Войны

               

    Часто в научной литературе войны характеризуются как справедливые и несправедливые, освободительные и захватнические. Я хочу обратить внимание читателей не на классификацию вооруженной борьбы людей за достижение своих определенных целей, а на то: почему люди вообще воюют?
    В своей «Истории Галльской войны» Юлий Цезарь пишет: «Гельветы (одно из галльских племен)…предали огню все свои города в числе двенадцати, до четырехсот сел и вообще все частные строения; равным образом они истребили весь хлеб, какой не могли с собой взять; все это они делали с той целью, чтобы, отняв всякую надежду на возвращение, с большей готовностью выносить труды и опасности…(и отправились в поход завоевывать всю Галлию)». Чем-то похожим постоянно занимались и другие племена на всей планете. Вспомним хотя бы беспрерывные междоусобные войны на территории Киевской Руси, Столетнюю, Семилетнюю и другие многолетние войны в Европе, Крестовые походы. Разумной подоплеки во всех этих бойнях не наблюдается.
    Воевали мы раньше, воюем и сейчас, только еще с большим остервенением. Складывается такое впечатление, что человечеству, на всем протяжении его истории вооруженные столкновения нужны, как детям конфеты. И что войны – это такое же обыденное занятие, как заготовка дров на зиму. Стыдно как-то становится за существо, стоящее на высшей ступени развития живых организмов на Земле.
    Ленину понравилось выражение генерал-майора прусской армии начала девятнадцатого века Клаузевица, определявшее войну, как продолжение политики насильственными средствами. И оно стало частью учения марксизма-ленинизма о войнах.
    Агрессивные походы Наполеона в другие страны еще можно признать такими, которые были начаты после бесплодных политических переговоров с правительствами этих стран. Ну, не смог договориться Бонапарт с русским царем Александром Первым по какому-то вопросу, и пошел палить Москву в отместку за это. Человека можно понять: ему не нравилась политика восточного соседа.
    «Легко» дается объяснению поход Пророка Моисея: он шел вырезать племена на той земле, которую ему подарил Сам Господь Бог. Там все ясно – небесная канцелярия не нашла общего языка с народами, где должны были проживать древние евреи, и они тем самым подписали себе смертный приговор.
    А как понять желание Чингизхана омочить копыта коней своих пастухов в последнем море на краю Земли?   
    Еще можно сказать, что Гитлер руководствовался политикой, когда он направил свои войска в Россию, чтоб оттяпать в нее кусок европейской территории по речку Волгу. Там он хотел выращивать арийскую расу. А как объяснить его войну с США? Тут, как ни пытайся, разум бессильный найти хоть какое-то объяснение такому поступку. И человеческая история знает множество военных противостояний, не имеющих под собой никакой политической подоплеки. Так что же служит причиной войн?
    Перед тем, как ответить на этот вопрос, нужно рассмотреть сначала, что это за тварь такая - человек? (Умные существа, воюющие между собой, иначе как – тварями, назвать нельзя). Мозги человека устроены так, что каждый (каждый!) с них имеет свои увлечения,  устремления и интересы в жизни. Это и великое благо для всего человечества, и великое горе для него.
    Благодаря тому, что люди не похожи друг на друга, мы имеет большие успехи во многих направлениях науки и техники, существует огромное количество профессий, способных решать насущные проблемы, постоянно развивающегося общества.
    Беда нашего разнообразного строения мозгов в том, что кроме ученых, учителей, артистов, художников, поэтов, фермеров, рабочих, дворников и других очень благородных профессий существуют еще и хулиганы, простые убийцы, серийные убийцы, маньяки, насильники, разного рода извращенцы вплоть до людоедов и многие другие представители, так называемых, отбросов общества.
    Имеются в человеческом обществе и политики, как представители одной из многочисленных разновидностей существующих сейчас профессий. Одному человеку интересно делать операции на сердце, а другому – заниматься общественной деятельностью. Это и не плохо, и не хорошо – так оно есть.
    Сейчас мне хочется обратить внимание на особый вид политиков, на тех, кто пользуется неограниченной властью над населением племен, народов и государств. Названия они имеют самые разные: короли, цари, императоры, папы, гетманы, вожди, фюреры и так далее, и тому подобное. Среди них иногда попадаются добрейшей души люди. А иногда случаются жуткие изверги, которые могут, например, массово уничтожать своих подданных по, им только одним известным, причинам. Весь ужас от «работы» тех и других общественных деятелей заключается в непредсказуемости их действий. Хороший, например, император может под воздействием своей любовницы приказать отрубить голову не менее хорошему подданному. И люди их беспрекословно слушаются. А почему? Да, потому, что мы стадные животные, и нам везде и всюду нужен вожак - в семье, на предприятии, в банде, в доме терпимости, и, конечно же, в государстве. Такими нас создала природа.
    Иногда дело доходит до смешного: мы сами избираем себе президента, и сами поклоняемся ему как чему-то, что выше и значительнее нас. Даем ему многие, не нужные для его работы, привилегии и права. Наделяем чрезмерной неприкосновенностью, и обставляем общение с ним особым этикетом. А иногда даже слово «президент» пишем с большой буквы. И с какого, спрашивается, дива? Президента – это всего лишь временный чиновник, который должен служить нам, и постоянно отчитываться перед нами за, проделанную им, работу. И деятельность его мы должны ежедневно контролировать. Но, - нет, нам легче слепо подчиняться, нами же избранному идолу. Так стоит ли после этого удивляться, когда в один прекрасный день он пошлет нас на войну? И что удивительней всего – мы ему подчинимся.
    Люди, пользующиеся неограниченной властью, и начинают большинство войн. А почему у них возникает желание - воевать? Возникает – и все! И никто им не указ. Почему поперся Александр Македонский в Индию? На этот вопрос он и сам бы, наверно не ответил. Хочу привести выдержку из беседы Гитлера с Гейнцем Гудерианом зимой 1941 года. Тогда речь шла о судьбе немецких солдат под Москвой. Генерал просил у фюрера разрешения отвести войска на те «позиции, где можно найти защиту от зимнего холода».
    Гитлер: Вы полагаете, что гренадеры Фридриха Великого умирали с большой охотой? Они тоже хотели жить, тем не менее, король был вправе требовать от каждого немецкого солдата его жизни. Я также считаю себя вправе требовать от каждого немецкого солдата, чтобы он жертвовал своей жизнью.
    Гудериан: Каждый немецкий солдат знает, что во время войны он обязан жертвовать своей жизнью для своей Родины, и наши солдаты на практике доказали, что они к этому готовы. Однако такие жертвы нужно требовать от солдат лишь тогда, когда это оправдывается необходимостью…Я прошу обратить внимание на тот факт, что большую часть наших потерь мы несем не от противника, а в результате исключительного холода…
    Гитлер: Мне известно, что вы болеете за дело и часто бываете в войсках. Я признаю это достоинство за вами. Однако вы стоите слишком близко к происходящим событиям. Вы очень сильно переживаете страдания своих солдат. Вы слишком жалеете их. Вы должны быть от них подальше. Поверьте мне, что издали лучше видно.
    Как это страшно: один человек посчитал, что он имеет право распоряжаться чужими жизнями, и начал войну! Боже, когда мы научимся исполнять Твою Заповедь: «Не сделай себе кумира». Ведь всевластные кумиры могут в любой, удобный для себя, момент послать нас на бойню. Когда мы перестанем низко кланяться вожакам разных рангов, и не улыбаться им слащаво? Наверно – никогда. А жаль.
    Обидней всего то, что люди героизируют войны, которые закончились победой для той страны, в которой они проживают. Большинство страниц всех учебников истории, всех стран мира отводится для прославления того, как смело дрались потомки, и сколько врагов они стерли в порошок. А как вдохновенно описывают писатели и поэты победы своих соотечественников.
    Каюсь, когда школьником я читал Пушкина «Песнь о вещем Олеге», то первые слова этого произведения: «Как ныне сбирается вещий Олег отмстить неразумным хазарам; их села и нивы за буйный набег обрек он мечам и пожарам…» делали меня гордым за свою страну. Я хотел сам схватить меч, и бежать жечь чужие села и нивы. И только с годами, другое, более позднее, произведение гениального поэта «Анчар», начало нравиться мне больше. Так и хочется крикнуть на всю вселенную: люди науки и искусства, не прославляйте войны! Это не хорошо.
 
               


Рецензии