Я из будущего! ч2, гл1-4
Глава 1. В путь
Хроновылазка была назначена на пятницу и должна была продолжиться ровно три дня. Тоня и Юля прибыли в ОИТИ рано утром: яркое мартовское солнце ещё только поднималось над парком позади здания института.
В зале для инструктажа их встретил Девяткин и представил им куратора — сотрудника, который будет сопровождать хронавтов в вылазке. Впрочем, Людмила Суркова и Тоня были уже давно знакомы. Юля с интересом глядела на розовощёкую, высокую, голубоглазую Людмилу. Женщина напоминала русских деревенских красавиц, с картин старых художников. Это впечатление усиливала и шикарная русая коса, один из главных предметов восхищения как мужского, так и женского коллектива института.
— Ну что же, вот собственно и всё, — Девяткин закончил инструктаж. — Никита уже там. Вы высадитесь в пригороде Москвы, в районе Дмитров — Яхрома. В Москве сядете в поезд и доберётесь до места. Билеты уже заказаны.
— А нас не раскусят? Ну что мы… эти самые… хроноразведчики? — Юлька с любопытством взглянула на Игоря.
— В смысле? — не понял вопроса Девяткин.
— Вот что значит — мало общаться с детьми, — усмехнулась Люда. — Ребёнка интересует: нас не узнают?
— Да я понял… — смутился учёный. — Нет. Даже если узнают — не беда. Тогдашние компетентные органы о нас знают. И не менее прекрасно они знают и то, почему нас лучше просто не замечать и не обращать внимания на нашу работу. Наши оперативные возможности на порядки выше, и они имели возможность в этом убедиться.
— Ага! Знаю! История с детской больницей… — усмехнулась Юлька. — Её любой школьник знает!
— Юля, школьные легенды давай оставим на потом, — улыбнулась Люда. — у нас серьёзное дело. Игорь, может Юлю всё же не привлекать?
У Юльки даже дыхание перехватило от такого заявления: как это не привлекать?!
— Ничего. Юля тоже будет полезной в вылазке, — заключил Девяткин.
Юля с интересом вошла в «костюмерную» — специальное помещение, где, как пошутила Стелла, хронавты «получали образ». Но ещё большее удивление она испытала, развернув протянутый матерью свёрток. В нём была… Её собственная летняя одежда! Короткая юбочка, футболка с озорно улыбающимся леопардом, гольфы сандалии, бело-розовая панамка, лёгкая летняя курточка-ветровка.
— А… — Юлька с удивлением посмотрела сначала на Игоря, а затем на Людмилу.
— Чему ты удивляешься, Юля? — с интересом посмотрела на неё Тоня.
— Это же моя одежда… Из дома…
— Ну да.
— Она, наверное, ожидала, что ей выдадут суконный кафтан и кокошник, — усмехнулась заглянувшая в «костюмерную» Стелла.
— Ты будешь очень удивлена, Юленька, но за сто с небольшим лет практически ничего не изменилось, если конечно не считать некоторых усовершенствований бытовой техники, транспорта и полётов в Дальний космос, — пожала плечами Люда. — Так что твоя привычная одежда будет такой же привычной и для людей в 1985 году.
— Юлька, ты же обожаешь смотреть старые фильмы и мультики. И сама видела, что в культурном плане мы живёт точно также, как и в двадцатом веке. Ты же не удивляешься тому, что носишь в школе коричневое платье с чёрным фартуком. И пионерский галстук… А на линейку одеваешь белую блузку и синюю юбочку под ремешок, как и сто лет назад, — улыбнулась Тоня.
— Так я же пионерка… — пожала плечами Юля.
— Та же музыка, те же фильмы, книги… Такие же отношения людей… Вот если бы мы отправились в самое начало нашего века, то да… Контраст явный, но… Постепенно всё вернулось к идеалу. Вы не проходили в школе теорию культурного оптимума? — спросила её Людмила.
— Нет ещё… — растерялась Юля.
— Ну тогда понятно. Если ты уже знала, то не удивилась бы.
— Тётя Люд, просто одно дело — видеть в кино, а совсем другое — наяву!
— Тоня, у тебя растёт маленький философ! — рассмеялась Людмила.
— Ох уж мне эти маленькие философы, что мои оба, что их друзья-подружки! Какое счастье, что акселерация была лишь временным явлением рубежа веков, — фыркнула Антонина.
Они прошли мимо залов перемещения с какими-то гудящими машинами и кабинами, похожими на гигантские стаканы из матового стекла, мимо других помещений, уставленных диковинной аппаратурой… И неожиданно для Юли оказались в холле.
— Мы не будем перемещаться в пространстве, только во времени. Поэтому сейчас мы отправимся к стартовой точке, недалеко от железнодорожной станции Яхрома, — пояснил Девяткин.
Юля издалека увидела мелькнувшую справа от флайера ленту канала им. Москвы, гигантскую фигуру солдата Перемиловского монумента, кораблики на башенках Яхромского шлюза…
На широкой луговине позади холма, где высился монумент, виднелись несколько палаток с эмблемой ОИТИ и какая-то конструкция, напоминавшая огромное серебристое яйцо на низком постаменте.
— Это и есть хрономобиль, — пояснила Люда.
— Я его раньше только на картинках видела… — Юля вошла в палатку и, переодевшись, вышла вслед за взрослыми. Летняя одежда явно не годилась для конца марта, и Юлька поёжилась.
— Так, проверьте маяки, — рыжий усатый парень обернулся к ним, оторвавшись от большого экрана с бегущими графиками.
Юля послушно нажала на небольшой шарик, вшитый под кожу в складке за ухом. Поморщилась, вспомнив хоть и безболезненную, но не очень приятную процедуру имплантации.
— Отлично! — отозвался парень. — Ну теперь на борт. И да поможет вам Уроборос! — махнул он рукой, произнеся традиционное для хронавтов напутствие.
В кабине не было привычных кресел. место них стояли странные стойки с поручнями, напоминавшие разрезанные вдоль прозрачные пластиковые трубы.
— Юля, закрепись в стойке, — Тоня подвела Юльку к «трубе» и показала, как правильно встать, прижавшись к специальным подушкам и ухватившись за поручни-скобы, а затем пристегнула её пластиковым ремнём.
— Ну, поехали! — Людмила набрала на пульте команды и пристегнулась.
В следующее мгновение… Впрочем, Юльке трудно было описать, что было дальше. Кабина гудела, что-то щёлкало. И хотя сама кабина казалась неподвижной, ощущения девочки говорили о том, что нелёгкая занесла её в пустую бочку, которую какой-то добрый человек бросил в бушующий водопад, обрывающийся прямо в штормовой океан.
Когда «переход» завершился, Юлька, пошатываясь (голова кружилась ужасно!), вышла из кабины и согнулась пополам в приступе желудочного спазма.
— Ну, как? Полегчало? — спросила её Людмила, когда Юлька отдышалась. — Ничего, бывает…
Юля огляделась. Местность практически не изменилась. В свете раннего летнего утра («Пять часов две минуты три секунды пятого июня тысяча девятьсот восемьдесят пятого года», — отметила Людмила время прибытия) виднелись те же кораблики шлюза, Перемиловкий монумент, лента канала. Исчезли только высотки Левобережья Яхромы и белые купола и антенные тарелки видневшегося отсюда Дмитровского метеобюро.
— Итак, скоро на станции Яхрома будет электричка Савёлово — Москва. Вы отправитесь до Курского вокзала. Билеты на дневной поезд здесь. На месте будете утром, вас встретит Никита. Я перемещусь вместе с машиной и буду ждать там, на базе. Помните, где?
Тоня назвала адрес.
— После «опознания» придёте на базу, и мы отправимся домой. Вопросы?
— Всё понятно.
— Тогда вылазка начата!
Глава 2. Прибытие
Электричка пришла довольно скоро. Юлька с интересом смотрела на зелёный поезд.
— Как в музее, — усмехнулась девочка.
— Юля… Не забывай.
— Да, мам, — спохватилась девочка. Но на платформе в этот час никого, кроме них не было.
Всю дорогу Юлька не отрывалась от окна. Но пейзаж за окном лишь немногим отличался от привычного для девочки: те же перелески, поля, луга. Только вместо города Деденево оказалось несколько небольших деревень и посёлков, и не было видно ажурных антенных конструкций ещё не построенного Центра Дальней космической связи Космопорта «Раменское» в Икше.
До поезда было ещё несколько часов, и, прибыв на Савёловский вокзал, Тоня и Юля решили погулять по Москве. Москва 80х также не произвела на Юлю особенного впечатления: облик города почти не изменился, лишь не было привычных девочке высоток. Та же зелень парков, люди в почти такой же одежде, как и в Юлькино время. Только автобусы, трамваи и троллейбусы имели «музейный» вид. Впечатлилась Юля, лишь войдя в метро.
— Мам, я чуть не оглохла! Как они каждый день в таком шуме ездили!
— Да, теперешнее метро тихое, а в конце прошлого века шума было предостаточно. Но, Юля, жителям Лондона конца XIX в. было ещё хуже.
— Почему?!
— Тогда, в первом метрополитене ходили не электрические поезда, а паровозы.
— Ой! Они же, наверное, все в саже из метро выходили!
***
— Ну вот, Юля, в Волгоград мы прибудем около девяти утра, — Тоня закинула сумку на полку в купе. — Располагайся, твоя полка — верхняя.
— А купе почти такое же, только у нас внизу кресла, которые в полку превращаются, а здесь — сразу полка.
— Тише… — предостерегающе глянула на неё Тоня.
В купе вошли попутчики: девушка и парень лет двадцати — двадцати пяти. Девушка, коротко поздоровавшись, присела рядом с Юлей и раскрыла пухлую книгу об истории Волгограда. А парень, закинув рюкзак на верхнюю полку и весело оглядев их, бодро заявил:
— Вы не против моей компании на ближайший день?
— Нет, не против, — улыбнулась в ответ Тоня. Девушка, с лёгкой усмешкой глянув на парня, кивнула головой.
— Слава, — представился парень.
— А я — Юлька! — ответила на приветствие Юля.
Девушку рядом, как оказалось, звали Оля.
— А вы разве не вместе? — удивилась Юля, когда выяснила, что её попутчики не знакомы.
— Нет, мы случайные попутчики, — улыбнулась Оля.
— А вы тоже в Волгоград в гости?
— Нет, я буду работать в одном из краеведческих музеев области. А ты в гости?
— Ага, мамин знакомый позвал. У меня мама — археолог.
— Ого! Интересная профессия! — неожиданно встрепенулся парень. — Экспедиции, романтика…
— Ну не так уж много романтики в экспедициях, — пожала плечами Тоня.
— А вы с кем-нибудь из тамошних археологов знакомы?
— Возможно, — уклонилась от ответа Тоня.
— Я-то знаком с некоторыми, Львом Богачёвым, например. Правда, заочно.
Юля заметила, как Тоня насторожилась, услышав это. Слава не понравился Юльке: какой-то дёрганый, смеётся слишком громко, вообще ведёт себя как-то нарочито, как будто специально демонстрирует себя публике. «Клоун», — подумала про себя девочка. Не ускользнуло от её внимания и странный интерес парня, возникший после её фразы о маме-археологе.
— Вы к нему едете, если не секрет? — поинтересовалась Юля.
— Секрет, большая государственная тайна! — задорно рассмеялся парень. — Шучу, конечно. Я, Юлька, большой турист. Именно так — Большой. Так сказать, профессионал. Пойдём с друзьями в поход по Волге. Археология меня не интересует.
«Ага, а то, что моя мама — археолог и едет в Волгоград к знакомым, тебя насторожило», — мысленно усмехнулась Юля.
У Тони неприязнь к парню возникла сразу. Слава вёл себя слишком странно, как будто неумело пытаясь что-то скрыть. Слишком взволнован. Неожиданно Тоне вспомнила разговор с Богачёвым: «…Вскоре после вашего визита в мою квартиру влезли. Мы с Мансуром решили, что воры охотились за этим осколком — уж очень большую шумиху поднял ваш Морковников. И я даже заподозрил вас. Какие-то странные типы крутились тогда возле раскопок…»
Вечером, стоя в коридоре вагона, Юлька разглядывала пролетающие в вечерних сумерках огни деревень, посёлков, перелески и рощицы, уже наполненные ночной темнотой.
— Мам, какой-то этот Слава странный…
— Ты то же заметила? — Тоня вздохнула, опять вспомнив разговор с Богачёвым. Очень может быть, что он как раз из той компании, о которой говорил Лев. — Странный парень, что-то скрывает…
— Скользкий тип, — глубокомысленно произнесла Юля.
— Юлька! Не хорошо подслушивать разговоры взрослых.
— А я и не подслушивала. А помнишь, Светкин прапрадед говорил, что его хотели обокрасть… Может этот Слава…
— Может… Всё может быть. Но мы никак, никаким образом не можем ни предупредить его, ни помочь. Не забывай — это наше прошлое, которое уже свершилось. И не стоит излишне с ним откровенничать.
— Угу…
— Ладно, Юляша, пойдём-ка спать, — Тоня открыла дверь купе и крикнула Славе: — Вячеслав Батькович, вы позволите нашему женскому коллективу приготовиться ко сну?
— Конечно, конечно, девушки. Всегда пожалуйста, — услужливым тоном отозвался парень, соскакивая с полки.
***
Лев ещё издалека увидел Морковникова, идущего по двору.
— Вы не встретили вашего коллегу?
— Нет, она приезжает завтра, утренним поездом. Хорошо, что догадался ещё раз посмотреть в телеграмму, — улыбнулся Никита. — Кстати, Лев…
— Просто Лев.
— Лев, я могу показать этот зелёный осколок своей знакомой? Она тоже археолог. И, по-моему, это у неё я видел материалы по похожему артефакту.
— Ну что же, я не против, — пожал плечами Богачёв. — Это её вы встречаете?
— Да, её.
Богачёв скрылся в подъезде. Никита оглянулся… Эту девицу он приметил ещё в первый визит к Льву. Рыжая девушка среднего роста в модном джинсовом костюме. Вроде ничего приметного, но… Девушка каждый раз встречалась ему во дворе, и от Никиты не ускользнуло внимание, с которым девушка посмотрела вслед Богачёву. А сейчас рыжая девица, делая вид, что читает книгу, наблюдала за Морковниковым.
Никита не торопясь пересёк двор и, уже выходя, оглянулся. Девушки на скамейке не было. Синий костюм и рыжие волосы мелькнули среди кустов. Девушка шла за ним… Никита вышел на бульвар и быстрыми шагами направился к видневшейся вдалеке остановке. Ещё раз оглянулся, но рыжей девушки уже не было видно. Усмехнувшись, Морковников сунул руки в карманы и, насвистывая, направился к автобусу.
Рыжая девушка, стоя за кустами, молча смотрела вслед Морковникову. Что-то отметив про себя, она усмехнулась и вернулась во двор.
***
Московский поезд прибывал на вокзал Волгоград-1 в девятом часу утра. Никита слонялся в ожидании, зевая и глядя на голубое утреннее небо. Внезапно в толпе ожидающих мелькнула рыжая шевелюра. «Опять она!» — Никита взглянул вслед рыжей девице. Девушка, почувствовав взгляд хронавта, обернулась. В её глазах мелькнуло удивление — она явно не ожидала встретить здесь Морковникова. Впрочем, задумываться о причинах ему было уже некогда: поезд Москва — Волгоград только что прибыл.
— Никита, вы бы хоть радость встречи изобразили для конспирации, — усмехнулась Тоня, сойдя с поезда.
— Ничего, здесь народу столько…
Юлька с интересом огляделась: всё точно также, как и в их время. Толпа встречающих, толпа приехавших, шум, гул… Заметив на перроне Славу, девочка проследила за ним взглядом. Парня встречала рыжая девушка в синем джинсовом костюме. Но удивило Юльку не это, а взгляд Никиты, также внимательно следившего за ними. «Он их знает? Или кого-то из них?» — удивилась девочка.
— Никита, вы ведёте себя странно. На кого вы всё время смотрите? — уже в автобусе спросила его Тоня.
— Да так…
— А всё же?
— Эта рыжая девица буквально преследует меня. Вчера шла за мной из двора Богачёва, где постоянно ошивается… Сегодня на вокзале… Сейчас в автобусе…
Тоня достала зеркало, делая вид, что поправляет макияж и посмотрела в него на сидящую чуть сзади девушку.
— Вы паникёр, Никита. Этой девушке абсолютно наплевать на вас. Она встречала на вокзале парня по имени Слава. Он ехал с нами в одном купе.
— Странный тип, — сделала глубокомысленный вывод Юля.
— Юлька! — одёрнула её Тоня.
Слава и рыжая девушка сошли раньше. Но проходя мимо автобуса, Слава увидел в окне Тоню и что-то шепнул спутнице. Девушка, поначалу весьма скептически посмотрев на Антонину и Юлю, была очень удивлена заметив Морковникова, что-то объяснявшего им. Тоня заметила это невольное удивление. «Хм… Интересно. Слава и эта девушка, преследовавшая Морковникова. Конечно, Никита мог и приукрасить, но… История приобретает интересный оттенок».
— Сегодня приедем на базу. Людмила уже ждёт вас, — пояснил Морковников. — А завтра — на объект. Послезавтра — домой.
База оказалась небольшой городской квартирой в панельном доме. Ничего не обычного в ней не было, кроме собранных в одной из комнат приборов. Впрочем, если бы кто-то и увидел их, то, скорее всего, принял бы за домашнюю лабораторию учёного, решающего свои научные проблемы не только на работе, но и на досуге. Что, впрочем, лишь подтверждало легенду Людмилы.
— Мам, я погуляю?
— Со двора не уходи. Помни, кто мы и где.
— Ладно.
Юлька вышла во двор, жмурясь от яркого солнца.
— Привет. Я тебя раньше не видел, — к Юльке подошёл мальчик примерно того же возраста, темноволосый и вихрастый.
— Я сегодня приехала. Моя мама с тётей Людой вместе работают.
— А! Знаю. Тётя Люда — учёный-гидролог. Её институт здесь снимает служебную квартиру. Они Волгу изучают. Я — Тёма, Артём Ишимов. А это — Оля, моя сестра, — представил Тёмка подбежавшую девочку помладше.
— Юлька Воробьёва.
Глава 3. Встреча
Утром Тоня и Юля в сопровождении Морковникова отправились, как выразился Никита, «на объект».
Лев Богачёв жил в панельной пятиэтажке, стоящей в глубине заросшего липами двора. Рядом с домом расположилась небольшая детская площадка и заасфальтированный дворик с несколькими скамейками.
— Опять сидит… — Никита глянул на дальнюю скамейку. Там сидела, уткнувшись в книгу вчерашняя рыжая девушка. — Вы подождите, а я схожу к Льву.
Морковников скрылся в подъезде.
— Мам, а, по-моему, она за кем-то следит.
— Кто?
— Эта рыжая тётенька…
— Ну и что? Это не наше дело, — и добавила, увидев недоуменный взгляд дочери, — мы в прошлом. И никак не можем повлиять на события, уже произошедшие. Иначе мы можем непредсказуемо изменить наше время.
— Эффект бабочки?
— Ну вот видишь — ты и сама знаешь.
Юлька скептически хмыкнула и увидев расчерченный мелом асфальт, принялась играть в классики.
«Да, за столетие практически ничего не поменялось», — улыбнулась, глядя на неё Тоня. В этот момент дверь подъезда хлопнула, и Тоня почувствовала чей-то удивлённый и внимательный взгляд. Она оглянулась, но появившийся из подъезда мужчина уже повернулся к ей спиной, выходя со двора. Невысоко роста, черноволосый, кудрявый… Тоне он показался знакомым. «Мансур?! — осенила её догадка. — Не хватало только этой встречи».
***
Мансур уже собирался уходить (день был достаточно насыщенным), когда к Богачёву пришёл журналист.
— Добрый день.
— А, Никита, здравствуйте, — приветствовал его Лев.
— Лев, вы разрешите посмотреть вашу находку?
— Ваша знакомая археолог уже здесь? Конечно, буду рад услышать мнение специалиста.
— А я вынужден откланяться, — Мансур вежливо улыбнулся. — Сегодня много дел, но думаю, что вы поделитесь со мной выводами вашей знакомой?
— Конечно, Мансур Касымович.
Юсуфов вышел из подъезда. Было чудесное раннее утро, солнце просвечивали сквозь молодую зелень листвы, играло разноцветными искрами в каплях, оставшихся после ночного дождя. Умытое дождём небо сияло необыкновенно яркой бездонной глубиной. Мансур оглядел двор и тут заметил молодую женщину в сером костюме, стоявшую на углу дома. Женщина, улыбаясь, что-то говорила игравшей в классики девочке лет десяти.
Скользнув по ним взглядом, Мансур уже собирался покинуть двор, как вдруг остановился. И вновь взглянул на девушку. Воспоминание о давних событиях всколыхнуло его память. Девушка в сером напомнила ему одну встречу.
«Тоня», — подумал Мансур. Да, она была поразительно похожа на неё, Тоню Воробьёву, археолога, с котором молодому Мансуру пришлось однажды работать.
Если бы с той встречи не минуло двадцать девять лет, Мансур сказал бы, что это она. Та же высокая спортивная фигура, тёмно-русые волосы, собранные в «конский хвост». Поворот головы, плавные, как будто танцующие движения. Мягкий негромкий голос…
«Сколько ей сейчас? Прошло двадцать девять лет… Она была немного старше меня, двадцатидвухлетнего студента-практиканта. Значит, сейчас ей перевалило за пятьдесят. А этой девушке около тридцати. Но как похожа! Тоня говорила тогда, что у неё есть дочь, Юля. Может это она, Юлия, дочь Тони?»
Мансур вышел со двора и, идя по тенистой улице, погрузился в воспоминания.
1956 год… Средняя Азия, Узбекистан, его родные края… Тогда они нашли странные сосуды. Небольшие, без росписей, со странными следами химического воздействия внутри. В некоторых оказались медные цилиндры, изъеденные кислотой. Кто-то из молодых археологов, кажется Антон Симагин, высказал мысль, что это «ископаемые батарейки». Его, конечно, подняли на смех. Впрочем, и сам Антон преподнёс это в качестве шутки, хотя на деле он серьёзно отнёсся к этому предположению. Поддержал его только Мансур. Руководство экспедиции тогда высказалось (иронично глядя на молодых и горячих студентов), что это всего лишь сосуды для хранения алхимических снадобий. А ведь прав был Антон! В итоге действительно оказалось, что сосуды были древними гальваническими элементами, использовавшимися ювелирами древнего Востока для примитивной гальванопластики.
Тогда к ним и приехали эти двое. И приехали по поводу этих странных находок. Кто-то из ребят высказался, что, мол, загадочные «батарейки» — продукт деятельности на Земле неких пришельцев и ими заинтересовался Комитет… Тогда вся молодёжь была помешана на пришельцах, палеоконтакте… Начиналась эпоха космоса.
«Да зачем Комитету какие-то глиняные горшки?!»
«А ты не знал? Они же курируют всё. У них, говорят, есть и специальная программа для исследования всякой аномальщины!»
Кто-то поверил, кто-то нет… Приехавших было двое: суровый, немногословный, даже мрачноватый Игорь Девятов… или Девяткин? Впрочем, какая разница. И Тоня Воробьёва, девушка лет двадцати пяти. Мрачный Игорь может и был комитетчиком: в археологии он ничего не понимал, но всем интересовался. И в деле проведения расследований был явно профи. А вот Тоня… Она явно была профессиональным археологом, хорошо знала своё дело, была непосредственна, легка в общении. Часто сидела с ними у костра, смеялась над анекдотами и студенческим юмором… Только в одном была странность: на вопросы о том, кто она и откуда, Тоня отвечала туманно, стараясь сменить тему. Известно стало лишь то, что она родом с Алтая, жила в Волгограде (отец участвовал в послевоенном восстановлении города), сейчас работает в Москве. Мансур был очарован девушкой, хотя иллюзий, конечно не питал: Тоня призналась, что замужем, имеет двоих детей, Павлика и Юльку, дошкольного возраста, а муж Артём, тоже археолог, работает где-то в Гоби.
Пробыли они у них около двух недель. Там был ещё третий, шофёр, привозивший и увозивший их из лагеря на новеньком «козле». Мансур вдруг остановился. Конечно, это мог быть и фокус памяти, но… Мансуру показалось, что тот нагловатый, в модных противосолнечных очках тип был странно похож на его нового знакомого Никиту Морковникова… «Да нет, просто совпадение или странный перехлёст в воспоминаниях. Столько лет прошло».
Мансур пытался тогда разыскать Тоню. Но… Странно это было и даже загадочно, но никто не знал археолога Антонину Воробьёву из Волгограда. Да и, как оказалось, никакого Артёма Воробьёва на раскопках в Гоби никогда не было…
«А что ты удивляешься? — ухмыльнулся Антон. — Ребята же говорили, что они оттуда. Так что, может и зовут её совсем не так. И весь её рассказ — только служебная легенда».
Впрочем, Мансура это не расстроило, он ещё был юн, не растерял мальчишества в душе и всё это казалось ему интригующей тайной. Семейная жизнь Мансура сложилась не очень удачно. Он невольно искал в девушках Тоню… К тому же родственники настояли на браке с Гюльнарой, девушкой из их махалли.
Они с Гюли никогда не любили друг друга. Жили вместе лишь, чтобы не идти против многочисленной родни. Но относились друг к другу дружески и с уважением. Детей не нажили, да и какой Мансур был отец… Большую часть времени пропадал в экспедициях. Дома бывал редко. Через три года после свадьбы они уехали в Астрахань, подальше от родственников и соседей с их старыми традициями и обычаями. А через пять лет развелись. Всё было честно: у Гюльнары был любимый человек, механик с рыболовного сейнера, сибиряк Руслан. Руслан и Мансур были друзьями (и сейчас часто виделись), Гюльнара в новом браке была счастлива, родила троих ребятишек… А он так и не нашёл свою половину… Да… А эта девушка во дворе… Если бы Мансур не помнил, что их встреча с Тоней была двадцать девять лет назад, он бы поклялся, что это она…
Мансур остановился у парапета набережной. Мотнул головой: хватит воспоминаний. И тут же в его голову пришла новая мысль. Мансур с детства обожал фантастику и теперь даже улыбнулся от этой, казалось бы, дикой мысли. Ведь тогда Комитет больше никаким боком ими не интересовался. А что, если и Тоня, и её спутники — путешественники во времени? Ведь умения путешествовать в прошлые века могла бы сослужить хорошую службу и историкам, и археологам. Тогда и странности Морковникова, и сегодняшняя встреча объяснима.
«Тебе бы книги писать, Мансур-ака! — усмехнулся Юсуфов. — Ладно, сегодня много дел». Мансур полез за блокнотом, в котором было расписание. Сегодня надо нанести несколько визитов, устроить встречу со школьниками, вознамерившимися организовать кружок юных археологов. Завтра оформить документы. Вчера позвонили из лагеря экспедиции. Случилось ЧП: кто-то проник на склад находок, взять ничего не успел — спугнули… Лев послезавтра возвращается, а находки и материалы в Москву повезёт он, Мансур через полторы недели. Но блокнота в кармане не оказалось — Мансур вспомнил, что забыл его на столе у Лёвы. И быстрым шагом направился обратно.
Глава 4. Новые загадки
Лёва смотрел в окно. На пустом, залитым июньским солнцем дворе было пусто, лишь на скамейке рядом с детской площадкой сидела рыжая девушка и читала книгу. Это девушка который день появлялась во дворе, но Льву была не знакома. Хотя, он уже месяца три торчит в экспедиции, может девушка недавно переехала сюда, а может поджидает кого-то… Или следит за кем-то… Лёва заметил, как она оторвалась от книги, увидев вышедшего из подъезда Мансура. Так же внимательно она наблюдала и за зашедшими во двор молодой женщиной с девочкой лет девяти-десяти. Игравшая в «классики» девочка неожиданно прервала игру и оглянулась — кто окликнул их. Из подъезда вышел Никита и, махнув рукой, пригласил за собой.
«Так это и есть знакомая этого странного журналиста. И та рыжая девушка уж очень внимательно за ними наблюдает». Все эти странности уже порядком надоели ему. Какие-то подозрительные типы, крутившиеся у раскопок… Слух о «золотом кладе»… Кто разнёс по окрестным кишлакам такую глупость? Если только весёлый Виталик, нанявшийся рабочим в экспедицию. Проводник Батыр Ахмаджанов из соседнего кишлака говорил, что видел Виталика с теми странными типами. Возможно… Только можно ли верить самому Батыру? И теперь нелёгкая принесла этого странного журналиста-дипломника… Почему его так заинтересовала и встревожила та находка? Осколок какого-то стеклянного сосуда. Находка действительно интересная: уж очень высокое качество стекла для Средневековья… Привёз знакомого археолога, точнее знакомую… И эта девица. За кем-то следит. Может за ним, может за журналистом…
Звонок в дверь оказался таким неожиданным, что Лев вздрогнул. И ведь ждал же! И всё равно как-то неожиданно… Прервал мысли…
— Вот, познакомьтесь — мой друг, археолог…
— Антонина Воробьёва, — представилась вошедшая молодая женщина.
— А я — Юлька! — из-под руки женщины выглянула девочка, судя по лукаво-хитрой мордашке, ребёнок озорной и непоседливый. Такие нравились Лёве. Поэтому он невольно улыбнулся, глядя на Юльку.
— Добрый день. Значит это вас притащил сюда Никита ради этой стекляшки?
— Ну, Никита весьма своеобразный человек, — хмыкнула Антонина и в её голосе Лёва уловил язвительность.
Антонина оказалась среднего роста и спортивного сложения молодой женщиной примерно двадцати пяти — тридцати лет. Сильно загорелая, с тёмно-русыми, выгоревшими от яркого солнца волосами. Явно, что знакомая Никиты часто бывала «в поле». На женщине был серый дорожный костюм, мягкие туфли, затемнённые очки с большими круглыми линзами. Очки были простыми, от солнца. Точно такие же пластмассовые очёчки были и у Юли.
— Вы извините, что я в очках. Вроде бы считается неприличным… как будто скрываюсь…
— Ну что вы, Тоня… Извините, Антонина…
— Можно и Тоня. Просто я недавно была в Припамирье… «Снежная болезнь»…
«Так вот откуда такой загар», — подумал Лев. Девочка была такой же загорелой, как и мать.
— А Юля тоже была с вами? — улыбнулся Лев.
— За снежной линией?! Вы серьёзно? — усмехнулась Тоня.
— Просто я смотрю, что девочка тоже в очках…
— Да это она дурачится, мне подражает, — улыбнулась Тоня.
***
— Мам, это не она… — тихонько прошептала Юлька, глянув на осколок.
— Вижу, — одними губами произнесла Тоня. — Морковников — болван. И Девяткин — тоже…
— Вы что-то сказали? — обернулся к ним Лёва.
— Интересная вещь, — Тоня взяла в руки зелёный обломок. — Необычайно высокое качество стекла…
— Вы это тоже заметили?
— Да, Лев…
— Можно просто Лёва.
— Хорошо, Лёва, — улыбнулась Тоня. — Никита сказал, что вы нашли это где-то в верховьях Зеравшана?
— Да. Там любопытная пещера.
— Похоже, что это времена расцвета Хорезма. Но… Весьма необычная форма для восточной культуры… А коллекция очень и очень любопытна. Смесь разных культур… Как будто из запасников какого-то музея, — усмехнулась Тоня.
— Мы предположили, что люди прятали там ценности от врагов. Может монголов. Там имеются развалины небольшой крепости со следами древней осады.
— Возможно.
— Как вы думаете — это ценная находка?
— Смотря, как посмотреть. Для учёного — чрезвычайно: необычно высокое качество стекла, необычная форма… Для музея — интересная вещь, но не более… А для коллекционера… Сомневаюсь, что для любителя этот осколок будет иметь ценность.
— Вы опытный археолог.
— Спасибо за комплимент. Я потомственный археолог — мой отец работает на Алтае. Я и сама оттуда родом.
— А где работали вы, Тоня?
— В основном Азия: Монголия, Бурятия…
— А ваша дочка, — Лев кивнул на Юлю, с неподдельным интересом разглядывавшую находки, — не хочет продолжить семейную традицию? Как, малыш?
— Не знаю… — пожала плечами Юлька. — Только я уже не малыш, мне скоро одиннадцать.
— Она ещё не решила, — ответила за неё Тоня.
— Почему не решила? Я хочу стать космонавтом! — спохватившись (чуть не проболталась про Космический клуб — их ещё нет!), Юля оглянулась на мать. Но Тоня лишь слегка кивнула головой: «Всё нормально!».
— Интересная мечта для девочки!
— А что, только мальчишкам быть космонавтами? — насупилась Юлька.
— Ну почему же? Ты ведь слышала про Валентину Терешкову?
— Конечно. Её портрет висит у нас… — Юлька снова запнулась («Вот балда! Какой из тебя хронавт! Сейчас всё выболтаешь!» — обругала себя девочка). — В школе. У нас есть музей космонавтов, — Юлька улыбнулась, обрадовавшись найденному объяснению.
Она с интересом осматривала всё вокруг. Конечно, она была в музее истории города, но одно дело видеть вещи прошлого века в музейных витринах и совсем другое вот так… в жизни…
«Как они жили в таких маленьких квартирках?! Ужас, ведь не развернёшься!» И тут Юлька забыла обо всём! И о прошлом, и о «пирамидках», и о музее с его витринами… На стене висела коллекция значков… У Юльки не было и сотой доли этих сокровищ! Значки, многие из которых считаются в её времени такой редкостью…
Лев улыбнулся, глядя на девочку. Юлька, открыв рот во все глаза глядела на коллекцию.
— Нравиться?
— Ага… — прошептала девочка.
— Ты тоже собираешь значки?
— Ага… — Юля не могла оторвать взгляд от «сокровищ».
— Да, Юля у нас страстный фалерист, — улыбнулась Тоня. — А Павлик к значкам равнодушен. Его страсть — марки!
— Павлик — это ваш сын?
— Да, они с Юлей — двойняшки.
— Хочешь, я их тебе подарю?
— А… правда… — у Юли даже дыхание перехватило. — А вы как же?
— Я их собирал в детстве, а сейчас абсолютно равнодушен. Я — нумизмат, коллекционирую монеты. Ну, так как? Хочешь? — вновь улыбнулся Лев.
— Хочу… — робко произнесла Юля, умоляюще посмотрев на мать: «Ну пожалуйста, можно?»
— Тогда бери! — Лёва снял со стены планшеты со значками, аккуратно упаковал в очень кстати попавшуюся в руки коробку и протянул Юле. — Бери.
Юля вновь умоляюще посмотрела на мать. Но Тоня, улыбнувшись, кивнула: «Бери, это подарок!»
Юлька просто сияла от счастья, прижимая коробку к груди. И вот тут Лев увидел, что выражение «сияющие глаза» не всегда бывает метафорой: казалось, что в васильковых глазах девочки засияли тысячи разноцветных радуг… Тоня слегка дотронулась до очков, поглядев на дочь.
— А вы… Вы правда не обидитесь, что я возьму? — Юля прижимая к себе коробку, торопливо надела очки.
— Правда, Юля. Это мой подарок. Я обижусь, если ты откажешься.
— Ой… Спасибо! — спохватилась девочка. — Мам, я погуляю, ладно?
— Хорошо, только не уходи никуда, я скоро.
И Юлька торопливо выбежала на улицу.
И Юлька торопливо выбежала на улицу.
— А что у неё с глазами?
— Да так, ничего. Недавно делали коррекцию близорукости, и врач рекомендовал пока носить солнцезащитные очки.
«Странно, — подумал Лев, — то дурачится, то вдруг близорукость… Странно… На близорукого ребёнка Юля не похожа…»
Тем временем Тоня осматривала находки.
— Странно…
— Что?
— Вещи из разных эпох и культур…
— Да. Но они все из одного места. Кто-то даже пошутил, что мы раскопали древний музей. Официально посчитали, что в пещерах люди прятали ценности во время вражеских нашествий. Ну, а потом… люди погибали или забывали о них… не до того было, возможно… сокровища накапливались.
— Вы тоже верите в такую чушь?
— Я ещё пока не спятил. Но тем не менее… Это наиболее разумное объяснение…
Внезапно Тоня наклонилась и взяла небольшую медную пластинку со странным, напоминающим карту, рисунком. В нижнем углу было выбито клеймо в виде треугольного щитка с наложенными на него перекрещенными стрелками. «Такой же, как там… В Храме…»
— Что-то не так?
— Вот… Посмотрите, Лёва, — Тоня протянула ему пластинку.
— Да… странный знак. Такой я ещё не видел.
— Я видела. В Гоби. Он был выжжен на камне, как будто лазером.
Тоня не лгала: камень с рисунком привёз из Гоби Копёнкин. Он нашёл его неподалёку от «хранилища пирамидок».
— Вы верите в палеоконтакты?
— Знаете, Лёва, на некоторых раскопках мы находили вещи… Хочешь — не хочешь, а поверишь…
— Не рассказывайте, я тоже находил странные предметы… Запретная археология… Хочешь продолжить карьеру — молчи. Или находи, хоть дурацкое, но… «естественное» объяснение… Мансур-ака как-то рассказывал, что они нашли древние гальванические батареи. И ими даже заинтересовались компетентные органы. Говорят, у них была какая-то исследовательская программа по поводу всяких необычных явлений.
— Да…
— Надо поинтересоваться этим странны знаком.
«Боже, что я творю! Это же информация из будущего! Они ещё не знают про Эрту и Храм. Хотя… Стоп!»
Тоня вспомнила, как писала курсовую. Тогда ей попалась интересная монография: «Загадочные знаки домонгольских культур», автором был… Да, автором был Л.Д. Богачёв! И именно там Тоня впервые увидела этот значок, «Щиток с копьецами», как он был назван в книге. Там его происхождение так и осталась загадкой.
«Значит, преждевременной информации не было» Это хорошо».
— Извините, Лёва, но мне пора. Есть ещё дела в городе.
— Да-да, не смею вас задерживать Тоня. Спасибо за консультацию. Надеюсь, мы увидимся.
— Я тоже надеюсь, до свидания, — Тоня улыбнулась. «Увидимся, сто лет спустя».
***
Мансур быстрыми шагами подошёл к подъезду, мельком взглянул на игравшую во дворе девочку. Та что-то чертила на асфальте и при этом прижимала к себе картонную коробку, будто боясь, что её отнимут. На какой-то миг девочка оглянулась, и Мансур почувствовал, как что-то кольнуло сердце — девочка была похожа на Тоню.
Мансур поднялся к квартире Лёвы, но тут дверь начала открываться, и Мансур отошёл в сторону, поднявшись на несколько ступеней.
— Морковников, ты — идиот! Кретин!
— Но тайна всё-таки есть, ведь так?
— Болван! Ты смотрел на муху и не заметил, что она сидит на слоне! Я чуть не нарушила правила. Чуть не внесла преждевременную информацию!
Мансур усмехнулся… Голос из прошлого… Именно так, с придыханием, будто выталкивая слова, говорила в минуты гнева Тоня. Будто обиженный ребёнок… Мансур поднялся чуть выше, и выходившие из квартиры Никита и молодая женщина, так похожая на Тоню не заметили Юсуфова.
— Вы слишком самокритичны, Антонина Сергеевна! — Никита явно оправдывался, но его спутница была неумолима.
— Я на тебя рапорт накатаю, хронавт недоделанный!
Услышав имя, Мансур пошатнулся… Тоня, услышав шорох обернулась, срывая очки… И в следующее мгновение Мансур почувствовал, как земля уходит из-под ног — это была она! Он не мог ни с чем спутать этот необыкновенный лучезарный взгляд васильково-синих глаз. Такой был лишь у неё…
Необычный взгляд Тони тогда заметили все. Казалось бы, обычные глаза, большие васильково-синие, чуточку насмешливые и с озорными детскими искорками. Но в тоже время… Казалось, что глаза Тони сияли каким-то загадочным невидимым голубым светом. Как будто в её глазах сверкали радужными гранями голубые бриллианты, рассыпая вокруг радужные блики. Когда Тоня смотрела, казалось, что она видит насквозь, видит каждую мысль, каждое движение души. Многие чувствовали себя под этим взглядом неуютно…
— Смотрит, будто ведьма! Голубой глаз — дурной глаз, — плевала пожилая Фатима Махмуддинова, нанявшаяся в экспедицию стряпухой.
— Профессиональная тренировка. Что б как взглянет, так и раскололся, — хмыкнул Антон.
— Тоня, вашими глазами на нас смотрит Вселенная! — воскликнул однажды поэт и художник Максим Орехов.
— Ну, Максим… Вы несколько преувеличиваете, — смутилась Тоня.
— Ну, тогда хотя бы Галактика!
Антон тогда заметил, как странно напрягся, услышав этот разговор, мрачный спутник Тони.
— А всё-таки, Тоня, у тебя и правда необыкновенный взгляд. Такой не забыть никогда. Почему?
Тоня вдруг заволновалась, вопрос явно застал её врасплох.
— Я… Это, наверно… Меня лечили от косоглазия, а это последствия, — неожиданно брякнула Тоня. Видимо первое пришедшее в голову. — Извини, Мансур, уже поздно, пора спать, — Тоня запахнув куртку ушла в палатку.
Да, такие глаза забыть невозможно. Мансур больше ни у кого не видел таких глаз…
И сейчас этот лучезарный взгляд… И в нём на мгновение промелькнула смесь испуга и досады — Тоня узнала его! Но прошло столько лет, этого не может быть! Мансур чувствовал, что сходит с ума…
Свидетельство о публикации №217080901696