Послевоенная школьная юность

Вспоминая «Послевоенное детство»  http://www.proza.ru/2012/01/15/528 , я задался вопросом: зачем человеку сегодня нужна память прошлого?
И решил: потому, что … память не желает хранить неприятное, тёмное. А потому несёт с собой некое «омовение души». Значит, родник этот - Светлый!

Спустя пять лет я решил рассказать о школьной юности «детей войны». Интересно это и с бытовой стороны: а как тогда жили подростки?! Условия той жизни? Но интересно и то, о чём они думали, мечтали? А для серьёзного исследователя это материал для размышления.
Нужны ли эти мемуары сегодняшнему поколению, утверждающему необходимость шагать в земной реальности твёрдо и практично и отвергать чувства и другие «излишества». Только тогда, мол, будет успех!

Но великое древнее изречение «Всё во Всём» - предполагает некую неразрывность  ОБЩЕГО  ВРЕМЕНИ, состоящего из триединства прошлого, настоящего и будущего.

Учитывая эту СВЯЗЬ  ВРЕМЁН, возникает желание обратить внимание внуков не столько на чёрно-белые события прошлого, сколько на всякого рода многоцветное сопровождение: недоговорённости, сомнения, восторженность, доверчивость, чистоту устремлений…

                * * *
Итак, 1952-56 годы. Село Калманка. Райцентр Алтайского края.
Имя селу дала река, впадающая в Обь. А сама Обь – одна из сибирских артерий – протекала километрах в пяти-семи от села. Где-то за огородами журчала мелкая речка Марушка. Недалеко от села протекала ещё одна небольшая река Алей, впадающая в Обь.
Одним словом, рай для любителей рыбной ловли, к числу которых принадлежал и мой отец. По профессии он был землеустроитель и, примерно, в 1952 году был переведён в Калманку из села Романово, в котором за шесть предыдущих лет им («землемером») было всё исхожено «вдоль и поперёк». А тут и впечатления новые, и возможность усладить рыбацкую страсть!

В Калманке переведённому специалисту предоставили жильё. В доме была кухня и комната. В кухне - русская печь, объединённая с железной плитой, имеющей круглые кольца -"вьюшки". Домишко наш был крыт толью. На зиму стены снизу необходимо было окапывались «завалинкой», чтобы подпол не промерзал. Рядом с домом был огород. Росли две черёмухи. Летом я по ним лазил, представляя себя Тарзаном!

Некоторые другие «стоп-кадры» воспоминаний 1952-1953 годов:
Милый дворняга Бобка. Куры, кролики. Шампиньоны во дворе... Ласточки стремительно носятся низко над землёй. Кот, выстреливший своё ловкое тело из засады в траве и схвативший бедную ласточку.

Купания, обрыв возле р. Калманки… Мой сверстник Зверев Толька, умело прыгающий с этого обрыва. Рыбалка.

Друзья, с которыми, правда, я не учился в одном классе, но жили они по соседству.
Гена Видешов. Летние поездки на Обь с ружьями к Генкиному дядьке-бакенщику. Вода в Оби холодная,  непрозрачная, быстрая.

Эдик Чернов жил на  соседней улице, ближе к речке Марушке. Кстати, помнится, что там были заросли конопли. И мы иногда «шелушили» поспевшие зёрна и ели их. Ничего особенного, но, проголодавшись, можно было чуток подкрепиться.

Март 1953 года. Смерть Сталина. Напряжённо притихшие лица. Недоверчивое отношение к «официальному» плачу одной-двух учительниц. Внутреннее затаённое ожидание обновления, по привычке скрываемое от проявления вслух.

И, наконец, ПОСЛЕДНИЕ ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ.
Учился я с желанием и с приличными оценками. Нравилась физика, математика, литература. Память и бывшая одноклассница Люба напомнили имена учителей.

Физика. Амазасп Рустамович Тигранян. Хороший был учитель.
До сих пор помню его методику решения задач.
Записать символами формул данные и поставленный вопрос. Привести все данные в единую систему единиц. Выяснить, почему нельзя решить задачу просто, «в лоб», одной формулой. Найти недостающие данные по другим формулам. Подставить их в общую формулу решения задачи. Да, эта общая формула становится «многоэтажной». Но зато в итоге – чёткая дисциплина подхода к задаче и её к решению.
Соответствовала ли такая методика – требуемой? Но кто из чиновников от образования (в основном, женщин) будет вникать в тонкости обучения физике в далёком селе?!

Но одно дело – быть учителем! Другое – то, что он был представитель другого народа – армянского. И вот мы – мальчишки – однажды увидели его в общественной бане. Буйство волос на его спине, груди. «Кустики» на пальцах ног!! Ну, почему он не такой, как мы?! Вопрос, конечно, детский. Жизнь потихоньку учила нас, что кроме грамотности и знакомства с науками, нужно научиться общему и главному: как надо правильно жить?! И как перенимать у других народов всё лучшее и соглашаться с их особенностями.

Литература. Эвелина Андреевна. Сочинения. Оценки: 5/3. Всю оставшуюся жизнь я пытаюсь «исправить тройку» по грамотности! Язык твоего народа – данность сакральная!

Алгебра, геометрия, тригонометрия. Ох уж эти абстрактные формулы при постижении точных наук жизни! Учительница Любовь Андреевна.
Немецкий язык. Учитель Аншиц Давид Филиппович. Тоже кое-что вложил в нас.

Директор школы осетин Муриев. Молодой ещё. Однажды пытался на турнике возле школы показать нам, как надо "крутить солнце". Второй турник был установлен в широком коридоре самой школы. Наши мальчишеские и юношеские попытки освоить этот турник.
Лишь один из нас, Толстопятов Алексей, умел, подтянувшись, сразу выйти на опору обеих рук. И перекладина оказывалась у него ниже пояса! Это выглядело очень красиво и авторитетно для всех старшеклассников! Были и брусья, и другие спортивные снаряды. Возле дома Эдика Чернова во дворе иногда появлялась гиря. И мы – ещё мальчишки – топтались возле неё, пытаясь казаться (пусть самим себе!) "силачами".

                * * *
Но главное воспоминание о той безусой юности было связано, конечно же, с именем моей одноклассницы Галочки.

Мы учились с ней в одном классе. Юная девичья прелесть сочеталась у неё со способностью к учёбе. (Лучшая ученица нашего класса!). То есть одно дело – милое личико. Но загляни в глаза – и сразу в них заметишь сообразительность, встречное понимание, благожелательность… Наверно, и у меня в глазах тоже можно было что-то разглядеть?

На переменах мальчишки и девчонки «кучковались» отдельными группами. Мальчишки, во дворе школы или в спортивном коридоре возле турника. У девчонок были свои, ну совершенно иные (по нашим понятиям), интересы. Почти «инопланетные».
Но звонок на урок призывал всех в один класс. Там надо было познавать школьные науки. Сидя рядом или поблизости! Ну что ж, привыкаешь ко всяким формам обыденности. И мы сидели, и привычно скрипели перьями по тетрадкам, не глядя на соседок.

Но когда во время урока возникала необычная ситуация, с каким-то, пусть маленьким «открытием», обострённое восприятие нашего возраста реагировало на это вспышкой повышенного интереса. И нам было очень важно сравнить своё понимание чего-то «необычного» с мнение товарища, а, тем более, с мнением обожаемой тобой девочки!

Всё! Тетрадки в сторону! Взгляд метнулся в её сторону: как она относится к этой неожиданной новизне? Мы же – учимся не только азам науки, но и ЖИЗНИ !
И ты вдруг видишь её встречный взгляд-вопрос. И в нём похожее вопрошание. И – о, чудо! – похожее отношение к этой новизне.
Прекрасно! Значит, мы одинаково понимаем вот эту приоткрывшуюся грань необычного!! Возможно, и многое другое мы сумеем понимать так же? Значит, в нас есть что-то одинаковое?! А вдруг, мы можем стать ПОЛОВИНКОЙ друг для друга?
Нет, последнее предположение с такой желанной догадкой в то время ещё не оформилось. Это сейчас, вспоминая, я его ДОДУМЫВАЮ.

ПРИКОСНОВЕНИЕ ВЗГЛЯДОВ «на заре туманной юности» происходит на каком-то чудесно-чистом духовном уровне, где «согласуется» жизненная совместимость. Некая игра вспышками-взглядами из своей души – в душу твоего желанного дополнения?
А потом в мире реальном это преобразуется в ЗРЕЮЩЕЕ притяжение женского и мужского начала.

Но тогда мы стеснялись этого притяжения. Да! Очень хотелось бы коснуться! В кругу своих сверстников эта тема жарко обсуждалось. Иногда даже в грубо приземлённой форме! К сожалению, светлое в жизни тесно перемешено с темным, неприличным!

… Школьные правила жизни того времени позволяли (хотя и не часто) проводить вечера с танцами под баян, аккордеон. Как чудно было обнять одной рукой девичий стан. Особенно, Галочкин! В другую руку взять её ладошку! Заглянуть в глаза можно было только на миг! Иначе, вся сказочная недосказанность могла разрушиться!
От духовного прикосновения взглядом к музыкальному прикосновению в танце! В юности это второй этап ПРИКОСНОВЕНИЯ. Здесь уже музыка ОСВЯЩАЕТ сказочное движение.
В этих допустимых движениях на виду у всех, столько прелести! И они ждут своего поэта!

Потом, созревая, человек обязан задуматься, зачем ему дана Жизнь? Полностью на этот вопрос ответить, вряд ли возможно? Нужно работать над собой, очищая свои мечты и надежды, чтобы,… не пряча глаза, за какие-то прошлые неприглядности, предстать перед будущим! Бог дал нам возможность целый век земной жизни трудиться в духовном росте, выбирая между многоликими гранями добра и зла.
Поэтому память не желает сохранять тёмные проявления жизни!

А на экзамене перед вступлением в будущее, возможно, будет один вопрос:
- Рассказывай, как ты жил на земле и боролся со злом внешним и внутренним?

                * * *
Прикосновения взглядом, прикосновения в движении танца...
Девчонкам старшего школьного возраста было естественнее перейти ЗА ГРАНЬ этой сказки, хотя бы на уровень ощущения поцелуя! Но мальчишки созревают медленнее, и я тогда ещё не был готов переступить грань сказочных отношений.

Да и потом… Как недавно рассказывала мне подруга Гали – Люба – я со своим небольшим ростом слабо конкурировал с более солидными пареньками.

Да, физически я был развит «на троечку». Ведь война началась, когда мне было менее двух  лет. Отец служил в железнодорожных войсках прифронтовой зоны. А фронт передвигался. И мать со мной и братом тоже переезжала за местом службы отца. (Но все мы, слава Богу, остались живыми во времена военного лихолетья!) А то, что еды для нормального роста тела в годы войны не хватало – так это было у всех городских ребятишек.

Но, пожалуй, главное в моих отношениях с Галочкой было в другом: я не торопился жить!

И давайте закончим воспоминание о школьной юности последним ярким событием.
Выпускной вечер июня 1956 года. Пацаны и девчоночки с «аттестатами зрелости»! Всю ночь на реке на большой лодке чуть ли не весь класс. Плывём, орём песни, "и чушь прекрасную несём"!

                * * *
Что же дальше? Необычность в необходимости принимать решение каждому отдельно! И уже есть понимание, что к этому надо подходить серьёзно. Но эта серьёзность ещё так легко может заменяться полудетскими, легкомысленными выходками.

Вновь перейду на «стоп-кадры».
Попытка поступить  в Новосибирский электротехнический институт. "Завал" по литературе: ошибки… Зато, письмо-радость из дома: старший брат приехал в гости! И всё огорчение забылось: что ж, возвращаюсь домой!

Работа в колхозе. Возка копен. На «трудодни» заработал мешок зерна. Высыпали его в бочку, которая стояла в чулане. Потом прямо в этом зерне завелись мыши.
Разведение кроликов. Их яростная моча, сжигающая подстилку, половицы...

Посещение зимой школы в качестве вольнослушателя, чтобы не забыть прошлогодние знания и вновь пытаться поступить, хоть куда-нибудь учиться: неудобно ведь в 18 лет сидеть на родительской шее.
И всё получилось: поступил в железнодорожный техникум на станции Тайга. Причём, довольно легко. Наверно, повзрослел. Стипендия скромная, но хватало и на талоны в нашу столовую, и на поездку домой на каникулы. Если не хватало, ехали «зайцами»: мы же "свои" - железнодорожники!

Да. А как после школы сложилась жизнь у Гали?
К сожалению, кроме сказочных моментов, даже в юности Жизнь сталкивает с реальностью прозы, а иногда и с трагедиями.
На последнем году учёбы у Гали умер отец. И хотя она сумела поступить в вуз, но не настолько успешно, чтобы получать стипендию. Рассчитывать на помощь из дома не приходилось. Пришлось им с подругой забрать документы из вуза и перевестись в техникум. Об этом я узнал тоже от Любы.

С тех пор наши жизненные пути не пересекались.

                * * *
Что можно сказать в завершении о послевоенной юности? Чем она отличается от юности сегодняшней – это понятно. А вот на что надо бы вглядеться современным воспитателям и как-то напомнить будущим поколениям?

Я благодарен Жизни, за ощущения пусть юношеского, но восторженного чувства ОБОЖАНИЯ девочки! Да, без поцелуев. Психологически я тогда был ещё мальчишкой.
Поцелуи – это предвестники физиологической грозы и благодатного ливня любви. Но! Они бывают у многих.
А переглядывания за школьными партами с Галочкой были для меня как утренняя ЗАРЯ юности! Без грома и молний, зато прекрасная и чистая.

Не считайте себя обделёнными,
Кто не смог очень скоро «постичь».
Как прекрасно быть долго влюблёнными!
И как быстро всё можно забыть.

Потом, много лет спустя, именно в честь «той Галочки» я дал имя своей дочке! То есть, я всегда оставался верен памяти юношеского чувства с его «цветением» души.

М. М. Пришвин сумел заметить в природе «весну света», где-то в конце февраля или начале марта. Ещё снег и даже морозец, но уже явно прибыло СВЕТА ВЕСЕННЕГО. И снег сверкает, и что-то неосязаемое изменяется в природе… И в тебе, умеющему воспринимать светлое! Наверно, это – духовное начало наступающей весны.

Возможно, ПЕРЕГЛЯДЫВАНИЯ мальчишек и девчонок в старших классах – это самая светлая и чистая часть их жизни. Она – подснежниками чувства пробивается в нашу земную реальность из Духовного СВЕТЛОГО мира, благодатно очищая повседневность, напоминая времена, когда…  «Душа цвела, / Мечты витали / И что-то на ухо шептали…».


Рецензии
Доброе утро, Юрий Андреевич! Наконец и мне удалось добраться до светлого, доброго, мудрого вашего творчества! Прочла с огромным удовольствием, не меньшим, чем от предыдущего вашего послевоенного детства. Эпизоды, небольшие воспоминания вашей школьной юности, но яркие, полные эмоций, заставляют читать не просто внимательно и с интересом, а затаив дыхание. Обязательно дам прочесть детям, им это очень нужно, особенно сейчас, как опора и фундамент, которые в один момент выбили у них из-под ног, и дело здесь не столько в материальном, сколько во всем остальном, гораздо более важном - уважении, доверии, уверенности в завтрашнем дне, поддержке близких и гордости за них, многое из перечисленного утеряно, надеюсь, не навсегда... Ваш рассказ-воспоминание, жизненные ценности, о которых вы пишете - это еще один светлый остров, который я нашла на вашей страничке. Вы и Галочка с вашим творчеством для меня как два солнышка, которые освещают мою жизнь, спасибо вам за это!!!
С теплом, уважением и благодарностью,
Оля

Ольга Корнеева 2   21.09.2017 09:28     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Оля! Очень приятно, что вам понравились воспоминания.
Мне кажется, что я нашёл такой способ рассказывать о прошлом, который увлекает не столько бытовыми событиями, сколько "реликтовыми" по сегодняшним понятиям переживаниями юного возраста того времени.

Юрий Анников 2   21.09.2017 13:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.