Иллюзия знания

Об пабликах в соцсетях

Как мы, люди быстро привыкаем к вещам, которые приносят нам комфорт. Мы начинаем кричать, позовите еще кассира, когда перед нами два человека в очереди, не помня, как когда то писали себе на руках ручкой номера, чтобы не перепутать, кто за кем стоял. Потому что в процессе стояния можно было еще куда-нибудь сходить и что то сделать. Мы возмущаемся тем, что полчаса стоим в пробках, сидя в теплых машинах, забывая, что когда то это было обычным временем ожидания автобуса на остановке. Мы настолько привыкли к мобильникам, что воспоминания о том, что когда то надо было пять лет стоять в очереди на установку телефона кажутся нереальными.

Не так уж долго мы живем, чтобы подолгу адаптироваться к изменениям. Но получая комфорт, мы уже не хотим делать то, что делали до этого и когда то считали это нормальным. Мы не будем стирать вручную вещи, мы не поедем на автобусе, если у подъезда стоит машина… Будем ли мы думать, если сейчас неисчерпаемым источником знания является интернет? 

Возможности человеческого мозга и размер его памяти не то, что ограничены или безграничны. Они неизвестны. И многие ученые уже не берутся их определять. Но как мы используем свою мощную способность к обучению и любознательность? Мы можем развиваться только впитывая знания людей, живущих с нами и живших до нас. В этом и заключается смысл человеческой культуры – сохранение и передача знаний. Но почему мы говорим о том, что раньше мы была читающая и культурная нация, а сейчас очень модно говорить об обрывочности и фрагментации знания современных, особенно молодых людей?

Интернет. В нем можно найти все что угодно. Огромное хранилище знаний… Но знаний ли? Знание становится таковым только в чьей то голове. Когда какие то факты, чьи то высказывания и умозаключения приобретают индивидуальный смысл. И как много зависит от нашего настроя.

Мы привыкли к современному рынку предложения. Мы привыкли быть потребителями. Привыкли к тому, что производитель борется за наш выбор. Производитель рекламирует свой товар, подстраивая и упаковывая его характеристики в набор наших среднестатистических предпочтений. А мы заходим в инет и смотрим, выбираем и заказываем то, что нас привлекает. Быстро, удобно, без заморочек. И знание нам тоже надо упаковывать. Надо приподносить его нам в красивой обертке, красивым шрифтом, приложить к нему какую-нибудь привлекательную картинку. А иначе мы можем пройти мимо и не понять, какое это гениальное высказывание и как мы с ним полностью согласны. Особенно если там ссылка на известного человека. Но мы не будем покупать большую книгу афоризмов. Нам доставят все по подписке. В приятной для нас форме и когда мы захотим. Бесплатно. Зачем платить за знания? Сейчас же они бесплатны. Особенно у кого есть Wi-Fi.

Но в жизни за все надо платить. Пусть это и не так очевидно. Формирование нашего собственного знания, так нужного нам в реальной жизни в виде компетенции - очень трудоемкая работа. А бесплатно мы получаем только иллюзии. Мы удовлетворяем наши спонтанные проблески мозга в познании. Мы любим красивые фразы… "Афоризм – это роман сокращенный до одного предложения"… Но к чему нам умение разговаривать афоризмами? К чему нам знание, которое мы не используем в жизни? Зачем энциклопедические знания человеку, не умеющему работать? … Да, мы оценим, поставим лайк, скопируем себе на стену, хотя читать потом навряд ли будем… Подпишемся, надоест, отпишемся. Положим в голову и сразу забудем… Это правильно! … А это полный бред! Но мы разучиваемся мыслить критически, мы уже не можем поставить себя на место автора, критически отнестись к собственному мнению. Мы любим цитаты о том, что надо быть собой, что надо отличаться от серой массы людей, не замечая, как сами становимся этой массой… Зачем нам что то обсуждать в пабликах? Ведь имеет отношение только то, что нравится лично мне. С чем я согласен или не согласен. Я же личность… Но мы забываем, что наличие у человека личности может признать только общество, но никак не сам человек...

Мозг очень специализирован, а восприятие готового знания и производство нового – разные вещи. И, скорее всего относятся к разным его участкам. А, как известно, то что в организме не используется, со временем атрофируется.


Рецензии
Вот очень интересная мысль относительно афоризмов.
Многие афоризмы представляют собой хоть и остроумные, но общеизвестные вещи в яркой обёртке. Так же как и некоторые стихи привлекательны именно этим.
А вот скажите - много ли ума у поэта? Или хотя бы житейской мудрости? Где он этой мудрости набрался? Хотя эрудиции у него бывает много.
Вот, Дмитрий Быков эрудированный экземпляр? Несомненно. Его лекции интересно послушать, над стихами поржать. Но вот любая бабулька на сайте стихи.ру куда мудрее, априори. Вот я и читаю стихи бабулек, а не стихи Быкова.
)))

Дмитрий Маштаков   24.12.2017 11:20     Заявить о нарушении
По поводу афоризмов и романа - мысль не моя. Видел где то без указания авторства. Сходил, поставил кавычки в тексте.
Я также думаю, что стихи следует сопоставлять с афоризмом. Я не думаю, что поэта красит ум, как таковой. Его красит тонкое видение мира. Умение подмечать детали. Умение обыгрывать и раскрывать эти детали в ярких образах.
И поэты превосходно владеют языком.
Посмотрел в Яндексе Быкова - какой то публичный человек, да?)Эрудиция - не ум) Энциклопедические знания - не мудрость. А умение рассуждать не говорит о правильности рассуждений)

Вячеслав Юнов   24.12.2017 21:35   Заявить о нарушении
интересно прослушать и сравнить лекции о романе Гончарова "Обломов"
Д.Быкова - http://youtu.be/-DaYPZWcfrU
и А.Машевского - http://youtu.be/i8z_SvRq24I
я с большим удовольствием видеолекции посмотрел, да и сам роман заодно перечитал.

У Алексея Машевского масса лекций по культуре, искусству и литературе. Известный популяризатор, очень активную деятельность ведёт. (что приятно - физик)))
Ну и Юрий Лотман - "Беседы о русской культуре"
в интернете масса интересных источников имеется

Дмитрий Маштаков   25.12.2017 08:19   Заявить о нарушении
Благодарю за ссылки)

Вячеслав Юнов   25.12.2017 09:43   Заявить о нарушении