Иван Ильин о католичестве

Эти  выписки были сделаны несколько лет назад при прочтении собрания сочинений Ивана Ильина. Надеюсь, что мнение известного русского философа, касательно самой возможности объединения церквей, будет интересно не только ревнителям православной веры, но и тем, кто не видит опасности в таком объединении.

Во время посещения Флоренции в феврале 1925 года И.А.Ильина посетил католический священник русского происхождения о.Владимир Абрикосов, высланный вместе с Ильиным из Москвы за активную католическую пропаганду. Ильин пишет, что знал его еще по  Московской пятой гимназии: «Сын московского кондитера с бледным лицом, чрезмерным носом, ассирийской бородой и выделанным хладнокровием».
О.Владимир на этой встрече пытался убедить И.А.Ильина, который в это время писал свой труд «О сопротивлении злу силою», в том, что «у иезуитов нет учения об оправдании средств целью». На что И.А.Ильин предъявил ему написанные по латыни тексты из библиотеки Uffici во Флоренции и зачитал соответствующие места из известного католического автора Эскобара-а-Мендозы, «который прямо перечисляет отцов иезуитов, оправдывавших средства целью и примыкает к ним сам».
О.Владимир поинтересовался, стоИт ли на  этом издании imprimatur (разрешение). Ильин подтвердил, что imprimatur есть. Тогда о.Владимир заявил, что он специально прислан из Ватикана, чтобы просить Ильина не касаться этого вопроса, поскольку как раз сейчас  работает специальная комиссия призванная пересмотреть все учение и всю деятельность иезуитов - учение их признается ложным, а их деятельность порочной. О. Владимир пообещал переслать Ивану Александровичу соответствующие секретные документы, подтверждающие его заявление.
В конце беседы о.Владимир спросил:
«Скажите, Иван Александрович, как вы относитесь к вопросу о соединении церквей? Мы ведь видим, что ценные элементы русской эмиграции не идут к нам; идет один отброс. А между тем подумайте, какие были бы последствия!..  В Православии есть молитвенная сила, но нет воли и дисциплины; а у нас есть воля и дисциплина, но нет молитвенной силы. Подумайте, если бы нам соединиться - у нас было бы все и торжество христианства было бы обеспечено в мире».
Ильин ответил: «Слыхали ли вы, отец Владимир, о той операции, которую недавно произвели Вильгельму  второму, экскайзеру?»
О.Владимир: «Нет, а что?»
Ильин: «Ему, видите ли вставили оперативным путем обезьяньи железы. Так вот, в такое обхождение с живым организмом, да еще духовным, я не верю. Православие или извлечет из своей молитвенной силы - и волю, и дисциплину, или же угаснет в истории. Вставить ему от католицизма волю и дисциплину - есть затея безнадежная. И католики должны сами у себя  и в себе возродить молитвенную силу» (Ильин И.А. Собр.соч. Письма. Мемуары (1939-1954), М. Русская книга, 1999, стр.357-358).
В заключении И.А. пишет, что  о.Владимир прислал ему в Берлин одиннадцать жидких книжек антииезуитского содержания, но это был явный обман - поскольку эти книжки продаются и покупаются обычным порядком.

В 1933 году И.А.Ильин в Берлине встречался с Николаем Федоровичем Фабрициус-де-Фабрис, который тогда был «представителем Великого князя Кирилла Владимировича и большим другом католиков».   
Фабрициус со слов дружественного ему прелата рассказал Ивану Александровичу следующее: «Римский папа того времени расхаживая однажды по своему кабинету и диктуя что-то своему секретарю, остановился и воскликнул: «Ах, это православное духовенство! Бородатые, некультурные, невежественные, грязные! Но имеют в молитве такую силу, что если бы нам ее, мы бы давно уже обратили весь мир в католичество!» (Там же, стр.368).

Приведу и еще один характерный сюжет, касательно самого духа католичества.
Директор Московского Трехгорного пивоваренного завода Алберт Альбертович Кемпе рассказывал  И.А.Ильину, как он как-то «ехал в поезде, где-то в южной Германии. Против него сидел католический патер, с которым он разговорился.
«Скажите, - спросил он его между прочим, как это вы преподаете вашим духовным детям то, во что вы сами не веруете и предъявляете к ним требования на исповеди, которых вы сами не исполняете?»
Патер ответил вдумчиво и точно:
- Но разве врач непременно должен сам принимать все те лекарства, которые он прописывает своим больным» (Там же, стр.368).
Это пример поучителен тем, что нам самим, особенно православным священнослужителям следует остерегаться того, чтобы не впадать в подобную напасть.
Ведь святые отцы Церкви учили, что назидать других можно лишь только в том, что сам познал опытным путем.


Рецензии