Как правильно понимать Божию правду?
Ибо, некоторые священнослужители достаточно жестко ставят вопрос о возможности спасения для вечной жизни. При этом они ссылаются на слова Христа: «Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас» (Мф. 7:21-23).
Из этих слов делается логический вывод, что Христос может отвергнуть от Себя и тех, кто при жизни делал добрые дела, поскольку освобождение бесноватого от власти беса и различные чудеса есть, безусловно, дела добрые.
Действительно - путь в Царствие Божие лежит через «тесные врата» (Лк.13:24).
Насколько добрые дела способствуют нашему спасению? Может и не стоит в них упражняться?
Но чуть ниже - в том же Евангелии от Матфея Христос, говорит, что Он будет разделять народы, так: «как пастырь отделяет овец от козлов (Мф.25:32).
И по Его словам спасутся, как раз только те, кто делал в этой жизни дела добрые: «…алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне (Мф.25: 35-36).
И наоборот – не войдут в «жизнь вечную», те, кто в этой земной жизни добрых дел не делал:
«..алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня (Мф.25: 42-43).
И именно в контексте тех или иных дел человеческих Христос выносит Свой приговор: «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф.25: 46).
Таким образом, получается, что наше спасение в полной мере зависит не только от нашей веры, но и от наших конкретных добрых дел.
Единственный аргумент, который в полной мере можно поддержать по поводу возможности спасения и наследования Божьего Царства - это утверждение Св. Отцов Церкви о том, что «вне православной Церкви нет спасения».
Но, что есть спасение? И кто определяет границы Церкви? Человек или Бог? А сам термин «спасение» - это какой-то окончательный и безапелляционный приговор, типа «спасен» или «не спасен», или что-то другое? Например, то, что Спаситель высказал в словах: «В доме Отца Моего обителей много. . .» (Ин.14:2) и отсюда можно подразумевать, что степени спасения могут быть различными?
В романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» Господь дал согласие ангелу вытащить из огненного озера злющую-презлющую бабу только за одно доброе дело – она когда-то подала нищенке луковку. И вот только за этот поступок, а вернее всего за доброе движение сердца, откликнувшегося на чужое горе, Господь позволил ангелу вытянуть эту бабу, которая держалась за эту самую луковку из огненного озера. Другое дело, что баба повела себя не адекватно, луковка оборвалась и она опять оказалась в озере. Значит, спасение было возможно и за доброе дело или даже за само доброе устремление сердца?
Бог всегда говорит правду. Другое дело, как каждый из нас эту Божью правду понимает. «Ревнителями веры» иногда приводятся слова Христа о том, что «кто не родится от воды и Духа не войдет в Царствие Божие» (Ин. 3:5).
Но тогда встает вопрос о спасении, например, благочестивого разбойника. Ведь он не принимал Святого Крещения, а, следовательно, не был рожден «от воды и Духа». Тем не менее, первым вслед за Христом вошел в Царство Божие.
Сюда же можно отнести историю св. мученика Вонифатия, который был пьяницей и состоял в беззаконном сожительстве с молодой римлянкой Аглаидой, будучи ее рабом.
Сведений о его Крещении в Св. Предании нет. И если бы он был христианином, то уж точно не состоял бы в блудном сожительстве.
Аглаида послала его в другой город за «святыми мощами» христиан, которые тогда было модно хранить в домах знати.
Увидев, как стойко переносят христиане мучения, Вонифатий во одно мгновение прилюдно исповедал себя перед мучителями христианином и сам был казнен. И мы почитаем его, как святого мученика.
Протоиерей Валентин Асмус объясняет, что: «…первыми именно христианскими святыми были, конечно, мученики. Участь христиан в то время была такова, что многие претерпевали мученическую кончину, а тот, кто умирал мучеником, сразу почитался как святой. Даже если он жил до этого не совсем праведной жизнью и даже если он был некрещеным, он все равно объявлялся святым: факта мученичества за Христа было для этого достаточно. Существовало даже такое понятие: крещение кровью. Тот, кто не успел при жизни креститься, но погибал мученически за веру во Христа, считался крещеным в силу своего мученичества».
Ну хорошо, а разве деятельность умершего в нищете католика - тюремного доктора Фредерика Гааза, о котором писал в своем дневнике Ф.М. Достоевский, не есть добровольное мученичество за Христа? Безусловно, есть. А тогда, если он не достоин Царства Божия, как католик, то может быть удостоится, как мученик?
И если Господь спас некрещеных благочестивого разбойника и св.муч. Вонифатия, то почему бы Ему не спасти крещеного во Христе доктора Гааза?
Многие русские люди, почитающие и изучающие наследие русского философа Ивана Ильина, может и не знают, что с 1939 года и до своей смерти в 1953 году, он фактически жил на средства одной добродетельной женщины-протестантки Шарлотты Барейсс.
И разве нельзя признать мученичеством ее заботу, которая способствовала многолетней творческой деятельности человека, чьи труды вдохновляют сегодня многих людей, в том числе и Президента России? И где же ее место в аду или в раю?
А те миллионы юношей – воинов, не крещенных русских мальчишек, погибших в Великую Отечественную войну «за други своя», из которых в живых-то осталось всего три процента - они тоже недостойны царствия Божия?
Какая-то безнадежность тогда возникает. А надежда должна быть. Вся наша вера она в надежде заключается.
Есть еще одна сторона вопроса. Вне Церкви - нет спасения. А в Церкви – оно разве гарантировано?
Разве сегодня из тех, кто видимо находится в лоне нашей православной Церкви, многие достойны спасения и Царствия Божьего? Разве не присутствуют в нашей матери-Церкви такие вещи, как лукавство, корысть, борьба за власть, за финансовые потоки, за «близость к телу» начальника? Разве мы не проявляем жестокость и жесткость по отношению к нашим ближним? Разве нет проблем о которых вообще не пристало говорить в приличном обществе?
Разве не встречаем мы в Храмах сварливых бабушек или свирепых священнослужителей, которые вместо того, чтобы поддержать и утешить вошедшего может быть в первый раз по зову Христа в Церковь человека, начинают стращать его «вечными муками»?
И вместо того, чтобы способствовать соединению человека с Богом встают «непреодолимой стеной» между ним и Христом.
Вот и древние иудеи – соблюдали все заповеди, упражнялись в посте и молитве, а Бога не узнали и не приняли. Мало того, они убили Его. Насколько мы православные христиане сегодня далеки от них?
И если честно отвечать на эти вопросы и судить по совести, то многие ли из нас имеют шанс на спасение?
А может слова Христа: «Я никогда не знал вас» - относятся именно к нам?
Церковь наша – небесная и земная, то есть видимая и невидимая. И может случится так, что человек видимо находится в границах Церкви, а на самом деле, пребывает вне ее? И наоборот - человек, который всем видится вне границ Церкви, в глазах Божиих - находится в ее пределах?
Читая страницы Священного Писания, можно увидеть, что Господь довольно часто поступает вопреки Своей же правде. Например, Он говорит: «…если кто будет прелюбодействовать с женою ближнего своего, — да будут преданы смерти и прелюбодей и прелюбодейка» (Лев. 20:10). Но при этом Христос отпускает женщину, взятую в блудодеянии, только и сказав ей: «…и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши (Ин. 8:11).
Апостол Павел пишет о том, что блудники «Царства Божия не наследуют» (1Кор. 6:9). А Христос прощает грешницу, которая помазала Ему ноги миром (Лк. 7:47). Еще Он осуждает фарисея, который жил по заповедям и оправдывает плачущего и кающегося мытаря (Лк. 18:14).
Прп. Исаак Сирин говорил: «Что горсть песку, брошенная в великое море, то же грехопадения всякой плоти в сравнении с Божиим Промыслом и Божией милостию… милосердие Создателя не препобеждается пороками тварей».
Сюда же можно отнести и мнение прп. Силуана Афонского, изложенное в беседе с одним монахом-пустынником, который утверждал: «Бог накажет всех безбожников. Будут они гореть в вечном огне» – очевидно, ему доставляло удовлетворение, что они будут наказаны вечным огнем – на это старец Силуан с видимым душевным волнением сказал: «Ну, скажи мне, пожалуйста, если посадят тебя в рай, и ты будешь оттуда видеть, как кто-то горит в адском огне, будешь ли ты покоен?» – «А что поделаешь, сами виноваты» – ответил монах. Тогда старец со скорбным лицом ответил: «Любовь не может этого понести... Нужно молиться за всех».
Бог в каких-то Своих поступках оказывается выше Своей правды, по крайней мере такой, как мы ее понимаем. И именно поэтому Он отпускает женщину, «взятую в блудодеянии» и прощает грехи разбойнику, милует грешницу и мытаря, а фарисея осуждает.
Может и нам следует, высказывая непреложную истину о том, что «латинство – есть зловредная ересь» и что «католики не спасутся», как-то избегать категоричности, указывая на то, что окончательное решение все-таки будет за Господом? Может не следует вставать преградой между человеком и Богом, а оставлять Господу «лазейку», чтобы не мы, а Он сказал Свое последнее слово?
Собственно, это касается не только католиков, но и некрещеных в православии людей и даже людей не верующих. Может и у них в запасе будут те несколько секунд, которые изменили участь благоразумного разбойника в вечности? Кто знает? Только Бог. Да и всех крещеных в православии это касается.
А, как иначе священнику обращаться к людям, в глазах которых стоят слезы «последней надежды» о погибших от алкоголя и наркотиков или по другим сопутствующим причинам непутевых детей? Или женам и сестрам, чьи мужья или братья погибли или гибнут от этих недугов. Или тех матерей, дети которых погибли в военных конфликтах «за други своя» и не успели войти в Церковь. Или даже самоубийц.
Как-то не поворачивается язык сказать им в глаза, что «все кончено и надежды нет». Хочется утешить, поддержать, вселить надежду. Ведь «молитва матери – со дна моря поднимает». И надежда никогда не должна умирать – тем более, если эта надежда последняя.
А вообще-то, конечно - «вне Церкви нет спасения».
Свидетельство о публикации №217080901677