8-й эстонский стрелковый корпус. Как это было

В начале Великой Отечественной войны Красная Армия понесла значительные людские потери. К осени 1941 года обстановка на фронтах требовала принятия незамедлительных мер по дополнительной мобилизации людских ресурсов, а также ускорения подготовки военно-обученных контингентов. В этих условиях снова возвратились к идее создания национальных воинских формирований. Согласно решениям ЦК ВКП(б), Государственного Комитета Обороны, СНК СССР работа по подготовке резервов и формированию воинских частей для фронта должна была проводиться на местах под руководством партийных органов и командования военных округов.
 Уже в 1941 году, а особенно с весны 1942 года в действующую армию стали прибывать национальные воинские соединения и части из Закавказья, Средней Азии, Казахстана, Башкирии и Татарстана.
А  25 августа 1942 года по предложению партийных и государственных органов Эстонской ССР как национальное формирование, на базе 7-й и 249-й эстонских стрелковых дивизий был сформирован 8 –й Эстонский стрелковый корпус.
Личный состав корпуса был укомплектован бывшими офицерами эстонской армии, жителями Эстонской ССР, а также эстонцами, проживавшими в СССР до 1940 года, советскими партийными работниками, эвакуировавшимися в начале войны вглубь Советского Союза и служащими истребительных батальонов, сформированных летом 1941 года из добровольцев-жителей Эстонии. В составе корпуса около 80% составляли этнические эстонцы, 20% — русские, украинцы, белорусы, евреи и другие.

                БОЕВОЙ ПУТЬ КОРПУСА

7 ноября 1942 года 8-й Эстонский стрелковый корпус прибыл на Калининский фронт. 10 декабря начал боевые действия в районе Великих Лук. 21 января 1943 года корпус отведен в тыл.
6 мая 1943 года 8-му Эстонскому стрелковому корпусу был передан 221-й танковый полк, названный «За Советскую Эстонию» («N;ukogude Eesti eest»).
12 октября 1943 года корпус включен в состав 2-го Прибалтийского фронта. С 10 по 25 ноября участвовал в боях под Невелем.
3 февраля 1944 года советские войска вступили на территорию Эстонской ССР. В марте 8-й Эстонский стрелковый корпус передан в состав Ленинградского фронта.
20 июня 1944 года стрелковому корпусу придана 87-я отдельная авиационная эскадрилья ночных бомбардировщиков (14 самолетов У-2) Tasuja.
С 24 июля 1944 года отдельные части корпуса приняли участие в боях под Нарвой.
5 сентября 1944 года корпус переведен из-под Нарвы на участок фронта юго-восточнее Тарту, 17 сентября начал наступление в районе реки Эймага. К 20 сентября 8-й корпус продвинулся в глубь обороны противника на 70 км и в составе войск Ленинградского фронта начал наступление на Таллинн.
22 сентября 1944 года 8-й Эстонский стрелковый корпус в составе войск Ленинградского фронта вступил в Таллинн. 24 сентября начал наступление в южном направлении и к 26 сентября взял под свой контроль эстонское побережье Балтийского моря.
С 27 сентября по 24 ноября 1944 года части корпуса вели бои по освобождению четырех островов Моонзундского архипелага. 22. октября 1944 года 8-му Эстонскому стрелковому корпусу присвоено почётное наименование «Таллинский».
11 – 22 февраля 1945 года 8-й Эстонский стрелковый корпус был передислоцирован из Эстонии в Литву (район Мажейкяй – Жидикяй) в состав 2-го Прибалтийского фронта.
С 17 марта 1945 года корпус в составе 42-й армии Ленинградского фронта участвовал в боях против Курляндской группировки вермахта. 17 марта его части начали наступательные действия и вели их непрерывно, прорвав к 21 марта две линии оборонительных позиций врага на фронте шириной около 6 км, на глубину до 4 км. Были взяты господствующая высота с укрепленным пунктом Каулицас, станция Блидене, участок дороги Ремте – Салдус.
Семь дней продолжалось наступление. Стрелковые подразделения корпуса понесли ощутимые потери. С 25 марта советские войска перешли к обороне. Наступило некоторое затишье. 31 марта эстонские дивизии были отведены в тыл.
С 9 по 13 мая 1945 года корпус в составе 1-й ударной армии вел операции по прочесыванию лесов севернее и восточнее города Салдуса.
29 мая 1945 года 8-й Эстонский стрелковый корпус был переведен в Эстонию, где 17 июня прошел торжественным маршем через Таллинн.
24 июня 1945 года сводный взвод корпуса принял участие в Параде Победы в Москве.
28 июня 1945 года 8-й Эстонский стрелковый Таллинский корпус переименован в 41-й гвардейский Эстонский стрелковый Таллинский корпус.
6 мая 1946 года 8-й Эстонский стрелковый корпус был расформирован.

                БОЙЦЫ  ВСПОМИНАЛИ  МИНУВШИЕ  ДНИ…

…Передо мной лежит журналистский блокнот 30 – летней давности и записи в нем о заседании «Круглого стола» в районной газете «Зори Маныча» села Яшалты Калмыцкой АССР.
 Этот населенный пункт в23 июня 1877 году основали выходцы из Эстляндской и Лифляндской губерний Российской империи. Первоначально название селению дали Эсто – Хагинка.
Шла подготовка к 40 –летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов. На встрече собрались яшалтинцы, ветераны 8 – го Эстонского стрелкового корпуса.
Из их рассказов о фронтовых буднях вырисовался славный боевой путь Эстонского стрелкового корпуса. У каждого осталось что – то свое, памятное: у артиллериста и повара, разведчика и стрелка, ординарца и конюха.
- в нашем корпусе вместе с преданными частями воевали эстонцы и русские, украинцы и латыши, белорусы и грузины… В общем, солдаты разных национальностей, вспоминал А.М. Луйгас. – Но нас всех сплотила боевая дружба. Первый вопрос при встрече солдата с солдатом был: « Ты откуда, браток?»
Вся фронтовая жизнь собравшихся ветеранов была связана с деятельностью известного полководца, нашего земляка, генерал – лейтенанта Лембита Абрамовича Пэрна.
                - Как вы попали в Эстонский корпус? –
На этот вопрос каждый ветеран отвечал по-разному. Иван Яковлевич Ведерман, например, рассказывал:
-Эвакуировали мы скот на Черные земли. Здесь и призвали меня и еще двоих земляков в армию. Было это в сорок втором году. Направили нас в Свердловскую область, где формировался корпус.
Одних солдат призвали из Эсто – Хагинки (Яшалты), других потом  отозвали из разных частей страны.
В апреле сорок третьего из Подольского военного училища пришло пополнение эстонских офицеров – 82 человека. Все они имели боевой опыт, отличившись в сражениях за Великие Луки.
Арнольд Мартович Луйгас служил в 307 –м истребительном противотанковом дивизионе. На вопрос, какой бой ему особенно запомнился, боец рассказал о сражении на острове Сааремаа.
- Переплыли мы остров. Закрепились на узком перешейке, ждем. Ночь уже наступила, и тут началось. Сначала открыли огонь с фронта. Да такой, что и головы не поднять. Мы начали стрелять в ответ. И тут в нас начали бить из пушек с тыла. Затем заговорили вражеские пулеметы и автоматы. Непрерывный огонь вели и мы. Нов се меньше оставалось людей. Из расчета «сорокопятки» остались наводчик Гори да я, заряжающий. Но после разрыва снаряда и он не встал. Вдруг слышу топот ног з спиной. Быстро вскинул автомат и дал очередь. Только в последнее мгновение успел поднять ствол автомата вверх: оказался наш солдат. Подбегает и говорит: « Там, вон, видишь, немцы спасают». Дали по нему выстрел и прекратилось копошение.
Затем этот солдат куда – то ушел, и остался я один. Укрылся за щитом орудия, сижу и жду. Как только подбежит немец, выстрелю и опять жду. Утром, когда рукопашный бой стих, вокруг орудия лежало семь фашистов.
Этот бой запомнился мне тем, что ночью нам пришлось схватиться врукопашную со значительно превосходящим нас в силах противником, запомнился тем, что мы вышли из этого боя  честью, хотя и осталось нас из дивизиона всего двенадцать человек, запомнился мужеством товарищей по оружию.
Мой односельчанин Михаил Луст,  сейчас он живет в Калининградской области, убил в этом бою 12 фашистов, проявив незаурядную выдержку, мужество и находчивость.

                ТАКИМ  БЫЛ  ГЕНЕРАЛ  ПЭРН

Лембит Абрамович Пэрн принял корпус в 1942 году, когда ему было всего 39 лет. Большой и славный жизненный путь прошел наш односельчанин, выходец из простой крестьянской семьи. Родился он 21 июня 1903 года в Эсто – Хагинке Медвеженского уезда Ставропольской губернии, нынешней Яшалте Республики Калмыкии.
В аннотации  к книге воспоминаний генерала Пэрна о боевом пути 8 – го Эстонского стрелкового корпуса приводятся такие строки из его биографии: « С 1922 по 1924 годы Л. Пэрн учился в интернациональной военной школе, с 1931 по 1934 г.г. – в Военной академии имени М.В. Фрунзе, с 1936 по 1938 годы – в академии Генерального штаба. Позже он работал в этой академии старшим преподавателем на кафедре высших войсковых соединений. В 1939 году ему было присвоено ученое звание доцента. В конце этого года он успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата военных наук.
Во время Великой Отечественной войны, после того как Л. Пэрн в сложнейших боевых условиях показал себя опытным и умелым начальником штаба, он по рекомендации ЦК компартии Эстонии командиром дивизии, а затем Эстонского стрелкового корпуса.
Нет уже с нами этого замечательного человека, как и большинства бойцов его корпуса. Но светлый образ и память о нем живы среди односельчан и однополчан.
Антон Иванович Юхкум  снарядный орудийного расчета тогда сказал:
- Когда Лембит Абрамович появлялся на передовой, то первым делом обращался к нам, солдатам. Спрашивал, какое настроение, пишут ли из дому, в чем нуждаемся. Однажды достал из портсигара папиросу: «Ну, что закурим?» Наш табачок закончился, и мы потянулись к его портсигару. Выбрали все папиросы. Закурили. Пэрн засмеялся и говорит: «Что же это вы генерала обкурили? Где же ваш – то табак?» Мы , смущенные, признались, что кончился. Он ушел. А через некоторое время запыхавшийся старшина уже раздавал в окопах табак: «Хлопцы, генерал прислал!»
Рихард Гансович Педер, гвардии старшина комендантской роты:
- Был у нас поваром Иоганес Яковлевич Ведерман (присутствовавший тогда на встрече.) Приходит как – то генерал на кухню. «Здравствуй, Иван! Ну – ка, покажи, что ты приготовил для солдат? Давай, попробуем. Отведал и первое, и второе. Хорошо готовишь, сказал. Надо тебе поваров из командирской кухни прислать. Пускай поучатся, как надо готовить. И повара, действительно, приходили к нам на учебу.
Лембит Абрамович очень заботился о солдатах, чтобы мы были и сыты, и обуты.-
Арнольд Луйгас, кавалер орденов Славы и Красной Звезды:
- Он был требовательным, но в обиду солдат не давал. Вспоминается такой случай. Поставили нам «сорокопятку» на дороге у въезда в Тарту и приказали танки не пропускать в этот старинный город, чтобы не причинить его узким улочкам и памятникам архитектуры каких – либо повреждений. Задание, что и говорить, было щепетильным. Стоим. Подходит колонна танков Т-34:
- Эй, вы, боги войны, - кричат с головного танка. – А ну посторонись!
Отвечаем: приказано, мол, танки не пропускать. Послышались уже рассерженные голоса: « А ну, долой, а то раздавим».
Мы ни в какую. Тут как раз подъезжает наш генерал Пэрн: « В чем дело?» Подошел генерал  майор, возглавляющий танковую колонну: «Почему нас не пропускают?»
Как старший по званию Пэрн ответил: « На часовых не посягают! Приведите себя в порядок и следуйте другим путем».
Это сказал он таким тоном, что танкисты не стали перечить, и вскоре удалились. Многое еще говорили старые солдаты о своем генерале. Волевой, решительный, находчивый, требовательный и строгий, он в то же время оставался добрым, любил веселую шутку и был настоящим отцом для солдат…

                ВОЗВРАТЯСЬ  К  МИРНЫМ  ДЕЛАМ…

Отвоевали солдаты и взялись за главное свое мирное дело – хлеборобство.
…Александр Михайлович Оккарт стал трактористом еще до войны, а точнее в 1933 году. На его глазах и с его участием прошла история развития родного колхоза «Новый мир», одного из лучших в свое время в РСФСР. Кавалер ордена Красной Звезды и семи медалей, он и в мирное время трудился так, как и подобает фронтовику. И дети пошли по хлеборобским стопам, сыновья Леонид, Александр, и дочь Лилия.
Механизаторами в том же хозяйстве работали и два других однополчанина: Эльмар Юрьевич Поркот  и  Антон Иванович Юхкум, награжденный медалью «За отвагу».
В мирное время к медали «За боевые заслуги» у Поркота прибавились орден «Знак Почета» и четыре медали ВДНХ!
PS: По разному сложилась судьба бойцов и командиров 8 – го Эстонского стрелкового корпуса. Но они до конца выполнили свой воинский и гражданский долг, защитив Родину и Отечество. О таких поэт сказал:
- Добру открыты настежь сердца двери, готовы против зла идти в штыки, пока мы живы, смею вас уверить, нигде не подведут фронтовики..!
               
                Анатолий БЕЗНОЩЕНКО
               


Рецензии