Глухари

ГЛУХАРИ

Александр Широбоков


       У каждого человека имеется мечта. С возрастом предмет мечтаний часто меняется, чего не скажешь о мечте среднестатистического городского охотника, любителя охоты на птицу. Среднестатистический городской охотник мечтает добыть глухаря, эту красивейшую реликтовую птицу, как говорят, ровесницу мамонта; мечтает зачастую безнадёжно, иногда всю жизнь. Дело в том, что красивейшая охота на глухаря производится весной в местах его токования, но тут возникает масса проблем. Во-первых, токуют глухари в труднодоступных, зачастую, непроходимых для приезжего человека  местах. Во-вторых, чтобы попасть в эти места, нужно приобрести путёвку в межрайонном обществе рыболовов-охотников. Про эти общества – отдельная песня. Как правило, в руководстве этих обществ подвизались военные отставники. Например, наше межрайонное  общество возглавлял отставной подполковник Павлов, абсолютно лысый, подтянутый,  высокий мужчина.  Заместителем был шарообразный Лев Абрамович Ронкин, балагур и весельчак. Юмор у этих отставников присутствовал, естественно, военный, а обращение ко всем просителям вожделенной путёвки было, как и принято в армии с нижестоящими, - на  «ты».

          - Здравствуйте! А можно мне путёвочку на глухаря, - заискивающе спрашивает среднестатистический охотник, отстояв очередь к столу, где выписываются путёвки на весеннюю охоту.

     - А ты на слона заодно не хочешь поохотиться, любитель глухарей? Ты на нашей базе, что всего в ста километрах от города, хоть один трудодень, при норме десять, отработал? Хочешь голой ж…й на ежа сесть и не уколоться, халявщик! Бери путёвку на вальдшнепа, утку или гуся. Да и то – на самые дальние базы дадим. Работать на базе надо, пиджачок!

    В - третьих, путёвка на глухаря предполагает егерское обслуживание. Это значит, что егерь должен затемно подвести обладателя путёвки  к глухариному току, спросить у счастливчика – слышит – ли он звуки токующего глухаря: тэк, тэк, тэк; а потом оставить охотника наедине с током и глухарём. Известно, что глухарь во время «тэканья» ничего не слышит и не видит. Спугнул – подшумел глухаря или  промазал при выстреле – всё. Охота закончилась, путёвка считается реализованной. Домой!  А у егеря в его охотхозяйстве, как правило, есть несколько глухариных токов. Один, где токует много глухарей – это для самых важных гостей и для себя, другие, что похуже, где токует по три-четыре петуха - это для таких вот приезжих. Радости от приезжих егерю никакой, а уменьшать количество птицы жалко. Ведь может и ток пропасть, а это и эффективность работы и отчётность… Поэтому, бывает так: подводит егерь охотника к току, но с другой стороны, где перед током протекает полноводный весенний ручей.

          - Ну, слышишь глухаря?
          - Слышу, - шёпотом отвечает счастливчик.
           - Тогда иди. Удачи!

Делая по два – три шага под «тэкание», наш охотник упирается в ручей.  Пока он ищет переправу или, если очень азартный, преодолевает ручей по пояс в воде, подняв ружьё над головой, глухари неизбежно покидают ток.
 
      - Да, подшумел ты глухаря, - сочувствует егерь, - Может, в следующий раз повезёт. С кем не бывает!

      И с нами был подобный случай. Однажды весной с путёвками на глухаря  мы приехали в Равское, что на Свири. В ладной избушке нас встретил егерь с женой. У этого егеря была интересная судьба – раньше он вместе с женой работал в дипломатическом корпусе в серьёзном чине  где-то в Скандинавии. Об этом, кстати, упоминал Довлатов в одном из своих рассказов. Так вот. Посидели мы с этой парой   за столом, перекусили. выпили:

       - На ток я поведу вас в начале третьего, - обрадовал нас егерь.

Шли мы ночью минут сорок. Потом егерь начал останавливаться и прислушиваться:
       - Что-то здесь не токуют, сволочи. Пойдём дальше.

Идём еще минут пятнадцать.

               - И тут не токуют, - чуть не плачет егерь, - Да, не задалась охота сегодня. Наверно, погода!

     Хорошо, что мы приехали не на один день. Глухариный ток потом мы нашли сами примерно в километре от того места, куда водил нас егерь…

Вот поэтому мечта добыть глухаря весной для многих охотников остаётся несбыточной.

      Осенью же охота на глухаря,  например, с лайкой, - достаточно прозаическая. Лайка, болтаясь  по лесу, находит глухаря, одиноко сидящего на сосне, и начинает его облаивать. Глухарь всё своё внимание переключает на собаку, думая:

      - И что ты, дура, ко мне привязалась?

И в это время охотник незаметно подходит, и … глухарь перестаёт думать. Ещё проще дело с добычей глухарей осенью было в нашем подшефном совхозе на Карельском перешейке. Часто проезжая утром по делам нашей бригады на своём Москвиче по грунтовому большаку, я видел на дороге по пять-шесть глухарей, которые склевывали мелкие камешки. Для тех, кто не знает: - куриным это необходимо для пищеварения. А один мой знакомый, приехавший на машине в наши места, увидев поутру скопление глухарей на дороге, с маленьким топориком вывалился с пассажирского места  из машины в кювет.  Прицелившись, он метнул топорик, как томагавк, в ближайшего  глухаря, и ещё долго потом расстраивался, что не попал. Я же, когда однажды в отпуске приехал в эти знакомые места за грибами с женой и ружьём, на достаточно оживлённой грунтовке стрелять в глухарей остерегался. Прекрасно зная местность, я как-то утром поехал в лес за грибами по малозаметной с большака лесной, плохо проезжей заброшенной дороге. Она сначала шла по полю, потом с правым поворотом и вверх уходила в светлый сосновый бор. Метров через двести я увидел знакомую картину: - штук шесть глухарей неторопливо расхаживали по дороге. На машину они не обращали никакого внимания. На следующее утро, уже с ружьём, я снова проехал эти двести метров по бору. Ничего не изменилось. Опять глухари. Поставив машину слегка поперёк дороги, я через открытое пассажирское окно прицелился, да простят меня культурные охотники, и выстрелил в выбранного глухаря. Вот такой вот бесхитростный способ добычи…

    Что можно сказать про глухарей с кулинарной точки зрения? В нашей средней полосе масса глухаря достигает 4 килограммов. Или чуть больше. А в Сибири глухари бывают весом до семи килограммов. Мясо таких гигантов, по рассказам сибиряков,  довольно жёсткое и, как у всех куриных, без жира.  Кстати, самое сухое мясо у рябчика. А из мяса больших глухарей в Сибири делают котлеты. Осенью мясо глухаря отдаёт брусникой, той ягодой, которой он питается. Весной же, глухарятина припахивает хвоей и тушку рекомендуется вымачивать в маринаде. В любом случае, битую птицу до приготовления желательно выдержать день-два в прохладном месте. Некоторые рекомендуют глухаря подвешивать за хвост и начинать готовить только после того, когда хвост оторвётся и птица упадёт. Существует ещё более экзотический старинный рецепт – глухаря подвешивают за шею и ждут, когда голова оторвётся. Тут уж дело вкуса  .  Мне, например, больше нравится мясо дикого гуся, добытого на весенней охоте.

         Лет тридцать с небольшим назад я, работая старшим научным сотрудником в НИИ, был там ещё и председателем секции стендовой стрельбы*. Поскольку наша секция была сильнейшей в городе среди охотничьих коллективов – почти все мастера спорта, в межрайонном обществе охотников меня попросили возглавить секцию стендовой стрельбы общества. Туда, естественно, вошли все мастера спорта из моей институтской секции. И, конечно, наше межрайонное общество стало занимать первое место в Ленинграде среди межрайонных обществ города. После очередной победы сборной  на весеннем первенстве города я подошёл к уже упомянутому Льву Абрамовичу Ронкину с просьбой по такому случаю выписать путёвку на глухаря не только мне, но ещё  и трём моим друзьям, что при дефиците глухариных путёвок было довольно нескромно.

           - Саша! Ты тянешь меня за яйца, - жалобно простонал Лев Абрамович, но путёвки выписал.

     К этому времени машинный парк нашей компании, состоящий из моего Москвича, пополнился ещё одним автомобилем. Им стал новенький жигулёнок первой модели. Эту, по тем временам роскошь, подарил моему другу детства Лёше тесть, которого впервые Лёша увидел лишь год назад, хотя в браке Лёша состоял уже достаточно давно. Дело в том. что год назад у тестя закончился десятилетний срок отсидки  за крупную растрату в торговой сфере. Подарку Лёша был очень рад…

     И вот, в ещё пахнувший  заводской обивкой салон, погрузились с ружьями счастливые обладатели путёвок на вожделенного глухаря.     Это были мы с Лёшей, а также Володя – он сейчас преподаёт информатику в одном из серьёзных питерских ВУЗов, и ещё один наш старинный приятель. Ехать нам предстояло не очень далеко, – около двухсот километров. По мурманской трассе нужно было доехать до реки Паша, по мосту пересечь её, а потом по правому берегу добраться до егеря. Это ещё километров двадцать.
   
       Через километр после правого  поворота с моста дорогу нам преградил мотоцикл с коляской.

       - Мужик! Ты что – сломался?
        - Нет, ребята! Купите у меня мешок ладожской корюшки. Задаром отдам, всего за 50 рублей.

 Всем ленинградцам было хорошо известно, что ладожская корюшка, не в пример корюшке из Финского залива, очень мелкая, всего с ладошку. И то, если поперёк.

      - Нет, мужик! Езжай с Богом, у нас ещё охота впереди. А ты тут со своим мешком мелочи!

    До деревни, где должен проживать егерь, мы доехали довольно быстро. По деревенской дороге в нашу сторону шёл нетвёрдой походкой в засаленном ватнике местный житель. Я, сидящий справа от водителя Лёши, выскочил из машины.

     - Здрасте!  Нам бы к егерю. Мы к нему на охоту.
       - О, ребята, не вовремя вы. У нас тут второй день свадьбы на том берегу Паши,  - икнув, сказал мужик и добавил, - Егерь там гуляет  и будет здесь дня через два.  Не раньше. Уж больно свадьба серьёзная…
   - Слушай, у нас же путёвки на глухаря. Как мы без егеря? И куда он пьяный нас приведёт потом, кроме как в магазин?
       - Ребята, я, конечно,  не егерь, но если стакан нальёте, - скажу.
    - Я думаю, и пол стакана тебе хватит, - предположил я.
       - Да, наверно, а то баба убьёт.

    Выпив без закуски пол стакана, заплетающимся языком абориген сообщил, что нужно проехать вперёд ещё с километр и повернуть налево по единственной, первой по пути тракторной дороге.

        - Там метров через пятьсот ток. Найдёте, - сказал он, снова икнув. 
 
    Действительно, примерно через километр мы обнаружили тракторную дорогу, уходящую влево от  дороги в какие-то кусты. Через сто метров машина села по самое «некуда».  Домкрат, топоры, гать – выехали. Метров через двадцать – то же самое.

      - Дальше я не поеду, - сказал Лёша, - Машину жалко.

Мы развернули с трудом предмет роскоши в обратную сторону и присмотрелись. А это, оказалось, уютная поляночка, на которой мы и решили оборудовать наш лагерь.

       У Володи, нашего приятеля и товарища по охоте, было много положительных качеств. Во-первых, еврейская бабушка научила Володю хорошо и вкусно готовить. Она поделилась с внуком даже рецептом  фаршированной  щуки: рыбы – фиш.  Я этот рецепт  узнал в сердечном пансионате от инфарктника Сени значительно позднее. Фаршированная щука, да ещё и с хреном – ум отъешь!  Во-вторых, Володя был чрезвычайно компанейским парнем. Короче, сегодняшний доцент Володя в то время был простым преподавателем и  кулинаром на все руки.   Пока мы разворачивали машину в обратную сторону и разжигали костёр – дело было около пяти вечера, Володя достал мясную заготовку для шашлыка, всякие закуски  и попросил нас не  мешать ему. Дальше, - сами понимаете…

      Чай после изумительного шашлыка, затихающее пение лесных птичек, разговоры у костра…  Потом мои друзья, кроме Лёши,  заснули. А начало уже прилично смеркаться -  самое время идти на подслух.  Многим бабушкам и дедушкам на этом Портале слово «подслух» будет неприятно резать слух. Им ближе слово неслух по отношению к шаловливым внукам или к своим домашним животным. На самом деле, подслух означает подслушивание на краю предполагаемого тока звука  садящихся в лесу   глухарей. Они с шумом садятся на сосны, готовясь к  утреннему токованию.

    Глотнув уже остывшего чая, мы с Лёшей пошли по тракторной дороге дальше от машины  в лес. Шли по самому краю дороги по опавшей чёрной прошлогодней листве - в глубокой колее было воды  почти по колено.  Метров через триста я остановился, предложив Лёше слушать здесь, а сам  сдвинулся ещё метров на сто пятьдесят дальше. Сев на упавшее дерево, я закурил и весь превратился в слух. Прошло полчаса. В глубине уже тёмного леса внезапно раздалось: - бух, бух, бух. Это были звуки мощных крыльев глухарей, садящихся на сосны. Звуки раздавались за дорогой в лесу слева от меня, справа, впереди. Какая-то глухариная канонада!  Потом в уже чёрном лесу всё стихло.

     - Ты слышал? - спросил я, подойдя  потом к другу  детства.
          - Кругом посадки глухарей, - восхищённо и почему-то шёпотом ответил мой друг.

Стараясь сильно не шуметь, мы с фонариком пошли к нашему лагерю, чтобы вернуться обратно к разведанным местам в три часа ночи.

    Всем хорош был наш приятель Володя, но был у него один недостаток – Володя был слегка глуховат. Было ясно, что «тэканье» глухаря он не услышит и к глухарю, разумеется, подойти не сможет. Поэтому, Лёша взял Володю с собой. Так мы ночью и пошли гуськом по уже  знакомой тракторной дороге, оставив сначала нашего четвёртого приятеля, потом остановились Лёша с Володей. Затем и я добрался до своего упавшего дерева. Теперь только слушать!

    Начинало чуть-чуть светать. Лес молчал, я курил, превратившись в одно большое ухо. Было полное безветрие. Минута вторая, третья… И тут, в звенящей тишине я услышал первые чарующие звуки. Пора! Под звуки песни делаю пять коротких шагов. Сначала придорожные кусты, потом сыроватый мох и сосны. Песня стихла. Стою, жду. Только бы предательски не хрустнула какая-нибудь сухая веточка под сапогом!  Глухарь снова запел. Делаю ещё несколько шагов и, о, ужас,  где-то недалеко справа от меня с жутким грохотом что-то взлетает. Это, видимо, был глухарь-молчун. Но мой-то глухарь поёт! Когда я с остановками подкрался, вернее, как говорят охотники, подскочил к тому месту, откуда слышалось, что  глухарь поёт где-то рядом, я стал всматриваться в кроны сосен в рассветной серости. Да вот же он! Сидит на голой сосновой ветке метрах в двадцати пяти от меня. И поёт, задрав голову вверх. Красота! Стрелять глухаря положено тоже во время песни – если промазал, то глухарь не улетит. Но я не промазал! Охота удалась!

    Упаковывая желанную добычу в рюкзак, я с наслаждением закурил, прислонившись к дереву. Вдруг, что-то огромное пронеслось надо мной и  с шумом уселось на сосну в двадцати метрах, справа от меня. Это был снова глухарь!

    Существует правило, что за сезон охотник может добыть только одного глухаря. Но я не зря упомянул, что Володя был глуховат и пошли в ток они вдвоём с Лёшей. Добыть им двух глухарей, на мой взгляд, было маловероятно – в два раза больше шума. Скорее всего, Володя останется без глухаря. Поэтому,  я решил нарушить правило и подстраховать приятеля от возвращения домой без добычи.

    В лесу резко светлело. Я стоял и смотрел на прилетевшего глухаря. Ружьё лежало рядом на земле, а красавец глухарь, килограмма на четыре крутился на своей ветке и молчал. Так прошло минут десять. А что начало твориться в лесу! Лес, как будто, ожил. Отовсюду раздавались песни. Но это пели не маленькие лесные птички, они, кстати, ещё молчали. Это токовали глухари!

       - Вот что, дружок, - мысленно обратился я к сидящему молчуну, - Стрелять тебя, не поющего и севшего мне почти  на голову,  уж совсем неспортивно. Подскочу-ка я лучше к ближайшему певцу.

    Закинув рюкзак за плечи, я снова закурил и с ружьём в правой руке направился к очередному солисту. Что интересно, когда я отошёл от своего дерева, то молчун не взлетел, а тупо смотрел в мою сторону. Сделав под песню ещё несколько шагов, я оглянулся. Молчун не обращал на меня никакого внимания…

     Пока я всем этим занимался, в лесу прозвучали с большим интервалом два выстрела. Третьего выстрела я не услышал. Похоже, мои опасения подтвердились. И я стал подбираться ко второму по счёту глухарю. Он сидел весь в лучах уже взошедшего солнца на самой вершине сосны. От меня метрах в тридцати. Зрелище незабываемое! А мой рюкзак потяжелел потом вдвое.

    После этого, не обращая внимания на хруст валежника под ногами и взлетающих то тут, то там, глухарей, я выбрался на дорогу и вскоре пришёл к машине. Вся компания оказалась в сборе – друзья пришли раньше. Володя сидел с грустным видом. Я оказался прав! Около машины лежали только два глухаря…

   - Ты понимаешь, - начал мне рассказывать слегка возбуждённый Лёша, - подскакиваем мы потихоньку под песню. Я спрашиваю Вовку – Ты слышишь? Нет, - отвечает он, - Подойдём поближе. Подскакиваем ещё. – А сейчас? Опять не слышит, тетеря! А глухарь уже где-то совсем  рядом, почти над головой! Ещё несколько шагов и – глухарь улетел. И так ещё раз! Потом я не выдержал, оставил Вовку у дерева и один подскочил к уже третьему глухарю. Больше потом никто не пел. Видимо, разлетелись. Вовка теперь горюет…

     - Ну,  это дело поправимое, - сказал я, раскрывая рюкзак.
        - А мы-то  думали, что ты первый раз промазал. Ведь было два выстрела.
  - Нет, я просто знал, что вдвоём к глухарю подскакивать – пустое дело.

И мы радостные и счастливые отправились домой.

     Через несколько дней с путёвками я подъехал к нашему межрайонному обществу.

    - Как поохотились? – дружелюбно спросил меня Лев Абрамович.
       - Спасибо, отлично! Вот, путёвочки возвращаю.  Четырёх глухарей  добыли, - гордо сообщил я охотоведу.
  - А чего путёвки у егеря – то не оставили? Он должен был их забрать у вас.
      - А не было никакого егеря!
               -   ???
     - Мы приехали, а местный мужик сказал, что егерь на свадьбе гуляет  на левом берегу Паши. И будет только через два дня.
          - А вы что?
      - Спросили мужика – где ток.
      - Так он вам и сказал!
      - А мы ему водки налили.
      - И что?
     - А он говорит, что надо проехать ещё с километр за деревню, потом повернуть налево…
        - По тракторной дороге? – живо перебил меня Лев Абрамович с внезапно  изменившимся лицом.
        - Да. И там ещё метров пятьсот.
    - Саша! Если ты на той недели тянул меня за яйца,  то сейчас ты мне их оборвал! Ты знаешь, что это за ток?
    - Откуда мне знать, Лев Абрамович!  Егеря-то не было, а путёвки были. Да и свет не без добрых людей.
   - О…О ! -  запричитал Лев Абрамович, - Бог живёт высоко, а мучает внизу! Какой знатный ток растрясли! Этот ток я берегу для самого высокого начальства оттуда! – закатив глаза в потолок, чуть не плача застонал охотовед, - А егеря я обязательно депремирую  на все сто процентов. Свадебный генерал, сволочь!  А ты, Саша, не расчёсывай мне нервы своим радостным видом! Иди в ж…у с глаз моих, горе ты моё!
Ну, я и пошёл. Вот такие, брат, глухари!

*Рассказ «Спорт в  прикладной науке"


Рецензии
Прочитав, захотелось патетики ))
Да простит меня поэт:

Но сегодня я доволен,
Удовлетворён вполне.
За рассказ, что пишет Саша,
Удовольствие досталось мне.

Здравствуйте, Александр.
Описано живо, образно, познавательно.
Спасибо.
С уважением,

Дина Иванова 2   09.08.2017 12:44     Заявить о нарушении
Спасибо, Дина, за редкий для меня на этом Портале отзыв. Тут, если корявым языком напишешь - как всё хорошо в стране, или как Путин победил всех в мире, - получишь десятки восторженных отзывов.Удивительное дело!..
С уважением

Александр Широбоков 3   10.08.2017 09:33   Заявить о нарушении