Ключ от счастья душечки Касаткиной

                Когда говорят о творческом семейном союзе режиссера Сергея Колосова и актрисы Людмилы Касаткиной, то вспоминают прежде всего такие фильмы, как  «Вызываю огонь на себя»,  «Помни имя свое» и некоторые другие. И почти никогда самый первый и, на мой взгляд, один из самых лучших, - фильм "Душечка". И дабы восполнить сие, я попытаюсь поговорить об этой экранизации одноименного рассказа А.П.Чехова. Но  прежде всего о сотворчестве  блистательной супружеской пары -  режиссера  Сергея Колосова и актрисы Людмилы  Касаткиной. Тем, кто сокрушается, что в жизни нет "киношной романтики" можно привести в пример жизнь этой пары. После того как Колосов умер, Касаткина не захотела жить и умерла с ним "почти в один день".


                а) История любви, начавшаяся с розыгрыша.

               Студенты Людмила Касаткина и Сергей Колосов познакомились во дворе  Государственного  института театрального искусства  15 мая 1946 года – в день её рождения. Старший лейтенант Колосов только что  вернулся с фронта и по ходатайству профессора  Михаила Тарханова решил продолжить  учебу на режиссера. Он влюбился сразу, как только увидел это прелестное и воздушное создание в стенах ГИТИСа. До поступления в театральный вуз она занималась балетом.  Всё это напоминало розыгрыш,  так как Сергей Колосов заранее знал о ее дне рождения. Он попросил  разрешения принести ей домой цветы. Но она разыграла его вдвойне, назвав придуманный домашний адрес.  И он, изрядно пропетляв с букетом пионов по вечерним арбатским переулкам,  Касаткину не обнаружил... Лукавство прямо таки!  Да ведь и амплуа у выпускницы было лирико-комедийным.  Так что  вместо того чтобы обидеться на неотразимую блондинку, ранним утром следующего дня Колосов с пионами, как часовой, стоял у входа в ГИТИС.

                После  той майской послевоенной   встречи они уже не могли существовать  друг без друга. Но их отношения развивались постепенно.  Дело ещё в том, что несмотря на миловидную  внешность, привлекавшую молодых  людей,  Людмила  была «дикаркой», той самой Багирой,  роль которой озвучивала  в мультфильме «Маугли». Признаюсь, что такой редкий тип был мне чрезвычайно родственен в годы ранней молодости. Вот как  рассказывает о себе сама актриса: "Я была хорошенькой. У меня было много поклонников. Но меня называли девушкой из прошлого века. Потому что, если кто-то до меня дотрагивался руками, я бежала как оглашенная. Такая недотрога была. И поэтому, когда за мной начал ходить Колосов, вернувшийся с войны, пионы носить...»  Не оттого   ли  к своей свадьбе, которая состоялась в 1950 году, они шли еще 4 года?  Его  душечка завоевывалась им постепенно. Она  же таким образом заставила недавнего участника двух войн, /Финской и Великой отечественной/ ,пройти ещё через ряд испытаний и доказать свою любовь. Друзья сразу очень метко окрестили молодожёнов Колосаткиными. С мая 1946 года Сергей Колосов вовлек Людмилу Касаткину в состав студенческой бригады артистов, направленной для выступлений перед строителями, восстанавливающими Севастополь после войны. На  последние деньги он купил и подарил любимой веточки муската, а также преподнёс  в подарок сборник стихов И. Сельвинского с пророческой надписью: «Побываем в Париже». За свою богатую жизнь они побывают и в Париже, и будут  представлять созданные ими шедевры мирового кинематографа во многих странах мира.

                В  1947 году Людмила  Касаткина окончила ГИТИС имени А. В. Луначарского (класс И. М. Раевского и Г. Г. Конского), и была принята в труппу Центрального театра Советской армии, где проработала всю жизнь,  сыграв на его сцене  более шестидесяти ролей.  Дебютировала в кино фактически тридцатилетней в фильме «Укротительница тигров», который  вышел на экраны в 1955 году. И сразу в главной роли, получив признание критиков и зрителей ярким образом Лены Воронцовой. Много свидетельств о личной, театральной и экранной жизни легенды оставила её подруга – выдающаяся артистка цирка Энгелина Рогальская.  Замечу, что та входила и в самое ближайшее окружение дочери генсека Галины Брежневой.

                Укротительница Лена Воронцова из фильма «Укротительница тигров»,  стала поворотной ролью, принесшей успех, и она явилась и первой  проверкой  профессиональной   «прочности»  актрисы. На съемки она ездила из Москвы в Ленинград в течение полугода, и для достоверности образа ей пришлось реально войти в клетку к тигру. В связи с этим не могу не указать на ту, за спиной которой она стояла - выдающуюся дрессировщицу Назарову. По всей Москве была развешена и бросалась в глаза небывалой величины афиша: свирепая морда тигра, обаятельнейшее лицо суперпопулярного актера Павла Кадочникова и ростовой портрет Людмилы Касаткиной с хлыстом.  «Вечерняя Москва» в те дни писала о роли Касаткиной: «Это первоклассная актерская работа».   По воспоминаниям известного советского кинорежиссера Михаила Ромма и драматурга Георгия Колтунова о торжестве по случаю премьеры фильма, когда Людмила Касаткина в легком розово-сиреневом платье, будто «юная принцесса, сияя русской красотой», появилась в зале, многие из присутствовавших деятелей культуры сказали: «Мы являемся свидетелями рождения новой звезды». 

                Кино сыграло в  жизни Касаткиной очень любопытную роль, и, особенно, для окружавших её. Так,на съёмках в нее горячо влюбились сразу два исполнителя главных ролей Павел Кадочников и Леонид Быков.  Кадочников особенно трепетно относился  к Касаткиной — всем на съемочной площадке было заметно, что он по-настоящему в нее влюблен. «Я точно знаю, что в какой-то момент он сделал Людочке предложение, — вспоминала  участница съёмочной цирковой группы Энгелина Рогальская. — Наверное, это было искренне, ведь Павел не был бабником. Но Касаткина не то что не поддалась — она вообще не относилась к его ухаживаниям серьезно. Люда ведь только недавно вышла замуж за режиссера Сергея Колосова. Ей казалась смешной и дикой сама мысль, что у нее могут быть какие-то другие мужчины. Вот пококетничать — это пожалуйста, это она любила...»

                Касаткина стала сверхпопулярной и безумно нравилась мужчинам.  Свою власть над  сильным полом она имела, не  прилагая к этому никаких усилий. Не умение чем-то привлечь, чтобы понравиться, а сам  взгляд её  пронзительных глаз мог проникать в самое сердце, а природная хрупкость - очаровывать.  Невозможно  было забыть и тембр её голоса. Режиссёр Андрей Житинкин в документальном фильме  о ней утверждает, что секрет Людмилы Ивановны в этом невероятном голосе: «Вообще, голос Багиры – это как раз абсолютный секс… ».  Можно добавить: которым она никогда не злоупотребляла в жизни.  По крайней мере ни об одном намеке на любовный роман актрисы  «на стороне» слышно не было. 

                История  же  с Жераром Филипом явно преувеличена. Не  больше ясности внесла и Рогальская, которая поведала  о следущем. «В Канне Людочка произвела колоссальное впечатление на Жерара Филипа. Он за ней ходил, повторяя: «Чудо! Прелесть!» Люде это льстило. Но кончилось все плохо, потому что Жерар ей при всех сказал: «Хочешь сниматься со мной?» А Людочка кокетливо рассмеялась. На следующий день ее вызвали куда следует и провели беседу...» — рассказывала Энгелина Рогальская. Любительница розыгрышей, Касаткина сама  изредка и  всегда по разному  рассказывала о флирте с мировой знаменитостью на банкете в Каннах и о предложении ей руки и сердца,  с  покорной лукавинкой истинной душечки заканчивая: «Я даже не могу представить, что своего Сереженьку променяю на кого-то».  В  любом случае, короткая интрижка, случившаяся на Лазурном берегу, заранее была обречена. Жерар Филип был женат, да и продолжить отношения с французом Касаткиной действительно вряд ли бы позволили.

             По неоднократному признанию коллег Людмила Касаткина выглядела моложе своего возраста лет на тридцать. Свежесть и привлекательность  она сохранила до преклонного возраста. «Молодые актрисы все хотели выпытать у нее секрет, все спрашивали: «Что вы для этого делаете?» — вспоминает Рогальская. — А она ничего не делала! У Люды любимое косметическое средство было — детский крем. Она макияж мылом смывала. Зато у нее -- Люды была особая физическая закалка, рассчитанная лет на сто».
  Своей прекрасной физической формой и внешностью Касаткина была обязана собственной воле и упорству. 85-летняя актриса танцевала, показывала балетные упражнения, а в одной из сцен демонстрировала «ножницы». «Это непростое упражнение, нужны сильные тренированные ноги и пресс, — говорила её подруга Рогальская . — Но ведь она по-прежнему каждый день занималась у балетного станка».
 
                Лучшие же свои роли после триумфа с "тиграми"  она сыграла в фильмах своего мужа — режиссёра С. Н. Колосова. В совместной фильмографии Людмилы Касаткиной и Сергея Колосова 12 кино-шедевров,  вошедших в золотой фонд нашего кино. В их числе и первый отечественный телесериал «Вызываем огонь на себя», «Операция «Трест», а также переворачивающий души зрителей фильм «Помни имя свое» — по сути антифашистский манифест. Но главный успех, по ее убеждению, это роль хранительницы семейного очага — жены и матери. И в этом плане  образ «душечки» в экранизации одноименного рассказа А.П.Чехова - одна из лучших ролей Касаткиной. О том и поговорим. А начнём с классиков.


                б)  Душечка от Чехова и Толстого.

                Рассказ «Душечка» Антон Павлович Чехов написал в 1899 г. Антон Павлович Чехов замыслил написание этого рассказа для того, чтобы высмеять мещанский быт, никчемное и бездумное существование человека. В рассказе Антон Павлович Чехов удивительно тонко и органично переплел тонкую иронию и человечность. Героиня этого рассказа наделена достаточно ограниченным внутренним миром, у нее простые потребности в жизни и примитивные переживания. Чехов так описывает ее: «Это была тихая, добродушная, жалостливая барышня с кротким мягким взглядом, очень здоровая».

               Эта женщина – Ольга Семеновна Племянникова или Оленька, но чаще ее звали Душечка.  Сюжет напоминает простенькую житейскую историю. История рассказывает о смене четырех привязанностей Душечки. Антрепренер, лесоторговец, ветеринар, маленький гимназист поочередно входят в ее жизнь, потом покидают (или могут покинуть ее) — так задана четырехчастная композиция рассказа. Поскольку каждая из четырех частей-ситуаций складывается по одинаковой схеме (понимание Душечкой чужого положения — жалость или сочувствие — любовь — воспроизведение чужих мнений — конец), уже где-то к середине второй из них читатель настраивается на ожидание повторения. И не ошибается; а потом это читательское ожидание оправдывается еще раз.

               И чаще всего, прибегая к повторению, писатель рассчитывает на комический эффект. Монотонность, ожидаемость ситуаций, однообразие действий, помноженное на как бы механическую заданность их воспроизведения, — все это настраивает читателя на ироническую реакцию.На повторении основана не только композиция “Душечки”. Повторы — большие и малые — встречают нас с самого начала произведения.  А.П.Чехов не высказывает своего отношения к героине, а постепенно старается подвести читателя к пониманию своей авторской позиции. Он никогда не навязывает никому своего мнения.  Ее жизнь, которая лишена стремления к цели, бессмысленна. Антон Павлович Чехов противопоставляет ее героиням из «Трех сестер», «Невесты», «Вишневого сада».
       
                Мнения современников о героине рассказа “Душечка” оказались резко противоположны. Рассказ нравился практически всем, над ним смеялись и плакали. Великие не обошли её своим вниманием. В  отзыве  революционного вождя Ленина Душечка предстает непостоянным, беспринципным существом. Писатель Горький, также пролетарский, воспринимал героиню рассказа  как  безликую рабу своих привязанностей. И только гениальный Толстой увидит в ней  воплощение истинного предназначения женщины.

                Лев Николаевич Толстой искренне восхищался этой на первый взгляд сосем обычной историей. Великий писатель написал послесловие к рассказу А. П. Чехова «Душечка» (1898), чтобы пояснить публикацию его в «Круге чтения» (1905) и «проявить» его достоинство, главную мысль. В героине чеховского рассказа Толстой увидел «образец того, чем может быть женщина <…>, чтобы быть счастливой самой и делать счастливыми тех, с кем сводит ее судьба». При подготовке рассказа к изданию Толстой отверг все то, что могло принизить и «опорочить» ее. И при публикации рассказа опустил несколько абзацев, в которых давалась снижающая характеристика.         

                Он утверждал, что, вопреки авторским намерениям «посмеяться над существом Душечки», бессознательно «поэт-художник» возвеличил свою героиню, воспел «святость» женской любви. Толстой привел библейскую притчу о Валааме, вместо проклятия пославшего благословение народу Израиля. По убеждению Толстого, так и Чехов под влиянием идей о женской эмансипации хотел «проклясть слабую, покоряющуюся, преданную мужчине, неразвитую женщину», но воспел дар безграничной самоотверженной женской любви; это «главная, великая, ничем не заменимая сила женщины». И дан этот дар только ей: «Мужчины не могут делать того высшего, лучшего и наиболее приближающего человека к Богу дела, – дела любви, дела полного отдания себя тому, кого любишь, которое так хорошо и естественно делали, делают и будут делать хорошие женщины». Толстой поставил Душечку рядом с евангельской Магдалиной, женами декабристов и преследуемых духоборов.

           Толстому дороги те «тысячи безвестных <…> утешительниц пьяных, слабых, развратных людей», которые более, чем кто-либо, нуждаются в «утешениях любви». «Без женщин-врачей, телеграфистов, адвокатов, ученых, сочинительниц мы обойдемся», – утверждает он. Особенно Толстому дорог дар самоотвержения, дар материнской любви. Всю силу любви героиня рассказа, подчеркивает Толстой, отдает маленькому «гимназистику в большом картузе».

                Душечка, в образе которой Антон Павлович Чехов, задумал осмеять «пошлость пошлого человека», вырастает в конце рассказа в героиню, которая вызывает сочувствие. Чехов очень часто недоумевал, почему его комедии вызывают не приступы смеха, а слезы.   Такую особенность таланта А. П. Чехова отметил Л. Н. Толстой. Он сравнивает Чехова с библейским жрецом Валзамом, который хотел проклясть народ, но вместо проклятия благословил, ибо Бог тронул уста его. То же произошло и с А. П. Чеховым: он хотел высмеять человека с нищей душонкой, но правда созданного его талантом характера оказывается сильнее этого замысла. М. Горький, характеризуя такой гуманизм Чехова, говорил: «Его скорбь о людях очеловечивает и сыщика, и грабителя-лавочника, — всех, кого она коснется».

               
                в) Касаткина - Душечка!
            

            Драматическая история «ДУШЕЧКА»  по одноименному произведению Чехова считается одной из вершин актерского мастерства Людмилы Касаткиной.   И остальные звезды советского кино, а также  декорации и  костюмы  весьма неплохо воссоздают антураж эпохи. Фильм "Душечка" был снят режиссёром Сергеем Колосовым по одноименному рассказу А. П. Чехова. Рассказ «Душечка» был написан А.П. Чеховым в то время, когда капитализм в России развивался семимильными шагами. И, следовательно, во взаимоотношения людей входит формула: «Человек человеку волк» - вот формула нового времени. На таком фоне общественных отношений Чехов показывает женщину, всю душу которой составляют другие люди. Эта женщина – Ольга Семеновна Племянникова. И ее, ставший давно нарицательным образ, в фильме предстоит воплотить актрисе, которая могла бы к ней во многом приближаться.

            Сюжет напоминал простенькую житейскую историю.  Ольга Семеновна, Оленька, душечка (Л.Касаткина) по любви выходит замуж за Ивана Петровича Кукина(Р. Быкова), антерпренера местного провинциального театра, где бездарные актеры ставили ужасающие пьесы. Зрители театр не жаловали, и Иван Петрович публику презирал - ведь ей нужны были лишь балаган и пошлость. И только его жена, милая русская душечка Ольга Семеновна, понимает и разделяет все его проблемы. Какая же красивая, натуральная  и женственная Людмила Касаткина! Её Оленька, продавая билеты, обаятельно делает устную рекламу, рекомендуя и расписывая в красках перед зрителями спектакли Кукина.  Всё абсолютно по Чехову: «Она сидела у него в кассе, смотрела за порядками в саду, записывала расходы, выдавала жалованье, и ее розовые щеки, милая, наивная, похожая на сияние улыбка мелькали то в окошечке кассы, то за кулисами, то в буфете. И она уже говорила своим знакомым, что самое замечательное, самое важное и нужное на свете — это театр и что получить истинное наслаждение и стать образованным и гуманным можно только в театре».
                Но вот муж поехал в Москву набирать новую труппу, да там и умер. Ольга Семеновна впадает в  траур: «Голубчик мой! Зачем же я с тобой повстречалася? Зачем я тебя узнала и полюбила!». На мастерство актёров не просто смотришь и слушаешь, а чувствуешь, не отделяя их (и даже себя) от происходящего на экране. Ремесло "от любви" работает и на уровне мыслей, и на уровне чувств.  Такие типажи живых, а не шаблонных лиц  невозможно забыть!

             Погоревала душечка. Но вскоре она снова влюбляется и выходит замуж за управляющего лесным складом Пустовайлова(Роман Ткачук).  Василий Андреевич, второй муж, у которого все вещи имеют свой порядок. Теперь Пустовалов заполняет всю ее душу. Оленька смотрела ему в рот, повторяя его любимые слова и фразы: "Каждая вещь свой порядок имеет". Кажется,  весь антураж и бутафория  русского дореволюционного мещанства воплощёны  в доме и размеренной жизни  Пустовайловых, начиная с традиционных чаепитий у самовара и кончая храпом благочестивого бородатого супруга в постеле. Женщина....Ребро мужчины и охранительница очага… невидимая тень мужа.  Ну, чем не идеал жены? И героиня Касаткиной прекрасно справляется со своей ролью! От неё исходят  забота,  ласка и кротость. И конечно же одномыслие и безоговорочная поддержка.  "Пустовалов и Оленька, поженившись, жили хорошо. Обыкновенно он сидел в лесном складе до обеда, потом уходил по делам, и его сменяла Оленька, которая сидела в конторе до вечера и писала там счета и отпускала товар". - пишет Чехов.
 Вскоре и она уже рассуждает только о порядке на складе и лесном хозяйстве, повторяя любимые фразы мужа. "Ей казалось, что она торгует лесом уже давно-давно, что в жизни самое важное и нужное это лес, и что-то родное, трогательное слышалось ей в словах: балка, кругляк, тес, шелёвка, безымянка, решетник, лафет, горбыль.."(Чехов).  Начинает вникать она и в вопросы торговли лесом («…каждый год ездить за лесом в Могилевскую губернию. А какой тариф!»)
 Недолго, однако, длилось ее счастье - и Васечку Господь прибрал после болезни.  Ольга Семеновна снова впадает в траур, неутешно причитая: «Как же я буду жить без тебя, горькая я и несчастная».

            На горизонте появился ветеринар Владимир Платонович Смирнин (Валентин Никулин) - гражданский муж, ветеринар, поссорившийся с изменившей ему женой.  И его Ольга Семеновна нежно и преданно полюбила, хотя и каялась, что связалась с "женатиком". Но его мужская харизма победила её сомнения.
           Однако полк вскоре был далеко переведен, и любовник был должен уехать из города. После отъезда Смирнина Ольга Семеновна начинает чахнуть и стариться. Но Антон Павлович Чехов заложил в душу Душечки неисчерпаемый потенциал, с ее потребностью любить и быть нужной хоть кому-нибудь. Такой потенциал любви Ольги Семеновны полностью реализуется тогда, когда вышедший в отставку ветеринар селится у нее вместе с сыном и женой. Помирившись с женой,  тот через несколько лет приехал отдавать в гимназию сына. И именно сын ветеринара, Саша, становится объектом ее большой и в то же время бескорыстной любви. Она поселила их бесплатно у себя в доме, а сама перебралась во флигель.  Теперь она начала жить гимназическими печалями и радостями этого мальчика Саши. Всю душу отдала она мальчику, ведь своих детей у нее не было. Такова история простой, но очень доброй женщины.

           Многие поколения читателей расставляют для себя свои акценты в характере Душечки, выделяют для себя положительные и отрицательные черты.  На первый взгляд кажется, что темы Душечки исчерпана и мещанское счастье развенчано. Но это совершенно не так! Комментарии же к фильму  современных зрителей, в основном, положительные. Ведь никаких зазоров между актерами и персонажами нет, настолько филигранна их игра. И особенно хвалебные отклики  по поводу игры Касаткиной. Приблизительно такие: «Великолепная ... Волшебная женщина встретить каких большая редкость.  Красивая, светлая, нежная... Просто солнышко какое-то».  Но, наверно, было бы неправильным не обращать внимание и на высказывания, типа: «Что-то странное… выходит несколько раз замуж и как только у мужа проблемы , он умирает,а у неё ещё до его смерти находится новый...» Или: «женщины конечно актрисы , но вечно играть роль нормальная женщина не сможет ...это "клиника" - подстраиваться под каждого мужчину ...»

          Сама же Людмила Касаткина не считала Душечку глупой и легковесной. По ее мнению, образ "душечки" является "КЛЮЧОМ ОТ ЖЕНСКОГО СЧАСТЬЯ". И в связи с этим хочется ещё раз вспомнить классика Толстого, который был убеждён: главное предназначение женщины в мире – быть «помощницами, подругами, утешительницами, любящими в мужчине все то лучшее, что в нем есть, и незаметным внушением» вызывать и поддерживать в нем «все это лучшее». И всё же, сколько нескрываемой иронии и по-истине "тигриной" напористости в душечке Касаткиной!

       

*        *         *

                Почти каждый режиссёр мечтает "реанимировать" на свой лад классику, особенно Чехова. Думаю, Людмила Касаткина - стопроцентный выбор человека и режиссёра Сергея Колосова. А  точнее, имея ввиду  именно её - Касаткину, он взялся за экранизацию чеховского рассказа. Возможно, что это была  давняя мечта творческой супружеской пары. Днём и ночью в спорах они искали и находили истину. Так и в "Душечке". "Мои родители были очень разными. - вспоминает сын Алексей. — Мама — эмоциональная, иногда вспыльчивая и скоро отходчивая, отец — олицетворение спокойствия и уверенности. Мама говорила, что она всю жизнь укрощала саму себя. Она умела в спорных ситуациях сразу просить прощения и раскаиваться. Отец часто повторял, что на такую жену невозможно рассердиться. Мама была ослепительно жизнерадостной. Между родителями чувствовалась духовная связь. Они шли по жизни держась за руки".
         

                Вихрем пронеслись 62 года семейного и творческого счастья.  И уходили в мир иной они тоже почти вместе. Она пришла к нему на похороны  из больничной палаты, но со свежим маникюром и макияжем, как всегда, с прямой спиной и на каблуках. Она была по-прежнему неотразима, какими бывают только истинные кинозвезды.  И ушла вслед за ним через 11 дней, не выдержав расставания. Простились с народной артисткой СССР 28 февраля в Центральном театре Российской Армии в Москве. Похоронили актрису рядом с её мужем, С. Н. Колосовым, на Новодевичьем кладбище, с воинскими почестями.

                август, 2017

___________________________

Персоналии:

Людмила Ивановна Касаткина (15 мая 1925 — 22 февраля 2012) — советская российская актриса театра и кино. Народная артистка СССР (1975). Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых  и Премии Ленинского комсомола.

Сергей Николаевич Колосов (27 декабря 1921 — 11 февраля 2012 2012) — советский и российский кинорежиссёр, сценарист, педагог. Народный артист СССР (1988), лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых и премии Ленинского комсомола.

Сын — Алексей Сергеевич Колосов (1958) — джазмен. Внучки: Людмила (1984) и Анна (2001).


Рецензии
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.