Свиток и сапог. Главы 61-64

Глава 61.

1. В прошлой главе мы на примере пророка Иеремии рассматривали реакцию влиятельных современников на пророческую критику. В этом контексте мы встретили упоминание о главном противнике Иеремии и убийце пророка Урии царе Иудеи Иоакиме, современнике коринфского тирана Периандра. Свидетельство 36й главы книги пророка Иеремии показывает, как сам Иоаким относился к его предостережениям.

1. В четвертый год Иоакима, сына Иосии, царя Иудейского, было такое слово к Иеремии от Господа:
2. возьми себе книжный свиток и напиши в нем все слова, которые Я говорил тебе об Израиле и об Иуде и о всех народах с того дня, как Я начал говорить тебе, от дней Иосии до сего дня;
3. может быть, дом Иудин услышит о всех бедствиях, какие Я помышляю сделать им, чтобы они обратились каждый от злого пути своего, чтобы Я простил неправду их и грех их.
4. И призвал Иеремия Варуха, сына Нирии, и написал Варух в книжный свиток из уст Иеремии все слова Господа, которые Он говорил ему.
5. И приказал Иеремия Варуху и сказал: я заключен и не могу идти в дом Господень;
6. итак иди ты и прочитай написанные тобою в свитке с уст моих слова Господни вслух народа в доме Господнем в день поста, также и вслух всех Иудеев, пришедших из городов своих, прочитай их;
7. может быть, они вознесут смиренное моление пред лице Господа и обратятся каждый от злого пути своего; ибо велик гнев и негодование, которое объявил Господь на народ сей.
8. Варух, сын Нирии, сделал все, что приказал ему пророк Иеремия, чтобы слова Господни, написанные в свитке, прочитать в доме Господнем.
9. В пятый год Иоакима, сына Иосии, царя Иудейского, в девятом месяце объявили пост пред лицем Господа всему народу в Иерусалиме и всему народу, пришедшему в Иерусалим из городов Иудейских.
10. И прочитал Варух написанные в свитке слова Иеремии в доме Господнем, в комнате Гемарии, сына Сафанова, писца, на верхнем дворе, у входа в новые ворота дома Господня, вслух всего народа.
11. Михей, сын Гемарии, сына Сафанова, слышал все слова Господни, написанные в свитке,
12. и сошел в дом царя, в комнату царского писца, и вот, там сидели все князья: Елисам, царский писец, и Делаия, сын Семаия, и Елнафан, сын Ахбора, и Гемария, сын Сафана, и Седекия, сын Анании, и все князья;
13. и пересказал им Михей все слова, которые он слышал, когда Варух читал свиток вслух народа.
14. Тогда все князья послали к Варуху Иегудия, сына Нафании, сына Селемии, сына Хусии, сказать ему: свиток, который ты читал вслух народа, возьми в руку твою и приди. И взял Варух, сын Нирии, свиток в руку свою и пришел к ним.
15. Они сказали ему: сядь, и прочитай нам вслух. И прочитал Варух вслух им.
16. Когда они выслушали все слова, то с ужасом посмотрели друг на друга и сказали Варуху: мы непременно перескажем все сии слова царю.
17. И спросили Варуха: скажи же нам, как ты написал все слова сии из уст его?
18. И сказал им Варух: он произносил мне устами своими все сии слова, а я чернилами писал их в этот свиток.
19. Тогда сказали князья Варуху: пойди, скройся, ты и Иеремия, чтобы никто не знал, где вы.
20. И пошли они к царю во дворец, а свиток оставили в комнате Елисама, царского писца, и пересказали вслух царя все слова сии.
21. Царь послал Иегудия принести свиток, и он взял его из комнаты Елисама, царского писца; и читал его Иегудий вслух царя и вслух всех князей, стоявших подле царя.
22. Царь в то время, в девятом месяце, сидел в зимнем доме, и перед ним горела жаровня.
23. Когда Иегудий прочитывал три или четыре столбца, царь отрезывал их писцовым ножичком и бросал на огонь в жаровне, доколе не уничтожен был весь свиток на огне, который был в жаровне.
24. И не убоялись, и не разодрали одежд своих ни царь, ни все слуги его, слышавшие все слова сии.
25. Хотя Елнафан и Делаия и Гемария упрашивали царя не сожигать свитка, но он не послушал их.
26. И приказал царь Иерамеилу, сыну царя, и Сераии, сыну Азриилову, и Селемии, сыну Авдиилову, взять Варуха писца и Иеремию пророка; но Господь сокрыл их.
27. И было слово Господне к Иеремии, после того как царь сожег свиток и слова, которые Варух написал из уст Иеремии, и сказано ему:
28. возьми себе опять другой свиток и напиши в нем все прежние слова, какие были в первом свитке, который сожег Иоаким, царь Иудейский;
29. а царю Иудейскому Иоакиму скажи: так говорит Господь: ты сожег свиток сей, сказав: «зачем ты написал в нем: непременно придет царь Вавилонский и разорит землю сию, и истребит на ней людей и скот?»
30. за это, так говорит Господь об Иоакиме, царе Иудейском: не будет от него сидящего на престоле Давидовом, и труп его будет брошен на зной дневной и на холод ночной;
31. и посещу его и племя его и слуг его за неправду их, и наведу на них и на жителей Иерусалима и на мужей Иуды все зло, которое Я изрек на них, а они не слушали.
32. И взял Иеремия другой свиток и отдал его Варуху писцу, сыну Нирии, и он написал в нем из уст Иеремии все слова того свитка, который сожег Иоаким, царь Иудейский, на огне; и еще прибавлено к ним много подобных тем слов.
(Иеремия 36:1-32)

2. Характерно, что также как священники и пророки, поведение которых я рассматривал в прошлой главе царь Иоаким стремится уничтожить Иеремию, не задаваясь вопросом об истинности того, что он говорит. Ведь и параномика BFD, парадигма беззакония (см. предыдущую  главу)и связанная с ней демонстраномика FED, парадигма властной манипуляции данностями, на которую в рассматриваемой здесь ситуации рассчитывает царь Иоаким исключают само контекстное поле общих принципов, а следовательно само понятие истины. Перед нами древний прототип постмодернизма.

3. Внутри демонстраномики безусловное (справедливость) превращается в условное, навязанное извне (заповеди)неудобное и потому избегаемое, а условное (власть и манипулируемые ей данности)в безусловное и абсолютное, ибо удобное и потому (в условиях отсутствия истины) предпочитаемое.

4. Царь Иоаким убежден что "рукописи горят", на том основании, что он может сжечь данную рукопись. Манипуляция данностями вполне в его силах (ведь смог же он вытащить из Египта и убить пророка Урию, пророчествовавшего то же самое, что и Иеремия), а за пределами данностей для него нет никакой реальности.

5. В терминах матрицы демонстраномика FED тематизирует/активирует распорядительную линию FD абсолютной власти, как возможность безграничной манипуляции данностями мира/рынка и видимостями пропаганды (контекстное поле мира/рынка D) со стороны субъекта власти F.

6. Одновременно демонстраномика деактивирует всякие обязательства перед Богом и людьми, отображаемые в матрице облигативной линией FE. Эти ограничения власти представляются помехами, от которых нужно избавиться, а связанные с ними люди, в данном случае Иеремия, опасными и надоедливыми чужаками (контекстное поле "чужих" Е), мешающими свободной игре власти и подлежащими устранению. Это устранение в матрице отображается третьей линией демонстраномики, вертикальным отрезком ED.

7. Основывающий свою власть на манипуляции данностями царь Иоаким не понимает, что тем самым он сам становится пленником данностей с их неустойчивостью, ограниченностью и мимолетностью. Даже рукопись Иеремии ему не удается окончательно уничтожить, ее напишут заново. Ну и никуда не исчезнут конечно войска царя Вавилонии, которым предстоит разрушить Храм и столицу и самого царя, который до последнего момента пытается, как маленький мальчик, пальчиком заткнуть дырку в двери, за которой скрывается взламывающая эту дверь банда. Отбросить неудобные обязательства перед Богом в этих условиях всё равно, что обрезать трубку телефона по которому можно просить помощи. Но для того, чтобы понять это нужно выйти за пределы демонстраномики.

Глава 62.

1. В предшествующей главе мы на примере конфликта между пророком Иеремией и  царем Иудеи Иоакимом видели, как властное манипулирование данностями в контексте параномики BFD и демонстраномики FED способствует тому, что общество и сами манипуляторы становятся заложниками оторванных от реальности данностей. Подмена поисков истины и справедливости (контекстное поле общих принципов А) поисками удобного, доходного и приятного (контекстное поле мира/рынка D) приводит к тому, что люди постепенно утрачивают способность ясно видеть разницу между действительностью и собственными мечтами, фантазиями и вымыслами.

2.  Ниже я привожу два библейских текста на эту тему: первый из 30й главы книги пророка Исайи, а второй из 23й главы книги пророка Иеремии.

1. Горе непокорным сынам, говорит Господь, которые делают совещания, но без Меня, и заключают союзы, но не по духу Моему, чтобы прилагать грех ко греху:
2. не вопросив уст Моих, идут в Египет, чтобы подкрепить себя силою фараона и укрыться под тенью Египта.
3. Но сила фараона будет для вас стыдом, и убежище под тенью Египта — бесчестием;
4. потому что князья его уже в Цоане, и послы его дошли до Ханеса.
5. Все они будут постыжены из-за народа, который бесполезен для них; не будет от него ни помощи, ни пользы, но — стыд и срам.
6. Тяжести на животных, идущих на юг, по земле угнетения и тесноты, откуда выходят львицы и львы, аспиды и летучие змеи; они несут на хребтах ослов богатства свои и на горбах верблюдов сокровища свои к народу, который не принесет им пользы.
7. Ибо помощь Египта будет тщетна и напрасна; потому Я сказал им: сила их — сидеть спокойно.
8. Теперь пойди, начертай это на доске у них, и впиши это в книгу, чтобы осталось на будущее время, навсегда, навеки.
9. Ибо это народ мятежный, дети лживые, дети, которые не хотят слушать закона Господня,
10. которые провидящим говорят: «перестаньте провидеть», и пророкам: «не пророчествуйте нам правды, говорите нам лестное, предсказывайте приятное;
11. сойдите с дороги, уклонитесь от пути; устраните от глаз наших Святаго Израилева.»
12. Посему так говорит Святый Израилев: так как вы отвергаете слово сие, а надеетесь на обман и неправду, и опираетесь на то:
13. то беззаконие это будет для вас, как угрожающая падением трещина, обнаружившаяся в высокой стене, которой разрушение настанет внезапно, в одно мгновение.
14. И Он разрушит ее, как сокрушают глиняный сосуд, разбивая его без пощады, так что в обломках его не найдется и черепка, чтобы взять огня с очага или зачерпнуть воды из водоема…
(Исаия 30:1-14)

9. О пророках. Сердце мое во мне раздирается, все кости мои сотрясаются; я — как пьяный, как человек, которого одолело вино, ради Господа и ради святых слов Его,
10. потому что земля наполнена прелюбодеями, потому что плачет земля от проклятия; засохли пастбища пустыни, и стремление их — зло, и сила их — неправда,
11. ибо и пророк и священник — лицемеры; даже в доме Моем Я нашел нечестие их, говорит Господь.
12. За то путь их будет для них, как скользкие места в темноте: их толкнут, и они упадут там; ибо Я наведу на них бедствие, год посещения их, говорит Господь.
13. И в пророках Самарии Я видел безумие; они пророчествовали именем Ваала, и ввели в заблуждение народ Мой, Израиля.
14. Но в пророках Иерусалима вижу ужасное: они прелюбодействуют и ходят во лжи, поддерживают руки злодеев, чтобы никто не обращался от своего нечестия; все они предо Мною — как Содом, и жители его — как Гоморра.
15. Посему так говорит Господь Саваоф о пророках: вот, Я накормлю их полынью и напою их водою с желчью, ибо от пророков Иерусалимских нечестие распространилось на всю землю.
16. Так говорит Господь Саваоф: не слушайте слов пророков, пророчествующих вам: они обманывают вас, рассказывают мечты сердца своего, а не от уст Господних.
17. Они постоянно говорят пренебрегающим Меня: «Господь сказал: мир будет у вас». И всякому, поступающему по упорству своего сердца, говорят: «не придет на вас беда».
18. Ибо кто стоял в совете Господа и видел и слышал слово Его? Кто внимал слову Его и услышал?
19. Вот, идет буря Господня с яростью, буря грозная, и падет на главу нечестивых.
20. Гнев Господа не отвратится, доколе Он не совершит и доколе не выполнит намерений сердца Своего; в последующие дни вы ясно уразумеете это.
21. Я не посылал пророков сих, а они сами побежали; Я не говорил им, а они пророчествовали.
22. Если бы они стояли в Моем совете, то объявили бы народу Моему слова Мои и отводили бы их от злого пути их и от злых дел их.
23. Разве Я — Бог только вблизи, говорит Господь, а не Бог и вдали?
24. Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю? говорит Господь.
25. Я слышал, что говорят пророки, Моим именем пророчествующие ложь. Они говорят: «мне снилось, мне снилось».
26. Долго ли это будет в сердце пророков, пророчествующих ложь, пророчествующих обман своего сердца?
27. Думают ли они довести народ Мой до забвения имени Моего посредством снов своих, которые они пересказывают друг другу, как отцы их забыли имя Мое из-за Ваала?
28. Пророк, который видел сон, пусть и рассказывает его как сон; а у которого Мое слово, тот пусть говорит слово Мое верно. Что общего у мякины с чистым зерном? говорит Господь.
29. Слово Мое не подобно ли огню, говорит Господь, и не подобно ли молоту, разбивающему скалу?
30. Посему, вот Я — на пророков, говорит Господь, которые крадут слова Мои друг у друга.
31. Вот, Я — на пророков, говорит Господь, которые действуют своим языком, а говорят: «Он сказал».
32. Вот, Я — на пророков ложных снов, говорит Господь, которые рассказывают их и вводят народ Мой в заблуждение своими обманами и обольщением, тогда как Я не посылал их и не повелевал им, и они никакой пользы не приносят народу сему, говорит Господь.
33. Если спросит у тебя народ сей, или пророк, или священник: «какое бремя от Господа?», то скажи им: «какое бремя? Я покину вас, говорит Господь».
34. Если пророк, или священник, или народ скажет: «бремя от Господа», Я накажу того человека и дом его.
35. Так говорите друг другу и брат брату: «что ответил Господь?» или: «что сказал Господь?»
36. А этого слова: «бремя от Господа», впредь не употребляйте: ибо бременем будет такому человеку слово его, потому что вы извращаете слова живаго Бога, Господа Саваофа Бога нашего.
37. Так говори пророку: «что ответил тебе Господь?» или: «что сказал Господь?»
38. А если вы еще будете говорить: «бремя от Господа», то так говорит Господь: за то, что вы говорите слово сие: «бремя от Господа», тогда как Я послал сказать вам: «не говорите: бремя от Господа», —
39. за то, вот, Я забуду вас вовсе и оставлю вас, и город сей, который Я дал вам и отцам вашим, отвергну от лица Моего
40. и положу на вас поношение вечное и бесславие вечное, которое не забудется.
(Иеремия 23:9-40)

3. В этих двух текстах речь идет о разных видах лжепророков: 1) демонстраномных (о демонстраномике FED см. предшествующую главу), "псевдолиберальных", для которых характерно сочетание произвольной манипуляции данностями (отображенной в матрице вниз направленным распорядительным вектором FD)с деактивацией обязательственной/облигативной угловой диагонали EF. В результате отношение к Богу у них оказывается условным и внешним, отчужденным (контекстное поле " чужих" Е) и обременительным ("бремя от Господа").2) параномных (параномика BFD)"псевдоконсервативных"/реакционных, у которых стремление к истине и справедливости (контекстное поле общих нормативных принципов А) подменяется упованием на традицию и веками сложившиеся жизненные формы, включая иерархию и храмовый ритуал (контекстное поле совершенных жизненных форм В), что впрочем нисколько не мешает им прибегать к той же самой манипуляции данностями FD (разумеется в свою пользу). 3) гедономных (гедономика ВGD)охотно возвещающих народу "лестное и приятное", победу (победительная/перформативная линия GD) и мир то есть неприкосновенность и гармоническое воплощение жизненных форм В в соответствующие данности мира/рынка D (формативная диагональ BD).

4. В этом контексте, учитывая также результаты анализа в нескольких предшествующих главах, можно обозначить черты (и критерии) подлинного пророчества в том виде, в каком они обрисованы в этих пророческих книгах: 1) ориентация на принципы истины, правосудия и справедливости (контекстное поле общих принципов А); 2) сочувствие/милосердие к несправедливо обиженным, бедным и угнетенным (контекстное поле "чужих" Е и контекстное поле мира/рынка D);3) личная добросовестность, ответственность (контекстное поле частично автономной/ответственной личности С и нормативная диагональ СА)и отказ от манипуляции данностями; 4) открытость: пророчество содержит предостережение и рассчитано на то, что слушающие его люди внесут необходимые изменения в свою жизнь с тем, чтобы предотвратить предсказанное развитие событий (классический пример здесь это история проповеди Ионы в Ниневии и его разочарования, когда обещанное столице Ассирии разрушение не произошло, возможно, что эта история должна была объяснить причину того, что Ассирийская империя просуществовала относительно долго после обещания краха ассирийского господства, открытый характер пророчеств был специально подчеркнут и объяснен в самой книге Исайи).5) действенность, энергетическая насыщенность (что соответствует и самой природе энергономной парадигмы DAB): "Слово мое не подобно ли огню, говорит Господь, и не подобно ли молоту, разбивающему скалу" (Иеремия 23. 29, полную цитату см. выше); 6) близкое соответствие предсказанного и случившегося, насколько это не вступает в противоречие с открытым характером пророческой проповеди ( см. выше номер 4).

Глава 63.

1. В нескольких предшествующих главах мы познакомились с историческим контекстом древнееврейских пророков. Теперь настал черед используя матричный анализ посмотреть на содержание этих пророчеств и сопоставить его с проектом Иисуса.

Ниже я привожу целиком текст первой главы из книги пророка Исайи.

1. Видение Исаии, сына Амосова, которое он видел о Иудее и Иерусалиме, во дни Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии — царей Иудейских.
2. Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня.
3. Вол знает владетеля своего, и осел — ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет.
4. Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святаго Израилева, — повернулись назад.
5. Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло.
6. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем.
7. Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими.
8. И осталась дщерь Сиона, как шатер в винограднике, как шалаш в огороде, как осажденный город.
9. Если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре.
10. Слушайте слово Господне, князья Содомские; внимай закону Бога нашего, народ Гоморрский!
11. К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу.
12. Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои?
13. Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие — и празднование!
14. Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их.
15. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови.
16. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло;
17. научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову.
18. Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю.
19. Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли;
20. если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят.
21. Как сделалась блудницею верная столица, исполненная правосудия! Правда обитала в ней, а теперь — убийцы.
22. Серебро твое стало изгарью, вино твое испорчено водою;
23. князья твои — законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки и гоняются за мздою; не защищают сироты, и дело вдовы не доходит до них.
24. Посему говорит Господь, Господь Саваоф, Сильный Израилев: о, удовлетворю Я Себя над противниками Моими и отмщу врагам Моим!
25. И обращу на тебя руку Мою и, как в щелочи, очищу с тебя примесь, и отделю от тебя все свинцовое;
26. и опять буду поставлять тебе судей, как прежде, и советников, как вначале; тогда будут говорить о тебе: «город правды, столица верная».
27. Сион спасется правосудием, и обратившиеся сыны его — правдою;
28. всем же отступникам и грешникам — погибель, и оставившие Господа истребятся.
29. Они будут постыжены за дубравы, которые столь вожделенны для вас, и посрамлены за сады, которые вы избрали себе;
30. ибо вы будете, как дуб, которого лист опал, и как сад, в котором нет воды.
31. И сильный будет отрепьем, и дело его — искрою; и будут гореть вместе, — и никто не потушит.
(Исаия 1:1-31)

2. Теперь попробуем проанализировать этот текст в терминах матричного анализа. Он начинается с тематизации (активации) всех трех горизонтальных осей матрицы идентичности: верхней сигнификативной АВ("небеса", принципы/формы), нижней репрезентационной CD ("земля"  личность/мир) и центральной коммуникативной GE (свои/чужие).

3. Эта тематизация происходит прежде всего в рамках революционной/военной, разрушительно/преобразовательной неономной AGD центральной горизонтальной парадигмы идентичности.

4. Те кто читал первый том моей книги
Время Смыслов помнят, что именно эта парадигма использовалась и в гражданскую войну большевиками и в начале ВОВ для мобилизации народа на борьбу с вторжением: "Наше дело правое. (трансформативная линия GA, связывающая центральное правое контекстное поле "своих" G с верхним левым контекстным полем общих принципов А таких как истина и справедливость). Враг будет разбит (негативная тематизация центральной коммуникативной горизонтали GE между контекстным полем "своих" G и контекстным полем "чужих" Е, превратившихся во врагов). Победа будет за нами."(тематизация нижней победительной/перформативной диагонали GD, связывающей контекстное поле G с контекстным полем контролируемого и побежденного мира D, куда в результате победы перемещают разгромленного, утратившего способность сопротивляться врага).

5. Особенный трагизм ситуации в данном случае состоит в том, что отчужденными врагами стали собственные дети ("погибельные сыновья" древнееврейск. banim mashkhitim). Чувство скорби и горечи по этому поводу можно легко обнаружить в приведенном выше тексте.

6. Неономика AGD состоит из двух половинок: верхней, революционно преобразовательной трансформаномики AGE и нижней разрушительной фрагментономики GDE. Между этими половинками Бог и предлагает в тексте выбирать своему отчужденному и наказываемому народу.

7. Легко заметить, что трансформаномика тематизирует трансцендентно-эпистемный регион ЕА матрицы идентичности (верхняя половина левой боковой номотетической вертикали DA): отчуждение Е (внутри фрагментономики ведущее к гибели и разрушению D) здесь преодолевается обращением к левому верхнему контекстному полю А общих норм и принципов (таких как истина и справедливость), то есть возвращением к правосудию.

8. В свете вышесказанного легко понять энтузиазм Иисуса по поводу покаяния откупщика Закхея в 19 главе Евангелия от Луки. С анализа этого эпизода мы начали разбор евангельских текстов, относящихся к трансцендентно-эпистемному региону ЕА матрицы идентичности. Этот разбор мы затем прервали чтобы обратиться к пророческой традиции. Обещание отчужденного и ненавидимого откупщика Е в четырёхкратном размере компенсировать потери тех, с кем он поступил несправедливо, тематизирует контекстное поле А справедливости и истины в рамках покаянной парадигмы идентичности репарономики ВЕА, которая делит с трансформаномикой общую вертикаль ЕА.

9. Призыв к репарономному поведению и восстановлению справедливости и правосудия занимает центральное место в вышеприведенном тексте Исайи. Это именно то, чего требует Бог от отчужденного народа Е вместо даров, жертвоприношений, праздников и ритуалов (дорономика GEB). Отвергая вверх направленный вектор ЕВ (как инверсию седьмого дарительного шага ВЕ основного алгоритма идентичности) Бог отказывается быть получателем взяток, которые бы сделали Его соучастником творящегося беззакония.

10. Вместо этого Бог предлагает преступной верхушке общества исправить свое поведение, то есть обратиться (подобно Закхею) к репарономике ВЕА и в ответ обещает очистить их от греха, то есть простить и оправдать их в контексте искреннего восстановления правосудия и социальной ответственности за судьбу наиболее уязвимых и беззащитных групп населения. Преобразовательная и восстановительная трансформаномика GAE таким образом оказывается внутренне связанной с репарономикой ВЕА: обе они тематизируют трансцендентно-эпистемный ЕА регион матрицы идентичности.

11. От времени этих пророчеств Исайи до взятия Иерусалима вавилонскими войсками, гибели Иудейского царства и разрушения Первого Храма (586 г. до хр. э.) прошли более ста лет. Но за исключением отдельных эпизодов хотя бы частичного обращения к репарономике, таких как правление религиозного реформатора царя Иосии, который также согласно книге Иеремии отличался своим правосудием, переориентации элит с хищнического эгоизма на социальную ответственность не произошло.

12. Когда многократно обещанная (и откладывавшаяся) катастрофа наконец пришла, отчаянию населения не было предела. Свидетельства этого отчаяния можно легко найти в книге пророка Иеремии и в другом по традиции связанном с ним небольшом сочинении которое в синодальном переводе Библии называется Плач Иеремии. Этот Плач близко соответствует жанру Плачей о гибели городов и стран, который имеет богатую историю на Ближнем Востоке и за его пределами. Одним из первых известных нам произведений такого рода является Плач о разрушении Ура (южного месопотамского города, одного из центров древнего Шумера и согласно Библии родины Авраама) ок. 2000 г. до хр. э. В Древней Руси памятником этого жанра является Слово о погибели Русской земли, сохранившееся в небольшом отрывке и написанное как отклик на монголо-татарское нашествие.

Глава 64.

1. В прошлой главе мы использовали матричный анализ для выявления и  определения контекстных парадигм идентичности в начале книги пророка Исайи и сравнения использования этих парадигм с евангельскими текстами, связанными в первую очередь с неономикой AGD и с трансцендентно-эпистемным регионом ЕА матрицы идентичности.

2. В этой и следующей главе мы рассмотрим тексты третьей, заключительной части книги пророка Исайи, относящиеся к использованию другой, симметрично  противопоставленной неономике центральной горизонтальной парадигмы идентичности, а именно этономики СЕВ. В качестве примера в настоящей главе мы будем использовать текст 43й и начала 44й главы книги Исайи. Вот этот текст.

1. Ныне же так говорит Господь, сотворивший тебя, Иаков, и устроивший тебя, Израиль: не бойся, ибо Я искупил тебя, назвал тебя по имени твоему; ты Мой.
2. Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, — через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя.
3. Ибо Я Господь, Бог твой, Святый Израилев, Спаситель твой; в выкуп за тебя отдал Египет, Ефиопию и Савею за тебя.
4. Так как ты дорог в очах Моих, многоценен, и Я возлюбил тебя, то отдам других людей за тебя, и народы за душу твою.
5. Не бойся, ибо Я с тобою; от востока приведу племя твое и от запада соберу тебя.
6. Северу скажу: «отдай»; и югу: «не удерживай; веди сыновей Моих издалека и дочерей Моих от концов земли,
7. каждого кто называется Моим именем, кого Я сотворил для славы Моей, образовал и устроил.
8. Выведи народ слепой, хотя у него есть глаза, и глухой, хотя у него есть уши».
9. Пусть все народы соберутся вместе, и совокупятся племена. Кто между ними предсказал это? пусть возвестят, что было от начала; пусть представят свидетелей от себя и оправдаются, чтобы можно было услышать и сказать: «правда!»
10. А Мои свидетели, говорит Господь, вы и раб Мой, которого Я избрал, чтобы вы знали и верили Мне, и разумели, что это Я: прежде Меня не было Бога и после Меня не будет.
11. Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня.
12. Я предрек и спас, и возвестил; а иного нет у вас, и вы — свидетели Мои, говорит Господь, что Я Бог;
13. от начала дней Я Тот же, и никто не спасет от руки Моей; Я сделаю, и кто отменит это?
14. Так говорит Господь, Искупитель ваш, Святый Израилев: ради вас Я послал в Вавилон и сокрушил все запоры и Халдеев, величавшихся кораблями.
15. Я Господь, Святый ваш, Творец Израиля, Царь ваш.
16. Так говорит Господь, открывший в море дорогу, в сильных водах стезю,
17. выведший колесницы и коней, войско и силу; все легли вместе, не встали; потухли как светильня, погасли.
18. Но вы не вспоминаете прежнего и о древнем не помышляете.
19. Вот, Я делаю новое; ныне же оно явится; неужели вы и этого не хотите знать? Я проложу дорогу в степи, реки в пустыне.
20. Полевые звери прославят Меня, шакалы и страусы, потому что Я в пустынях дам воду, реки в сухой степи, чтобы поить избранный народ Мой.
21. Этот народ Я образовал для Себя; он будет возвещать славу Мою.
22. А ты, Иаков, не взывал ко Мне; ты, Израиль, не трудился для Меня.
23. Ты не приносил Мне агнцев твоих во всесожжение и жертвами твоими не чтил Меня. Я не заставлял тебя служить Мне хлебным приношением и не отягощал тебя фимиамом.
24. Ты не покупал Мне благовонной трости за серебро и туком жертв твоих не насыщал Меня; но ты грехами твоими затруднял Меня, беззакониями твоими отягощал Меня.
25. Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого и грехов твоих не помяну:
26. припомни Мне; станем судиться; говори ты, чтоб оправдаться.
27. Праотец твой согрешил, и ходатаи твои отступили от Меня.
28. За то Я предстоятелей святилища лишил священства и Иакова предал на заклятие и Израиля на поругание.
(Исаия 43:1-28)

1. А ныне слушай, Иаков, раб Мой, и Израиль, которого Я избрал.
2. Так говорит Господь, создавший тебя и образовавший тебя, помогающий тебе от утробы матерней: не бойся, раб Мой, Иаков, и возлюбленный Израиль, которого Я избрал;
3. ибо Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее; излию дух Мой на племя твое и благословение Мое на потомков твоих.
4. И будут расти между травою, как ивы при потоках вод.
5. Один скажет: «я Господень», другой назовется именем Иакова; а иной напишет рукою своею: «я Господень», и прозовется именем Израиля.
6. Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога,
7. ибо кто как Я? Пусть он расскажет, возвестит и в порядке представит Мне все с того времени, как Я устроил народ древний, или пусть возвестят наступающее и будущее.
8. Не бойтесь и не страшитесь: не издавна ли Я возвестил тебе и предсказал? И вы Мои свидетели. Есть ли Бог кроме Меня? нет другой твердыни, никакой не знаю.
(Исаия 44:1-8)
 
3. В этом тексте легко заметить драматический контраст с содержанием текста начала книги Исайи, который мы обсуждали в прошлой главе. Там осуждение и кара, здесь искупление и спасение. Обычно последняя треть книги Исайи считается в библейской критике принадлежащей другому автору, жившему более чем на 150 лет позднее, начале персидской эпохи, в период персидского царя Кира (который позитивно упоминается в книге) и возвращения из Вавилонского плена.

4. Вместе с тем книга представляет собой некое композиционное единство и внутри этого единства контраст начала и конца имеет свое место в динамике идентичности. Изгнание/разрушение/осуждение и возвращение/восстановление/искупление находятся в соотношении симметрической взаимодополнительности.

5. Заметим, что речь идет о внешнем искуплении ради Имени Бога, а не о внутреннем оправдании. Искупленный народ остается "слепым и глухим", его спасение и возвращение в основном не является результатом его собственной внутренней работы, эта задача оказывается проектом будущего. Бог подчеркивает, что Он избавляет Израиль ради самого себя, ради собственной любви к созданному Им народу, который в будущем должен прославить Его Имя, а не в силу заслуг самого этого народа.

6. Каким образом это положение вещей можно отобразить в матрице идентичности? Мы видим активную тематизацию контекстного поля автономной личности С суверенной личностью Бога. Бог в этом тексте говорит о собственных планах на будущее. Эта тематизация контекстного поля С контрастирует с тематизацией контекстного поля общих принципов и норм А (истина, справедливость) в начале книги пророка Исайи, где спасение Израиля рассматривается прежде всего как результат его собственного возвращения к правильному/праведному поведению в рамках выбора между верхней (праведная трансформация: репарономика BAE и трансформаномика GAE) и нижней (разрушение и гибель фрагментономика GED)половинками революционно-антагонистической центральной горизонтальной парадигмы идентичности-неономики AGD.

7. Однако упор на неономную стратегию покаяния/преобразования под угрозой разрушения не дал ожидавшихся от него положительных результатов. Когда многократно обещанное Богом разрушение Иудеи и Иерусалима как возмездие за коррупцию, несправедливость и притеснение бедных со стороны правящей элиты (а также за рецидивы многобожия) наконец пришло в виде взятия Иерусалима вавилонскими войсками 586 г. до хр. э.)после длительной и изнурительной осады, когда голодное население начало вымирать и участились случаи каннибализма, и переселения десятков тысяч населения (в основном из более культурной и зажиточной части общества) в Вавилон, это наказание оказалось настолько тяжелым, что даже благочестивая часть общества впала в безысходное отчаяние.

8. Свидетельства этого отчаяния можно найти в книге пророка Иеремии и особенно в невыразимо мрачных и скорбных текстах маленького отдельного сочинения известного под названием Плач Иеремии (евр. Eyka), где сам пророк Иеремия, или другой неизвестный нам его современник, наглядно и детально, как полагается очевидцу, описывает творившиеся ужасы и задается мучительным вопросом об окончательном оставлении Богом своего народа. И хотя автор в заключении делает последнее усилие преодолеть отчаяние и убедить себя и своих читателей в том что возможность Божьего спасения еще не исчерпана, общий траурный тон сочинения создает впечатление, что надежды на такое спасение угасали.

9. Иными словами помимо преобразования и нравственного очищения худших элементов общества трагедия разрушения страны привела к отчаянию как раз ту часть населения, которая изначально сочувствовала таким пророкам,как Исайя и Иеремия, и  проповедовавшейся ими нравственной и социальной реформе.

10. В связи с этим Бог, откликаясь на эти настроения, в заключительной части книги Исайи переосмысливает общую стратегию собственного подхода и переориентирует ее с неономики на центральную горизонтальную этическую парадигму милосердия и сотрудничества этономику СЕВ. Упор делается теперь на сочувствие, сострадание, ободрение и утешение. Поэтому тематизируется нижняя ассоциативная линия этономики диагональ СЕ (которая таже является частью харитономики СЕD).

11. Помимо этого активируется также центральная горизонтальная линия этономики коммуникативная ось GE (соединяющая контекстное поле "своих" G и контекстное поле "чужих" Е, в котором в данный момент находится наказанный и изгнанный еврейский народ). Бог обещает собрать и вернуть его в Иудею (вектор возвращения по центральной горизонтали ЕG).

12. Верхняя линия этономики рекогнитивная/признавательная диагональ ВЕ также задействуется (тематизируется) в плане вниз направленного вектора ВЕ, совпадающего с седьмым дарительным шагом основного алгоритма идентичности (первые девять шагов этого алгоритма я подробно разбирал на многочисленных примерах в первой, посвященной римскому стоицизму части этой книги).

13. Автор таким образом подчеркивает (цитату см. выше 43.22-24)что возвращение Израиля из изгнания является свободным даром Бога и никак не зависит от жервоприношений и умилостивительных ритуалов, отображаемых обратным вверх направленным вектором ЕВ, связанным с отвергнутой в первой главе книги Исайи парадигмой дорономики ЕВG (см. предшествующую главу).

14. В приведенном выше тексте задействуется/тематизируется и следующий восьмой по счету оценочный шаг основного алгоритма идентичности отображаемый в матрице вниз направленным вектором ЕН, расположенным на угловой супплементальной/снабжающей линии ЕН, связывающей контекстное поле "чужих" Е с контекстным полем ценностей и объектов Н в середине нижней репрезентационной горизонтали DC матрицы идентичности.

15. Активация восьмого оценочного шага ЕН обеспечивается использованием меновой, ценностной парадигмы идентичности-прециономики СЕН (от латинского pretium цена).
Бог подчеркивает, что Израиль/Иаков представляет для него большую ценность (контекстное поле ценностей Н) и потому он выкупает его из плена в обмен на другие  страны и народы, среди которых Египет и Эфиопия(имеется в виду скорее всего не территория нынешней Эфиопия, а находившееся в современном Северном Судане Нубийское царство).

16. Речь идет вероятно о планировавшемся в последние годы правления Кира (царя, которого автор заключительной части книги Исайи, считает помазанником Божьим и специальным орудием Божественного провидения) завоевании Египта персами, которое и было осуществлено преемником Кира царем Камбисом.

17. Выкупленный действиями Бога, а не спасенный внутренней переориентацией "погибельных сыновей" (см. предшествующую главу)на праведное поведение (направленный вверх вектор ЕА, совпадающий странсцендентно-эпистемным регионом матрицы идентичности)Израиль в 43й и 44й главе уже не называется "сыном". В результате этих действий Бога он попадает в контекстное поле Н объектов/ценностей, общее для рыночной прециономики СЕН и патриархально-авторитарной вертикальной домашней проксимономики ВСН. Израиль таким образом становится и именуется (домашним)избранным, любимым и ценимым рабом Бога.

18. Внутри проксимономики ВСН Израиль не имеет статуса автономной личности С. Контекстное поле автономной личности С здесь занято суверенной личностью Бога, который выкупил Израиля из плена куда тот попал в результате собственных грехов. Искупление таким образом здесь носит внешний, а не внутренний характер. Однако Бог надеется со временем вернуть свой народ к богосыновству. Просто путь к этому оказывается намного более сложным и длительным чем предполагалось раньше. И это будет путь внутренней культурной интенсификации или внутреннего освобождения.


Рецензии