Возвращение на остров. Часть V. Глава II
Только расположившись у себя перед кучей фотографий, Рита осознала, насколько сложную работу предстояло сделать. Просто классифицируя фото по тем деталям костюма, которые они лучше всего отражали, она в очередной раз констатировала, как был сложен костюм критянок. Уже в этом таилась загадка – костюмы народов, окружавших Крит, оставались по сути примитивными даже через тысячелетие после ухода народов моря с исторической сцены. Ткань могла быть роскошной, вышивка и украшения заставляли обращать на него внимание, но костюм все равно оставался чаще всего просто прямоугольным куском ткани, который искусно драпировали в различных вариантах.
Корсет, поддерживавший грудь, кринолин все это появилось не раньше шестнадцатого века. А корсет моделирующий грудь вообще в веке девятнадцатом, до этого лет триста женщины нещадно стягивали талию, но грудь корсет только уплощал. Критянкам же корсет, поддерживающий грудь, а, впрочем, и кринолин были знакомы за три с лишним тысячелетия, до европейских модниц века девятнадцатого.
Наброски и музейные фотографии, сделанные еще при прошлогоднем посещении Крита, теперь дополнились обширным материалом, которого не было в мире не у кого. Работа древнего скульптора и еще более кропотливая работа художника, давала возможность рассмотреть костюмы минойцев в мельчайших деталях. Собственно, мужские костюмы были просты, и большого интереса не представляли. Они были вариантами того, что мужчины носили в Египте и многих других странах восточного Средиземноморья. А вот женский костюм критских жриц или богинь был удивительно сложен.
Размышления прервал вежливый стук в дверь. Ни мать, ни сестры стучать бы не стали, а просто бы вошли, не ожидая разрешения. Так вела себя только всегда корректная Ким, и Рита, не задумываясь, пригласила подругу.
- Ким заходи, открыто. – Ким проскользнула в комнату, но увидев кучу фото на столе замерла у двери.
- Извини. Ты занята?
- Да. Решила еще раз просмотреть новые фото из крито-микенского святилища. Ты с матерью пошла в дальние залы, а меня интересовали минойцы. Присоединяйся если тебе это интересно.
- Очень интересно, я историк по образованию, окончила Токийский университет. Культуры древнего средиземноморья были темой моей дипломной работы, но Крит всерьез не изучала. Можно посмотреть?
- Конечно. Меня заинтересовала их одежда. Посмотри, что ты об этом скажешь. - Рита пододвинула Ким снимки, а сама продолжила описывать детали одежды, которые ее заинтересовали.
Японка довольно долго перебирала фотографии, откладывая то, что ее особенно заинтересовало, и, в конце концов, спросила.
- Это все очень интересно, но Рита, что тебя заинтересовало?
- Заинтересовало? Да то, что всему этому должно быть три с половиной тысячи лет. А Европа не знала вшивного рукава до XII века, и тот пришел из Византии. Платье, по крайней мере, до конца XV века кроили единым куском, не разрезая на лиф и юбку. Примитивный корсет и пышная юбка на каркасе появились только в XVI веке, а корсет поддерживающий грудь мы видим только с начала прошлого века.
Теперь поглядим на Критянок. Разнообразные корсеты подчеркивающие обнаженную грудь, как правило, с рукавом. Сложнейшие, многоярусные юбки. В Европе все это появилось не раньше времен Екатерины Медичи и моей тезки, жены Генриха IV.
Как объяснить провал в моде на такую одежду в три тысячи лет после них? Ведь практически до XII века в Европе одежда представляла из себя просто прямоугольный кусок ткани, которым умело прикрывали тело, или в лучшем случае сшитый мешок с отверстиями для рук и головы. Да и кусок ткани, и мешок могли быть из самых дорогих материалов, и отделаны с роскошью, но от этого они не становились более совершенной одеждой.
- Поздравляю! Почему-то историки на это внимания не обратили.
- Почему не знаю. Ты историк. Скорее вопрос к тебе, думаю дело в том, что Артур Эванс раскопал это относительно недавно, а все постулаты историческая наука уже застолбила и принципиально ломать, что-либо не хочет.
Слушай, я хочу просто воспроизвести костюмы критских жриц для наших, ну скажем «забав» этим летом. Можно будет поставить почти мистический спектакль. Ты мне поможешь?
- Конечно, только стоит привлечь Хару и Томо. Хару прекрасно рисует, а Томо хорошо шьет. Да и Саэко шьет прекрасно, она училась в университете вместе со мной и как историк может помочь.
Совет Ким был очень кстати. Она предложила помощников, которые будут все лето рядом, и можно было быть уверенной, что дело не остановится даже в случае отлучки Риты. Приходилось учитывать, что скоро планировалась плавание на Кипр – хотели осмотреть святилище Афродиты.
- Вот и прекрасно! Думаю ни Дуг, ни сестры возражать не будут.
На самом деле, благодаря Ким, долгих переговоров не было. Уже на следующий день четыре помощницы с интересом разбирали фотографии, сделанные Ритой. Хару сразу же начала набрасывать эскизы, а Томо с Ким и Саэко заняли Риту обсуждением того из чего все это можно сшить. Верхний этаж дома, который занимали только Ким и Рита, быстро превратился в мастерскую специалистов по Крито-минойской моде. Но сразу же обозначилась проблема, оказалось, что понадобится куча разнообразных тканей и других материалов.
В общем, и вопрос материалов решился просто. К этому времени «Ариадна» пришвартовалась в гавани острова и Рита при первой же возможности спросила Георга не поможет ли он приобрести все нужное по списку. Разговор услышал Макдедли сопровождавший близняшек и сразу же завладел списком.
- Я слышал, что Рита решила реконструировать костюм минойцев. Это очень важное дело для будущего острова, и давайте этим займусь я. Рита, наверняка потом понадобиться еще что-то, сразу обращайся ко мне. Слушай даже лучше, я дам Саэко полномочия по этому вопросу и решайте сами. Да наверняка понадобятся украшения…
…Георг поговори с Лиз, почему не использовать подлинные. Их масса в храмах.
К тому времени, когда «Ариадна» в конце марта направилась к Кипру, дело уже вошло в нормальную рабочую колею. Мастерская реконструкторов шила комплекты исторической одежды не только для близняшек и Риты, но и для возможных участниц будущей постановки. Не только Ким со своими девушками рискнула открыть грудь, даже сдержанная Саэко присоединилась к ним
***
Работы над костюмами жриц не прервались даже тогда, когда все ее участницы, кроме Саэко, оказались на борту яхты устремившейся к Кипру. Рита была довольна, Георг и старшие сестры считали поездку важной для сестры, но ей было жалко бросать начатую работу. Однако все встало на свои места, когда она попросила мать отпустить Ким с ней в плавание на Кипр и та согласилась, на острове охрана ей уж точно не требовалась. И Ким присоединилась к своим девушкам, а значит, все можно было продолжить и на корабле. Пока не замаячили берега Кипра, дружная четверка отвлекалась от своей работы только на отдых.
Пафос – город на западном побережье Кипра один из его главных исторических центров. Ранняя весна на острове благоухала цветами, еще свежей зеленью, но это прибывших интересовало мало. Масса античных и средневековых развалин с точки зрения местных «чичероне», должна была привлечь их внимание, но все подобное этому Рита уже видела неоднократно, и фактически взгляд на фундаменты древнего святилища ничего не добавлял к тому, что она и так знала. Служить Афродите здесь перестали полторы тысячи лет назад, и местные жители довольно быстро растащили ее помпезный храм, воздвигнутый еще римлянами, на стройматериалы. В городе не найдется ни одного старого дома, в котором нельзя было бы найти камень из этого храма.
Однако посетить это место стоило. Здесь подтвердилось то, что с кафедр университетов говорилось только вскользь. Считалось, что первый храм Афродит был здесь заложен больше трех тысяч лет назад бежавшими от врага Троянцами. Хотя археологи утверждали, что святилище на этом месте было уже за две с половиной тысячи лет до троянцев. Но тогда это было святилище Богини Матери, а позднее Астарты.
Впрочем, традиции храмов Астарты продолжались здесь до четвертого века нашей эры, когда в соответствии с указом римского императора языческие храмы стали закрывать. Георг нашел серьезных местных историков, а Лиз и Тесса сумели их разговорить.
Речь шла о традиционных весенних Афродиссиях – сексуальных оргиях, отказ от участия в которых считался для женщин преступлением. Было обязательным, чтобы женщина в этом храме, хотя бы раз в жизни, должна была отдаться незнакомцу за деньги. Но это продолжалось не только в праздники, девственница, собравшаяся замуж, была обязана принести свою девственность на алтарь храма с первым встречным. Только тогда Богиня становилась ее покровительницей.
Была и особая группа храмовых жриц, «дев», которые были, по сути, храмовыми проститутками, купить любовь которых было особенно почетно – равносильно соитию с богиней здесь на земле. Стать «Девой» было не просто, за обучение их искусству своих дочерей богатые люди отдавали огромные деньги. Но это того стоило, девушки кроме искусства обольщения получали серьезное по тем временам, разностороннее образование. Гетеры, обученные здесь, славились по всему миру.
Во время возвращения на остров костюмами занимались мало. Лиз и Тесса, при прямом участии Георга продолжили традиции, которые появились еще во время прошлогоднего плавания по Средиземному морю. Стали коллективно анализировать полученную информацию, и если тогда Рита больше слушала, то теперь и она, и японки, особенно Ким, стали полноценными участниками общей дискуссии.
Собственно, тему для дискуссии задал Георг сразу:
- Дорогие мои мы собрались обсудить то, что увидели в эти дни. Сразу скажу – меня интересуют боги «народов – моря», минойцев в первую очередь. Мои крестницы обсуждали со мной этот вопрос еще прошлой осенью, но у нас прибавление в команде, и я хочу заново высказать свою точку зрения.
Итак, боги минойцев. Их цивилизация старше греческой, как минимум на тысячу лет. Она возникла и расцвела тогда же, когда возникли большинство древних государств Ближнего Востока и Междуречья. У всех у них были часто очень похожие божества.
В первую очередь речь может идти о «Богине-матери», Великой богине плодородия, которой поклонялось все восточное средиземноморье. Иштар, Аштарот, Астарта и другие - это были имена все той же богини, но она имела еще одно имя Ванесса – госпожа. Именно ей поклонялись на Кипре в знаменитом святилище Пафоса, которое мы осматривали в эти дни. Афродита – Пеннорожденная, всего лишь один из ее псевдонимов. Так что Венера латинян в этом смысле прямо происходит от великой богини Пафоса.
- Но на Крите Эванс и его последователи храмов не нашли. – Присоединилась к беседе Ким. – О каком культе может идти речь?
- Да, храмов нет, известны святилища в пещерах и на берегу. После Санторина эта цивилизация сильно пострадала. Храмы могли погибнуть, а восстановить их было некому. Но остались фрески и скульптура. Кого изображали жрицы и статуэтки женщин со змеями. Если посмотреть, то такие же изображения найдены в Микенах и на предметах из Трои. Вполне законно предположить, что во всех этих местах поклонялись одному божеству и судя по костюмам жриц примерно одинаково. Можно с уверенностью сказать и о том, кто это был.
Троянец Парис отдает золотое яблоко покровительнице города Афродите. Троянец Эней, основатель древнеримского государства считается прямым потомком Венеры-Ванессы, Богини-госпожи, Богини плодородия. Великой богини, которой поклонялись на всем Ближнем востоке. Беглые троянцы строят первый ее храм на Кипре. Но Крит здесь играет особую роль.
Традиционно считается, что Афродита родилась на Кипре, но это явная дань тому, что на этом острове сохранился ее древний храм, в котором ей служили даже после пришествия христианства. Однако большинство сказаний говорит о том, что родиной Богини был Крит. С него она перебралась на Киферу, где ее храм греки считали самым древним и почитаемым. А оттуда она уже попала на Пелопоннес, и дальше ее культ распространился по всей Греции и Ближнему Востоку, включая Кипр.
Так, что это похоже критская богиня. Афродита имела много ассоциаций с морем. Пол Кносского дворца был выложен раковинами. На украшении, найденном в Идейской пещере, Афродита изображена дующей в раковину тритона с морским анемоном, лежащим у ее алтаря. Морские ежи, каракатицы и тритоны считались ее священными животными. В раннеминойских захоронениях раковин тритонов было множество, причем некоторые из них были повторены в терракоте. Так, что могущественные «народы моря» могли довольно быстро распространить свои верования по всему восточному средиземноморью.
Для Риты и старших сестер ничего нового в этом не было. Все это обсуждалось не раз еще в прошлом году, но Ким и ее подруги слушали Георга с неподдельным интересом.
- О том, что культ Афродиты пришел в Грецию с Крита свидетельствует, например, Павсаний. Тесей ввел поклонение ей в Афинах, вернувшись с Крита, но первым центром поклонения ей на материке была древняя Эфира - Коринф классических греков. Однако самым древним и самым священным у эллинов считался Храм Афродиты Урании на острове Кифера. Статуя самой богини в Храме была деревянной и изображала богиню вооруженной.
- После того, что мы узнали, посетив Пафос, ясно, что культ Афродиты там больше всего был близок к культу Астарты. - Опять заговорила Ким. Но все изображения Крита напрочь лишены эротики.
- Хорошее замечание Ким, но Крит на самом деле связывает все воедино! Точнее наш остров. Кифера, похоже, стала центром после того, как море поглотило наши Храмы.
Наша Афродита действительно похожа на Астарту или Иштар ведь об этом говорят даже самые крайние «блюстители нравственности». А Культ Иштар был связан с оргиастическими празднествами, проявлениями сексуальной свободы, принесением в жертву девственности жрицами. Иштар считалась покровительницей проституток, гетер и гомосексуалистов. Наиболее распространенные эпитеты - «владычица богов», «царица царей», «яростная львица», «Иштар-воительница». В иконографии Иштар иногда изображается со стрелами за спиной. К стати, статуя Афродиты в храме на Кифере была вооружена, как и Иштар.
Замечание Ким об отсутствии эротики в материалах о Крите заставило Риту и ее помощниц, на следующий день, просмотреть все собранные материалы уже с этой точки зрения. Первое, что бросалось в глаза всем это высокий уровень изобразительного искусства минойцев. Они ушли от статичных изображений большинства современных им народов Средиземноморья, вдохнули динамику в свои фрески и скульптуру.
Второе, что бросилось в глаза это очевидная изнеженность изображений. Женоподобные фигуры мужчин напомнили европейское барокко с его культом женственности и часто откровенным гомосексуализмом, но эротических сцен не было. Здесь Томо обратила внимание еще на одну характерную черту всех изображений. Если цвет кожи мужчин был всегда золотисто-бежевым, кожа женщин всегда была белой.
Вначале было логично предположить, что это было естественно. Мужчины носили мало одежды, что-то на манер египетского передника, а вот у женщины одежда закрывала практически все тело, кроме обнаженной груди, которая была очевидным предметом особой гордости. Впрочем, скрупулезная Томо нашла и исключение, женщины музыканты в одной из процессий имели такой же цвет кожи, как и мужчины, хотя женщины-жрицы были белокожи. Рита сходу предположила, что это возможно «гомики» в женской одежде, но тут же вынуждена была от этого отказаться. На очередной фреске музыкантша была в платье с явно обнаженной грудью, мужчине в этом случае показать было бы нечего.
В результате получалось, что белого цвета кожи на изображениях удостоились только женщины, обладавшие особыми правами, да и среди них была явная градация, молодые белые женщины всегда стояли в присутствии старших, или прислуживали им в проведении обрядов, чаще всего там, когда прислуживающих в шествиях мужчин вообще не было. Возможно, темный цвет кожи женщин в шествиях говорил о том, что это были рабыни, которых уравнивать в правах с местными женщинами было неуместно. Но из этого вытекало уже совсем интересное заключение – женщины у минойцев были привилегированной кастой, особенно женщины имевшие детей. Недаром женщины бездетные могли им только прислуживать. И только рожавшая женщина могла стать жрицей культа, исповедовавшегося на Крите.
Все это было очень близко к тому, что было известно о культах Великой Богини востока, но здесь всеобщее почтение к женщине было очевидным, в отличие от патриархальных обычаев Ближнего Востока. На Крите был явный матриархат в одной из своих форм, и поэтому разнузданная эротика верований востока была заменена местными традициями, и если страной правил царь-воин, державший в страхе все средиземноморье, то управляли этой страной женщины, жрицы Великой Богини, на алтарь которой воины приносили плоды своих побед.
Хару обратила внимание и на то, за что критским мужчинам было особенно уважать своих женщин. Они были воистину полноправны с мужчинами даже в том, что наши современники сочли бы чисто мужским делом. На фресках изображающих смертельно опасные игры с быком, как правило, женщин, одетых по-мужски, было больше чем мужчин. Гимнастка, обладающая такими достоинствами, была бы и отличным воином, по крайней мере, до тех пор, пока рождение ребенка не уравнивало ее в правах с матронами. Так что легенды об амазонках могли иметь свои истоки и с Крита. Ведь на фресках игрищ с быком женоподобных мужчин от девушек можно было отличить только по цвету кожи. А в сценах боев вообще нельзя.
О своих новых заключениях по Криту доложили Георгу и старшим сестрам на очередной вечере. Так как Ким фактически была инициатором этой работы, Рита предложила ей сделать доклад, который, несомненно, произвел впечатление на слушателей.
- Ким, девочки вы молодцы. – Поздравил их Георг, - Похоже, вы обратили внимание на то, чем не озадачились до вас другие исследователи Крита. Лиз, Тесса, как мы сами не обратили внимание на это? Действительно, на всех массовых изображениях Крита роль мужчин всегда вторична, женщина всегда главное действующее лицо.
- Ким, Марго дорогие мои, вам стоит всерьез заняться этим вопросом. Рита надо учиться, получать диплом, а ученое звание тебе уже обеспечено. Кимико, вы учились в университете?
- Да. Закончила Токийский.
- Вам интересно то, чем вы занимаетесь в эти дни?
- Да. Я историк по образованию.
- Прекрасно! Если у вас есть желание, присоединяйтесь к нам. Тему для докторской диссертации вы уже имеете.
Крестницы, а вам лучшей помощницы не найти! Да и Маргарет, если меня послушается, получит серьезное дело на всю жизнь.
- Наверное послушаюсь, - буркнула Рита раздраженная тем, что Георг попытался «направить ее на путь истинный», и тут же уколола крестного. - А как же ежегодные постановки? Ученым дамам негоже комедию ломать.
Риту немного кольнуло то, что ей предложили учиться, но на Ким обижаться было глупо, она и ее девушки действительно были полноправными участницами их работы. Да и Георг не видел причин, мешающих продолжать «постановки»:
- А что мешает постановкам? Хару и Томо будут на Паросе вместе с Лиз и Тессой, а Ким присоединиться к ним сразу, как только Бет появиться там. Хотя, при необходимости, Бет сможет и отпускать ее так же, как и в это плавание. Ну а ты будешь там, наверное, раньше остальных.
Георг был прав. Об учебе надо было думать. Тем более, что в Бейрутском американском университете он был одним из главных спонсоров.
***
Неприятности начались довольно быстро после возвращения «Ариадны» на остров. Близняшки вытянули из мужа правду о событиях на острове прошлым летом и устроили ему бойкот. При этом им стало известно и об отношениях младших сестер с Диком. Кстати, Рита была бы очень удивлена, если бы Макдедли оказался не сведущ в этом. Она сама видела километры пленки, фиксировавшие все на этом острове и только, похоже, благодаря Дугу все не показали сестрам в красках.
В общем, это ее смущало мало, но мать и Георг оказались обманутыми. Посвящению младших сестер уже, ни что помешать не могло, и Рита становилась полноценным участником их затей. Вивьен была далеко, и наказать ее сейчас же было трудно, но Рита была рядом и мать вылила весь свой гнев на нее.
Гнев матери всегда был тихим, она не кричала, но холодные жесткие слова ранили больнее удара, к тому же она, фактически, обрекла ее на заточение на острове до самого начала «спектакля» на Паросе. Бет запретила дочери сопровождать близняшек на Каннский кинофестиваль.
С Дугом встретилась в тот же день. Она прямо сказала Саэко, что ей надо срочно переговорить с Макдедли, и уже через час оказалась в его подземном кабинете. Пауль встретил ее у лифта, и сразу провел к Макдедли. Про себя отметила, как щелкнули его каблуки, и склонилась в приветствии голова при ее появлении.
Шурин ждал Риту у дверей и она, не дожидаясь приветствий, выпалила:
- Дуг, мне надо срочно поговорить с тобой с глазу на глаз. Пусть Пауль закроет двери.
- Ну, для начала здравствуй! Да, Пауль, мне чай Маргарет кофе, ну и двери.
Пока Пауль выполнял распоряжение, Рита молчала и поздоровалась, только когда двери за ним закрылись.
- Извини Дуг, конечно здравствуй, но я очень зла. Мне сегодня досталось от матери. Это Дик тебе все про нас разболтал?
- Извини Рита, но Дику ничего рассказывать необходимости не было. Ваши свидания организовал я.
Рита на секунду замялась, но взяла себя в руки:
- Вы все записываете! Вы снимали нас?
Дуглас улыбнулся:
- Да, здесь записывается очень многое, но ваши встречи контролировал я, и поверь, никаких записей, тем более снимков нет.
Она, почему-то, хотела ему верить. Тревога стала уходить, главное Дик здесь был не причем. Для себя Рита только сейчас поняла, насколько это было важно для нее. С определенным облегчением она, наконец, взялась за чашку с остывающим кофе.
Дуг, очевидно, почувствовал изменение настроения девушки и сменил тему разговора.
- Сестры очень сердиты на меня?
- Злы, лучше скажи! – фыркнула Рита. – Мать в тревоге, но Георг почему-то доволен.
- Георг деловой человек, эмоции уходят в сторону, а дело остается. Я уверен, что мы быстро договоримся. Я ваш естественный союзник, хотя, и не скрою, год назад был вашим непримиримым врагом. Я нужен вам, и люблю близняшек.
Однако, Рита, уже не без кокетства, уколола:
- Только их? – Намек был прозрачным, и Дугу пришлось отвечать:
- Ну, с Бет так получилось, без ее желания ничего бы не было. Твоя мать прекрасная женщина. Я ее уважаю, но это трудно назвать любовью.
Другого ответа ждать не приходилось, и Рита сменила тему:
- Надеюсь, на наших отношениях твои проблемы не скажутся?
- Нет, дорогая. Всегда к твоим услугам.
- Спасибо. – Рита заметила, что Дуглас на мгновение задумался:
- Впрочем, учти. Я, по-видимому, часто буду в разъездах. Если что-то понадобится, обращайся к Саэко или Гюнтеру, да и с Джин тебе стоит подружиться, она верный друг, не подведет.
Все вопросы, были решены, и Рита поставила чашку на стол:
- Я тебя отвлекла от дела.
- Нет, рад был тебя видеть. Тем более что твои сестрицы и мать меня пока видеть не хотят.
- Не обращай внимание на своих стерв, ну, а мать такой же деловой человек, как и Георг. – И давая понять, что разговор окончен Рита начала подниматься из-за стола.
Дуг тоже встал, и она протянула ему руку.
– Еще раз спасибо.
Дуг руку не пожал, а опять, как прошлый раз, наклонился и поцеловал:
- До встречи дорогая.
По телу девушки пробежала какая-то искра, а в голове мелькнула безумная мысль: «Если эти стервы будут его долго мучить, предложу ему себя».
Красавец Пауль проводил ее до офицерского клуба, был в высшей степени галантен, но его командир занимал девушку куда больше. Впрочем, встретится с ним опять, Рита смогла только более чем через месяц, перед самым своим отъездом на Парос.
Свидетельство о публикации №217081001448