Ты - не Рыбников

Начало этого рассказа будет немного грустным. Как в общем-то и вся наша жизнь. Хочется немножко побрюзжать.
Современная молодежь, как известно, выходить замуж или жениться, а уж тем более заводить детей, не торопится. Думаю, все то же «тлетворное влияние Запада». Там это уже все давно в порядке вещей. А у нас только начинается.
Потому что сначала надо получить образование, потом «найти свое место в жизни», затем «сделать карьеру», далее – «пожить для себя», а уж там… может быть… ну, никак не раньше тридцати.
Они, эти юные мудрецы, «тридцать, не раньше» повторяют, как мантру, и дальше машут ладошками куда-то в туманную даль старости. Для них, двадцатилетних, тридцать – конец географии. Некий неизбежный тридцатилетний финал, когда уже всего добился, все от жизни урвал по полной и можно вальяжно исполнить свой демографический долг.
И вот они «ищут свое место в жизни», учатся на каких-нибудь сисадминов, потом делают свою искрометную сисадмячью карьеру в офисе, похожем на морг с восставшими из ада, где, говоря по-нашему, мухи дохнут от корпоративно-компьютерной скуки, «живут для себя» в виде какого-нибудь испанского пляжа, заминированного глянцевыми туристическими телесами.
А потом приходят заветные «тридцать», плавно переходящие в неясные «тридцать пять», «сорок», «сорок пять»…
Какие-то вялые имитации романов в стиле брачующихся котов.
Жалобы на то, что «настоящих мужиков не осталось» или что «нормальные бабы перевелись». Далее следует уже настоящая старость. Нудное, как реклама лекарств, одиночество. А затем, как оптимистически выражались во дворе моего детства,  наступают «судороги, понос, смерть».
Вместо «судорог» можно поставить «ипотеку». Вместо «поноса» –  «выплату по процентам», и мало что изменится в этой жизни.
Я, кончено, несколько забегаю вперед. Но схема-то в целом верная. Происходит какое-то тотальное увядание здоровых человеческих инстинктов.
Бывает, разумеется, что, действительно, жизнь у кого-то не складывается по объективным причинам. Бывает невезение. Но, извините меня, рукотворных одиночеств все-таки в мире на прядок больше.
На этом печальная преамбула завершена.
Потому что существуют приятные исключения из этого правила.
Несколько лет назад я стал свидетелем очень редкого явления в наши дни – студенческой свадьбы. Поженились мои – как раз немного больше, чем двадцатилетние – студенты. Коля Мясников и Лена Сапега, ставшая Мясниковой. Роман был бурный, свадьба – широкая. И я там был, джин-бренди пил, в рот текло, на усы не попало.
Далее Коля и Лена окончили университет и я их утерял из зоны видимости.
А недавно мне о них рассказали вот такую историю. Пересказываю, как могу.
Дело в том, что Коля и Лена, несмотря на их ранний брак, во всем остальном – типичная современная молодежь. Смотрят современные американские фильмы, слушают современную американскую музыку, ходят в ночные клубы и все такое. Спроси их, кто такой, скажем, Муслим Магомаев или Евгений Евстигнеев, - разведут руками.
- Смотрели вы «Любовь и голуби»?
- Это Спайк Джонс или Лукас Мудиссон?
- Сам ты Мудиссон… Это Владимир Валентинович Меньшов.
- Без понятия.
- «Москва слезам не верит» знаешь?
- Слышал.
- Смотрел?
- Нет.
- Он же Оскар получил.
- Без понятия.
Про Гайдая они более-менее знают, ну, про «Иронию судьбы». Про «Семнадцать мгновений…» тоже слышали, но, конечно, не смотрели. Потому что пока Штирлиц курит и молча смотрит на свою жену, можно успеть переписаться со ста пятьюдесятью френдами в фэйсбуке. А уж «Летят журавли» или «Адъютант его превосходительства» - это наскальная живопись эпохи палеолита. Юрский период. Когда не было гаджетов и все пели хором за столом.
После университета Коля Мясников устроился сакраментальным сисадмином на какую-то фирму, которая занимается мониторингом рейтинга рейтинговых агентств. Мой юрско-палеолитический мозг все это не понимает. То есть получается, что существуют агентства, которые составляют рейтинги фирм. Так? Так. А есть агентства, которые составляют рейтинги агентств, составляющих рейтинги фирм. Так? Опять так. А почему бы не быть агентствам, которые составляют рейтинги агентств, составляющим рейтинги агентств, составляющих рейтинги фирм? И так до бесконечности. Даже не знаю, на что больше похоже, на «дом, который построил Джек» или на «у попа была собака».
Так или иначе, Коля ударно трудится на фирме «У попа была собака», а Лена устроилась преподавателем русского языка для иностранцев. Это профессия более или менее понятная и хорошо мне знакомая.
И вот однажды в Ленину группу попал один американский аспирант из Питтсбурга по имени Майкл. Симпатичный такой, сидящий, как и большинство американцев, на антидепрессантах. В очках, чем-то похожий на заторможенного Знайку.   
Однажды после занятий Майкл подошел к Лене и спросил:
- Извините, teacher Лена, если это можно, я желаю консультировать у вам… Можно?
- Конечно, Майкл.
- Дело в том, что я изучаю исследовать советское кино пятьдесят-шестьдесятых лет. Прошлый век. Я пишу диссертаций этой темы. Вы, конечно, teacher Лена, в курсе култОвая картина пятьдесят-шестьдесятых лет «Девчата». Ок?
Лена, слегка замявшись:
- Нет, Майкл, я не смотрела…
- Уау, странное дело… Я был sure, что это култОвая картина на весь постсовтеский пространств… Ок! Там есть такой реплик… э-э-э… моумент…
Майкл порылся в тетрадке. Вот: «В стОловой и в банЕ все рАвны». Я не очень хорошо понимаю. Почему все рАвны именно в этих двух заведений? Это особый русский ментэлити? Почему не в … стадион или … магазин, там, автобус?
- Ну, это шутка, Майкл… Это просто смешно!
- Да? Я не понял этот юмор. У всякой шутки есть объяснений.
Лена задумалась. А действительно, как объяснить, почему «в столовой и в бане все равны» - это смешно? Потому что либо голые, либо жрут?
- Тут еще много разное, - продоложил Майкл. – Например, вот: «может, я-и-шЕнки или за пивОм сбегать?» Что такое «яишЕнка».
- ЯИшенка, яичница, жареные яйца - вот что это значит.
- Уау. А какая связь яйцо и пиво? Это закуска? Тогда почему «или»?
- М-м-м… Да никакой связи, просто весело.
Майкл, чуть подумав:
- «Прикол»?
- Ну да, прикол.
- Это… как это… «качает»?
- Ну да.
- Уау... Там еще есть… «Ксан Ксаныч». Что это есть?
- Александр Александрович.
- Уау. «Ксан» - это короткий «Алекзэндр»?
- Ну да, можно и «Сан Саныч».
- «Ан Аныч» нельзя?
- Нет. «Лексан Лексаныч» можно. Или как в диалектах «Ляксан Ляксаныч»
- Уау! Это… Как это? Полный «бардак» и «беспредел».
Майкл аккуратно записал что-то в тетрадке. А вот еще: «Спешу и падаЮ». Я не абсолютно понял. Он «Спешит» или «падаЕт»? Если «падаЕт», то уже не «спешит». Это just логика.
- Нет тут никакой логики. Это смешно… Ирония.
- Странная ирония. Ненормално.
- Ну, он хочет сказать, что он, Майкл, наоборот, никуда спешить не собирается. Ему это на фиг не надо, извините.
- А зачем же тогда «падаЮ»? Можно просто сказать «на фиг не надо, я не буду спешить». И все. Это – нормално.
- Да, нормально. Но не смешно.
- Ок, ладно… Спасибо за консультаций, teacher Лена.
- Не за что, Майкл.
После этого разговора Лене стало как-то неловко. Мало того, что она толком не смогла ответить на вопросы Майкла, но она, как выясняется, еще и не знала, что существует такой фильм. Какой-то там американец из тьмутараканского Питтсбурга знает, а она, Лена Мясникова из Москвы, – нет. Позор.
Придя домой, Лена позвонила совей маме:
- Мам, а ты знаешь фильм «Девчата»?
- Конечно. Чудесный фильм.
- Он… культовый? Да и сейчас…
- Был – еще какой культовый.
- А я вот и не смотрела…
- Ну, Ленок, зря. Отличный фильм. С Николаем Рыбниковым.
Лена чуть-чуть подумав:
- Рыбников – это актер?
Последовал вздох с той стороны трубки:
- Да, Ленок, актер. Отличный актер… Какие же все-таки вы темные…
Лена тут же залезла в интернет и стала смотреть фильм «Девчата».
С этого момента в доме Мясниковых началось что-то странное. Никак не поддающееся объяснению в современных средствах массовой информации.
Лена Мясникова, в девичестве Сапега, стала фанаткой Николая Рыбникова, звезды советского кино 50-60-ых годов, и фильмов с его участием. Можно даже сказать, что Лена просто влюбилась в Рыбникова. «Девчат» она просмотрела раз двадцать, столько же - «Весну на Заречной улице», «Высоту», «Девушку без адреса» и т.д.
И каждый раз со слезами на глазах. Неподдельными. Вроде бы черно-белое советское старье, более чем пятидесятилетней давности, про всяких колхозников и бригадиров, а слёзы – вот они, текут и текут. И текут они не у советской пожилой тети, а у современной молодой «прогрессивной», более чем постсоветской девушки, воспитанной на «Аватаре» с «Титаником», на Джоли с Крузом, на Деппе с Гагой и прочем гламурном фастфуде.
Извините за сентиментальность, прямо как у Толстого про танец Наташи Ростовой: «Где, как, когда всосала в себя из этого русского (меняем на «советского») воздуха, которым она дышала – эта графинечка (меняем на «московская студенточка начала 21 века»), воспитанная эмигранткой-француженкой (легко меняем на «американский кинематограф»), этот дух, откуда взяла она эти приемы…?»
Несчастный сисадмин Коля прямо-таки приревновал Лену к Рыбникову. А Лена, в свою очередь чуть ли не разлюбила «банального» Колю на фоне «великого» Рыбникова.
Как Коля домой с работы вечером ни придет, у Лены включено что-нибудь с Рыбниковым.
- Опять «Высота»! – вздыхает Сергей.
- Да, опять.
- Сколько же можно этот антиквариат смотреть? «Кочегары» какие-то, «плотники-высотники»…
- Сам ты антиквариат. Это же Рыбников!
- Ну и что?
- А то. Рыбников – замечательный актер. Это мой идеал актера и человека… Не то что ты… Извини, конечно.
- Причем  здесь я? – обижается Коля.
- Ты – не Рыбников.
- Нет, я Мясников.
- Вот именно.
- Ну, хорошо… Рыбников – хороший актер. Пусть. И я не Рыбников, а всего лишь Мясников… Ты, кстати, тоже – Мясникова. Дальше что?
- А то. Я все про Рыбникова в интернете узнала. Он и огурцы сам солил, и борщ варил, и пельмени лепил…
- И что?
- А то. Такой, казалось бы, популярный, культовый и одновременно такой простой, настоящий! Понимаешь? Ты вот – культовый актер?
- Нет, - пробурчал Коля. – У меня другая профессия. Я – системный адимистратор.
- А ты, системный администратор, борщ умеешь варить?
- Нет. Мне некогда борщ варить. У меня другие проблемы.
- А он умеет. И у него нет проблем.
- «Умел», а не «умеет». Он же умер давно, этот твой Рыбников.
- Это неважно. Искусство – бессмертно! – прослезилась Лена.
- Ты бы хоть, Лен, каким-нибудь современным актером увлеклась… А то прям неприлично.
- Каким?
- Например, Киану Ривзом. Хороший актер. Мне лично нравится. Я бы тебя в его фанатизме поддержал.
- А Киану Ривз огурцы солить умеет?
- Не думаю.
- И Бред Питт не умеет. А все они вместе целым Голливудом хоть одну пельменину слепить смогут? Нет, Коль, не смогут. Они только, Коль, по красным дорожкам ходить умеют. К тому же, Коль, каждый год – с новой женой, сволочи. Не равняйся на них, Коль. Вот наш Рыбников, Коль, всю свою недолгую жизнь преданно, Коль, любил только одну женщину- Аллу, Коль, Ларионову. Ее там относительно него заворачивало, ну и фиг с ней. А он ее всю жизнь, Коль, - одну любил… Понимаешь?.. Одну-единственную. И играл гениально. И пел так душевно. И, Коль, огурцы, и борщ… И все для нее, для нее… - Лена заплакала.   
- Ты что, Лен, с ума сошла? – неподдельно изумился и даже испугался Коля. – Ничего не понимаю.
- И не поймешь – зарыдала Лена, - потому что ты – не Рыбников.
Несколько дней в доме Коли и Лены было довольно напряженно-тоскливо. Висело что-то тревожное в атмосфере квартиры.
Но вот Лена однажды вечером подошла к Коле, обняла его, положила ему голову на плечо и сказала:
- Ты меня извини, Коль.
- Да ладно.
- Это ничего, что ты не Рыбников. Мясников – это тоже круто. Мы ведь с тобой одной крови, Мясниковской, ты и я?
- Угу…
- Просто действительно, очень уж эти фильмы с Рыбниковым хорошие. По-человечески, понимаешь?.. Теплые такие, добрые.
- Угу…
- Сейчас таких нет.
- Угу…
- Давай мы с тобой их вместе все-таки посмотрим, а? Очень тебя прошу, Коль. Тебе понравится, вот увидишь.
- Ладно… Включай своего Селёдкина.
И они вместе просмотрели фильмы с Рыбниковым. И Коля тоже подсел на Рыбникова вместе с Леной. Потому что он «терапийный, после работы успокаивает».
И с тех пор Коля периодически перед субботним ужином спрашивает Лену:
- Ну что, Лен, «Девушку…» или «Весну…»?
- А что мы, Коль, последний раз смотрели? Что-то не помню.
- «Весну…», кажись.
- Тогда давай смотреть «Девушку…»
И они включают «Девушку без адреса» и едят борщ, который в эту субботу сварил Коля. Он принципиально научился варить борщ. Как Рыбников!
А вместе они еще по воскресеньям лепят пельмени. И периодически солят огурцы. Как Рыбников. И еще потому что это терапия, что-нибудь варить, лепить и солить.
И это в двадцать-то с лишним лет. Придут из ночного клуба – и давай лепить пельмени под «О чем я мечтаю, о чем я грущу…». Палеолит какой-то…
Скоро у них родится сын. Пол уже определили. Назовут его Николай Николаевич. Как Рыбникова.


Рецензии
Я никак не могу понять,что этим рассказом хотел показать нам автор. Свой псевдопатриотизм,основанный на ненависти ко всему иностранному и возведению в абсолют всего что только можно? Или же он пытается возвысить для нас наши же животные инстинкты и полностью сломанный,а также в корне неправильный институт семьи? Несомненно,постсоветские фильмы были неплохи,некоторые я бы назвал шедеврами,но говорить,что все фильмы сейчас не сравнятся с теми временами абсолютно глупо. Если брать самого Рыбникова,то в этом рассказе его просто боготворят и ставят выше всех нынешних актеров,действительно,он очень талантливый актер,но времена меняются,одна эпоха сменяет другую,и большинство нынешних актеров все-таки выглядят лучше в плане актерской игры. Взять того же Леонардо Ди Каприо,или же "Не умеющего лепить пельмени и солить огурцы" Бреда Питта. И вот тут вопрос автору насчет Бреда Питта и прочих голливудских актеров: Вы же наверное у них лично спросили,съездили и взяли интервью насчет вопроса о "Пельменях" или же это сугубо ваш предрассудок? Идем дальше. Сами диалоги главных героев.Судя по словам автора,это все происходило на реальных события и эту историю ему поведали и он нам ее пересказывает "как может",но судя по внутренним диалогам складывается два впечатления - Либо же тот,кто поведал эту историю нашему автору, стоял рядом с этой семейной парой и записывал все в блокнотик,либо же все диалоги лишь "влажные" мечты автора об идеальной двадцатилетней семье с миллионом детишек и "истинным патриотизмом" без этих поганых "Американских ценностей".
Человек волен делать то,что он хочет,и если он хочет ознакомиться с постсоветским кинематографом,то всегда пожалуйста,если не хочет,то и пусть,к чему здесь это навязывание? Так что можно сделать вывод,что автор либо же абсолютно слеп,либо же банально не хочет видеть современной картины жизни,поэтому он готов цепляться за все,придумывать все что угодно,лишь бы доказать правоту своих жизненных взглядов. Так что если вы - нормальный человек,то вам должно быть тошно при изучении этого "шедевра"

Влад Миронов   27.08.2017 12:07     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.