САМ СЕБЕ, ,, ,КТО?

Вместо предисловия
«Сам себе…- кто? » называется эта книжка. В наши дни прилавки книжных магазинов пестрят обложками образцов книгопечатной продукции из серии околомедицинской и псевдо-психологической  «поп-литературы», которая зазывает покупателя раскошелиться на очередное приобретение очередной, сулящей обретение «панацеи» от всех болезней и проблем, брошюры или толстого тома с названием «Сам себе психолог», «Сам себе врач», «Сам себе…»-ну, кто –нибудь еще. Пока не встретилось, но вполне возможно появление инструкции, как самому себе вырезать аппендикс или удалить что-нибудь лишнее: «Сам себе хирург», ну, и закономерно, «Сам себе патологоанатом». Это, конечно, шутка. Тем более, что « нет худа без добра»: если относиться к этой продукции критично, но без критиканства, можно и в этой «мутной водичке» печатного слова выудить что-нибудь полезное. Например, факт популяризации специальной терминологии, благодаря чему, клиент нынче пошел понимающий, хотя бы изредка, речь специалиста.
Тем не менее, на страницах этой моей книжки постараюсь быть максимально понятной в объяснениях и высказываниях, чтобы подарить Вам, уважаемый читатель, замечательный инструмент «магический жезл силы» для управления своим самочувствием и здоровьем, позволяющий понимать процессы, происходящие в организме – метод самонаблюдения и саморегуляции тех процессов, что постоянно происходят в Вашем теле.
И определяют его (тела) состояние. При этом, Вам нет нужды подробно изучать многие тома анатомии и физиологии, Ваше воображение (если Вы ему позволите) поможет Вам лучше и информативнее рентгеновского аппарата наблюдать динамику состояния органов и систем.
     Методика эта очень проста, да и не нова:  способ внутреннего «видения»- одна из форм метода визуализации, широко используемого в психологии и психотерапии (пресловутое: «Представьте себе…»). Ну, а если говорить о предтечах, о корнях, о предпосылках – это форма управляемой медитации, игра воображения.
И не торопитесь разочарованно зевнуть: «Ну-у…опять эти детские игры от психологов, это не серьезно!»
Так ведь не всегда умно, когда серьезно. «Самые большие глупости на земле делают люди с серьезным выражением лица»- говаривал «тот самый Мюнхгаузен» в исполнении Олега Янковского.
Впрочем, выбор за Вами, уважаемый читатель – можете продолжать полагаться на официальную медицину в случае болезни и недомогания (не секрет, что современная медицина – при всем уважении к моим коллегам!- все-таки чаще работает не на благополучие больного, а на карман фармацевта).
     Ну, а для тех, «кто понимает, что такое жизнь» я предлагаю освоить собственную «доктрину здоровья». Речь, в данном случае не о «самодеятельности в излечении» - не  о подмене медосмотров самовнушением.
    Визуализация – техника активизации воображения, которое «рождает» некую картинку, символически отражающую актуальное состояние «схемы тела», которая хранится в подсознании человека, как «программное обеспечение» работы организма.

Умение анализировать этот набор символов, ассоциативное мышление и интуиция – набор «инструментов» для реализации метода Психо-Терапевтической Метафоры (ПТМ), который я предлагаю читателю для освоения.   
Сам метод ПТМ- логическое продолжение технологий эмоционально-образной терапии (разраб. Линде Н.Н.), вибрационной медицины (Вульф), тибетских практик самоконтроля, йогических техник и пр.
Глава 1. Как это работает?

Несколько лет назад на экранах наших телевизоров часто мелькал рекламный ролик про шоколадный батончик «Натс»: пухленький апатичный и вялый юноша («Мозг») скучает и бездействует, пока не появляется его приятель в желтой «позитивной» маечке с надписью «Натс» (символизируя сей продукт). Он тормошит и оживляет…- ну, вспомнили? В одном из таких роликов по сюжету «Батончик Натс» ошибается этажом, в поисках своего друга, и дверь ему открывает очень живописный персонаж – такой накачанный, весь в « татушках», разбитной маргинал, что-то с аппетитом жующий – «Желудок», припоминаете?
Этот ролик и натолкнул меня на мысль, что метод визуализации, как способ регуляции психофизических процессов в организме будет доступен моим пациентам, проблемы которых во многом связаны с утратой контроля над тем, что происходит в их теле, как работают их органы и системы, что на самом деле является истинными и актуальными потребностями. Ведь тело – это очень чувствительный экран, на который проецируются наши эмоции, как свет от фонаря: если ничто не мешает лучам, картинка на экране позитивна, но если, например, в источнике света сбой – по экрану бегут тени, световые пятна меняют интенсивность и т.д. Это сравнение объясняет частую несостоятельность усилий по оздоровлению традиционными методами лечения – медицина, при том же сравнении, лишь пытается «протереть экран».
Метод Эмоционально-образной терапии (разраб. Линде Н.Н.) использует технику визуализации симптома:
«Представьте себе в виде предмета или существа то, что может вызывать Вашу боль». Это первый этап работы.
Пример: Клиент жалуется на головную боль. Ее необходимо как можно точнее описать:
Острая или тупая
Болит вся голова или в какой-то ее части (лоб, висок и пр.)
Боль расположена снаружи или внутри (сдавливает или распирает)
Какие обстоятельства ей предшествуют или она циклична, с чем связано появление и исчезновение и т.п.
Точно такие ощущения, как описывает клиент может вызывать нечто существенное (живое или не живое) – мы часто сравниваем явление (боль) с последствиями некоего действия («мне как-будто гвоздь в голову вбили», «как обручем голову сжало», «словно кто-то изнутри стучит, как птица клювом» и т.п.).
Поэтому предлагается «автора» боли представить как можно ярче, детальнее: если это гвоздь – какой (новый, ржавый, из какого металла, какого размера прямой или гнутый), если обруч – опять же внешний вид, форма, и т.д.То же самое относится к любому возникающему в описании символу. Затем, «оживляем» этого «автора»- этот прием нисколько не удивляет детей, с которыми мне приходилось работать – им привычно наделять все сущее вокруг душою, анимировать. Оживив, вступаем в контакт: как зовут, сколько лет, зачем или для чего вызывает боль. Часто выясняется много неожиданного для самого клиента- но чем спонтаннее его ответы анимировать. Оживив, вступаем в контакт: как зовут, сколько лет, зачем или для чего вызывает боль. Часто выясняется много неожиданного для самого клиента - но чем спонтаннее его ответы, тем более они достоверны. По имени и возрасту можно судить о времени возникновения причины проблемы, имя может прямо или косвенно указывать  на саму причину.
Приведу пример такой работы: Максиму 11,5 лет. У него проблема - по утрам, когда Максим собирается в школу, у него часто возникает боль в области желудка, тошнота и даже рвота. Мальчика привела ко мне его мама, которой врач-гастроэнтеролог посоветовал обратиться к психологу, т.к.по своей части не выявил особых отклонений. По выше указанной схеме мы прошли первый этап работы.
Вопрос: твоя боль похожа…на что? Что могло бы вызвать подобные ощущения, если бы это что-то было чем-нибудь вещественным?
Максим: на веревку, которая меня обхватывает и начинает затягиваться.
Вопрос: веревка какая? Она новая или старая, тряпичная или нейлоновая? Какого цвета? (вопросы активизируют воображение, заставляют сфокусировать внимание на нужных впечатлениях)
Максим: она не новая, но крепкая. Толстая такая и лохматая. Из разноцветных ниток…
Вопрос: у вас дома такая есть?
Максим: нет, я такую никогда не видел…
Вопрос: сколько лет этой веревке?
Максим: мне кажется 5…или нет 4,5!
Вопрос: как зовут веревку? Давай дадим ей имя
Максим(растерянно): ее зовут…Рая
Позже я выяснила, что в окружении мальчика нет женщины с таким именем, но когда ему самому было 4,5 года, они с мамой жили на квартире, где по соседству проживала женщина Раиса, шумная и бесцеремонная, чрезмерно активно выражавшая свою симпатию к маленькому Максиму, когда, невзирая на его сопротивление и нежелание, обхватывала его поперек туловища и тискала.
Это мне поведала мама Максима, потому что сам мальчик этих событий не помнил. Ему, маленькому, было неприятно общество чужой, навязчивой тетки, но кто его спрашивал? Маме было неудобно вмешиваться, ей казалось, что ничего страшного не происходит.
Но маленький Максим именно тогда впервые испытал чувство бессилия и беспомощности, что ассоциативно связалось с атрибутикой источника страданий: имя Раиса, внешность (толстая, нестарая и крепкая, в крикливо-разноцветном платье). В актуальном варианте событий переживаемое мальчиком ощущение беспомощности по отношению к ситуации проверки знаний (как оказалось, боль в виде«веревки по имени Рая» прихватывала его в те дни, когда ожидалась контрольная или диктант, перед которыми у Максима нарастала паника, как отражение бессилия и беспомощности).
На втором этапе работы мы приступаем к трансформации симптома: у больного уже есть понимание того, что он может повлиять на свое страдание через воображение и произвольно управять возникновением символа.
Максиму я объяснила, почему его «оживленная» боль  имеет такую атрибутику, которую он описал, и предложила начать учиться управлять ею. Веревка усилием воображения превратилась в легкий шелковый шарфик, после того, как Максим начал называть ее Раечка, мысленно обратился к ней с вопросом, чего бы ей хотелось больше всего на свете (прием идеализации) -ответ удивил нас обоих: стать невесомой. После Максим «предложил» видоизмененной Раечке покинуть его тело и отправиться туда, где ей бы хотелось оказаться. Пришлось представить мачту на яхте, на которой трепыхается «шарфик Раечка», как романтический вымпел. Яхта скользит по теплому морю, ветерок развевает шарфик – в общем, реальная Рая – толстая тетка в цветастом халате, шумная и навязчивая, была бы, наверное, в восторге от такой перспективы. Следует добавить, что, позитивизируя отношение клиента к своему симптому, (ведь болезнь – это не что-то постороннее, это часть его самого!), мы все-таки стараемся умозрительно удалить симптом из пространства тела, но, так сказать, добровольно с его стороны. При этом, освободившееся место необходимо чем-то заполнить- приятным, позитивным. «Шарфик Раечка», покидая свое место в теле Максима, «подарила»ему пуховый шарик (ну, вот так ему представилось!), который вызывает чувство тепла и легкой щекотки в том месте, где раньше возникала толстая веревка. Больше приступов не было, но с тревожностью по поводу контрольных и диктантов пришлось поработать – впрочем, это уже не так интересно.
Вот и все волшебство
Метод ПТМ – логическое развитие метода ЭОТ (эмоционально-образной терапии), пример применения которой описан выше. Давайте вспомним еще раз рекламу с персонажем Желудок. Почему бы не представить, что внутри каждого из нас наше внутреннее пространство заполнено не «малоаппетитным ливером», к которому большинство людей относится, скорее, брезгливо (нонсенс, да? Носишь в себе кучу всего, о чем даже подумать противно!), а «населено» вполне конкретными персонажами – с Желудком  и Мозгом вы уже знакомы, благодаря рекламе, впрочем, у каждого из нас свои собственные персонажи. Глубинный компонент важности этой работы – установление виртуального, мысленного контакта со своим внутренним пространством. Так создается ваш собственный сценарий происходящего в данный момент в вашем теле действия. Возникает мистерия тайны вашей физиологии. То, что опытный врач, в силу образования, может представить как объективно отвлеченную картинку, вы сами можете «увидеть» на внутреннем плане, как динамическое взаимодействие персонажей, каждый из которых отличается своим характером, возрастом, имеет имя…
в 3 главе этой книги приведен дневник одной их моих пациенток, победивших злой недуг, весьма распространенный среди женщин среднего возраста (онкологическое изменение мышечной стенки  шейки матки)- овладев методом ПТМ, она занималась наблюдением своего внутреннего пространства и, тем самым, могла вовремя сорентироваться, как и когда помочь своему организму.
Во второй главе я познакомлю вас с тем, как воздействует воображение на функциональность и структуру тела, познакомлю с некоторыми особенностями вашей энергетики.
Что такое ПТМ? Психо-терапевтическая метафора, это та символическая картинка, которую вы создадите для работы не однажды, не ситуативно, – а настолько долго, насколько вам понадобится.
Проивольно изменяя эту картинку в своем воображении так, как вам кажется нужным, – вы воздействуете на свое подсознание, меняя сложившиеся установки.
Еще пример: уже упоминаемый мною Желудок, как виртуальный образ у разных пациентов проявляется по-разному, в зависимости от его реального состояния. При анализе символического образа, для оценки степени соответствия норме, мы, безусловно, руководствуемся рядом общих закономерностей.
В частности, согласно канонам китайской медицины, здоровье – это динамический баланс энергии в организме. При этом, полые органы (желудок, кишечник, бронхи) нормативно более подвижные, активные – Янские. То есть в норме, при сохранной функции, желудок должен быть представляем мужчиной. Желательно, сильным, возможно, представителем силовых структур (военный, полицейский и т.п.), что подчеркнет его активность. Но у одного из моих пациентов (причем, мужчины в жизни объемного, фактурного, 60 лет) желудок предстал в образе маленькой 5-летней девочки, несчастной от того, что ее насильно водят в детский сад, хроменькой на одну (правую) ножку, косящую на один глаз, плачущую. При анализе этого ассоциативного ряда (именно так называется череда возникающих, связанных между собой символов), можно предположить, что желудок этого человека (как реальный орган) ослаблен и пассивен (что может быть слабее и беспомощнее плачущего ребенка, да еще девочки – носителя ИНЬ – энергии?), вынужден функционировать в навязываемом режиме («не хочу в детский сад!» детсад, в данном случае, - упорядоченная, устоявшаяся социальная система, стереотип); пассивно-сопротивляющаяся (хромота,-как способ тормозить движение в навязываемом направлении и как отражение слабой моторной функции желудка).Ограничение в восприятии (косоглазие)– символическое отражение невозможности многое усваивать из пищи. Подводя итоги анализа, можно задать уточняющие вопросы: не склонен ли пациент к увлечению «очень полезными» диетами (это модный социальный стереотип – символ «детсад»), которые пропагандируют успех в укреплении желудка (основательно ослабленного в прошлом не самым здоровым образом жизни) Ответ - да; давясь и морщась, наш пациент каждое утро с трудом глотает овсяную кашу-«ведь это так полезно для пищеварения!»Но, если лечебное воздействие вызывает негатив, даже полезный продукт превращается во врага! Съеденное с отвращением, вызывает неприятие со стороны пищеварительной системы, она блокирует выработку ферментов, в результате пищевой комок долгое время не продвигается, не расщепляется, и начинается гниение. О какой пользе речь? В предыдущих книжках серии «Ваше здоровье, педагог» (см. список на 3стр. обложки), вы можете найти рекомендации по тому, как определиться с тем, что может быть полезно или вредно именно вам, а не всем
(«оптом- всегда дешевле», но менее ценно, особенно если учесть, что индивидуальность человека неповторима). Причем, и фактор пассивного сопротивления («хромота») и «шоры» восприятия – справа, что напрямую указывает сопротивление социальным стереотипам (т.е. общепринятым, общественно- признанным способам «здорового» питания). Иными словами, человек на уровне сознания признает, что овсянка полезна для больного желудка (установленный факт), но подсознательно отвергает (поскольку этот продукт именно ему-то как раз вреден: согласно таблицам Бодхи Атама и П.Адамо для человека с его индивидуальной ферментной системой важно подбирать свой рацион, в зависимости от особенностей его энергетики, определяемой собственной биоритмикой, которая устанавливается в момент рождения. Для моего пациента – овсяная крупа имеет индекс (-5), т.е. максимально вредна, т.к. у него не вырабатываются нужные для усвоения этого продукта ферменты). Потому и бывает здоров тот, кто доверяет голосу СВОИХ потребностей.
Отнеситесь  к работе, как к забавной игре, не тревожьтесь о том, правильно или не правильно вы выполняете задание, не волнуйтесь о том, чтобы показаться самому себе «не в себе».
Создать виртуальный образ, войти в него, пообщаться с каждым персонажем – это самая интересная и увлекательная часть работы, она может растянуться на недели и месяцы. Вторая часть этой работы – тщательный анализ ассоциативного ряда, который возникает при работе с виртуальным образом. При необходимости – возвращение в свой внутренний «дом» и произвольная символическая коррекция того, что не устраивает.
Например, вы обнаружили, что один из «жильцов» не слишком хорошо себя чувствует (приболел, захандрил). В зависимости от его нормативного состояния (Ян или Инь) вы представляете, что  вы его либо подбадриваете и стимулируете (если орган ЯН) или успокаиваете и разгружаете (если ИНЬ).
Ассоциативный ряд-это сравнения, образы, которые подкидывает ваше воображение, все они – не случайны, несут в себе скрытый (иногда явный)смысл актуального состояния вашего организма и, более того, подсказку о том, как ему помочь, если это необходимо. И  знание символики и универсальных образов (архетипов) очень важно для правильной трактовки результата. Но и интуиция и житейский опыт играют не последнюю роль – как при расследовании детективного сюжета: что-то известно, кое-что малоизвестно,
кое-что малоизвестно, о чем-то можно догадаться - на этой основе  разрабатывается  версия, проверяется.
Если ваша догадка верна – организм салютует вам чувством эвристического восторга: боль проходит, возникает ощущение озарения, уверенности – «Вот оно! Эврика!»
Трудность подобной работы в том, что предметом исследования и исследователем являетесь вы сами. Поэтому важно определить – вы сами себе…кто? Кто будет инспектировать состояние вашего «дома» и взаимоотношения его «жильцов»? Ваше  интуитивно-сознательное Я для организма – кто? Какую роль играете для себя Вы сами?
Если ваш организм – это ДОМ, в котором проживают персонажи-органы, значит, вы лично – кто-то, кто имеет право их проверять, вмешиваться в их жизнь – Управдом? Участковый? Семейный врач? Умелец-техник из ЖЭКа? Вы – тот, кто наблюдает со стороны и, в идеале, может «разрулить»  какие-то конфликтные, болезненные ситуации.
Пример. Одна из моих клиенток определилась со своей ролью, представив себя этаким умельцем-универсалом – сантехником-электриком-штукатуром-маляром, способным все в доме починить. Другая решила, что она- «всевидящее око» жилуправления,  домоуправ, «друг человека»(помните фильм «Бриллиантовая рука»?)…

Глава2. «Что нам стоит дом построить? Нарисуем будем жить»-С чего начать и как оценить?
Как и любой проект, вначале – стадия ревизии. Ваша ресурсная база – это набор «инструментов», которыми вас снабдила природа. Часть из них может не быть использована из-за корректировки стереотипных взглядов и убеждений, навязанных родительским воспитанием и социальными стереотипами. Необходимо определиться не только с универсальными нормативами того, что вы можете увидеть в своем «доме», но и с собственной нормой (см. таблицы питания по часу рождения в книге «Скажи мне, что ты ешь»).У каждого человека собственный индивидуальный тип энергетики, определяемый сочетанием факторов (часа рождения, даты рождения, группы крови- см. в соотв. литературе). Формат этой книжки не позволяет привести методики по этим вопросам, но указав направление, я рекомендую сделать это самим с помощью соответствующей литературы.
Тем не менее, перечислю, что необходимо знать, чтобы определить собственную норму.
Режим нормы функциональности вашего организма-это ваш энергетический профиль, который определяется психотипом и частотной характеристикой организма
Психотип – это способ существования (тип реакции на происходящее). Иными словами, психотип – это «марка автомобиля», в котором колесит по дорогам  жизни ваша душа. Реакция на происходящее – это энергообмен внутренней среды с внешней. Режим  работы посознания определяет скорость этого энергообмена – причем, активность органов и систем зависит не только от общих законов (баланс ЯН/ИНЬ), но и от нормативов индивидуального настроя, который «включается» в момент рождения и остается программным всю жизнь. Например: уже неоднократно упоминавшийся желудок – это ЯН-орган, должен быть активным, сильным. Но если человек родился в период с 7-00 до 9-00 утра (это время активности желудка, час Дракона), то его желудок будет ослаблен, т.к. роды-процесс энергоемкий и ослабляет ту систему, которая была в этот момент активна. Кроме  того, важно наличие чисел-стимулов в матрице рождения (см. таблицу 1).если в приведенном примере нет в матрице числа 3, желудок будет вынужден работать «с прохладцей» всю жизнь. «Знание-сила»,- как любили говорить в советские времена, поэтому «кто предупрежден-тот вооружен». Приведенный пример вовсе не обозначает, что « самое слабое звено» в организме, желудок, обязательно будет больным – просто его необходимо поддерживать, стимулировать и не испытывать «не родной» пищей.
Мистики в этой картине нет – число рождения и час рождения отражают состояние энергетики глобальной системы окружающей среды, как квантовой ситуации динамического равновесия геомагнитной обстановки на момент рождения
Частотная характеристика –параметр этой обстановки, состояние силового магнитного поля, внутри которого мы с вами проживаем: Солнце- огромный магнит, Луна-магнит, Земля-магнит….играли когда-нибудь с магнитиками?
 Ощущали как меняется напряженность сил, с которыми они притягиваются или отталкиваются? Все объекты окружающей Вселенной –магниты, они находятся в вечном движении, как-будто кто-то играет с гигиантскими магнитами…
Поэтому магнитное поле все время меняется, иногда даже возникают магнитные бури. Каждая  клеточка нашего мозга- тоже магнит, диполь(см.школьную физику).Заряд этого диполя возникает раз и навсегда, когда родничок мозга оказывается вне пространства чрева матери, и попадает в сферу действия магнитного влияния окружающих объектов, – происходит «включение» центров подсознания, как своеобразная подстройка к силе этого влияния. И сохраняется в таком режиме вплоть до гибели клетки.
Непреложен факт цикличности изменения режима функции магнитного поля Земли, а знание о структуре этой цикличности позволяет прогнозировать тот самый психотип, о котором идет речь.
Итак, формирование сферы потребностей, как отражение нормативов функционирования организма человека, зависит от параметров психотипа. В приведенном примере с ослабленным (в силу энергетического психотипа) желудком, человек будет постоянно «перебарщивать» со специями и солью – подстегивать свой «вялый» желудок. И ему этот перебор – только на пользу, в то время как у человека с нормально-функционирующим желудком подобная тактика предпочтений вызовет раздражение слизистой, а у того, кто родился с чересчур сильным желудком (перебор троек в матрице рождения), избыток соли и специй в пище может вызвать гастрит или язву. Приоритет в формировании сферы предпочтений принадлежит часу рождения – это основа энергетики и, соответственно, режима функциональности, определяющего индивидуальную норму. Подробнее о влиянии часа рождения см.в книжках списка, приведенного на обложке, или в интернете.«Для чего мне все эти премудрости?- спросите вы- дайте конкретный совет, как быть здоровым (варианты: как исправить поведение ребенка, мужа, свекрови…)» Подобный настрой противоречит основным принципам здоровья:
Быть честным и быть ответственным. Это значит, что любители перекладывать ответственность за свои проблемы на плечи других специалистов – врачей, педагогов, аптекарей и пр.- могут привычно обращаться «за здоровьем» в аптеку, где с удовольствием удовлетворят «любой каприз за ваши деньги»
Быть честным, чтобы быть здоровым обозначает лишь то, что вы не ищете оправданий или объяснений тому, что вас не устраивает в состоянии вашего организма, а отдаете себе отчет, что нарушение – это то, чего быть не должно.

Быть ответственным. Следуя этому принципу, вы сами считаете себя ответственным за свое здоровье, не назначая виноватых и тех, кто вам «должен» исправить неполадки. Это не означает, что вы категорически отказываетесь от помощи со стороны – например, врачей, природных средств регуляции, диеты и т.п. Это означает, что вы понимаете, что вам необходимо на данный момент и знаете, где это взять. И в случае недостаточного эффекта не обвиняете кого-то в неудаче, а размышляете, отчего не заладилось лечение, что упущено, как поправить…
Пример: одна моя пациентка обратилась за советом по поводу изматывающей бессонницы – поверхностный, неглубокий сон, мучительное ожидание утра, разбитость во всем теле, плохое настроение, еще и букет вялотекущих заболеваний. В ходе опроса выяснилось, что проблемы с бессонницей во многом определяются, как часто бывает, нарушением организации режима организации сна. Женщина замужем и делит ложе с супругом, большим любителем почитать на ночь, который гасит свет за полночь, в то время как у моей пациентки, «жаворонка» по натуре, глаза начинают слипаться уже к 21-00. И она могла бы заснуть в это время сама без снотворных и бесконечного пересчета стада овец или слонов, но ей, человеку чувствительному, мешает свет прикроватного светильника. Ее просьба к мужу о более раннем отхождении ко сну, вызвала бурный протест – как всякий «хозяин курятника», он безапелляционно заявил, что ложиться спать «с курами»-это глупость, он имеет право на то, чтобы укладываться спать тогда, когда сам захочет, и его занятие чтением никому не мешает – одним словом, «шиш тебе, дорогая, это моя территория, и твои капризы здесь неуместны»-довольно часто эгоист оперирует понятиями, очевидными и непререкаемыми для него самого, хотя, по сути, они таковыми не являются.
При этом муж, человек с другим режимом функционирования, спокойно засыпает тогда, когда ему удобно, а жена, перетерпев свое время засыпания до полуночи, встречает очередную мучительно-бессонную ночь, коротая ее в бесплодных попытках «убить время» до утра. Женщина, признав  «правоту»  мужа,(действительно, его право читать -разве это недостаток? Да и для мужчины 21-00 детское время) перенесла ответственность на абстрактного врага – бессонницу, и начала борьбу с «тенью»: как не ударь, все мимо.
А ведь выход, с точки зрения человека здравомыслящего, прост- надо лишь задать себе ряд вопросов и ЧЕСТНО на них ответить:
Почему жена принимает аргументы мужа? Потому что он прав с точки зрения социального стереотипа – «супружеское ложе непременно одно на двоих» (кстати, стереотип плебейский, аристократы никогда не устраивали «общежития» из места для отдыха, не только кровати, но и спальни у каждого из супругов были собственные).Стереотипное (принятое, а не от потребности) восприятие жизни нечестно, на Востоке подобное отношение называется
 ОМРАЧЕННОСТЬЮ, ведущей к болезни.
Взглянуть на реальность под другим (менее привычным, общепринятым) углом  зрения, это значит, сделать первый шаг к выздоровлению. Как ни парадоксально, но уговорить мужа переорганизовать условия вечернего чтения оказалось гораздо проще, чем убедить жену, что ее потребности и требования правомочны. Для заинтересовавшихся этой историей: она завершилась (или продолжилась?) вполне счастливо.
Семья решилась на компромисс – муж получил в свое распоряжение целую комнату, гордо именуемую отныне «кабинетом», куда была приобретена удобная софа, на которой он мог возлежать с книжкой в руках, и даже, при желании, «заночевывать».
Женщина получила возможность засыпать в том режиме и в тех условиях, которые соответствуют ее энергетике и психотипу (представляю, насколько облегченно вздохнул ее организм!). Более того, поскольку и она так же как муж, завзятая «книгочея», наконец-то она сама могла читать тогда, когда, отдохнувшая за ночь, проснувшись в 4-5 утра (человеку, засыпающему в 21-00 7-8 часов сна вполне достаточно, чтобы отдохнуть, проснувшись в такую рань) Она теперь может себе позволить то, что ранее было невозможно: с чашечкой кофе в постели, полистать книгу, подготовиться к семинару или лекции (она преподаватель).
Исчез повод для раздражения по утрам, улучшились взаимоотношения супругов и даже в сексуальных контактах наступил «ренессанс»-с увеличением расстояния между супругами, исчезли некоторые взаимные претензии к физиологическим особенностям друг друга. Они престали друг друга раздражать. Что мешало этим людям сделать это раньше?
Ответ очевиден.
Второй принцип сохранения здоровья – готовность и умение взять на себя ответственность за все происходящее с самим собою. «вы врач, -часто говорят мне в ответ на эту фразу- вы больше знаете». Помилуйте, дорогие мои, как я могу про вас лично знать больше, чем вы сами?! Если иметь в виду знания, обеспеченные уровнем специального образования, - это знание закономерностей  мироустройства человеческого организма, как отражения мироустройства в целом. И  я всегда готова поделиться с вами этими знаниями, для того, чтобы вы могли подтвердить то, что вы и так про себя знаете, – ведь вся официальная наука о Человеке построена на житейско-бытовом опыте человечества. Неумение, нежелание, неготовность доверять себе в получении знаний о себе, любимом, - это завуалированное желание переложить ответственность на чужие плечи (кстати, в случае неудачи можно почувствовать собственную значимость, присвоив право осудить).
Поэтому личная ответственность за то, что происходит с вами и вашим организмом – гарантия умения руководить своим здоровьем. Когда знаешь, что происходит, и готов ответственно отнестись к руководству ситуацией, – совсем несложно подобрать «инструмент» саморегуляции, разработать систему оздоровления и поддержания определенного уровня здоровья, соответствующего возрастной и индивидуальной норме, выбрав оптимальный набор средств – будь это травы, диеты, соки, минералотерапия, спа-средства, цигун, аюрведа, йога и пр.
Третий принцип воздействия на свой организм с целью оздоровления – лечение должно приносить удовлетворение, поддерживать позитивный эмоциональный тонус. Те, кто доверяет только «силовым» методам лечения - болезненные, тягостные процедуры, горькие лекарства- кто привык себя «ломать», как правило, излечивая одну хворь, тут же получает «бонус»-побочный эффект, и новый повод для самоистязания лечением. Болезнь – не кара извне (от Судьбы, от Бога, от сглаза и пр.), она – часть вашей сущности, борясь с болезнью, ты борешься сам собою. Победителя в такой борьбе не бывает.Понять себя – честно и ответственно проанализировать актуальный статус своего здоровья, как индикатор отношения к жизни в целом, сделать правильные выводы. Один из способов, позволяющих «понять себя», - метод психотерапевтической метафоры.
На первом этапе работы с этим методом:
1.Создание виртуальной картинки внутреннего пространства собственного организма, как компьютерной игры, квеста, где властью вашего воображения живут и взаимодействуют персонажи, символически отражающие состояние органов жизнеобеспечения организма. Каждый штрих их портрета, как «внешности», так и «психологических особенностей», отражает состояние здоровья того или иного органа. Имеет значение возраст (как степень износа, растраты потенциала силы и устойчивости к болезни) Имя, отчество, фамилия, социальный и профессиональный статус, семейное положение – часто это очень прозрачный код информации о состоянии реального органа или системы.
2. установление контакта вашего внутреннего Я, отражающего «Я-концепцию» вашей личности, - собственно, того, кем вы себя считаете, осознаете, и созданных вами персонажей – этакий «опрос мнений», «разговор по душам» – все это может помочь расширить степень вашей компетенции о реальных нуждах вашего организма.
На этапе расшифровки символов имеет значение каждая мелочь. Пример из практики: и снова о Желудке. Персонаж-символ этого органа у одного из пациентов был представлен в роли офис-менеджера, которого постоянно душит галстук («у него на работе- дресскод»).Причем, галстук был красного цвета. При анализе мы с ним пришли к выводу, что красный галстук ассоциируется с красным пионерским галстуком, законами пионерской организации: «Пионер-всем ребятам пример». Одна из рабочих версий расшифровки символической картины – причина частых желудочных спазмов (удушье-это спазм) –« синдром отличника», склонность делать все лучше всех, перфекционизм. Пациент не прощал себе слабости, не допускал права на ошибку, – отказ «переваривать» неудачи (принимать, прощать себя). Как видно из этого примера, годами мы накапливаем опыт подавления своих истинных потребностей, находя все больше оправдания тому, чтобы ничего не менять.-«шоры» на глазах все больше, омраченность – все гуще. После  того, как моему пациенту, человеку далекому от медицины, ранее абстрактный, а отныне вполне родной желудок представился конкретным человеком, страдания которого реальны, а причина- очевидна (амбиции), стало ясно, что отныне «совесть не позволит»(его собственные слова) так безрассудно расточать собственное здоровье.
То есть, уяснив, что подчас наше подчинение социальным и личностным штампам подтачивает здоровье, мужчина пришел  к выводу, что стоит пересмотреть систему ценностей, и возможно организовать свой образ жизни более разумно. Сейчас он сам практикует ПТМ, жену обучил. Иногда  мы перезваниваемся – он сменил работу, теперь она не связана с карьерными рывками. Зато он сам построил дом, посадил сад, растит сына. Недавно я поинтересовалась, как там, в его внутренней реальности поживает его «пионер-всем ребятам пример». Мы посмеялись, ответ меня порадовал: персонаж, который когда-то познакомил нас (желудок), теперь «носит свободные джемпера и футболки». Он « тренирует детскую футбольную команду». То есть реальный желудок активен (как и положено), спортивен (значит здоров). Позитивность этого образа – залог здоровья.
Ну а теперь, как я и обещала:
Глава 3 Метод психосоматической метафоры в действии, или «Дом, который живет во мне»(дневник одной моей клиентки)
Немного предистории: женщина 47 лет обратилась ко мне как к психологу, имеющему врачебное образование, по поводу страха перед операцией. Как  часто бывает у наших русских женщин (Россия на первом месте в мире по количеству подобных случаев), у моей клиентки был диагностировано онкологическое заболевание матки. Страх, который она испытывала, был связан не столько с возможной болью и даже не с самим диагнозом или прогнозом болезни (как всякая оптимистка, она до конца не принимала эту информацию) – она выразила причину страха следующим образом: «Не могу себе представить, что кто-то или что-то внедрится в меня, будет хозяйничать там, внутри». Не стану вдаваться в комментарии, которыми щедро разразился бы психоаналитик или сексолог (кстати, относительно предпосылок возникновения именно в этой сфере и именно этого диагноза, они были бы правы: и диагноз, и локализация болезни, и сам характер страха проникновения – результат проблемы, сформированной в детстве, как впрочем, почти все проблемы и их комплексы).Моя задача, как психолога, была обозначена рамками запроса: научить клиентку управлять своим страхом, контролировать его. Я поинтересовалась, как у нее с воображением (чтобы использовать прием визуализации). Как представитель творческой профессии, она уверила меня, что в этой сфере у нее все в
в порядке. Я познакомила ее с основами эмоционально-образной терапии и ее возможностями, рассказала о методе ПТМ. Мое предложение ее заинтересовало, и мы приступили к работе. Вначале мы определились с психотипом моей клиентки (назовем ее Марией) и оценим ресурсы. Сочетание даты рождения (Скорпион, стихия Воды) и часа рождения (11-40; час Лошади\Льва, стихия Огня), а также группы крови (А, вторая-усиливающая в организме стихию Дерева), позволяет сделать вывод, что организм Марии обладает огромным потенциалом к регенерации (восстановлению тканей): Вода питает Дерево, Дерево питает Огонь -  очень гармоничное сочетание энергий. При этом, как у Скорпиона по рождению, у нее слабые почки и половая сфера, а по часу рождения – сердце. Значит, Мария – человек эмоциональный и чувствительный, остро переживающий обиду (сердце) и страх (почки). Такие люди склонны накапливать обиды. Это про них когда-то сказал мудрец: «Обида – как гвоздь, который мы вбиваем в душу близкого человека. Даже если потом мы его вытащим, принося извинения, дыра от гвоздя  остается на всю жизнь». Кроме того, рожденные в час Лошади «без пары не живут», их приоритеты- партнерство, деторождение, семейные ценности. Значит, «ахиллесова пята» Марии – ее отношения с партнером, большая чувствительность к понятиям «верность, преданность». Все мои версии клиентка подтвердила и даже не смогла сдержать слез, - давние и недавние обиды дали о себе знать. Рожденная в год Огненного Петуха, Мария – человек правил и законности, что позволило надеяться, что наша работа может быть успешной и пройти в сжатые сроки.Сама работа в рамках метода ПТМ строилась с обязательным выполнением психотехники ведения дневника самонаблюдения – Мария записывала то, что рождало ее воображение и анализировала характер образов и символов, как отражение скрытых потребностей, а я помогала ей с расшифровкой символов и разработкой рабочих версий.
Полностью весь дневник я приводить не буду, но с некоторыми, на мой взгляд, интересными  фрагментами предлагаю ознакомиться.
«26 марта. До операции 2 месяца и 11 дней. По совету М.П. (это я. Комментарий автора), попробую «встретиться» со своей многострадальной маткой. Написала – и захотелось истерически захохотать: хорошо, что кроме меня этого никто не прочтет – бред какой-то»
(сработала психологическая защита –коммент. автора)
«28 марта: «ну, коли уж обещала М.П., попробую выполнить Итак, мой организм – это дом…А если эту ситуацию проиграть как театральную постановку? Предположим, я как режиссер, должна поставить спектакль в стиле андеграунд «Дом, который живет внутри меня». Какие типажи я пригласила бы на роли «жильцов»? Для начала я должна этот дом представить.(Мария начала игру, и ей стало легче- защита ослабла, ведь ситуация игры разрешает выход за рамки здравого смысла - коммент. автора). ДОМ…Он какой? Та-ак…ну, во-первых, он стоит на Приморском бульваре в городе у моря, похожем на все приморские города, которые я видела. Как  я люблю море! Отвлеклась. Дом стоит на Приморском бульваре, моря не видно, но оно где-то недалеко – его слышно и пахнет: немножко рыбкой, сыростью, свежим огурцом – это северное море, теплое так не пахнет…»(Мария все время отвлекается-необычность работы, видимо, не дает сосредоточиться-коммент. автора). «Дом трехэтажный, не очень новый, фасад, не мешало бы, отремонтировать, хотя бы косметически. Очень грязно у подъезда – мусор какой-то, шелуха, много бумажек» (работа Марии на тот момент была связана с оформлением множества деловых бумаг, сию-минутного значения и суетным общением – комментарий самой Марии).
«29 марта: первый этаж, вернее, цокольный, занимает квартира дворничихи. Она татарка, очень неухоженная женщина неопределенного возраста, в мешковатой серой одежде. Она вдова, ее зовут Фатима Сигизмундовна (?!!!!-комментарий самой Марии). У нее двое детей- мальчики, оба тихие, болезненные, тревожные. Фатима крутится по работе целый день, очень устает, но при этом результат ее труда не заметен, потому что остальные жильцы дома не  соблюдают чистоту. Еще у нее есть дочь Татьяна, которую она прячет в комнате с решетками – у девочки дебилизм, и единственное, на чем сосредоточены ее потребности – сексуальность. Фатима боится, что кто-нибудь может этим воспользоваться и обидеть дочку»
Примечание автора: проанализируем то, что нам уже известно из содержания виртуальной картинки, «нарисованной» воображением клиентки. Итак, Мария разместила свой Дом в приморском городе. Атмосфера  любого города у моря определяется климатом и особенностями местных жителей – нестабильность погодных условий и добродушие горожан.
Это черты психотипа самой Марии: тяга к смене впечатлений, развлечениям (море всегда ассоциируется с курортом, отпуском), ее поправка «море северное» выявляет некое противоречие – живущие у северных морей рождаются с характерами нордическими, волевыми, аскетичными. Это говорит о склонности Марии к самоограничению. Версия о постоянном внутреннем конфликте: «хочу или имею право?»- причина частой нестабильности в настроении Марии. Далее: обратили внимание, что «фасад» дома требует ремонта? Мне даже комментировать не пришлось это высказывание – Мария, уже вошедшая во вкус анализа своего «спектакля», даже засмеялась от прямоты намека на реальность: «ну, конечно, если ДОМ – организм, то фасаду в 47 лет не помешает хотя бы косметический ремонт!» Грязь окружающего дом пространства символически отражает обстановку на работе, – это же внешний контур, не входящий в понятие внутреннего пространства, но часто влияющий на его состояние. Теперь о самом важном- о жильцах дома. Не случайно первый из персонажей – дворничиха Фатима (о специфике имени – чуть позже). «У кого что болит – тот про то и говорит» - « неопрятная дворничиха» это матка, проблемный орган. Мария – женщина из русской семьи, видит часть своего физического Я, как нечто инородное (татарка Фатима). Даже выбор национальности не случаен – «хуже татарина…только незваный гость»-так эхом отдается в нашем подсознании отношение к 200-летнему игу. А вот отчество – неожиданность. Расшифровать выбор поможет ассоциативный ряд – с этим понятием и вы, читатель, и Мария уже знакомы. Вот ее ассоциации, связанные с этим словом: «Сигизмунд-Польша-костел-католицизм-Дева Мария-непорочное зачатие-обет безбрачия-целибат (отказ от сексуальных отношений)»…Стоп! Вот и ключ к ларчику-применительно к органу, состояние которого мы исследуем, подобные ассоциации навязаны, скорей всего, родительским воспитанием, формируют конфликтную ситуацию несоответствия – матка в организме орган деторождения, невозможного без зачатия, а зачатие ( ЭКО в пробирке - не в счет) невозможно без соития. А факт соития еще в детстве объявлен «вне закона». Кстати, выбор имени для матки («Фатима»тюркс.-отлученная от груди,-иранск. «светлоликая») предполагает отрицание того, что сравнимо с «молоком»- мужского семени. Подобное противоречие должно рождать подсознательный, подавляемый самой женщиной,
протест на протяжении всех ситуаций «исполнения супружеского долга». Мария подтверждает мою версию, хотя и безмерно удивлена. Она вспоминает, что при отказе мужу в сексуальном контакте  всегда испытывала противоречивые чувства: с одной стороны – чувство вины, с другой- облегчения. Отчество, это второе имя, оберег со стороны отца – Сигизмунд (др.герм) означает «защита, победитель».
Значит, выбранные Марией имена для своего проблемного органа напрямую отражают ее подсознательное отношение к нему – матка это колыбель новой жизни, защищающая и защищенная. Но выполнять в полной мере свою функцию не способна, т.к. действует жесткий запрет на проникновение (см. трактовку запроса Марии – страх проникновения внутрь. Этот страх не только оперативного вмешательства, но и сексуальных контактов). Поэтому ее организм «запечатал» матку – на шейке матки возникло онкообразование, «повесил замок». Неухоженность, подавленная женственность «дворничихи Фатимы» (кстати, этот орган действительно участвует в очищении организма, «выметая» шлаки как на физическом – менструация, так и на энергетическом, во время оргазма, уровнях.) Ее нелегкая судьба (вдова, как женщина лишенная мужской поддержки в жизни, недостаток энергии Ян), неинтересная и непродуктивная работа – ощущение полной безнадеги и беспросветности. Да еще двое слабых и больных детей на руках (по мнению Марии – это яичники, на фоне климактерических изменений реально вялые и слабые функционально). Полный отказ от сексуальных контактов из-за диагноза (комната с решетками, где изолирована умственно-неполноценная дочь Фатимы – в своем воображении Мария лишила ее человеческого сознания, поскольку, смущаясь, сообщила, что Татьяна, дочь Фатимы – это ее восприятие собственного влагалища).При ассоциации этого имени определяющее значение имеет не общепризнанное значение имени, а отношение самой Марии – «для меня это имя как-то связано со словом тать -враг, чужой, звероподобный». Даже комментарии излишни- подсознательная установка запрета на интим, заложенная в детстве, особенно ярко проявляется по отношению к этой части тела-«держи под замком, в клетке, порочно, животная страсть» и т.д. «Что же делать? – спросила меня Мария при очередном отчете по телефону – я уже чувствую, что виновата перед этой несчастной Фатимой и ее детьми.
Как помочь?»
 «А кто ей будет помогать? Кто лично ты, твое сознательное Я, в этом доме? Выбери себе роль» - потому что игра есть игра – в ней все  по-честному: образ виртуальный, но взаимодействие с ним должно быть реальным. Например, как можно поговорить с вирусом, который сидит на эритроците? Нужно стать одного с ним размера. Так и в этом методе -  ваше Я, ваша личность тоже должна стать виртуальным персонажем. Мария выбрала роль семейного доктора: этакого доброго Айболита, который знаком со всеми жильцами практически с их рождения, с мнением которого все считаются, уважают, прислушиваются. Он не заставляет, он предлагает, советует. Мария описала его внешность, характер, манеру разговора и т.п.- это была она сама, и в то же время, не совсем она- выбранный образ отражал ее стремление помогать другим, оставаясь в стороне. В своем желании изменить жизнь Фатимы к лучшему, Мария описывала беседы Дворничихи и Доктора, представляла, как Доктор ходатайствует за Фатиму и ее детей в разных инстанциях, призывает жильцов помогать ей в уходе за порядком в доме, «выбивает» для ее детей поездку в санаторий, а потом – устройство в кадетский класс, уговаривает женщину заняться собственной внешностью и организовать свободное время занятиями «для души»…
Я откровенно радовалась столь прицельному вниманию Марии к той части тела, потребности которой подавлялись годами, которая копила мусор обид на мужа и стыда перед памятью собственной мамы, приложившей немало усилий, чтобы внушить дочери, что «испытывать оргазм или вообще какое-либо удовольствие от сексуальной близости, это аморально и недостойно для порядочной женщины»(ведь секса в СССР не было!). Профессиональное удовлетворение возникало еще и потому, что я точно знала: чем больше мы уделяем внимания больному органу, тем быстрее проявится его «благодарность», он перестанет болеть. (вспомните, как потираем мы ушибленный локоть, дуем на ранку, «нянчим» больную руку! ). Через месяц в виртуальном пространстве ДОМА Марии произошли коренные изменения:
Она все подробнее представляла, как «появляются строительные леса, начинается ремонт наружной части дома» (в реальности, Мария действительно проконсультировалась с косметологом, сама разработала для себя диету, начала курс очищающих процедур -
воображение-воображением, но уход за телом никто не отменял!), как жильцы проводят собрание и принимают решение «облагородить» подъезд, выбирают ответственных за порядок и чистоту (в это время Мария уже «была накоротке» с другими жильцами виртуального дома, представляя и анализируя персонажи-органы). В ее приморском городе наступило лето, у подъезда больше нет завалов мусора (в жизни это отразилось тем, что Мария перестала выполнять за других работу, стала учиться отказывать навязчивым оппонентам). Фатима, у которой благодаря такой «перестройке» появилось свободное время, однажды надела белую батистовую кофточку (символ чистоты!) и отправилась – еще один казус! – в синагогу…(это стало неожиданностью для самой Марии, но для нас с нею – вполне диагностическим материалом.) Не стану приводить здесь длинный ассоциативный ряд, который возник при анализе нового символа (вы уже знакомы с этим приемом). Расскажу о результате наших совместных размышлений о том, что этот символ значит для самой Марии, и как он может быть связан с ее проблемой. Синагога – храм иудаизма, религии народа, который чадолюбив, и для которого деторождение – великая милость Всевышнего, женщина - носительница принадлежности к нации (национальность ребенка  иудеев определяется по матери), колыбель новой жизни, ее сохранения, а не «сосуд греховный». «Сыновья» Фатимы, поправили здоровье в санатории (Мария, по совету врача, принимала гомеопатические препараты, разрешенные при ее диагнозе, нормализующие функцию яичников в процессе климактерических изменений), поступили в кадетский класс (этот символ тоже не случаен – функция этих органов в системе регуляции здоровья подчинена строгому распорядку- они живут «по уставу», строго регламентируя свою работу). Жизнь бедной дворничихи нормализовалась, она помолодела и внешне преобразилась, познакомилась в синагоге с мужчиной своих лет, и он вовлек ее в занятия духовным вокалом. Затем, в виртуальной беседе с Доктором Фатима сообщила, что выходит замуж, и у нее все хорошо. При анализе этих данных мы пришли к выводу, что энергобаланс в клетках матки восстановлен – избыточное количество энергии Инь (что привело к накоплению клеточной массы) уравновесилось притоком Ян (что было обеспечено адекватной диетой, стимуляцией точек по системе Су-джок, упражнениями Ци-гун, направляющими потоки энергии, принимала чагу).
Уже была вторая половина мая, Мария проходила обследование перед операцией, - и вот, однажды вечером раздался телефонный звонок: плача и смеясь, она взахлеб рассказывала, о том,как на сегодняшнем приеме у врача услышала, что операция ей не нужна, - от ее опухоли на шейке матки не осталось и следа.
Приведенный пример – планомерный и закономерный результат честной и ответственной работы человека со своим организмом. «По вере вашей будет вам дано». Мария поверила – в себя, в метод, - и получила шанс победить страшный диагноз.
К сожалению, столь успешна работа бывает не всегда.
Следовать стереотипам – гораздо легче и привычнее, чем попытка вступить на неосвоенную стезю узнавания себя и своих возможностей.
 «Ой, да лучше не знать! Меньше знаешь – крепче спишь»- эта распространенная  «мудрость» порождена умом лукавым, но ограниченным. Впрочем, «наступает момент, когда каждый из нас у последней черты вспоминает о Боге». И помня библейское «По образу и подобию», пытается найти в себе нового себя, – и тогда все зависит от того, насколько ты честен, ответственен и информирован.Пример. Несколько лет назад ко мне обратилась моя коллега, врач санэпидстанции с нежным именем Нелли.
К сожалению, ее визит пришелся на тот период, когда страшная болезнь уже изрядно обосновалась в ее теле.
Нелли слабела с каждым днем, ей уже требовалась посторонняя помощь, чтобы прийти ко мне.
Как часто бывает, «сапожник без сапог», а про врачей еще можно сказать, что ко многим из них относится  выражение: «многие знания умножают страдания»(особенно в области фармакологии). Пропустив фазу скрытой симптоматики, женщина из-за болей в животе, которые она расценила, как результат погрешности в диете, («наверное,
съела что-нибудь!») начала применять болеутоляющие таблетки, откладывая визит к специалисту и  запустила болезнь. Обследования привели к неутешительному : «надежды почти нет». Впрочем, ее  срочно прооперировали, удалили часть пораженных тканей (чем очень ослабили организм, травма-то какая!), но врачей винить не в чем – они сделали, что должны были сделать. Нелли появилась в моем кабинете по совету кого-то из моих бывших пациентов. Она еще не теряла надежду на чудо.
Я не стала отказывать. Метод ПТМ не имеет противопоказаний, воображение может навредить только мнительным, неуправляемым людям, да и то лишь при создании негативных, разрушающих образов, что невозможно при контроле специалиста. Но при этом я отдавала себе отчет, что Нелли может просто не успеть. Был малюсенький шанс приостановить процесс, чтобы молодой, по сути, организм (38 лет – пора цветения женщины!) начал работу по «растаскиванию мусорных куч», стабилизировал рак.Не буду приводить описание нескольких наших встреч. Нелли честно и добросовестно пыталась работать в рамках ПТМ. Но догматизм консервативно-прагматического мышления врача сработал против нее: она даже не смогла представить целостность своего организма. Ее внутреннее пространство предстало ей, как скопище крестьянских хозяйств, где каждый орган – живет отдельно, ведет свое хозяйство и практически ничего общего не имеет с соседями. Особенность медицинского образования: оно крайне дифференцировано, разделено на системы и специализации. А ведь еще Гиппократ говорил: « нельзя лечить глаз, не излечив при этом всю голову. Нельзя лечить голову, не излечив всего человека».А сама она увидела себя комсомолкой – активисткой, которая бегает между избами и уговаривает жителей вступать в колхоз, а они сопротивляются……Нелли уже нет. Она не успела. Но у многих еще есть время. И хотя метод ПТМ – это не панацея, его применение не исключает и не отменяет того, что необходимо комплексно заботиться о своем организме, тем не менее, умение увидеть, уметь наблюдать, уметь «прочитать» потребность организма или конкретной его части, расшифровать символ и найти источник удовлетворения этой потребности – это значит стать лекарем и знахарем самому себе. Лекарь – поправляющий здоровье, «лекарить» - поправлять (сравните «лекало»-образец). «Знахарь»-от слова «знать», человек знающий, то есть информированный.
Вместо послесловия
Итак, что может помочь эффекту выздоровления при работе с ПТМ?
 Во-первых, знание основного постулата о том, что здоровье – это динамическое равновесие соответствия нормативному уровню и типу энергетики органов и систем. Напомню, что полые органы относятся к Ян-типу (активные), плотные органы – Инь-тип (пассивные)- см таблицу 1 в тексте книжки.
Если визуализируется «персонаж», символизирующий полый орган (например, тонкий кишечник), как типаж мужского пола – это нормально, если нет – отклонение.
При этом необходимо учитывать индивидуальную норму активности: если человек, с которым работаем, родился в час активности полого органа (например, тонкого кишечника, как в вышеприведенном примере,- с 13-00 до 15-00), то этот орган, по определению, ослаблен и может быть представлен соответствующим типажом.
Во-вторых, знание того, что баланс энергии достижим произвольно с помощью «носителей» разных типов энергии (см. таблицу 2 в тексте книги: «холодная» пища- увеличивает Инь, « горячая» - Ян. При  этом термический разогрев тоже увеличивает Ян-баланс. Например, холодное молоко – носитель Инь в большей степени, чем горячее)
«Носители» энергии окружают нас повсеместно – деревья, минералы, пища, травы, животные, вода, солнечный свет…Таблетки и прочие лекарства – очень мощные энергонакопители, поэтому при их применении очень сложно рассчитать баланс –рекомендованные инструкции очень усредненные, поэтому «одно лечим – другое калечим».
Влиять на баланс энергий возможно с помощью стимуляции или релаксации биоактивных точек – метод су-джок и рефлексотерапии; при размеренных плавных движений, направляющих энергетические потоки, «омывающие» тело и фиксированных поз (гимнастика Ци-гун) или определенных позиций кистей рук (мудры).
Я уже упоминала чагу, которую принимала Мария. Подробнее об этом средстве: чага- это нарост на березе, который возникает, когда у березы начинается фито-рак (да-да, и деревья болеют онкологией!). Береза начинает борьбу с «опухолью», вырабатывает антитела-они накапливаются в наросте, который называют чага. Это бугристое, бурое образование, оранжевое или охряное на срезе. Чага-
мощный онко-протектор. Ее прием тормозит развитие атипичных клеток – они теряют активность. Она не лечит рак, она его сдерживает и позволяет иммунным клеткам справиться с новообразованием.
   Народы Камчатки и Севера используют чагу как продукт питания – вместо чая. Ее просто заваривают и принимают  напиток, весьма приятный на вкус, – отдаленно напоминающий заменитель кофе (кофейный напиток «Колос»). В аптеках продается препарат «Бефунгин» -это вытяжка из природного сырья чаги, его маркируют как БАД, он продается без рецепта, побочных эффектов не имеет. Обладает слабым вяжущим эффектом.
Таежники промывают отваром чаги раны – они заживают быстрее. То есть чага обладает примерно тем же действием, что и «мертвая вода» в сказках – восстанавливает целостность, заживляет.
Это эффект восстановления Инь-баланса.
Различные адаптогены (элеутерококк, жень-шень, аралия, кофе и пр.) увеличивают тонус, восстанавливают силу, увеличивают активность – эффект Ян-баланса, «живая вода».
Приведенное выше описание – лишь один из многочисленных примеров того, как можно и нужно осознанно регулировать потребности собственного организма.
Прислушайтесь к себе – ответ всегда готов.


Рецензии