Выбор

      Часто со мной случаются очень странные,  на мой взгляд,  события. Это и мистические, и волшебные, и необычные сны. Они иногда подсказывают, иногда бывают пророческими. А один сон-явь заставил меня задуматься. Я была озадачена происходящим и только спустя некоторое время поняла, что означает этот сон.
      Я должна была сделать выбор.  Это было страшно, жутко. И на сон меньше всего  было похоже, скорее на путешествие в какой- то другой мир, где мне пришлось сделать выбор. А вот справедливый, или не справедливый и правильный ли? Прошло уже несколько лет, а ответа на это событие я не нахожу.
      Все началось с моего желания собрать всех своих однокурсников у меня в моем городе Л., где я сейчас живу. Это желание было настолько сильным, что я начала лихорадочно действовать. Связалась по телефону со своей подругой Соней, которая была не только моей однокурсницей, но и моей подругой детства. Я пишу об этом подробно, потому что именно с ней и будет связан этот трагический  и страшный сон.
      Соня была очень общительным человеком, поддерживала связь со всеми нашими однокурсниками и она начала организовывать нашу встречу. А я стала готовиться к этой встрече. Мы с мужем привели в порядок дачу, обговорили меню наших угощений, потом составили план  экскурсий и купили билеты в разные театры. Мы были готовы.
     Немного стал  меняться состав моих гостей. Одни заболели, у других были другие причины. Больше всего меня расстроила Соня. Ей сделали  операцию, она  не сказала какую и объяснила, что должна пройти реабилитацию. Я ее уговаривала,  что мы ее будем оберегать, возить, не нагружать делами и что  встреча будет без нее не такой радостной, и не уговорили.
     Наступил июль и мои однокурсники стали собираться. Встреча была очень радостной, волнительной. Некоторые из нас, в том числе и я,  не виделись со дня окончания института. Прошло много  лет с тех пор. После окончания института  мы разъехались  в разные места. Работали по распределению, выбора не было. Мне повезло. Я попала в одну среднеазиатскую республику, в научный институт,  другие работали в Сибири, на Каспии, Камчатке. Связь между собой мы не теряли.               
          Влюбленные в свою романтическую профессию, мы стойко переносили все неудобства полевой, необустроенной  жизни. Пошли воспоминания,  хохот, песни, шутки, а т.к. мы заканчивали горный факультет и все геофизики-нефтяники, газовики,  нам  было   что вспоминать.
          Это практики на месторождениях в разных местах России, полевые практики на Урале, дикая природа, еда, приготовленная на полевой кухне - сплошная романтика. В общем, встреча прошла великолепно. Все были довольны. Но оставалась маленькая досада. Не было Сони, а ведь именно она готовила эту встречу. И не только это. 
         С Соней мы вместе росли. Мы жили  в одном городе в одном дворе. Я с родителями приехала в этот город, когда мне было 7 лет. До этого мой папа служил в спец. комендатуре  в одном степном районном центре  и вот его перевели служить в областной город К.
         Город мне показался огромным и в этом городе, в многоэтажном доме мы получили квартиру. А самое главное - двор у дома. Это была «коммунальная квартира». Все события в жизни жильцов дома обсуждались в этом дворе: кому с кем дружить, кто больше всех выиграл в лото, кто подрался, кто получил двойку и так далее….   Независимо от возраста это был единый коллектив.
         Конечно, дети,  которые были постарше, к нам, меньшим, относились снисходительно, унизительно покровительственно. Мы под руководством старших устраивали театральные спектакли, пели, ходили в походы. Особенно дружно бегали на индийские фильмы в кинотеатр, куда нас пускала контролер. Она жила в нашем доме.
         Мы дружно усаживались на пол в проходе и еще дружнее  плакали вместе с героями фильмов. Время шло. Мы взрослели. С Соней мы учились в одной школе. Она была старше меня на три года. Соня училась в первую смену, а я во вторую. Иногда мы встречались в школе, и были всегда рады встрече. А на каникулах опять все вместе играли, занимались спортом, ходили на разные кружки.  Она увлеклась волейболом, а я занималась лыжами, теннисом, ходила в театральный кружок.  После окончания школы Соня поступила в институт, а я продолжала учиться в школе.  Из нашего дома ее семья переехала в другой дом  и мы больше не встречались.
        Наконец- то, наступил и мой выпускной бал.  К этому времени в моей семье произошли грустные события.  Мои родители расстались.
        Папа очень любил маму, но мама встретила другого человека и ушла к нему. Я сразу повзрослела,для меня наступили трагические дни, осталась  одна и на моих руках папа, который стал беспомощным, растерянным, тяжело переживающим развод.
 Я приняла решение, что несмотря ни на что, должна получить образование, чтобы быть независимым, самостоятельным и сильным  человеком. Выходила в пять утра во  двор, садилась на скамейку под фонарем и начинала готовиться к вступительным экзаменам. Заканчивала поздно вечером, когда гасли фонари. Школьные подруги разъехались кто куда, в доме старые соседи поменялись.
        Мама не приходила, папа целый день где-то пропадал, иногда не приходил и на ночь.  Я была совершенно одна.  Папины родственники жили далеко на юге, мамины в Москве. Я никого не хотела обременять своими проблемами.  Наконец,   подала документы в политехнический институт в другом городе  и была допущена к вступительным экзаменам. Меня поселили в общежитие.  Какова была моя радость, когда в комнате я увидела Соню. Я сразу забыла про все свои проблемы и мы с ней  стали вспоминать наше  детство и рассказывать друг другу, что за это время произошло  с нами.  Оказывается,  она  подала  документы на перевод из педагогического института, в котором она  училась в политехнический, куда я поступаю, ей надо сдать только один экзамен.
       Соня   сразу же взяла надо мною шефство, с этого времени я стала вторым ее я.  Экзамены я сдала успешно. Началась моя студенческая жизнь.  Институт, в который мы поступили, был филиалом одного из столичных вузов Казахстана.  Мы были первым набором горного факультета. При институте были общежития и все нуждающиеся студенты  обеспечивались жильем. 
       Наша комната сразу сформировалась двумя девочками из города К. и мы с Соней. Она же организовала волейбольную  команду,куда была включена и я.  Наши будни были заполнены учебой, спортом. Бегали мы и в концертные залы, зимой на каток. Изредка у нас в институте были студенческие вечера. Были они и в общежитии.
      Зал, который назывался Красным Уголком, украшался гирляндами, блестящими шарами, цветами, гремела музыка. Все бегали нарядные, веселые. Сразу чувствовалось праздничное настроение. Мы прибегали с лекций, бежали в свои комнаты,  переодевались и заражаясь всеобщим радостным настроением бежали на танцы. Вернемся  же к моей  встрече с однокурсниками.
      Проводив всех гостей, мы  с мужем и Василисой занялись  осенними приготовлениями в саду на даче. Василиса  у нас хозяйка на даче. Она приехала из Украины на заработки  да так и осталась хозяйничать.
      В Межгорье, откуда она родом, осталась ее семья. Муж присматривал за хозяйством, уже взрослые дочери работали там же. Изредка она уезжала домой, рассказывала как они живут в «гОрах»,  говорила, что уедет от нас и снова оставалось, и так  уже восемь лет.
      Погода была великолепная, тихая, теплая, умиротворяющая. Поработав днем,  мы садились вечерком на веранде, пили чай, раскачиваясь в креслах-качалках  и  говорили,  говорили. Вспоминали гостей, немного грустили и шли спать.
Прошел месяц. Друзья звонили. Все занимались своими обычными делами.
      В один из таких дней, поработав в саду до позднего  вечера, мы, посидев немного на веранде, пошли спать.  Быстро уснули.  Ночью я проснулась от собственного голоса. Я разговаривала с Соней. Я четко видела свою спальню, зашторенное окно и чуть приоткрытый уголок портьеры внизу. Видела своего спящего мужа и полумрак в спальне. Соня меня спросила:
      -  А что у вас здесь расположено наверху?
Я ответила ей:
      -  А здесь у нас спальня…
 и развернулась к ней, показывая рукой комнату, но договорить я не успела. Со стороны окна, в той части, где оно  было  приоткрыто портьерой, я услышала низкий, хриплый, леденящий душу голос, который требовательно приказывал:
      - Выкуп, выкуп, выкуп есть?
 Меня сковал ужас. Я видела суковатую клюку, стучащую по окну, черный саван, и лихорадочно думала, перебирая мысли, что я могу  дать?
        Каким- то шестым чувством  я понимала, что нужна чья то жизнь. Я сразу подумала о своей собаке Айде. Вспомнила, как она преданно нам служила, сколько раз я вызывала ей скорую, когда она израненная собаками, которые жили на дачах, не  щадя себя защищала наш двор. Дачи еще только строились, собак бездомных было много. Айда жила на нашей даче вместе с рабочим, который помогал нам по строительству.
       Он часто отсутствовал,  собаки рвались к нам во двор  в надежде  чем - то поживиться. Айда с ними дралась отчаянно, вся израненная она еле плелась встречать нас, когда мы приезжали. Подходила, преданно смотрела нам в глаза, ее всегда сопровождал наш кот.
       Рыжий, серьезный. Он смотрел на нас, как хозяин. Деловито обходил вокруг машины, обнюхивал все сумки, корзины и шел в дом, ожидая свои любимые кошачьи лакомства. Айда получала свои косточки, котлетки. Рассказывать про их жизнь на даче можно часами. Перебрав все в памяти, я поняла, что я  не могу их предать. Они служили мне много лет и были верными друзьями, а друзей не предают. Эти мысли молнией пролетели у меня в голове. А жуткий хриплый голос все требовательнее спрашивал:
      - У тебя есть выкуп?
 Вдруг спросила Соня:
      - Ой, что это у вас?
 Я испуганно ей сказала:
      - Не подходи к окну, не подходи, не открывай окно, это у нас бывает.
       От страха и ужаса я прыгнула на кровать, где спал мой муж. Закрывшись с головой и прижавшись к нему, я лихорадочно продолжала думать, что мне отдать.
 Потом мне пришла в голову мысль –  почему темно в комнате, ведь я оставляла свет на лестнице. Открыла глаза и увидела, что в спальне светло, на лестнице горит свет, и это просто  сон.
       Успокоившись, я стала снова засыпать, но
 опять подумала, а если сон, то почему я не увидела себя спящей рядом с  мужем?  Утром у меня не выходил этот сон из головы, я продолжала  думать,  чем мне  расплатиться. Мысли путались.
       В этот день мы поехали домой, стоял солнечный теплый день, было как то спокойно, волнение улеглось, сон стал забываться. Я сходила в церковь, поставила свечи к иконам, помолилась за всех и окончательно  успокоилась.  После обеда раздался звонок. Звонил однокурсник,  Сонин друг и взволнованно мне сказал:
      - Знаешь, Сони больше нет, она умерла, сердце.
  Прошло много лет с тех пор,  Айды  с нами уже нет. Кот одиноко бродит один по даче.  А я до сих пор думаю:
      - У кого просили выкуп и кто пожертвовал собой, чтобы жили остальные?  Или нужно было отдать то, что дорого, чтобы сохранить жизнь подруге?
 Этот сон заставил меня задуматься. А часто ли мы внимательны к своим близким, знаем ли мы их проблемы, помогаем ли мы им в жизни. Чем мы можем пожертвовать, чтобы облегчить их страдания? Ведь они часто нуждаются только в нашем внимании, участии и в нашей доброте.
       А мы бежим, нам некогда. Часто слушаем невнимательно, не вникая в смысл разговора.  Проявление соучастия,  доброты,  благотворительности,  больше нам нужны, чем  людям, попавшим в трудное положение в их жизни.  Теряем в себе все лучшее, чему нас учили деды, родители, что давало нам возможность осознать себя высшим творением Создателя – Человеком.


Рецензии
Тяжелый рассказ. Вы правы: надо беречь умение дарить свою доброту. С теплом, Александр

Александр Инграбен   29.10.2017 18:57     Заявить о нарушении