Магия гавайской легенды

Движение можно сравнить с развитием, с ростом. И не только сравнить, но и уравнять. Это видно нашему мышлению
на примере роста и развития самого человека. Человек как отдельная часть бытия находится в движении от рождения
и до самой смерти. Чтобы увидеть это не нужно иметь развитый разумный аппарат, обладать диалектическим методом,
а значит чувства, рассудок обладают систематизирующими свойствами наравне с разумом.

Чтобы уловить движение вокруг не требуется
знание двигательных систем.Самое большее, что необходимо мышлению - это различение объектов, различие их с помощью слов,
что ещё не стали понятиями, различие с помощью чувств таких окружающих тело явлений как изменение, соприкосновение, отталкивание и т.п.

Уже потом мышление может подойти к проблеме понятийного различия движения и покоя, вещи и явления, системы и хаоса,
причины и следствия, мышления и бытия и т.д., то есть вывода из чувственного опыта разумных категорий,
на основе которых выстраивается внутренняя система знаний о мире. Но эта внутренняя система знаний
у каждого человека по сути своя, если на него не давит внешнее структурное образование в виде общества,
государства, учебный процесс и т.д.

В конце-концов может сложиться конфликтная ситуация, когда личное представление о мире входит в противоречие с
групповым или общественным мышлением.Такое положение конфликта частного и общественного восприятия можно
продемонстрировать на примере отношения к понятию движения. Все вокруг приучают человека с рождения считать, что
движение есть, что оно есть процесс причинно - следственных связей, изменения мира вокруг, перемещения, роста и т.п.
Но при глубоком философском рассмотрении этого понятия можно прийти к разумному выводу, что истонно и логично
другое положение, что движения как явления нет, если рассматривать весь мир в целом, а не отдельными частями бытия.

Казалось бы, можно было бы на этом остановиться и с рождения приучать людей к диалектическому восприятию бытия.
Однако, с детсва нас приучают, что движение такая же объективня вещь, как смерть и даже часто они соприкасаясь
совпадают, что является лучшим доказательством и подтверждением для молодого человека того положения, что движение
есть и если не принимать его в расчет, то можно погибнуть. Можно погибнуть под колесами автомобиля, например.
Даже для философа со своей системой взглядов на движение и покой - этот аргумент становится убойным со стороны
обыденного или общественного мнения. Философу приходится умолкать перед таким железным аргументом, так как другая
сторона спора видит мир не изнутри, а снаружи.

Что же представляет из себя этот мир снаружи?

Для ответа на этот вопрос необходимо обратиться к известной "гавайской легенде": до появления на Гавайских островах
цивилизованного человека с его техническими изобретениями, гавайцы вели свою обычную жизнь. Но в один из дней мир и
представление о нем были разрушены для гавайцев. На гавайский остров вынужден был сесть самолет.
Чтобы починить его, летчику  нужно было обменять что-то свое на гавайское. Гавайцы были поражены не меньше тех индейцев,
что впервые увидели европейцев с их приспособлениями для мира и войны. так возникла "гавайская легенда" о людях с неба с особым культом и поклонением.
Постепенно гавайцы вынужденны были корректировать свои представления о мире, о богах, о движении ,об окружающем их устройстве мира.

Так и отдельный человек, а также всё человечество постоянно приспосабливает свой язык, свое мышление и представление,
когда узнает что-то новое, необычное, выходящее за пределы старого восприятия. Язык, культура, науки, религии,
даже искусство - очень консервативны. Эти общественные институты не могут сразу разрушить всё вокруг, не выстроив
до того новый фундамент для восприятия внешнего мира. Мир снаружи до сих пор держится на "гавайской легенде", что
есть движение и оно таково, как его видят глаза и слышат уши, а если появляется новое необычное изменение вокруг, то его
приспосабливают к старому восприятию с помошью общественных институтов. Да и необычные явления сейчас исходят не от
философов, а скорее от художников и ученых, которые философствуя, создают необычное и новое. Тем самым , они доказывают
всё то же положение, что движение есть, прогресс возможен и в дальнейшем, даже если этот прогресс будет сопровождаться
реальным разрушением мира вокруг или мира снаружи. Мир внутри не разрушить только потому, что его нет для тех,
не способных самостоятельно и свободно мыслить. И таких в глобальном мире целый гавайский остров, занимаемый почти весь земной шар.


Рецензии