Тайна города N

Возвращение
Как волнительно возвращаться в город своей молодости после многих лет разлуки. Особенно для тех, кто был иногородним студентом. Пять лет общежития – это конечно романтично, но и довольно тяжело с социальной точки зрения. Сейчас же, по прошествии уже более тридцати лет, в памяти остались только хорошие воспоминания. И ты, вернувшись в этот колодец прошлого, открываешься городу как родной ребенок, желающий найти свои старые игрушки. В то далекое время я, как и все был атеистом, но всегда считал правдой то, что значимые города подпитываются некой витальной (жизненной) энергией. Эта таинственная энергия толи космического, толи планетарного происхождения излучается неким магическим сокрытым источником и позволяет городам из века в век хорошеть и развиваться. Но самое главное -  справляться со всеми негативными факторами техногенного, политического или военного характера. Тогда, так все и ощущалось. А вот сейчас, я стал как-то четко осознавать суть знаменитой фразы, что нельзя войти в одну и ту же реку дважды! Сегодняшнего города я не узнал. Я почувствовал только какой-то всеобъемлющий необъяснимый «надлом». Да! город стал современнее и перестроился. Поток машин вырос в несколько раз. Но, что первым бросилось в глаза, так это пустые лавочки скверов и боковых улиц. Там, где обычно восседали представительные дедушки и бабушки, молодые мамы с колясками и завсегдатая молодежь, стоят коммерческие киоски со снующими туда-сюда неспокойными горожанами, крутится пара-тройка облезлых собак, пристроившихся у мусорных урн и грустят горстки пассажиров общественного транспорта на остановках. И Солнце какое-то не такое, и воздух уже другой и цвета предметов не такие сочные как раньше. Может так и должно быть? Я не знал ответа. А нахлынувшие на меня хорошие воспоминания, уводили вдаль от грустных мыслей и рисовали в воображении картины радостных встреч со старыми знакомыми и друзьями. Был у меня закадычный друг по студенческой скамье, но помнил я только его городской номер телефона. Решив попробовать набрать через мобильный телефон, я понял, что забыл код города. Благо, что технический прогресс не стоит на месте. Через интернет, узнав код, я волнительно слушал гудки в трубке, как вдруг на пятом или шестом сигнале трубку кто-то снял, но ожидаемого «алло» не последовало. Не растягивая паузу молчания, я нервно начал говорить: «Алло! Здравствуйте! Извините! Скажите, а я могу поговорить с Олегом? Это его старый друг». Но трубка зазвучала короткими гудками, а я оторопев стоял и слушал это «ту-ту-ту», и не знал, что делать. Было чувство, что трубку кто-то снял, но не отвечал. Я повторил звонок. Телефон долго звонил, и я готов был дать отбой, как вдруг зуммер сменился щелчком и хриплый женский голос раздражительно поинтересовался кто это звонит, будто это была или глубокая ночь, или раннее утро, а время было обеденное.
- Извините! Это я повторно звоню. Меня зовут Анатолий. Я хотел поговорить с Олегом. Я его старый друг! – выпалил я в трубку, ожидая опять услышать короткие гудки.
- Какой старый друг? У Олега нет ни каких друзей – произнес голос с вялой расстановкой.
- Да мы учились вместе с ним в институте! – и тут я услышал, как женщина обращается к кому-то: – Это какой-то Анатолий. Он с тобой учился. А ты, что учился в институте? – после чего трубка зашуршала и басистый голос, который я сразу узнал, стал засыпать меня вопросами:
- Тоха! Это ты! Вот старый черт! Ты откуда звонишь? Мы не виделись сто лет! - Я не успевал вставлять слова и только после указания своего места нахождения, друг выматюкался и приказал немедленно приезжать к нему.

Радостная встреча
Посетив продуктовый маркет и поймав такси, я мчался в приподнятом настроении по знакомому адресу, ожидая долгожданной встречи. Пробежав лихо как в молодости четыре пролета ступеней, я надавил кнопку звонка, но никакого радостного трезвона не услышал. Пришлось перейти на стук. И вот, через несколько секунд дверь распахнулась и передо мной стоял неизвестный мне пожилой мужчина в грязной майке и старых драных спортивных штанах. Осоловелые глаза смотрели на меня и как-то через меня. Седые волосы, давно не стриженные, торчали в разные стороны как после тревожного сна. И только после того, как его рот расплылся в улыбке и произнес: «Тоха!», я узнал своего дружаню и кинулся в объятья. Но в душе, что-то кольнуло и меня окружила со всех сторон чужая безысходность. В этот момент, в конце коридора показалась престранная особа женского пола. На вид ей было далеко за пятьдесят. Лицо было приятное, но какое-то припухшее с такими же, как и у друга мутненькими глазками и под левым просматривался уже проходящий синяк. Огромный льняной выцветший халат хорошо гармонировал с таким же выцветшим лицом. Она кивнула мне головой, а я развернул Олега на пол оборота и попросил представить мне, как я думал, жену.
- Сожительница я – сиплым голосом первой промолвила женщина – Жениться он не собирается! А зовут меня Аня. А Вы, как я понимаю, Анатолий?
- Очень приятно – сказал я и попросил забрать у меня пакет из рук, объяснив, что это гостинцы для застолья. Мы с другом еще несколько минут, отстранившись руками, рассматривали друг друга с неподдельной теплотой.
Пока накрывали стол, я обходил знакомые комнаты и видел следы настоящей разрухи. Было очевидно, что делалось несколько попыток провести ремонт, но они так и остались нереализованными. Двери во всех комнатах давно не красились, краска во многих местах отлупилась, а многие ручки оторвались. Кафель в туалете и в ванной весь был сбит и стены выглядели, как после бомбежки. Если описывать все состояние квартиры, то можно сказать, что в ней никто не живет уже десятки лет. Но я никак не прокомментировал увиденное и с тяжелым сердцем пошел к столу. Говорили о том о сем, о его безработном положении, о долгах и полном одиночестве. Из событий в своей жизни, друг перечислял вынужденную продажу машины, потом гаража, потом дачи – всего того, что оставалось ему по наследству от родителей. Я уже прекрасно понимал, что они с Аней алкоголики и что-то изменить я просто не в силах, и его темы разговора поддерживал, ничего не говоря назидательного. Потом Аня пошла спать. А когда мы остались одни, я поделился с другом своими нерадостными впечатлениями от города. Он как-то оживился от сказанного мной и сам начал утверждать, что городу «кранты»! И в подтверждении своих прогнозов, начал пересказывать один странный очерк, прочитанный им в какой-то самиздатовской газете в начале девяностых. Очерк назывался «Сокрытая Атлантида» и касался каких-то необычных, мистических тайн города. Написал очерк неизвестный журналист-одиночка, которого мой друг пытался найти, но так и не нашел. А газета после выхода номера с опубликованным журналистским расследованием, больше никогда не появлялась на прилавках газетных киосков, да и само издательство как бы вообще не существовало. Но самое главное – это то, что определенные доказательства существования мистической тайны, описанной в газете, моему другу начала подбрасывать сама жизнь. Он с головой погрузился в эту тайну на много лет.
Предыстория
Одним воскресным утром в разгар мая еще живая мама Олега принесла с рынка газету страниц восемь-десять. Газета была частного издательства и практически весь ее объем занимала статья с пафосным названием «Сокрытая Атлантида».
Автор статьи в анонсе выставил фотографию, на которой изображен мальчик лет шести-семи одетый в костюм морячка с большим игрушечным кораблем в руках. Главным фоном съемки был большой круглый фонтан с восемью фигурами диковинных рыб по периметру невысокого борта чаши и из рыбьих ртов били струи воды и сходились в центре фонтана. Дальний фон за фонтаном был темный и неопределяемый. На фото в низу в белом пятнышке красовалась надпись – «Сереже семь лет. г. Гилея, 1962 г.»
С этой фотографии, попавшейся журналисту, все и началось. Будучи архитектором по образованию, в тяжелые девяностые, наш автор занялся сбором возможной информации о построенных в послевоенные годы городских фонтанах. Это была работа на местного олигарха, решившего воплотить на своей «фазенде» проект устройства самых интересных с точки зрения инженерии и дизайна типов фонтанов (конечно меньших размеров) для себя, последующих поколений и истории.
Практически, завершив работу и изучив все имеющиеся в городе фонтаны, он наткнулся на эту странную фотографию в старой книге по гидравлике, взятой в городской библиотеке. Он рассматривал фото и не мог понять, где этот неизвестный ему фонтан находится, и кто его проектировал. По архивным данным и реальному генплану, такого фонтана в городе нет, но подпись на фото говорит об обратном. Этот парадокс запустил механизм самозабвенного расследования, в которое с головой погрузился наш архитектор-журналист. И начал он с помощи своего друга детства, который работал в шестом отделе МВД города и имел хорошие связи с высокими чинами из местного КГБ. Прежде всего, сделали экспертизу фотографии и установили ее подлинность, в смысле реально сделанного снимка. Но закавыка все-таки в этой фотографии была. Мальчик и фонтан находились в закрытом помещении, имеющем, так называемый «второй» свет и обычную электроламповую подсветку. Первое возможное объяснение таких обстоятельств заставило заинтригованных участников расследования обратиться в городской театр и во все существующие Дома Культуры – делалась ли такая декорация как большой фонтан для какой-нибудь пьесы или праздника? Но ответ был всюду отрицательным. Второго возможного объяснения никто не знал. Все, взявшиеся помогать, развели руками, извинились и ретировались. Так бы все и остановилось, если бы не тот же милицейский друг нашего автора. Он, оказавшись участником поздравительной делегации на юбилее бывшего начальника областного КГБ, расспросил в непринужденной обстановке у юбиляра с глазу на глаз о возможных секретных объектах в городской черте. Генерал долго ходил вокруг да около этого вопроса пока, наконец, не признался, что есть одна зона в районе малого моста через быстрый рукав реки Свен. Сформирована зона была еще в начале двадцатых годов по приезду самого Железного Феликса на базе каких-то тайных построек жандармского управления имперской контрразведки. В этом месте не случайно разместили и въезд на первый построенный довоенный мост. Но сейчас эта зона не КГБ и не армейская. И тем и другим даже наведываться туда не рекомендуется. Контроль непосредственно московский, под юрисдикцией какого-то секретного ведомства Кремля. А еще сказал, что во время войны Гитлер три раза посещал эту зону, сопровождаемый людьми Аненербе. В конце разговора генерал намекнул на какой-то артефакт, якобы спрятанный под островом Святогри в подземных туннелях и, что именно из-за него вся эта возня длится не первое столетие. Все это было передано слово в слово нашему расследователю и доказательства, которые начали добываться с неимоверной настойчивостью, лавиной нанизывались одно за другим на скоросшиватель увесистой папки для документов. Главной гипотезой, которую выработал автор, в расследовании было существование разветвлённой сети подземных ходов под островом с главным входом на противоположной стороне правого берега, где и находилась обширная охранная зона подступа к мосту. Зона была отгорожена забором из колючей проволоки по всему периметру, исключая автомагистраль и железную дорогу. Также, на основании каких-то тайных писем 16 века одного из военных атаманов, хранящихся в частной коллекции, предполагалось нахождение в одном из подземных туннелей артефакта с мощной генерацией неизвестного поля. Этот генератор, сокрытый монолитной заслонкой из непонятного металла и каким-то образом врезанной по всему периметру прямо в монолит гранитной породы, мог принадлежать, как прошлой земной цивилизации, так и возможным пришельцам из космоса.
- Я насобирал такую-же папку документов, как и этот журналист. – Прервал свой рассказ Олег. – У меня есть такие доказательства!.. – Он осекся и грустно посмотрел на меня.
- С удовольствием послушаю – ответил я и закурил.
Первым незаурядным фактом являлась очень странная ситуация, касающаяся охраны малого моста. С одной стороны, со стороны острова, его охраняли сотрудники ВОХР, одетые, как и положено в военную форму и вооруженные автоматами Калашникова, а с другой стороны охраной были бабульки, в прямом смысле этого слова, с перекинутыми через шею автоматами ППШ, снятыми с вооружения в 1951 г.!  В летнее время они были одеты в туфли и кителя без знаков отличия, а зимой в валенки, фуфайки и укутывались в шалевые платки.
На этом факте мой друг Олег божился, делая крестное знамение, что сам это наблюдал в течение пяти лет в начале восьмидесятых, так, как ездил в институт на электричке, проходящей по этому мосту.
Сам же журналист неоднократно обращался в местную службу министерства путей сообщения, докладывая, что малый мост охраняется не известно кем. Но в ответ получал только отписки и просьбы не морочить чиновникам голову, так как, на всех мостах стоит только ведомственная охрана и точка!
Вторым странным наблюдением был факт посещения, а точнее въезда в эту странную зону оцепления моста единственного грузового автотранспорта с брезентовым тентом. Там слева, стоял простой шлагбаум, перегораживающий въездную дорогу сразу после окончания полотна дороги моста, а на право уходила основная магистраль. Так вот, раз в неделю туда заезжала и через час выезжала грузовая машина ГАЗ старенькой модели. Как поднимался и опускался шлагбаум, было не понятно.
Следующим документом в папке доказательств существования тайного артефакта был сбор газетных и книжных статей с высказываниями именитых биоэнергетиков, которые определили своими приборами наличие мощного жизнезащитного энергетического потока, куполом накрывающего весь город. Одним из них было высказано предположение, что источник энергии скорее всего локальный и находится под землей на острове.
Особенно, моего друга потрясло предположение автора статьи о том, что еще древние русичи знали о подземных туннелях и ловко ими пользовались при вторжении неприятельских войск. А сама карта подземелья нанесена (кем и когда не известно) на редкий в этих местах черный камень, который был расколот (кем и когда не известно) на несколько частей. Самая большая часть камня располагается в краеведческом музее на самом острове перед глазами тысячи посетителей. И кроме как изображенных на нем петроглифов, напоминающих рыбу карп, весь ученый и обывательский мир, не усматривает.
 
А камень, своей формой и нанесенным на нем планом подземных ходов точно соответствует определенной части острова, и указывает линиями схождения коридоров на то, что главное место входа в туннели предполагается на противоположном берегу и именно, в той зоне, о которой так заботятся секретные службы.
Самым интересным моментом в статье было проникновение журналиста на этот секретный объект. Однажды, глубокой ночью этот смельчак набрался храбрости и проник через зону шлагбаума на закрытую территорию охраны моста. Он каким-то чудом наткнулся на закамуфлированный вход, уходящий под землю, и пройдя метров пятьсот по ощутимо наклонной и изгибающей ленте туннеля, вышел в огромный зал со сферическим сводом, подсвеченный фонарями на металлических уличных столбах.  Главной особенностью свода были расположенные на его средней высоте в ряд, четыре круглых отверстия диаметром около двух метров. Журналист-смельчак описал их как телескопические окна, выходящие на песчаный слой днища реки с небольшой глубиной. Эти выдвигающиеся и прячущиеся в песке трубы-окна использовались для сбора солнечного света в погожие яркие дни. И самым главным потрясением для нашего «разведчика» оказался тот самый таинственный фонтан с фотографии, величественно расположенный по центру этого огромного концентрического подземного помещения. Журналист увидел много интересных особенностей, касательно благоустройства этой площади: от необычных торговых киосков из эпохи развитого социализма годов 60-х, до череды непонятных каменных колец диаметром с метр и высотой не выше полутора, стоящих группой под зоной потолочных труб-окон. На противоположной стороне зала находились закрытые металлическими арочными воротами четыре или пять проходов и один проход был открыт и освещен электрическими фонарями, идущими штрих-пунктиром по центру потолка в глубь. На этом описательная часть заканчивалась и шла финальная сцена как его заметил дежурный вооруженный патруль из двух бойцов одетых в полевую форму офицеров СМЕРШ времен второй мировой войны. Ему не оставалась ничего другого, находясь под автоматным ливнем пуль, как сигануть в одно из каменных колец, оказавшимся колодцем пяти-шестиметровой глубиной с бурным потоком воды. Уже погрузившись в воду и всплыв, ощущая стремительно увлекающий за собой мощный поток воды, журналист успел увидеть, как подбежавший охранник срывает чеку и бросает в колодец ручную гранату. Уже, задержав дыхание и находясь в потоке воды, отдавшись на волю течения, он почувствовал сильный ударный импульс и потерял сознание. Пришел он в себя находясь в небольшой заводи (как выяснилось на южной оконечности острова) лежа спиной на густом покрывале плотно сплетенных между собой водорослей, что его и спасло. Очевидно в колодце проносился один из многих небольших донных потоков, который через определенное расстояние (по расчетам журналиста около двух-трех километров) выходил незаметным гротом на дне реки и выносил все, что в него попадалось.
Закончив пересказ газетной статьи, мой друг поднялся и принес увесистую папку с торчащими из нее разного формата и разной бумаги листами. Пока он ее нес, я спонтанно определил мою позицию относительно услышанного – классный сюжет для фильма!
Шпионство
- Вот мое наследие! – гордо сказал Олег, нежно поглаживая ладонью переплет папки. – Только от этого вся моя жизнь пошла под откос. Он залпом опрокинул в себя налитую для очередного тоста рюмку с коньяком, а я взял на колени папку и открыл. Верхним листком был лист обычной школьной тетрадки «в клеточку» с написанным от руки моего друга крупным текстом в три строчки:
«Достали его гады!
Сумели добраться!
Вывезли!!!»
- Это о чем? – спросил я Олега, продолжая заглядывать в толщу страниц.
- Как о чем? Про артефакт конечно. Ты думаешь, зачем нужна эта изначально брошенная гигантская стройка века новых мостов? Да только для того, чтобы наконец вытащить втихаря артефакт и где-то его исследовать или использовать неизвестно в каких целях. А город остался без защиты! Теперь он не выдержит такого оголтелого натиска заводов и химических производств.
- А почему ты считаешь, что проект мостов, действительно нужных городу, использовался для прикрытия секретной операции по извлечению артефакта.
- Да все очень просто. В этой истории сработал фактор: «Всему свое время!» Как я понял, все зависело от достижений науки и техники. Никто не знал, как подобраться к загадочному устройству. Он был защищен заслонкой из неизвестного сплава, который не мог взять ни один инструмент. Мне кажется, что артефакт был не закрыт в толще гранита одной заслонкой, он скорее находился внутри цельного куба из супер металла. К тому же, подрыться к нему с какой бы то ни было стороны было невозможно, из-за близкого нахождения вод реки, грозящего мгновенным затоплением всех подземных туннелей. И вот в наше время они – я имею ввиду надправительственные организации, нашли видать способ извлечь или весь куб, или сам артефакт.
- Да кто – они? Это, что, какая-то сверхсекретная служба? – не удержался я с вопросом. – Как можно в суверенной стране проводить подобные операции?
- Я же назвал – они – это надправительственные организации. Их ресурс и полномочия в любой стране неограниченные!
- Ну хорошо. Надправительственные так надправительственные. А почему ты решил, что они его извлекли и вывезли. – Олег подошел ко мне и нагнулся над папкой, все еще лежавшей у меня на коленях. Перевернув несколько верхних страниц, он отделил от скрепки небольшую стопку фотографий и стал раскладывать их передо мной. На фото были запечатлены моменты строительства мостов в разных местах и с разными элементами.
- Как ты, как инженер, считаешь – что надо строить в первую очередь? – Как бы «с подвохом» спросил Олег.
- Ну, наверное, с опор. Это самые сложные гидро-строительные работы – Я не успел договорить, как он тут же продолжил:
- Правильно! Но они в первую очередь начали строить не только опоры, но и не пойми, что, в районе правой отмостки малого моста, как раз в том месте входа в подземный город, о котором писал тот журналист-одиночка. Вот эта фотка – Он выложил поверх остальных фотографию, где изображен был сложный технический объект. Его инфраструктура содержала большое количество крановых механизмов и особенно выделялся огромный козловой кран, явно с очень высокой грузоподъемностью. Весь объект представлял какую-то сложную металлическую конструкцию внушительных размеров, через которую практически невозможно разглядеть отдельные внутренние детали.
 
Я бы мог начать доказывать другу, что так и надо, что все это для подачи пролетных балок, но, что-то во все этой конструкции все-таки было чересчур сложным и я ушел от полемики.
- В моей папке я собрал по вопросу строительства новых мостов кучу интересного материала. Оказывается, проектов новых мостов было несколько. Многие проекты учитывали не только стоимость, но и наиболее выгодные географические места расположения мостов, экологию острова и города, возможные транспортные нагрузки и просто вопросы целесообразности. Но выбрали все-таки самый дорогой и губительный для острова вариант.
- Почему самый дорогой и козлу понятно! – вставил я – Откаты и коррупционные схемы! А вот зачем еще больше добивать остров, строя новые мосты и дороги рядом со старыми? Это же действительно огромная нагрузка, как ситуационная, так и экологическая. – И тут я невольно глубже задумался над этим вопросом и, как мне показалось, что-то в голове начало двигаться в сторону позиций моего друга. Он как будто по моему взгляду все понял:
- Легче всего что-то прятать – это создавать вокруг спрятанного самые настоящие небылицы и несуразицы: Старухи мост стерегут – вот умора! Гитлер приезжал – так он во многие места приезжал и что с того? Какой-то старый грузовичок регулярно заезжает – так съестное или еще что охране моста привозит. Фонтан на фото, которого нет в городе – семейный розыгрыш. – Олег сел и предложил выпить за все хорошее, разлил, продекларировал: «Быть Добру!» и выпил.
- Сначала, и я отнесся к статье как к небылице, хотя бабок с ППШ на мосту видел своими глазами. К серьезному отношению к тайне города меня подтолкнула мать. Она, прочитав следом за мной ту злополучную статью, как-то невзначай меня спросила: «А тебе не кажется странным факт, что город был с боями освобожден в октябре, а остров невзначай был оставлен немцами в конце декабря? И это при том, что малый мост был не годен для переброски немцами военной техники и боеприпасов, а переправы из-за постоянных авианалетов советской авиации враг не наводил? А на острове все время работала артиллерия фашистская и в боеприпасах дефицита не было. И куда исчезли десятки орудий и как я слышала от наших разведчиков, и десятки танков» - На этом месте рассказа Олег откинулся на стуле.
- Я тебе не рассказывал, что моя мать была офицером госпитальной службы в армии Юго-Западного Фронта и участвовала в освобождении Гилеи. Правда, она очень мало рассказывала о своей фронтовой жизни и всегда уходила от провокационных вопросов о многочисленных и необоснованных жертвах, как местного населения, так и солдат Красной Армии при освобождении нашего родного города. – На его лице мелькнула гордость, но хмель брал свое и только, что на миг ожившее лицо, снова стало обрюзгшим и немым.
- Мама сама тогда и ответила. Она сказала, что остров соединяется подземными туннелями с правым берегом, чем немцы и воспользовались. Но почему они тянули с отступлением и удерживали остров и правый плацдарм у малого моста еще почти два с половиной месяца после сдачи города никто не догадывался. – Друг вопросительно посмотрел на меня, и я тут же выпалил:
- Фашисты пытались достать артефакт, но у них не хватило возможности!
- Правильно! – Назидательно поднимая указательный палец правой руки, сказал Олег. – Ты пока почитай материалы, что я собрал – они под скрепкой с буквой «П», «П» - значит пещеры, а я в магазин.
- Да хватит нам! – вдогонку ему приглушенно выкрикнул я, смотря на пол бутылки оставшегося коньяка. Но ответа не последовало, только входная дверь тихонько открылась и закрылась. Я снял с файлика скрепку и вытащил листов десять-двенадцать формата А4. На них были скопированы разные исторические факты, касающиеся истории острова, отрывки из работ Геродота и Гесиода, и большого количества научно-исследовательских работ известных историков, археологов и этнографов Дмитрия Яворницкого (1855–1940), Якова Новицкого (1847–1925), археолога и журналиста Андрея Подберезского (1819–1891), известного историка, этнографа и фольклориста Александра Афанасьева (Чужбинский, 1816–1875) и ряда других, о которых я совсем не знал. Некоторые строчки были подчеркнуты красной ручкой, поэтому я решил прочитать только эти фрагменты. «Вот это да!» - воскликнул я про себя, читая выдержки, помеченные рукой Олега. «Так все-таки есть подземные пещеры и артефакт! Прав мой друг! И многие зафиксированные сказания и легенды, действительно говорят о чем-то необычном, сокрытом в глубине туннелей, дающем о себе знать загадочным гулом и дрожью камней. Для меня оказалось открытием узнать факт того, что легендарный Геракл побывал в этих местах и хорошо побалагурил, наделал кучу детей, кстати, одного из них звали Скиф. От него и пошел скифский род. Так же, совершая свои многочисленные подвиги на землях Гилеи, удостаивался разных подарков от Богов. Мог же какой-нибудь божественный подарок быть тем самым артефактом, о котором бубнит мой друг? Мог! Если это какое-то технологическое или магическое устройство, к тому же еще и действующее на протяжении тысячелетий, то не его ли принимали за обитающего в глубинах пещер змея или другого чудища. Вот красноречивая выдержка из собранных учеными легенд:
«… в пещеру вели две двери: железные, а за ними золотые. В самой же пещере стояли необычные столы с горящими огоньками: сначала серебряные, а потом золотые. Самого же змея не было видно, было только слышно, как он тяжело стонал где-то в глубине пещеры. В пещеру боялись спускаться все, кроме одного деда Винниченко, который был большим волшебником. Как только дед Винниченко спускался в пещеру, взяв с собой свечу, по всему острову разносился очень сильный гул, от которого трещали все камни на острове. Что делал в пещере дед, неизвестно. Какая у пещеры длина, точно неизвестно: одни говорят не более 25 саженей, а другие говорят, что вроде бы она тянется более чем на версту и разветвляется на десятки проходов, и где ее конец, никто того не знает, ибо никто не доходил до ее края. В одном месте пещеры, говорят, есть такая глубокая ямина, что если туда кинуть камень, то не слышно, как он и на дно падает.»
Я дочитал последний лист и услышал, как пришел Олег. Он тихонько прокрался на кухню и победоносно поставил купленную бутылку водки на стол. Глядя на меня, он сразу смекнул, что я уже на половину верю в его тайну:
- Это только цветочки! Ягодки я тебе сейчас подсыплю. – Открыв водку он налил себе полный шкалик, а мне в рюмку коньяка, зная, что я отдаю коньяку предпочтение. – Ну! За раскрытие тайн! - Мы выпили и немного перекусили. Но все это время, меня не оставляла мысль о множественности подобных ситуаций. Сколько еще городов хранят в себе артефакты прошлого, а у скольких городов уже вырвали их заветные тайны, как живые сердца из груди. Я размышлял всего несколько минут, а мой друг не заставил себя долго ждать:
- Я не помню сколько лет прошло с момента прочтения той необычной газеты, толи три, толи четыре года, но вспомнив про описанные окна-трубы, я с Серегой из музейной гидро-археологии, да ты его помнишь (я утвердительно кивнул), решил понырять недалеко от моста со стороны песчаного карьера. Там дно – один песок, даже водоросли не растут, хотя не очень глубоко – метров шесть-семь. Так вот, ныряли мы по очереди, и кто был в лодке, подгребал по всплывающим бульбам за ныряльщиком. И вот, во время моей смены в лодке, неожиданно вылетает из воды Серега, выплевывает акваматик и срывая маску орет, что бы я нырнул за ним. По его возбужденному состоянию я понял, что он что-то увидел и это что-то его ошеломило. Он опять ушел под воду, а я, быстро одев маску и схватив акваланг под мышку, без ласт, бросился за ним в воду. Опустившись на дно и вставив в рот дыхательный загубник, я увидел, как в трех метрах от меня Сергей яростно разгребает руками песок. Орудуя ногами по дну, я быстро очутился рядом и пристроившись напротив его, одной рукой стал помогать тоже разгребать песок. В какой-то момент моя рука почувствовала небольшую пульсацию и наткнулась на что-то твердое и подвижное, зарывающееся в глубь песка, совершая ритмичные возвратно-поступательными движения. Сергей двумя руками как ковш экскаватора гребанул приличный объем песка, и я увидел, как, что-то блеснуло наподобие металлической пластины из нержавейки и тут же пульсируя исчезло в песчаном дне. Товарищ подхватил меня под мышку и потащил вверх к пятну нашей лодки. Мы забирались в лодку, а Серега только освободился его рот, начал громогласить: «Ты видел? Видел?» - я еще не успел в себя прийти, а он, нервозно снимая с себя снаряжение, так же нервозно продолжал: «Это был какой-то иллюминатор в нержавеющем кожухе! Он прямо на моих глазах начал вылазить из песка. Но он здоровый! Когда вылезла треть я практически смотрел в глубь через толстенное стекло и мне показалось, что там в полу-светлой глубине на меня кто-то смотрит. Как только я это понял, иллюминатор начал обратное движение, и я рванул за тобой на верх. Дальше ты и сам все видел!» - Олег оборвал речь и уставился вопросительно на меня.
- Я в шоке! – выпалил я Сергею и ощутил действительно какое-то внутреннее волнение. Я уже и так верил во всю эту историю и это прямое доказательство только проактивизировало странную тревожность. – Олег на секунду задумался.
 – Ты же не рассказал Сергею от куда ноги растут? – теперь я уставился на него вопросительно.
- Дурак я! – он склонил голову на грудь и тихо заплакал. Только без всхлипываний и шмыганья носом. Слезы тихо падали на краешек стола, а я боялся что-либо сказать и нарушить ситуацию. Ее нарушил сам Олег. Он вскинул резко голову и начал разливать спиртное:
- Давай помянем Серегу! Царство ему небесное! Это я его угробил! Трус! – Он готов был уже опрокинуть в себя полную стопку, но я, видать, своим неподдельным лицом с застывшим ужасом и отчаянным голосом вопроса, его остановил:
- Как это - ты угробил Сергея? Он, что умер? Когда? – в данный момент мне почему-то было легче задавать вопросы, чем начать осознавать, что Олег не несет пьяный бред, а говорит о серьезных вещах.
- Тогда в лодке, когда очередной пазл сложился - да еще какой! – я все рассказал Сереге. Он все проглотил без сомнений и даже решил устроить в этом месте засаду с подводным фотоаппаратом. Я был так рад, что у меня появился побратим в разгадке этой истории, что даже не подумал о возможных последствиях. И последствия эти начались там же и тогда, когда мы готовились еще раз погрузиться и покараулить эти гребанные иллюминаторы. Мы так увлеклись шпионством, что, минуя все правила, кинули якорек и погрузились под воду вдвоем, и рыскали по дну как две хищные акулы. Я ушел от лодки метров на сорок и исследовал прибрежную линию отвесных скал. В одной из небольших скальных ниш я увидел огромное металлическое кольцо – это на шести метрах глубины! -размерами с баскетбольную корзину, но только профиль гнутого кольца был выполнен из заготовки диаметром не менее ста миллиметров и загнутым под девяносто градусов концом «держака» уходил горизонтально в монолит гранита не известно на какую глубину. Мне надо было сориентироваться чтобы запомнить место, и я всплыл на поверхность. Первым делом я взглядом отыскал лодку и начал осматривать перед собой береговой гранитный массив. И вдруг, боковым зрением заметил какое-то движение на выступе скалы, как раз напротив нашей лодки. Я успел увидеть, как какое-то волосатое чудовище похожее на человека, что-то небольшое бросило рукой и этот похожий на камень предмет, щелкнув в воздухе хлестким хлопком, угодил прямо в лодку. Это я потом понял, что чудовище было не чудовищем, а закамуфлированным человеком, в травяном костюме, как выглядят в кино снайперы в засаде среди растительности. И он не камень бросил, а ручную гранату – «лимонку». Все длилось считанные секунды и вот в какой-то момент, вдруг из воды к борту лодки поднимаются руки Сергея и высовывается его голова – и Взрыв! Резкий встряс! Я машинально погрузился под воду и дикий страх заставил меня уйти на глубину. В голове была лихорадочная паника и я думал только о своем спасении. Находясь почти в метре над серединой русла реки и направив свое движение по течению, я неистово греб ластами и косился на манометр сжатого воздуха, располагая как минимум пятнадцатью – двадцатью минутами нахождения под водой. Мысли в голове метались как загнанные звери. Я не мог поверить, что Сергей погиб. Как такое вообще возможно? Кто был тот убийца? Понимая, что нападение связано с находкой скрытого иллюминатора и началом войны с любознательными идиотами, я искал решения в дальнейших своих действиях. Первым делом, надо обратиться в милицию и сообщить в музей – моторная лодка и акваланги были музейными. Я не знал где жил Сергей и где его близкие. Мы были вроде бы и друзья, но дружба связывалась только влечением к подводному плаванью, и о семейных делах друг друга, мы как-то не распространялись. Через десять минут оголтелого подводного марш-броска я был почти-что лишен сил и вынужден был всплывать, поворачивая к берегу острова. Слава Богу, что скалистая часть берега уже миновала и я буквально выполз в изнеможении на травяной береговой край. Всмотревшись в противоположный берег, я узнал район и понял, что проплыл около полутора километров. Меня трясло, как осиновый лист, но не от холода, а от страха. Я боролся с мыслю о собственной смерти, если предприму очевидные шаги, которые строились в голове. То, что мы собирались с Сергеем нырять и где, никто не знал. Лодку он мог брать, когда хотел. Значит обо мне никто ничего не знает. А может родные? Вдруг он им сказал? Но тут я не мог ничего поделать. Надо было как-то добираться домой. На мне был гидрокостюм, не полной комплектности, а только штаны комбинезонного вида. Я спрятал и замаскировал акваланг, пояс, ласты и маску в кустах под сухой корягой, в надежде, что в скором времени заберу. А сам, подкатив штанины поплелся на другую сторону острова в надежде каким-то образом переправиться на городской берег, а там мне не далеко и к дому добраться. Так и получилось. Но первым делом, я нашел в справочнике телефон музея. Долго не решался позвонить. Меня бил озноб. Только после стакана водки руки перестали дрожать, и я набрал номер. Трубку взял дежурный и я попросил его записать срочную телеграмму для директора. Я продиктовал, что в районе между песчаным карьером и малым мостом взорвалась лодка, рядом с которой находился сотрудник музея гидро-археолог Сергей П. Когда дежурный начал задавать вопросы я бросил трубку телефона и теперь только слышал биение своего сердца и чувствовал одолевавшую меня трусость. Её я залил водкой. – Олег нервно налил себе очередную порцию и так же нервно выпил. Сидел и не закусывал, опустив голову над тарелкой.
- Я, наверное, так бы и поступил – Как-то виновато проговорил я. – Ты не кори себя, брат. Что ты мог предпринять? Ловить голыми руками убийцу или собирать доказательства со дна, пока тебя не прикончат каким ни будь, жутким способом?
- А тела Сереги и останков лодки так и не нашли. В газетах сообщали о непойманных браконьерах, глушивших рыбу динамитом. Сергея объявили пропавшим и все! – Не реагируя на мои высказывания, пробасил Олег. Он смотрел мне в глаза, удерживая слезы. Я не ожидал такого поворота дел в этой истории. Мной управляли трагизм и любопытство. Глядя в печальные глаза друга, я осознавал муки его души. Он до сей поры не мог простить себе смерть Сергея, принимая всю вину произошедшего только на себя. Он винил себя за трусость и слабохарактерность. Но я в нем видел хорошего человека, сломавшегося под ударом Судьбы и так и не нашедшего покоя, и простой радости в жизни. Мы проговорили до рассвета, но еще раньше, я уже принял решение уехать первым шестичасовым поездом. Я ощущал, как город прогоняет меня, создавая внутри угнетенное состояние. Или мне все это только казалось…
Смотря через купейное окно на проносящиеся мимо пейзажи, я уже с большей убежденностью считал правдой то, что значимые города подпитываются некой витальной (жизненной) энергией. Эта таинственная энергия толи космического, толи планетарного происхождения излучается неким магическим сокрытым источником и позволяет городам из века в век хорошеть и развиваться. Пусть эти города живут вечно и ни какая скверна не заставит замолчать их сердца, бережно вложенные в их сущность, могучими руками Создателей.
Куланий, 2017


Рецензии
Приятно написано!

Григорий Штерн   09.08.2017 21:07     Заявить о нарушении
Благодарю за Ваше внимание.
Самое забавное, что в этом рассказике очень мало вранья!

Анатолий Куланий   10.08.2017 20:05   Заявить о нарушении