Чем пахнет осень

По небольшой лесной  тропинке, одной маленькой деревушки, шли не спеша дедушка со своей внучкой.

В начале осени уже было самое время собирать грибы. Погода для этого выдалась что ни на есть, самая благоприятная. Днем пригревало теплое солнышко, а к вечеру, или даже ночью, лил дождь. Машин дедушка был грибником, часто ходил в лес , знал хорошие места, и конечно где какой гриб найти можно.

Маша была еще маленькая, чтобы выдержать долгую прогулку по лесу, поэтому дедушка подъехал на машине к лесу, а остальной путь они собирались пройти пешком.  Для прогулки одежду внучке дедушка подобрал как следует, и они пошли гулять недалеко в лес, а вдруг, какую грибницу и удастся отыскать.
В руках у деда Матвея была палка, он шел, немного опираясь на нее, а иногда ковыряя траву или листья под ногами.

Маша любила гулять с дедом, он много чего ей рассказывал интересного и не уставал от ее многочисленных вопросов.

- Деда, а тебе нравится осень?

- Очень нравится, Маша!

- Потому что ты тогда можешь грибы собирать?

- Не только поэтому!- ответил заулыбавшийся дед, - Осень красивая, хозяйка!

- Почему ты говоришь хозяйка? У нее что,  кастрюли есть или пылесос?

- Нет, этого у нее нет. Но с приходом осени в садах и огородах можно собирать вкусные и полезные плоды, которых потом на целый год хватит! Вот я и называю ее хозяйкой!

- А красивой почему?

- Ну как же?! Смотри вокруг, красота то какая! Вон как она деревья нарядила, сарафаны то какие богатые, как барыни вдоль дороги стоят деревья, взгляд отвести невозможно! Вот был бы я художником, так только бы ее и рисовал!

- Деда, а как осень деревья переодевает? Что, прямо, вот так, как мама меня?

- Нет, не так! Осень дотрагивается до листочков кисточкой, и они меняют свои цвета, где желтыми становятся, где красными, а местами и коричневые проявляются. А когда смотришь  издали, так кажется, что деревья «одежду» сменили, понарошку.
Вот так порадует, порадует она нас своими нарядами разноцветными, а потом давай опять за дело, хозяйничать, землю к зиме готовить. Снимет листочки с веточек, да и укроет земельку теплым одеялом. Потом уж и снега дожидаться можно.

- А чего мы ее не видим, осень то? Раз она снимает и разукрашивает листочки, значит, мы ее в лесу встретить можем?

- Как же мы не видим ее? А вот! Все вокруг, посмотри! – дедушка обвел рукой перед собой. – Какую пору года ты сейчас видишь?

Маша внимательно присмотрелась, а вдруг она увидит какую-нибудь волшебную тетю, с кисточкой и корзинкой плодов в руках, но она никого не увидела.

- Я просто знаю, что сейчас осень! – раздосадовано сказала она.

- Правильно! Мы ее можем увидеть везде, через то, что нас окружает. Видишь стаю птиц в небе, вон там, высоко летят – это потому что осень пришла и напомнила, что скоро холодно совсем станет, пора места потеплее искать. А вот опята около пенечка сидят – так это осень подарочки нам оставила. Тучи в небе собираются – так это осень землю поливает, чтобы в ней витаминов больше было.

Пройдя еще несколько шагов, они вышли на опушку леса, которая находилась на небольшой возвышенности, а от туда открывался превосходный вид. Деревья расступились,  вдалеке виднелась деревня, а внизу, под ногами все было усыпано шапками разноцветных лиственных красавиц. Дед Матвей закрыл глаза и широкой грудью глубоко втянул воздух, наслаждаясь прохладой и свежестью.

- Деда, ты что осень нюхаешь?

Дед Матвей от души рассмеялся.

- Да, внученька,  у нее даже запах особенный. Вот я и хочу запомнить ее до следующего года.

- А мне можно осень понюхать?

- Конечно можно! Втяни носиком воздух и понюхай!

Маша так и сделала, закрыла глаза как дед и втянула глоток осеннего воздуха, постояла так немного, а потом,  недоумевая, открыла глаза.

- Деда, я так и не поняла, чем осень пахнет?

- Лесом пахнет, Машенька, сырой землей, травой пожухлой и листьями сухими. А для моего старого носа еще и воспоминаниями.

- Дедушка, а я когда стану такой старенькой как ты, тоже смогу воспоминания понюхать?

Дед от души расмеялся.

- Конечно, сможешь! Совсем я тебя запутал, наверное! Возвращаться пора нам, а то мама волноваться начнет!

Дед Матвей бросил палку на землю, взял на руки внучку и пошел обратной дорогой к машине.

- Деда?!

- Ну что, еще не все расспросила?

- А давай придем с тобой сюда зиму смотреть!

- Придем, конечно, ты только по чаще приезжай, а то мне одному скучно!

- А ты не скучай! Я как осень! Ты меня не видишь, а я есть, везде! Ты просто глаза закрой и вспомни меня!

- Договорились!

Так в этот день дедушка с внучкой грибов и не насобирали, зато хороших впечатлений у них были целые лукошки!


Рецензии