Кладовая моей бабушки

Как  у каждого человека у меня были две бабушки и два дедушки. Бабушку я видела только одну(папину),а из маминых родителей только её отца, и то однажды. В детстве.

Маминых родителей знаю только по рассказам, а вот родителей отца, увидев впервые после войны, на седьмом году жизни, лицезрела потом неоднократно. Ездила к ним в гости. 

Поскольку всё моё детство прошло в круглосуточном  детском саду, за глиняным  дувалом(забором), то первая встреча с настоящей человеческой жизнью произвела на меня неизгладимое впечатление:- всё было не так, как на "круглых" сутках.

Утром никто не будил, спи сколько хочешь. Ешь сколько хочешь и когда захочешь. Бегай по улице босиком, купайся, загорай и, даже, ходи в огород. А там!  Мама родная!   

Горох, бобы, морковь, малина, смородина, крыжовник. И АМБАР!  А в амбаре:- макуха! "Макуха"- это жмых подсолнечника: то,что остаётся после Отжима масла из семечек. Вот этот жмых привлекал меня сильнее всего.

Жмых лежал на деревянном полу большими кругами и я даже сдвинуть их не могла, но я ложилась на пол и с наслаждением грызла это лакомство для  скота.  Однажды бабушка  застала меня за этим занятием и я получила строгий запрет, пришлось после этого пробираться втихаря.

АМБАР был сделан на славу: в него с одной стороны въезжала лошадь с бричкой,а с другой выезжала. По обе стороны, вдоль стен, были сделаны "закрома", в которых хранилось разное зерно, мука, отруби и прочее для корма как скота, так и людей.

Там всегда было сухо и прохладно, на пороге амбара клёво было есть арбуз: срежешь верхушку, берёшь ложку и выгребаешь серединку, а остальное можно отдать хрюшке или корове, или в птичник. 

Дедушка часто брал меня с собой на бахчу за дынями и арбузами,или на покос за сеном. 
Я наблюдала как он выводил коня(Серко) из стойла, запрягал в телегу, надевал уздечку, расправлял вожжи и никогда не гонял коня ни рысью, ни галопом, а потихоньку, шажочком, а сам при этом всегда шёл рядышком, держа в руках вожжи.

Всё,что я рассказала,- это только вступление,а настоящий мой рассказ о бабушкиной кладовой, перед которой я снимаю шляпу (и перед бабушкой и перед кладовой).

Прежде всего, по трём сторонам были расположены полки и полочки, а четвёртая была отведена для копчёных окороков. Я помню, как во дворе, в бочке, привязанные к толстой палке, висели четыре окорока в рассоле, а потом их коптили. Вот для них и была предназначена четвёртая стена.

На полках стояли всякие банки с разностями, кринки, пучки сухой травы, ступки, пестики, корыто для рубки мяса и ещё много всячины для дома и кухни: бабушка была  ВЕЛИКОЙ кулинаркой! 

НО самый "ЦИМУС" был под потолком! Вдоль всей кладовой, от стены до стены,на перекладинах висели КОЛБАСЫ! Одна к другой, одна к другой, плотненько-плотненько.

Варёнокопчёные: с перчиком, с чесночком, в меру посолены. Это сейчас никого не удивишь колбасой, а тогда, после войны...

 Мои  "университеты" сразу пополнились и огородом и кладовой, и всё по высшему разряду! И дополнить мои воспоминания хочу бабушкиной стряпнёй, и опять похвалить!

В кухне была русская печь: настоящая, с лежанкой для взрослого человека, да не на одного, а на троих(как минимум).Вот с этой печи я наблюдала весь процесс выпечки блинов на четырёх сковородах одновременно(у неё и научилась).

Приготовление опары для теста, которой она меня поила, и производство пирогов и хлеба, и бубликов из заварного теста. Эти последние, БУБЛИКИ, были так вкусны,что до сих пор их помню: глянцевые, блестящие, нежные, но хрустящие, абсолютно неповторимого вкуса! Они были великолепны! Где ты, бабушка-а-а: подари свои секреты!...Но бабушки больше нет.


Рецензии
Ваши талантливые строки вытряхивают из памяти кучу воспоминаний! Я, кажется, и не подозревала об их существовании. И печь с лежанкой, и чулан, и арбуз с ложкой! А еще вишневый кисель - он был такой густой и с вишенками, а бабушка насыпала его в глиняные мисочки деревянной ложкой.

Новелла   12.10.2017 23:53     Заявить о нарушении
В огороде моей бабушки почему то вишен не помню...Ваша, видимо, жила на юге. Где бы не жили наши бабушки - все они супер!

Варакушка 5   13.10.2017 06:15   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.