Бхагавад-гита всем. комментарии бога. часть 11. гл

БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. КОММЕНТАРИИ БОГА. ЧАСТЬ 11. ГЛАВА 3. СТ. 1-15. ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

ГЛАВА 3. КАРМА-ЙОГА.

1.Арджуна сказал.
О, Джанардана, Ты считаешь, что путь преданного служения Буддхи-йоги выше, чем кармическая деятельность. Так почему же, о, Кешава, Ты вовлекаешь меня в эту ужасную кармическую деятельность.

КОММЕНТАРИЙ:

Кармической деятельностью Арджуна называет принятие участия в сражении, на чем настаивает Бог, приводя Арджуне два вида причин: Это бессмертие или неуязвимость души ( ст.12-30 гл. 2), а также напоминая о религиозном долге Арджуны (ст.31-37 гл.2). Т.е. Воля Бога озвучена однозначно и даются понятные для Арджуны две причины. Но при этом Бог Кришна также однозначно Указывает, как именно надо сражаться (ст. 38 гл.2). Это неизменное требование Бога к выполнению любой деятельности, чтобы она входила в разряд разрешенной и не имела последствий греховной деятельности. Именно этому Бог уделяет, именно этому вопросу очень большое внимание, поясняя Арджуне, как надо выполнять долг, любую работу, с каким умонастроением, чтобы эта работа  не считалась греховной. Отсюда вводится понятие обобщающего порядка на все виды работы – буддхи-йога, то, что переводит работу на уровень духовной практики или преданного служения. Это внутреннее состояние, буддхи-йога, и делает также и работу Арджуны преданным служением, угодным Богу. Таким образом, как должен сражаться Арджуна, что это ему дает в итоге и чем опасен другой путь, что должен понимать и как мыслить - это ему доносит Бог Кришна в ст. 38, 40, 41,42, 43, 44, 45, 46, 47. В ст. 47 гл. 2 Бог Кришна однозначно говорит, как именно надо сражаться, т.е.  речь уже идет далеко не о кармической деятельности, а о труде, называемым преданным служением, кармой-йогой, труде, угодном Богу и не иначе, труде, который именно  с таким мыслительным процессом и должен сопровождаться, т.е. в состоянии буддхи-йоги, о чем напрямую и сказано в ст. 48-49. Арджуна должен понимать, какой труд от него требует Бог, что это не ужасная кармическая деятельность, а именно преданное служение, разрешенная деятельность, соединяющая в себе и буддхи-йогу, как мыслительный процесс и труд, как деятельность с этим мыслительным процессом, направляющая плоды труда Богу, не претендующая на эти плоды труда. Бог говорит предельно четко, точно выражает Свое требование, много раз повторяет в разных формах цель такого труда. Далее Бог Указывает на то, на сколько такой труд благоприятен для души, что так исполняемая работа есть искусство и не может не удовлетворять человека, ст.50 гл.2. Далее Бог восхваляет буддхи-йогу, стремится это утвердить в сознании Арджуны, донести до него важность такого внутреннего состояния и мыслительного процесса во время исполнения работы, ст. 51, 52, 53. Также Бог побуждает Арджуну заинтересоваться и задать вопросы, помогающие понять, что от него требуется лично. И далее, отвечая на вопросы Арджуны, Бог конкретизирует проявление буддхи-йоги, когда человек идет по этому пути, по сути, пути посвящения Богу  своей деятельности. Т.е. неизменно идет продолжение разговора о том, как сделать свой труд угодным Богу, что в процессе труда требует Бог от человека и вообще, как проявляет себя человек  в материальном мире, если его ум занят буддхи-йогой, т.е. любое дело  он посвящает Богу.

Надо хорошо понять, что буддхи-йога прежде всего в материальном мире имеет отношение к любой деятельности и одухотворяет эту деятельность, делая ее не греховной, т.е. угодной Богу. Также путь буддхи-йоги непременно имеет отношение к совершенным духовным знаниям, есть часть этих знаний, поэтому есть смысл говорить о  том, на сколько человек утвердился в совершенных знаниях и потому утвердился умом в буддхи-йоге. Все в некотором роде и доступно для понимания человека, уровень утверждения в буддхи-йоге разумом, как и утверждение в совершенных духовных знаниях, можно попытаться измерить, и такой инструмент Бог как бы дает Арджуне, хотя  достаточно приближенный или условный, ибо  доподлинно о ступени человека и степени его утверждения разумом в буддхи-йоге и в совершенных знаниях Знает только Бог. Но Арджуна любопытен, это в некотором роде понимание может пойти ему на пользу и сподвигнуть на старания в дальнейшем как в буддхи-йоге, в ее утверждении, так и в самих совершенных духовных знаниях, которые являются истоком любой йоги, и любой духовной практики, непременно благословленные самим Богом. Признаки утверждения в буддхи-йоге и в совершенных духовных знаниях, а также пользу Бог разъясняет, дает Арджуне в ст.55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72. Если бы Арджуна был уже хоть немного реализован, если бы также внимательно слушал Бога, то он бы не задал столь нелепый вопрос, ибо никто его к ужасной кармической деятельности не склонял, а происходил перевод кармической деятельности на путь преданного служения, и Бог объяснял, как это может происходить, т.е. указал на то, что работу надо выполнять в состоянии буддхи-йоги, направляя мыслью ее на Бога, т.е. отказываясь от плодов своей деятельность, посвящая свой труд преданному служению, т.е. не привязываясь к результату. Бог восхвалил буддхи-йогу ни как некий отдельный путь, но как тот внутренний процесс, то понимание, которое должно будет сопровождать Арджуну во время сражения, и указал, какими вообще качествами обладают люди, которые так идут, и  в чем они также могут иметь успех, как следствие, и как, по каким признакам таких преданных можно распознать. По сути, Бог подвел Арджуну к пониманию того, что есть карма-йога. Теперь об этом и должна пойти речь более определенно.


2.Своими (как) смешанными наставлениями Ты приводишь (как) в замешательство мой разум. Поэтому, прошу Тебя, укажи мне определенно только один путь, который будет полезен для меня.

КОММЕНТАРИЙ:

На самом деле наставления Бога Кришны не были смешанными, но последовательными и абсолютно точными. Однако, на момент диалога Арджуна еще находится на той ступени материального и духовного развития, что говорить о его правильной ориентации в наставлениях Бога говорить не приходится. Здесь чередуются знания и понятные, и не понятные ему, он не видит взаимосвязи и взаимообусловленности переходов от одной темы к другой, хотя все предельно просто. В его уме присутствует некий хаос, привнесенный и самими событиями, и ожидаемыми последствиями, и полностью переключиться на то, что ему Говорит Бог, он не может, не имея в уме слаженной базы знаний и не умея еще распорядиться правильно тем, что буквально теперь Бог ему говорит. Для себя он смог лишь определить в разговоре два направления –  во-первых, буддхи-йогу, как очень рекомендуемое направление духовной практики, и, во-вторых, увидел то, что Бог настаивает на том, чтобы Арджуна принял участие в сражении, ибо это его долг, хотя  это понимает, как кармическую или отвратительную кармическую деятельность, ибо так было сказано или определен Богом материальный труд. Однако, таких два пути веры не существует через только буддхи-йогу и через кармическую деятельность. И если говорить о путях   к вере, то это несколько другие направления и тоже достойные внимания и тоже упомянутые выше. На это Бог хочет и обратить внимание Арджуны, прямо пока не отвечая на поставленный им вопрос. Но отвечая так, что Арджуна за одно получит и ответ на свой вопрос, как ему поступить или что требует все же от него Бог.

3.Шри Бхагаван Сказал.
В этом мире существует два пути веры, о которых раньше было сказано Мной, о, безгрешный. Гйана-йога – путь философов санкхйи через связующий процесс знания и карма-йога – путь йогов через связующий процесс деятельности (работу).

КОММЕНТАРИЙ:

Бог обращает внимание Арджуны на реально существующие два пути веры. Это – гйана-йога и карма-йога. Это общепризнанные пути, данные изначально Богом. И чтобы ответить на вопрос Арджуны, что хочет все же от него Бог, непременно надо посмотреть и в сторону приведенных Богом направлений. Один путь -  есть путь веры, но он лежит преимущественно через изучение Святых Писаний. И второй путь – есть также связующий с Богом процесс, но направляет к твердой вере через практику карма-йоги. И один и другой путь Бог указал во второй главе. И если бы Арджуна внимательно слушал Бога, он бы эти два пути увидел. Один путь был рассмотрен, когда Бог говорил о необходимости утвердиться в совершенных духовных знаниях, а второй упоминался, когда Бог Указывал, как надо исполнять свой долг, призывая посвятить его преданному служению без привязанности.

4.Не может человек освободиться от последствий кармической деятельности только потому, что не выполняет предписанные обязанности. Никогда также  просто отречением (ведением отреченного образа жизни) невозможно достичь успех в самадхи ( в самопогружении).

КОММЕНТАРИЙ:

Но прежде, чем начать отвечать на вопрос Арджуны, т.е. направлять его по пути карма-йоги  (выполнять свой долг в преданном служении без привязанности), непременно надо расставить точки над I еще в одном вопросе. Зная мыслительный процесс Арджуны, подтвержденный также его высказываниями, Бог Говорит Арджуне свое окончательное Мнение касательно неучастия в сражении, ибо Арджуна склонен к отрешению от своего предписанного долга и обязанностей, просто не выполняя предписанную ему согласно его карме работу кшатрия, полагая, что, отказавшись от непосредственного участия в сражении, он тем самым обеспечит себе как бы уход от наказания, которое может повлечь за собой принятие участия в сражении. Ведь, он, Арджуна, считает принятие участия в сражении  греховной деятельностью, но по своим соображениям, считая, что это участие может повлечь убийство духовных учителей, как и уничтожение семьи и, как следствие, уничтожение в семье и обществе религиозных основ. А это может повлечь за собой последствия греховной деятельности и для самого Арджуны. На это Бог и отвечает Арджуне в данном стихе: «Не может человек освободиться от последствий кармической деятельности только потому, что не выполняет предписанные обязанности…».  И дополняет, дабы напрочь убрать иллюзии Арджуны по этому поводу и в других направлениях, что для Арджуны также не безразлично: «…Никогда также  просто отречением (ведением отреченного образа жизни) невозможно достичь успех в самадхи ( в самопогружении).».
Должен понять Арджуна, что сражаться ему придется, и здесь не может быть другого решения; и на вещи надо смотреть иначе, ибо вопрос стоит не о том, стоит ли сражаться, а о том, как это делать. Также Арджуна должен уяснить себе, что, отказываясь от работы, он тем самым не освобождает себя от последствий греховной деятельности. Но пока Бог его убеждает в необходимости работать и в его случае и несколько обобщая, также донося этим ему Свою Волю.


5.Никогда, непременно, каждый, в каждый момент, в любое время не может оставаться, ничего не делая. Беспомощный (не управляющий собой), он непременно вынужден выполнять работу всеми качествами, порожденными в нем гуннами материальной природы.

КОММЕНТАРИЙ:

Прежде,  чем вывести Арджуну к вопросу, как надо работать, прежде, чем поднять тему карма-йоги, Бог Кришна поясняет, почему это также надо делать, т.е. не игнорировать работу, не отказываться от нее фактически и не привязываться к неисполнению долга. Арджуна заинтересован, ибо ему предстоит как бы выбрать. Эта заинтересованность вовлекает его в диалог и помогает усваивать уже идущие к нему совершенные духовные знания, как и оперировать ими.

Идет, разворачивается работа Бога и с Арджуной и со всеми, кому эти знания Бог будет давать и теперь и потом. Поднимается тема полной зависимости живого существа от Бога. Живое существо беспомощно, не может управлять собой. Это – таинство. Это – сокровенные знания. Это - Слово Бога. Даже современные преданные этим знанием не могут оперировать, надеясь на некоторые степени своей свободы, видя в этом милосердие Бога, полагая, что сами решают, сами выбирают и Бог только Свидетель… Это иллюзия, величайшее заблуждение. Живое существо полностью управляемо Богом. Бог дает мысль, желания, память, все внутренние энергии, чувства, ум, разум… Бог – абсолютная Личность, Высочайший Творец. Бог так Управляет материальным миром, что даже самые искушенные преданные и духовные учителя считают себя в некоторых вещах свободными и поступающими сообразно своим желаниям и качествам. Отнюдь никто и ни сам. Бог это Арджуне провозгласил около пяти тысяч лет назад. Единицы усвоили.

Именно Бог понуждает человека к труду и на основании тех качеств, которые Сам Бог развил в человеке за все и это предыдущие рождения. Гуны материальной природы – Сам Бог. Это тоже надо учитывать, не привязывая человека и его качества к природе, как она есть. Бог создает качества, развивает, абсолютно их знает в каждом, ими Управляет и в их пределах понуждает работать, и в их пределах вовлекает в материальные игры и роли, и в их пределах человек Волею Бога себя и проявляет и получает ту работу, которая им и соответствует, и ту работу, которая эти качества развивает. Поэтому из этого стиха Арджуна должен был понять, что он управляем в работе и не сможет проявить свою волю или желания. Но абсолютно зная живое существо, Бог дает ему те желания и то проявление, которые человек легко принимает за себя и свою суть, не испытывая никакого внутреннего дискомфорта.

6. Тот, кто контролируя действующие органы чувств, продолжает помнить умом об объектах чувств, глупая душа. Говорится, что такая душа действует ложно (идет по ложному пути).

КОММЕНТАРИЙ:

Теперь надо переводить Арджуну на рельсы карма-йоги и по сути ответить ему на вопрос, который был задан в начале главы. Арджуна услышал, что работать надо и никуда он не денется, ибо есть управляемое живое существо. А теперь вопрос – как работать?

В этой связи Бог предварительно указывает на чувства человека. Их значимость в этом процессе. Можно контролировать чувства, и это будет успешно, но можно и пытаться контролировать, но не достигать видимый тот или иной результат, ибо человек будет помнить умом об объектах чувств. И в таком случае его можно как бы назвать глупцом. Почему? Человек в том случае не достигает успех, если он еще не достиг тех качеств, того уровня духовного развития, что не может еще получить от Бога Милость управления своими чувствами, что есть их контроль. Речь идет о все же привязанности человека к  объектам, несущим наслаждения. Если еще вкус не утрачен к этим объектам, если на уровне мысли человек пытается воспользоваться ими и вспомнить наслаждения в этой связи, если человек с трудом управляет собой, если отказ от чувственных восприятий не происходит быстро, то в таком случае можно говорить, что такой человек по времени находится очень не большой период в преданном служении, не занимается также в полной мере необходимой духовной практикой. А потому Бог ему еще не дает ожидаемый результат или успех.

Но есть и те люди, которые получили от Бога такую Милость, т.е. значительно быстрее отказываются в себе от внешних материальных объектов и как бы легко управляют своими чувствами. Здесь вообще речь о том, что и те и другие идут к цели, что есть  отрешенность от материальных наслаждений. Но одни недавно занялись этой духовной практикой, а другие - несколько раньше; поэтому одним уже пора давать понимание, что они управляют своими чувствами, а другим надо еще учиться себя контролировать. Но и те и другие ведомы только Богом, и тем и другим видимость самоконтроля дает Бог.  И сам человек, на какой бы ступени материального развития не стоял, никак не может  вопрос своего отрешения решать без Бога и в самой малой степени. Это надо учитывать.

Можно примерно сказать, что один на стадии глупой души, а другой  стоит на более высоком уровне в вопросе контроля чувств. Но перед Богом и те и другие неотличны. И те и другие достигнут духовный план, и никто от Бога не получит большего благословения или большей Милости. Но все в свое время. Из стиха просто надо понять или извлечь, что чувствами тела с помощью Бога можно управлять, и это задействовать также можно в плане отрешенности от материи. Но для чего это надо? Да для того, чтобы начать разговор о карме-йоге, где контроль своих чувств есть основа этого связующего процесса. Бог не просто хочет указать Арджуне, как надо исполнять работу, но и называет то, на чем надо сосредоточиться, т.е. на  внешние материальные объекты и чувства, указывает на эти рычаги, которые Бог дает душе на определенном этапе ее развития для управления этими чувствами относительно материальных объектов применительно к работе, чтобы сделать ее, работу, духовным процессом, чтобы она  была связующим процессом с Богом через труд, т.е. карма-йогой. Поэтому не просто так Бог говорит о контроле чувств и ступенях этого контроля, где на одних ступенях Бог дает милость контролировать человеку свои чувства, а на других ступенях говорить об этом можно только отчасти и поэтому на таких, более низких ступенях заниматься карма-йогой будет достаточно трудно. Это надо понимать и воздерживаться от того, чтобы называть глупцами тех, у кого такой контроль не получается, ибо все в свое время, и каждому Бог даст результат непременно.

7. Но тот, о, Арджуна,  кто начинает контролировать умом чувства, увлекая действующие чувства в работу без привязанности, он стоит гораздо выше.

КОММЕНТАРИЙ:

А теперь Бог конкретно говорит, для чего необходимо управление чувствами. Для того, чтобы начинать работать без привязанности. А это есть главный постулат карма-йоги. Человек не должен быть привязан к плодам работы. И человек, так исполняющий работу, стоит гораздо выше. Далее, Бог еще раз подчеркивает необходимость работать. Арджуна должен понять, что он обязан принять участие в сражении и, собственно, быть на высоком уровне, т.е. контролировать в процессе выполнения своего долга чувства. Все это подготовка сознания Арджуны к связующему процессу с Богом через труд, т.е. к карма-йоге.

8. Исполняй предписанные тебе обязанности. Несомненно, работать лучше, чем оставаться без работы. Без работы также ты даже не сможешь поддерживать свое собственное тело.

КОММЕНТАРИЙ:

Следует обратить внимание, как тщательно, скрупулезно, адресно Бог работает с Арджуной, приводя ему доводы из области его некоторых знаний и понимания. Ведь, это просто понять еще духовно не развитому человеку, что работать надо, ибо, иначе, невозможно поддержать даже собственное тело. Это хороший аргумент, это также и Воля Бога, это требование Бога сражаться. Но Бог Говорит милостиво, доходчиво, постепенно давая понять, что это логично и что это Воля Бога, также требование Бога, что невозможно не принять и не следовать, нельзя возражать и выражать перед Богом свое мнение и тем более ослушиваться Бога. И снова по второму кругу: работать надо, но как? Так, чтобы это было преданное служение, посвящая свой труд Богу Кришне. Об этом в следующем стихе. Таким образом Бог выводит Арджуну напрямую к пониманию карма-йоги. Здесь уже ответ на поставленный Арджуной вопрос в ст.1 гл.3.

9.Выполняй работу только ради Ягйи, иначе этот мир свяжет тебя узами работы. Выполняя работу ради Верховного Брахмана, о, сын Кунти; свободный от связей (привязанностей), ты будешь делать ее совершенно.

КОММЕНТАРИЙ:

Это не совет, не пожелание. Это однозначное и неоспоримое требование Бога. Здесь, по сути, определение карма-йоги, но в доступной для Арджуны форме. Эти слова Бога предназначены каждому. Бог требует выполнять работу ради Ягьи, т.е. ради Того, Кто Управляет всеми жертвоприношениями. Это означает, что следует, абсолютно требуется посвящать работу Богу Кришне. По Милости Своей Бог напоминает Арджуне, чем чревато иное понимание. Быть связанным узами работы обозначает постоянное вращение в круговороте сансары, где постоянно необходимо  отдавать кармические долги, как последствия греховной деятельности, где человек видит причиной труда и своих плодов себя и не видит за всем стоящего только Бога. Бог дважды обращает внимание Арджуны на то, что надо работать ради Бога Кришны, ибо Верховный Брахман есть Сам Бог Кришна, Высочайший Творец, Причина всех причин, Тот, из Кого все исходит – Высочайшая Божественная Личность. Арджуна это хорошо должен осознать и понимать также, что так выполняемая работа непременно приносит в итоге успех, как и выполняется качественно. Посвящение своего труда Богу Кришне есть также акт жертвоприношения. Бог разрешает так мыслить. Хотя надо понимать, что невозможно жертвовать тем, что и так изначально принадлежит Богу. И тем не менее, человеку не просто, особенно на низших ступенях материального и духовного развития, признать, что его участия в труде нет и нет. Поэтому ему делается послабление и тогда и теперь. Пусть посвящение своего труда Богу и плодов труда Богу будет считаться жертвоприношением, но ради своего материального и духовного развития. Так человеку во все времена кажется понятным и приемлемым. Такое понимание имело место также и в древние времена. Все надо приносить в жертву Богу или Управляющим потусторонним Силам. Арджуна должен осознавать, что он не первый в этом пути жертвоприношений и должен знать их исток.

10.В древние времена Праджапати, Верховный Бог всех живых существ, наряду с поколениями создал жертвоприношения, Сказав человеку: Если ты пожелаешь большего процветания, это (жертвоприношение) пусть будет тебе, все желаемое, удовлетворяющее чувства, дарующее.

КОММЕНТАРИЙ:

Арджуна должен знать, от Кого изначально исходят жертвоприношения, как и должен понимать цель жертвоприношений. На самом деле это средство дается Богом не столько для удовлетворения чувств живых существ, не для процветания, но для того, чтобы человек осознал, что он зависим, что всем Управляет Бог или Высшие Силы, человек должен хоть отчасти понимать и принимать свое подчиненное положение, должен быть смиренным, терпеливым, уповать через жертвоприношения на Высшие Силы, должен учиться молиться, поклоняться, просить, подчиняться. Именно отсюда и могла зарождаться религия и через религию человек должен получить Волю Бога, осознать смысл своей жизни, цель, свое изначальное положение перед Богом и получить инструкцию в виде совершенных духовных знаний и духовной практики, направляющие за пределы материального мира на духовный план. Таким образом, жертвоприношение есть далеко идущий План Бога на творение Бога.

11.Если ты удовлетворишь полубогов жертвоприношением, полубоги наградят и тебя. Так, в результате взаимного удовлетворения ты  получишь желаемое высшее благословение.

КОММЕНТАРИЙ:

Все это сказано не столько для Арджуны. Веды всегда Бог ориентирует на все ступени материального и духовного развития человека. Арджуна не поклоняется полубогам, ибо хорошо знает, Кто за всем стоит и Кто Изначальный Источник и Высшая Причина. Бог Лично дает жертвоприношения и Сам Лично распоряжается плодами всех жертвоприношений. Но были и есть люди, которым непосредственно  к Богу с жертвоприношениями и молитвами обращаться нельзя в связи с невысокой ступенью их материального и духовного развития; и именно для таких людей и прошлого и настоящего Бог сотворил образы неких потусторонних сил, якобы наделенных могуществом, все видящих, везде присутствующих и всепроникающих, которые якобы и могут принимать жертвоприношения и награждать человека по его просьбе всеми благами, также ниспосылая успехи в работе, детей, погоду, успехи, плоды той или иной деятельности, материальные блага и прочее. Должно быть понятным, что на самом деле все жертвоприношения обращены к Богу, Сам Бог их принимает, Сам собственно дает человеку эти жертвоприношения и обряды проводить, Сам дает священнослужителей, Сам дает возможность и Сам дает плоды жертвоприношений, таким образом устанавливая с потусторонним двухстороннюю связь, что в развитии приводит только к Богу и поклонению Богу, как и жертвоприношениям, направленным к Богу. Отсюда начинается путь к вере и духовному развитию человека, с зависимости от Бога и преодоления проблем материального мира через  прямую и опосредствованную связь с Богом, включая ранние ступени развития человечества.

12. Удовлетворенные жертвоприношениями, полубоги непременно наградят тебя всем желаемым, удовлетворяющим чувства. Тот, кто наслаждается ими данными дарами, ничего не предлагая со своей стороны, он непременно вор.

КОММЕНТАРИЙ:

Но чревато пользоваться благами материального мира и не жертвовать Богу прямо или косвенно. Именно на это следует обратить внимание в этом стихе. Но, а тот, кто постоянно видит за всем стоящего Бога (или иные высшие силы) и постоянно благодарит Бога (или высшие силы), такие люди непременно вознаграждаются плодами своего жертвоприношения, куда входят, как материальные, так и духовные блага, обеспечивающие духовное развитие человека, что в свое время и обусловит путь преданного служения, цель которого Милостью Бога выводить человека на духовный план. Но, а если человек никогда не благодарит Бога, видя во всем причиной себя и свои усилия, как и видит за всем стоящих других людей, такой человек непременно считается перед Богом величайшим грешником и непременно постоянно идет по пути страданий и преодолений, ибо только через такие пути Бог помогает понять человеку, что он зависимое живое существо, и через многие страдания выводит на путь религии, где средствами религии убеждает человека в том, что он зависим и ничего не сможет ни сделать и ни предпринять без Воли и Милости на то Бога.

13. Пища, принимаемая бхактами после жертвоприношения, освобождает от всех грехов. Но те, кто готовит пищу для чувственного удовлетворения, есть грешники, наслаждающиеся страшными грехами.

КОММЕНТАРИЙ:

Этот стих надо рассматривать, как пример. Перед едой бхакты, преданные Бога Кришны, определенным ритуалом благодарят Бога за еду, восхваляют Бога, иногда проповедуют и делают символические жертвоприношения, прописанные в Ведах. Пищу в таком случае называют Милостью Бога, жертвуют пищу другим и в самой пище воздерживаются от того, что запрещено Богом употреблять. Также только что приготовленную пищу предлагают  вкусить прежде Самому Богу, поклоняются Богу и только  через некоторый период воздержания  приступают к еде. По окончании прасада также благодарят Бога, со смирением и молитвами. Весь этот процесс до употребления еды и сам процесс приготовления придерживается строгих  прописанных в Святых Писаниях норм и  считается, что так употребляемая пища благословлена Богом, очищает существование, и способствует духовному развитию человека.

Если же человек ест любую пищу, не знает ограничений, не придерживается определенных правил принятия пищи, т.е. может ее принимать где угодно и когда угодно, если также он никому не жертвует, не благодарит Бога, то считается, что такой человек устремлен удовлетворять свои чувства, ест ради наслаждения и потому есть грешник. Бог Кришна, приведя этот пример, далее терпеливо  поясняет Арджуне, почему непременно надо Бога благодарить и заниматься жертвоприношением по любому вопросу, как касательно еды, так и нет. Бог пытается  донести Арджуне суть, природу  появления жертвоприношений, обусловить эту связь с работой и присутствием  Самого Бога во всех актах жертвоприношений, чтобы не было сомнения, что  жертвоприношения ни есть плод ума человека, но то, что спущено человеку свыше, что дано Богом, что зафиксировано в Ведах и что есть творение Бога, как и сам труд и все, что из него проистекает.

14. Из злаков вырастают материальные тела (тела живых существ в результате потребления их в пищу). Злаки произрастают благодаря дождям. Дожди вызываются в результате жертвоприношений. Жертвоприношения порождаются деятельностью (работой).
15.Ты должен знать, что работа (предписанная деятельность) произведена из Вед. Веды непосредственно изошли от Верховного Брахмана, от Того, Кто безгрешен. Поэтому Всепроникающий Верховный Брахман вечно присутствует в актах жертвоприношений.


КОММЕНТАРИЙ:

Бог дает проследить Арджуне понятный и естественный для человека цикл, показывающий, как Бог насыщает человека, через труд и жертвоприношение. Здесь ничего нового для Арджуны нет, ему просто предлагается посмотреть на вещи в такой связи и зависимости, именно под таким углом, дабы не было и малейших сомнений относительно жертвоприношений и их источника, как и необходимости этих жертвоприношений. Все выглядит примерно так. Злаки дают жизнь. Сами злаки произрастают благодаря дождям. Дожди ниспосылает Бог. Чтобы Бог дал дожди, надо умилостивить Бога жертвоприношением.
Необходимость сделать жертвоприношения порождается работой. Поскольку человек работает и желает плоды труда. Но без дождя труд обречен… Человек должен увидеть в этом цикле, что Бог дает труд (чтобы поддержать тело), Бог дает жертвоприношение (чтобы труд был успешен, чтобы природа способствовала или  другие вещи, имеющие отношение к труду). И труд и жертвоприношения  есть творение Бога. Бог – Высший Управляющий. Работа, все виды работы описаны в Ведах, как и все виды жертвоприношений. Веды созданы Богом. Поэтому Бог -Источник всего, все пронизывает Собой, присутствует Лично во всех актах жертвоприношений, как и в каждой работе. Это непременно надо помнить, из этого исходить, потому не присваивать себе плоды любой своей деятельности, понимать свое изначально подчиненное положение и непременно благодарить Бога за труд, за еду, за все, что Бог дает человеку в материально мире, принося Богу жертвоприношения, что есть аскетизм, добродетель, преданное служение Богу, посвящение Богу всех плодов своей деятельности.


Рецензии