоре сказано...
- Я знаю, к чему вы меня приговорили. Но я 20 лет
сочинял стихи и прозу, и мной давно уже владеет
уверенность:

Нет, весь я не умру -
не хочу произносить вслух того, что твердо знаю: я
бессмертен.

. . . . .

Вот черт! Ведь сплошная ерунда, а как
переволновался! Надо успокоиться,отвлечься.                И счастливец открывает осторожною рукой
                Дверь, откуда вылетает сновидений ложный рой...


Рецензии