Поездка в усадьбу И. В. Гурко Сахарово 05. 08. 17

Поездка в Сахарово 5 августа 2017 года

Наша поездка в музей – родовую усадьбу генерал-фельдмаршала Иосифа Владимировича Гурко (1828-1901), что в поселке Сахарово Тверской области, была незапланированной. Решили с мужем провести выходные в старинном русском городе – Твери, поехали, заглянули в карту - а Сахарово-то совсем близко, в черте г. Твери, можно на городском автобусе доехать. Правда, интернет нам сообщил, что музей работает по вторникам и четвергам, а на дворе – суббота, поехали наудачу (во вторник и четверг всё равно не получится – на работу надо). Думали: если не попадём в музей, так хоть снаружи усадьбу посмотрим, поклонимся праху героя Русско-турецкой войны 1877-1878 гг., знаменитого «Генерала Вперёд!» и «Победителя Балкан» - так называли его современники, а «Военная энциклопедия» 1912 года  характеризовала его как «одного из выдающихся вождей нашей армии».
 Здесь, в своём любимом имении, Иосиф Владимирович провёл последние годы жизни (в 1894-м он вышел в отставку, по состоянию здоровья), здесь и скончался в ночь на 15 января 1901 года. Российский император Николай II, принимая отставку И.В. Гурко, «в воздаяние важных заслуг, оказанных престолу и Отечеству, особенно в последнюю турецкую войну», удостоил его звания генерал-фельдмаршала при оставлении членом Государственного Совета.
Наш интерес к усадьбе  Сахарово был связан также с именем замечательной русской писательницы Евгении Тур (Елизаветы Васильевны Сухово-Кобылиной, в замужестве графиней Салиас де Турнемир; 1815-1892), тёщи И.В. Гурко, которая искренно любила и восхищалась своим прославленным зятем, почитая его «человеком высокой души, характера и ума» и «дарованным Господом сыном». Изучением творчества Евгении Тур мы несколько лет занимались вместе с писателем Александром Николаевичем Стрижевым,  разыскали и опубликовали ряд её произведений, составили библиографию. Елизавета Васильевна неоднократно бывала в Сахарово, подолгу жила здесь, в том числе в тяжелые для семьи дни Русско-турецкой войны, когда каждый миг был пронизан душевной болью и тревогой за находящегося в действующей армии И.В. Гурко, Жозефа, как называла его писательница. Здесь, в усадьбе Сахарово, в 1880 году Евгения Тур написала яркие и пронзительные «Воспоминания о войне 1877-78 гг.», адресованные её внукам – детям её младшей дочери Марии и генерала И.В. Гурко (в 1880-м году у четы Гурко родился шестой сын). Эти воспоминания впервые увидели свет уже в наше время, в 2012 году, благодаря стараниям исследовательницы Н.Н. Воробьевой. Елизавета Васильевна завещала внукам: «Носите имя отца вашего честно; он прославил это имя, украсил его семейными и общественными добродетелями. Берегите и вашу честь, поставьте её выше всех благ земных. Гордитесь отцом, но не кичитесь, не будьте надменными, дети. Меня помните, когда меня не станет, и поминайте в молитвах. Я глубоко люблю, глубоко уважаю отца вашего, не потому что он герой, а потому, что имела возможность понять и оценить все его редкие качества и высокую душу». Вот ещё её слова, обращённые к внукам: «Всегда, во всяком случае жизни ваш отец выказывал высоту духа и чистоту души. Вероятно, мать сохранит для вас его письма. Вы сами можете оценить и понять, что он за человек. Поистине, таких мало на свете. Прямой, правдивый, благородный, смиренный, чистой души человек! Большое счастие, милые мои дети, быть сыновьями такого отца, большое счастие гордиться им и отдавать ему должное почтение не как отцу только, но как человеку высокой души, характера, ума и сердца».
В своих воспоминаниях Е.В. Салиас так рассказывает о Сахарово: «В половине мая [1877] я поспешила уехать в Сахарово. Вы знаете ваше Сахарово и знаете, какая невозмещаемая ничем Элегия жизни, какой мир, какая тишина, как невозмущаемой… ничем текла в нем жизнь семьи вашей. Благодарение Богу, который послал благословение на дом вашего отца и матери. Жили они спокойно, не богато, но и не бедно, в любви редкой один к другому, к вам и ко всему окружающему. Никого никогда они не обидели, никогда никому понапрасну дурного слова не сказали. Отец ваш нежно любил свою сестру [Лорентину Владимировну Муравьёву-Апостол, урожденную Гурко (1823-?)], сестра эта любила и его, и дочь мою, и всех вас. Она любила и меня, и жизнь наша в Сахарове текла млеком и медом. Сердцем отдыхала я там. Там забывала я мои печали, недочеты, невзгоды и несправедливость судьбы или, просто лучше, испытания, посланные мне Богом за мои грехи. Вы помните и, разумеется, никогда не забудете наши общие прогулки на большую поляну в лесу или на ельники, где мы набирали золотые рыжики, блестевшие золотом между травою и мхом, пока Капан, Наум и Талай раскладывали ковёр, раздували самовар и готовили чай. Отец ваш часто ложился и долго лежал, молча любуясь опушкою леса, живописно окаймлявшей нашу всеми любимую поляну <…> Счастливые дни проводили мы в Сахарове. Туда-то стремилась я и в это памятное лето. Но я не нашла в Сахарове, чего искала. Буря зашла и туда…»…
И вот мы у музея, огороженного железным решетчатым забором. Ворота закрыты. На часах – начало одиннадцатого утра. Рассматриваем усадебный дом с храмом и окрестности: на стволе большого дерева, что растет прямо перед входом, видим прикреплённый лист с телефоном настоятеля. Звоним, представляемся. Отец Геннадий говорит, что отъехал всего 15 минут назад, но узнав, что мы издалека, любезно пообещал вернуться через полчаса.
У нас есть немного времени осмотреть усадебные постройки и старинный парк с вековыми деревьями.  Погода чудесная, тепло, солнечно, тихо. Слева от здания музея, вдоль парка - широкая асфальтированная аллея, по ней, не торопясь, идёт молодая мама с коляской. Справа, невдалеке, - просторная площадка и здание Тверской сельскохозяйственной академии. Аллея привела нас к оригинальному арочному мостику, украшенному красными звёздами, за мостиком, через канавку, уже на территории парка - воинский мемориал – братская могила, где похоронены 163 воина,  погибшие в Великую Отечественную войну. Имена и даты жизни всех 163-х указаны на мраморных плитах. Заметно, что за мемориалом хорошо ухаживают, приятно было видеть у памятника несколько свечей в стеклянных «неугасимых» лампадах, живые цветы и недавно прикрепленную красную ленту с надписью «Памяти павших достойны. Молодёжь Твери. 2017».
Но пора возвращаться к музею. Сделали несколько фотографий. Здание музея небольшое, одноэтажное, выкрашенное в красно-розовый цвет, с белыми арочными окнами, пилястрами, балюстрадой и лепными украшениями. Жаль, что в нескольких местах лепнина с карниза отвалилась, требуется ремонт. Особенно хорош большой лепной герб рода Гурко над входом. Справа от двери большая табличка с надписью: «Памятник архитектуры 19 века. Усыпальница генерал-фельдмаршала И.В. Гурко. ХРАМ ПРЕПОДОБНОГО ИОСИФА ВОЛОЦКОГО. Архитектор Л.Н. Бенуа. Охраняется государством». Св. Иосиф Волоцкий был небесным покровителем Иосифа Владимировича Гурко. Православный крест возвышается над правой половиной усадебного дома. Справа перед зданием красивая ажурная металлическая колокольня под шатровым куполом. Чуть поодаль, на полянке среди деревьев, большой деревянный крест, без надписи.
Но вот подъехала машина. Отец Геннадий Ульянич, настоятель храма и хранитель музея, прибыл на несколько минут раньше обещанного. Знакомимся, открытый и отзывчивый батюшка сразу располагает к себе. Сообщает, что на днях вернулся из Арзамаса, где участвовал в жюри Международного фестиваля-конкурса православной и патриотической песни. Начинается увлекательный рассказ о музее, о его создании, о его буднях и трудностях, о ближайших планах. А ближайшее памятное событие не за горами: в 2018 году будет отмечаться 140-летие победы в Русско-Турецкой войне и освобождения балканских славян, имевших ключевое значение для истории России и Славянского мира; 2018-й год юбилейный и для самого генерал-фельдмаршала И.В. Гурко – исполнится 190 лет со дня его рождения. В день памяти его святого Иосифа Волоцкого, 22 сентября, на том месте, где сейчас стоит деревянный крест, планируется установить бронзовый памятник герою-фельдмаршалу, в полный рост, со всеми заслуженными им высшими воинскими наградами, среди которых:  орден св. апостола Андрея Первозванного, два ордена св. великомученика и победоносца Георгия 2-й и 3-й степени, и много других. Российские скульпторы уже создали модель нового памятника, но отливка его из бронзы требует значительных средств, которых пока не хватает.
В Болгарии свято чтут память генерала И.В. Гурко, ему установлены памятники в четырёх городах: Велико Тырново (древняя столица Болгарии, которую освободил передовой отряд под командованием Гурко, город-побратим Твери), Плевне, Ботевграде (2009) и в современной столице - Софии (2013), также освобожденной передовым отрядом Гурко; его имя носят город и несколько сёл, одна из центральных улиц Софии. А в родовом имении Гурко – Сахарово - памятник легендарному генералу, установленный в 1977 (по другим данным в 1983) году, представляет собой вертикальную плиту из тёмно-серого гранита, одиноко стоящую в глубине парка. Надпись на ней гласит: «Генерал-фельдмаршал Гурко Иосиф Владимирович. 1828 – 1901. Участник Русско-турецкой войны 1877-1878 гг.».
Отец Геннадий проводит нас в здание, разделённое на три части: из большой центральной прихожей направо вход в храм-усыпальницу, налево – в музей. Сначала осматриваем храм. Оформление его выполнено из тёмно-зелёного и бело-серого камня, выглядит весьма достойным и, если так можно выразиться, «подходящим» для мемориала герою. Саркофаг над захоронением Иосифа Владимировича и его жены Марии Андреевны окружен венками; на стене каменные плиты с памятными надписями;  белые, синие и красные ленты (цвета Российского флага), также с памятными надписями, украшают саркофаг. Среди храмовых икон есть несколько старинных. Отец Геннадий служит в Сахарово уже 20 лет; когда он впервые вошёл в это здание в 1997 году, здесь не было ни окон, ни дверей, ни потолков. Восстанавливался храм и устраивался музей стараниями батюшки, прихожан и доброхотов.
Музей - это довольно большая комната, среди экспонатов, на стенах и в витринах: иконы, пейзажи, портреты, батальные полотна, оружие, карты военных действий, старинные книги, журналы, фотографии, связанные с родом Гурко. Много подлинных вещей: штык русского воина, лампы, гребёнка, личная карта-схема генерала Гурко, медали. Представлены костюмы русского солдата и болгарского ополченца времён русско-турецкой войны, женский болгарский костюм. В смежной комнате – богатая библиотека. Музей был открыт сравнительно недавно – 22 сентября 2008 года, создавался он по крупицам – из воспоминаний краеведов, исследований учёных, исторических и архивных материалов. В 2009 году музей стал лауреатом 4-й степени Всероссийского конкурса имени св. Александра Невского. Много времени и сил потратили его сотрудники, чтобы отыскать и идентифицировать останки фельдмаршала И.В. Гурко и его супруги, которые в 1919 году были выброшены в мелиоративную канаву. Нашли только в 2008-ом и торжественно, с воинскими почестями, перезахоронили в усыпальнице 22 сентября 2011 года.
Отец Геннадий, восхищаясь военным гением генерала Гурко, по карте объясняет нам ход военных действий и передвижение войск под его командованием, рассказывает о занятии русскими войсками Балканских перевалов. Особенно поразителен первый во всемирной истории зимний переход Балкан в декабре 1877 года,  благодаря которому была освобождена София и достигнут общий успех наступления русской армии. «Военная энциклопедия» (1912) об этом пишет так: Гурко со своими войсками «в страшную стужу и в бураны перевалил через Балканы. Нужны были железная, суворовская воля и несокрушимая вера в себя и в свои войска, чтобы преодолеть все трудности похода и не отступить от намеченной цели. <…> Во время похода он всем подавал пример личной выносливости, бодрости и энергии, деля наравне с рядовыми все трудности перехода, лично руководя подъёмом и спуском артиллерии по обледенелым горным тропам, подбадривая солдат живым словом, ночуя у костров под открытым небом, довольствуясь, как и они, сухарями». И ещё: «От всей его фигуры и взгляда острых, серых и глубоких глаз веяло подавляющей несокрушимой внутренней силой, авторитетной и грозной для ослушников и слабых. Его не все любили, но все уважали и почти все боялись, - все, кроме солдат, котрые безгранично верили в «Гурку» и любили его».
В приказе по случаю освобождения города генерал И.В. Гурко отмечал: «Взятием Софии завершился блестящий период нынешней войны - переход через Балканы, в котором не знаешь, чему больше удивляться: храбрости ли, геройству ли вашему в сражениях с неприятелем или выдержке и терпению, с которым вы переносили тяжкие невзгоды в борьбе с горами, стужей и глубоким снегом... Пройдут годы, и наши потомки, которые посетят эти суровые горы, торжественно и с гордостью скажут: здесь прошло русское войско, воскресившее славу суворовских и румянцевских чудо-богатырей».
Трогательный эпизод, связанный с отправкой И.В. Гурко в действующую армию на Балканы, описывает Евгения Тур в своих воспоминаниях. Иосиф Владимирович прислал 15 июня 1877 г. жене депешу, что он едет из Петербурга в Москву и дальше на фронт, и рано утром будет в Твери, и просил Марию Андреевну привезти детей на станцию. Елизавета Васильевна никак не хотела ехать с ними вместе: «Одна мысль: проститься с ним была мне невыносима и ненавистна. Мне казалось, что его у нас отнимают, кто, зачем, почему – я об этом не думала. Я отдала моей бедной, едва державшейся на ногах дочери образ, доставшийся мне после смерти отца моего. С одной стороны в ризе изображена Казанская Божия Матерь, а с другой три Святителя: Василий Великий (имя отца моего Василий), Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Этим образом благословила моего отца его мать, когда он вступил в военную службу. С этим образом отец мой сделал турецкую кампанию 1808 и 1810 годов; он был с ним и в 1812 году, в сражении при Бородине и, наконец, в продолжение всей кампании 1813 и 1814 годов, при Бауцене, Лейпциге и при взятии Парижа. Отец мой, хотя и тяжко раненный, хотя и потерявший от контузии глаз, возвратился домой благополучно, женился и скончался без году в 90 лет. Образ, этот небольшой, овальный, с ризами с обеих сторон, никогда не покидал его. Он имел обыкновение, прощаясь с нами и внуками, благословлять нас этою иконою. При жизни своей он говорил мне, чтобы я, как старшая в семье, взяла этот образ после его смерти, что я и сделала. С тех пор я не расставалась с этим образом. Он всегда висел над моим изголовьем, куда бы я ни переезжала. Он был со мной и в Сахарове.
- Вот образ моего отца, - сказала я дочери. – Отдай его своему мужу. Да сохранит его Господь и возвратит нам, как возвратил моего отца. Скажи ему, что я не в силах прощаться с ним, но посылаю ему благословение моих отца и бабушки.
Моя дочь взяла икону и не плакала; не плакала и я. Сердца наши будто окаменели и замерли». Кто знает, может быть, это материнское благословение сохранило жизнь генералу «Вперёд» в страшные дни войны.
Через пять лет после окончания войны, в 1883 году И.В. Гурко был назначен на пост Варшавского генерал-губернатора и командующего войсками Варшавского военного округа, который занимал в течение 12 лет, в 1884-м – назначен членом Государственного совета. Та же «Военная энциклопедия» отмечает: «Время управления Гурко губерниями Привислинского края и командования войсками на западной нашей границе, так называемом Передовом театре войны, совпавшее со временем наиболее обостренных отношений между Россией и державами тройственного союза, составило целую эпоху, как в истории нашей внутренней политики на этой окраине, так и в истории развития нашего военного могущества. Уже теперь (т.е. в 1912 году) оно называется «временем Гурко», такой сильный след оставила там его личность и деятельность». За эти годы И.В. Гурко значительно усилил обороноспособность Варшавского военного округа путём  создания укреплённого района, линии укреплённых пунктов и целой сети стратегических шоссе. При этом Иосиф Владимирович проводил политику отстаивания национальных интересов русского народа, именно он был инициатором строительства большого кафедрального собора в Варшаве. В своей записке императору Александру III он сообщал, что существовавшие православные храмы в Варшаве могли вместить только десятую часть из 42 000 православных верующих, и новый собор «свидетельствовал бы своим наружным видом и внутренним содержанием о величии господствующей Церкви в Русском Государстве». В августе 1893 года был организован комитет по строительству собора, который возглавил И.В. Гурко, и 30 августа 1894 года на Саксонской площади Варшавы, в присутствии Гурко, архиепископом Флавианом был торжественно заложен собор во имя «небесного покровителя наших царей» - св. Александра Невского. Средства на строительство жертвовали представители всех слоев населения России, включая Императорскую семью. Отец Геннадий рассказывал, что существовала обширная переписка между И.В. Гурко и Иоанном Кронштадтским по вопросам наилучшего устроения собора, сам св. батюшка Иоанн пожертвовал 13 500 рублей. Величественный собор  по проекту архитектора Л.Н. Бенуа, вмешавший 2,5 тысячи человек, был построен в 1900 году, работы над интерьером продолжались ещё 12 лет. К работе были привлечены лучшие художественные силы России. Роспись алтаря и руководство живописными работами поручили В.М. Васнецову, иконы были написаны виднейшими русскими иконописцами. Шестнадцать огромных мозаичных панно украшали храм. Но в середине 1920-х годов собор был разрушен польскими властями. 
Со столицей Польши – Варшавой – связаны и последние дни жизни писательницы Евгении Тур, которые она провела в семье И.В. Гурко, - она приехала сюда, хотя уже очень плохо себя чувствовала. Скончалась графиня Елизавета Васильевна Салиас де Турнемир в губернаторском доме 15 марта 1892 года, завещала похоронить её в Тихоновой пустыни, недалеко Калуги, «по-просту», чтобы на её гробе не было венков, чтобы не произносили речей. И завещание это было свято исполнено родными: почившая графиня Салиас лежала в деревянном гробу, безо всяких украшений. В течение трёх дней у её гроба днём и вечером служили панихиды. Вечерние панихиды и отпевание в Замковой церкви совершал Преосвященный Флавиан, епископ Холмский и Варшавский, соборне со многими варшавскими протоиереями и священниками. Газеты сообщали, что на отпевание в храм собрались все высокопоставленные лица города, было много военных высших чинов, профессоров университета, дам, студентов. Траурная колесница направилась к железнодорожному вокзалу, за ней всё время шли пешком генерал-губернатор И.В. Гурко с супругой и семейством, сын покойной – известный писатель граф Е.А. Салиас с дочерьми, за ними тянулся длинный ряд экипажей. В тот же день Главный Начальник края, генерал-адъютант И.В. Гурко с супругою Мариею Андреевною выехали в Калугу на поезде, сопровождая гроб с телом графини. 20 марта на станции Пятовской поезд с траурным вагоном встречали Калужский губернатор А.Г. Булыгин, преосвященный Виталий, епископ Калужский и Боровский, духовенство, родные и знакомые покойной. Траурная процессия прибыла в Тихонову пустынь. Графиню Е.В. Салиас похоронили в  церкви Воскресения Христова – родовой усыпальнице Шепелёвых. Генерал-адъютант Гурко с супругой, поклонившись мощам преподобного Тихона и праху покойной, вернулись на Пятовскую станцию, и поездом в Варшаву.
Многочисленные некрологи, опубликованные в столичных и губернских газетах, отмечали не только литературные заслуги писательницы, но и её душевные качества. Особенную признательность выражали за её произведения для детей и юношества. «Правительственный вестник»  писал: «В последние годы она писала почти исключительно книги для детского возраста, из которых повесть «Катакомбы» выдержала несколько изданий. Кроме того, она составила для московского «Общества распространения полезных книг», членом которого состояла с самого основания его в 1864 г., много брошюр нравственного содержания, священную историю и др.».
«Московские Ведомости» посвятили памяти Евгении Тур несколько статей, вот выдержки из них: «В последнее время графиня Салиас почти исключительно писала для детей, и в этом направлении её деятельность представляет собой явление поистине выдающееся. Среди нашей «детской литературы», произведения графини Салиас выделяются как своею художественностью, так и тем, что они проникнуты искренним и глубоко религиозным настроением. Это настроение и руководило деятельностью покойной писательницы. Скончавшаяся в глубокой старости, она до самого последнего времени не покидала пера, а религиозные темы занимали её больше всего. Священная история Ветхого Завета, изложенная ею для детей, представляет собою прекрасный труд, к сожалению, мало оцененный» (от 16 марта 1892 г.). «В первые годы своей деятельности она посвятила себя романам, но потом оставила это поприще и издала ряд книг для детей, и в этих произведениях достигла высокого совершенства. Её «Катакомбы» и «Последние дни Помпеи» читаются и будут ещё много лет читаться с большим интересом и увлечением. Последними произведениями покойной графини были: «Княжна Дубровина», «Сергей Бор-Раменский» и, наконец, «Ветхий Завет» для детей с объяснениями. В первых двух повестях столько правды, столько жизни, истинно глубоких правил и твёрдой веры – и всё это передано таким живым, увлекательным языком – что делает эти произведения интересными не только для детей, но и для взрослых. Наша русская литература, столь бедная повестями и рассказами для детей, останется вечно благодарна за этот богатый вклад. Много детских сердец сожмётся от грусти при мысли, что нет более столь любимой ими писательницы, Евгении Тур, так посвятившей себя всею душой их детской жизни и их развитию на пути к правде и добру.
Счастлив был тот, кто был лично знаком с покойною графиней и мог её ценить не только как писательницу, но и как женщину в семейном кругу и в обществе. Добрая, правдивая, несмотря на многие потери и испытания в своей долгой жизни, она сумела сохранить до последних минут молодость и свежесть души, чуткое, нежное сердце, откликавшееся на всякое несчастие ближнего, и глубокий, отзывчивый ум. Достаточно было её знать, чтобы любить и беспредельно уважать. Дай, Господи, ей царство небесное и сохрани ей вечную память не только в настоящем, но и в грядущих поколениях» (от 29 марта 1892 г.). 
В.П. Острогорский в журнале «Мир Божий» пишет прочувствованный, развёрнутый некролог, анализируя при этом творческую жизнь писательницы: «Евгению Тур справедливо следует признать первою русскою писательницею, которая просто и сердечно, в живых, часто очень метких, правдивых образах, стала изображать действительную жизнь, освещая её критическим анализом.<…> Заслуга покойной несомненная и неотъемлемая, которая за ней останется долго, - это, во-первых, целый ряд прекраснейших историко-литературных очерков,  в роде английских опытов (essays), и во-вторых – рассказы для юношества и народа, к которым обратилась покойная с шестидесятых годов, и которые, по интересу и талантливости, могут быть прочитаны с удовольствием и пользою и взрослой публикой. <…> На склоне дней покойная опять вернулась к беллетристике, но уже к юношеской, и в этом отношении, с первой своей чудесной повести «Катакомбы», сразу заняла весьма видное место. В эти книги внесла она и своё образование, и талант, и сердечность, и эти-то качества делают её книги любимым чтением в семье, в школе и среди народа, - чтением, на которое, как на образцовое, указывают компетентные критические указатели. <…> Из книг этого рода укажем также на следующие: «Последние дни Помпеи», «Мученики Колизея», «Семейство Шалонских», «Княжна Дубровина», сказки «Хрустальное сердце» и «Жемчужное ожерелье». Таким образом, долгая жизнь покойной прошла не даром. Как беллетристка, она открывает собой ряд русских писательниц, начавших изображать реальную действительную жизнь; своими очерками политическими, общественными, литературными, она служит развитию литературного вкуса и общественного сознания; повестями и рассказами, уже на закате дней, приходит на помощь просвещению юношества вообще и народа, и всюду является сторонницей благородной гуманности и подъёма духа; как литератор – она носительница лучших литературных традиций (преданий) в смысле серьёзного отношения к содержанию и форме; как женщина образованная, общительная, чуткая сердцем, разносторонняя умом, прекрасная воспитательница своих детей, она – пример того доброго влияния, которое может распространять в обществе подобная ей женщина» (№ 5, май 1892 г.).
Но вернёмся в Сахарово. За два года до кончины Евгении Тур, в 1890 году, умер младший сын Гурко, восьмилетний Алексей. Семья тяжело переживает постигшую их утрату, и с разрешения архиерея устраивает склеп в северо-восточном (по другим сведениям, в северо-западном) уголке старинного усадебного парка. Парк этот был заложен в 1820-1830-е годы родителями И.В. Гурко как пейзажный парк в английском стиле. Тогда же был возведён главный двухэтажный деревянный дом с мезонином и портиком. В 1880-1890 годы, при Иосифе Владимировиче, была выполнена частичная перепланировка парка, проведены серьезные посадки. Высаживали преимущественно липы, дубы, лиственницы, вязы, ясени, берёзы. Сажали также цветы и плодовые деревья. С 1894 года вышедший в отставку фельдмаршал лично руководил парковыми работами. Рассказывают, что им были заложены новые аллеи, составляющие вензель ИВГ (Иосиф Владимирович Гурко). Специалисты называют парк в Сахарово незаурядным памятником садово-паркового искусства.
Но главным делом И.В. Гурко в эти годы было строительство павильона для домашнего музея, позже ставшего домовой церковью-усыпальницей. Проектировал его Леонтий Николаевич Бенуа, архитектор Высочайшего Двора, тот самый, что создал проект собора св. Александра Невского в Варшаве. В 1897 году строительство было закончено.  Южнее здания павильона были насыпаны два вала, образующие в плане два полумесяца (герб Гурко). Вдоль валов посадили липы, из них как бы образовались кулисы, служившие обрамлением пейзажной картины с павильоном в центре.
После смерти Иосифа Владимировича Гурко в январе 1901 года, похороненного сначала в семейном склепе в парке, его вдова Мария Андреевна устроила в здании павильона домовую церковь-усыпальницу в честь преподобного Иосифа Волоцкого и музей фельдмаршала. Церковь-музей была освящена 18 июля 1902 г. архиепископом Димитрием. В усыпальницу были перенесены гробы с телами И.В. Гурко и его младшего сына. Тело фельдмаршала покоилось на левой стороне церкви у солеи, перед иконой преподобного Иосифа. Рядом, на левой стене, были развешаны серебряные позолоченные и металлические венки, возложенные на его гроб после смерти. В 1906 году в усыпальнице был поставлен гроб с телом Марии Андреевны Гурко.
После революции 1917 года усадьба Гурко, в том числе Родовая усыпальница и домовой храм, были осквернены и разграблены, останки по официальным данным перезахоронены, а фактически выброшены в парке, оставшееся имущество национализировано. Некоторые вещи, принадлежащие семье Гурко (ценный фарфор, мебель, книги, картины и другие предметы искусства), были вывезены в Тверской музей. Главный усадебный дом с мезонином сгорел в 1964 году, сейчас на его месте расположен Дом Культуры «Сахарово». Из усадебных построек, кроме восстановленного храма-музея, сохранились двухэтажный бревенчатый кухонный флигель и высокая водонапорная башня из красного кирпича с белой отделкой, построенная уже после кончины фельдмаршала его старшим сыном Владимиром Иосифовичем Гурко, членом Государственного совета, камергером.
В 1997 г. инициативной группой жителей пос. Сахарово началось восстановление храма и истории имения. Помощь в возрождении церкви оказали учхоз и КП "Сахарово", преподаватели и студенты сельхозакадемии, школа д. Горютина. Большой вклад в воссоздание храма и музея, как видно из многочисленных интернет-публикаций, внёс Тверской благотворительный фонд имени генерал-фельдмаршала И.В. Гурко (зарегистрирован 6 сентября 2004 г., ликвидирован 23 января 2017 г.). Освящение вновь открытого храма св. Иосифа Волоцкого и музея И.В. Гурко состоялось 28 июля 1998 года. В настоящее время храм полностью восстановлен. Приписанная к нему Часовня в честь новомучеников и исповедников Тверских в пос. Сахарово освящена 22 сентября 2005 года.
В заключение нашей встречи отец Геннадий, который, как оказалось, является членом Всероссийского музыкального общества и областного объединения композиторов, исполнил нам две своих песни, аккомпанируя себе на гитаре, подаренной болгарскими друзьями. Вторая из них, на стихи Сергея Есенина «Молитва матери», звучала особенно проникновенно и казалась очень подходящей к теме Памяти Героев, как погибших на полях сражений, так и выживших в тяжких испытаниях, но незаслуженно забытых соотечественниками.

По словам отца Геннадия, чтобы отлить бронзовый памятник герою-фельдмаршалу Иосифу Владимировичу Гурко, требуется собрать ещё 250 тысяч рублей.

Хочется верить, что в юбилейном 2018-м году в России будет стоять ПАМЯТНИК легендарному «Генералу Вперёд!», достойный его деяний, совершенных во славу Отечества!


Сообщаем расчётный счёт, куда желающие могут направлять посильные пожертвования для устройства бронзового памятника И.В. Гурко:
Счет АО «АЛЬФА-БАНК»
40703810502220000036
ИНН 6902024709
КПП 695201001
ОКПО 47027822
ОО «Городской сад»
МРО ПП Иосифа Волоцкого, п. Сахарово, г. Тверь



Адрес храма-усыпальницы и музея И.В. Гурко:
 Г. Тверь, 170904, пос. Сахарово, ул. Василевского. Храм преп. Иосифа Волоцкого.
Настоятель храма протоиерей Геннадий Анатольевич Ульянич.


Сообщения Тверской прессы 1901 г. о кончине И.В. Гурко опубликованы здесь:
http://www.proza.ru/2018/02/11/2216

Статьи, посвященные И.В. Гурко в газете "Правительственный Вестник" 1901 г., с приложением последнего прижизненного портрета фельдмаршала, напечатанного в "Новом Времени", опубликованы здесь:
http://www.proza.ru/2018/02/10/250

Статья памяти И.В. Гурко в журнале "Разведчик" 1901 г. здесь:
http://www.proza.ru/2018/02/11/2172

Некролог И.В. Гурко в газете "Новое Время" 1901 г. здесь:
http://www.proza.ru/2018/02/14/65


Использованная литература:
1. Материалы Официального сайта протоиерея Геннадия Ульянича: www.g-ul.ru
2. Е.В. Салиас де Турнемир. Воспоминания о войне 1977-1878 гг. Вступ. слово М. Аспарухова и Емилии Зорнишки; предисл. Д. Данчева; предисл., примеч. Н.Н. Воробьевой; худож.-оформитель Д.А. Самойленко. Харьков: Фолио, 2012. 159 с.
3. Военная Энциклопедия. Под ред. ген.-лейт. К.И. Величко и др. СПб.: Т-во И.Д. Сытина. 1912. Том VIII. Гимры – Двигатели судовые. С. 542 – 545.
4. Генерал «Вперёд». Иосиф Владимирович Гурко. (12 сентября 2014). (По материалам книги Михайлова «Герои Шипки» и сайта http://yver-history.ru// )
5. Материалы Официального сайта «Тверская Епархия. Русская Православная Церковь. Московский Патриархат». 6. О.А. Дробнич. История создания парка в усадьбе Гурко Сахарово. http://www.akra-city.ru/archivi/ocherki_05/ocherki_5.htm
7. Воробьев А.В., Воробьева Н.Н. Победитель Балкан… Памяти И.В.Гурко // Международная жизнь. 2010. № 1 (январь). С. 114 – 131. https://interaffairs.ru/jauthor/material/178
8. Керсновский А.А. История Русской армии. М.: Голос, 1992-1994 // http://www.militera.lib.ru/h/kersnovsky1/index.html
9. Бирюкова М.А., Стрижев А.Н. Прощальный путь писательницы Евгении Тур. http://www.voskres.ru/literature/raritet/sp.htm
10. Евгения Тур (1815 – 1892). Материалы к библиографии. Вступит. ст. и составление М.А. Бирюковой и А.Н. Стрижева. // Литературоведческий журнал. 2015. № 36. (Науч. журн. РАН ИНИОН). С. 257 – 310. http://www.proza.ru/2015/03/13/1184 


Маргарита Бирюкова


Рецензии