Босяки
Тема "босяки", возможно, была бы забыта, если бы не фотографии нижегородского фотографа Максима Петровича Дмитриева (1858 - 1948). Надо отдать должное: "Волжские босяки" - это особенная каста, особенная среда, особенный народ. Как отмечалось в печати, в Нижнем Новгороде "босяков" было почти пять тысяч, но, к примеру, в дни Всероссийской промышленно-художественной ярмарки 1896 года их число увеличивалось в два раза. Максим Дмитриев сумел найти тонкий, своеобразный подход к этой теме. Порой кажется, что он видел в этих обездоленных людях совсем не то, что иные вкладывали в понятие - "босяки". И, кажется потому, что образы "босяцкие" больше вызывают симпатии, лица, взгляды проникнуты глубиной одухотворённости, силой духа.
Не зря к образу "босяка" имел, в своё время, отношение и И. Репин.
Представленные здесь изображения - из личной коллекции почтовых открыток дореволюционного прошлого России.
Ниже мы публикуем редкое описание среды обитания "босяков" Петербурга.
А. Бахтиаров
Скиталец (1903 г.)
- Отче, что нос повесил?
- Поневоле повесишь, когда некуда головы приклонить.
- Как так?
- Из Старорусского монастыря пришёл на свидание с своим братом, не пускают!..
- Плохо дело!
- Вот теперь не знаю, как быть?
- Э, не унывай!..
Разговор этот происходил между двумя босяками - в трактире "Разбитый горшок". Один из них, в монашеском одеянии, в клобуке, сидел в укромном местечке, занимая отдельный столик. Волосы у него были опущены до плеч, взгляд мрачный. Другой сидел поодаль от него, волосы взъерошенные, как у дикобраза, давно не знают гребёнки. Одежда рваная, растрёпанная. Взгляд весёлый, неунывающий. От своих товарищей по ночлежке он получил прозвище "Руля" за то, что имеет длинный крючковатый нос.
- Присаживайтесь поближе ко мне!
- Благодарю вас!
- Вы не смотрите, что я в монашеском одеянии, ведь это я ношу так, по своей воле...
- А, понимаю!
- Самозванец, значит!
- Зачем же отче носишь?
- Видите ля, я гостил в Старорусском монастыре, а теперь оттуда ушёл на свидание со своим братом...
- А кто у тебя, отче, брат?
- Брат у меня здесь в Питере - важная персона! Да и не только в Питере, да и во всей России...
- Вот как!
- А вы чем занимаетесь?
- Я? Как вам сказать!
- Только говорите правду!
- Да, правду.
- Извольте! Я на рукопротяжной фабрике работаю.
- На какой?
- На рукопротяжной фабрике!
- Что это за фабрика?
- Ха, ха, ха! Вот человек! Рукопротяжной фабрики не знает!
- Не знаю!
- Ну, скоро, отче, узнаешь! Рукопротяжная фабрика, отче, самая обширная в Питере! На ней работают и мужчины, и женщины, и старики, и даже дети, не умеющие отличить правой руки от левой. И работают они с раннего утра и до поздней ночи: стоят они на улицах и выпрашивают у прохожих милостыньку Христа ради... Вот это и есть рукопротяжная фабрика! Кто протягивает руку за милостыней, тот, значит, работает на рукопротяжной фабрике...
- Вот оно что...
- На этой фабрике работают и я...
- Кто же ей такое название дал?
- А сами работнички - нищая братия! Спроси любого нищего, отче, чем он занимается, и он ответит: я на рукопротяжной фабрике работаю!
- Охо, хо! Придётся, видно, и мне поступить на эту фабрику!..
- -От сумы да от тюрьмы не отказывайся! - говорит русская пословица.
- Да, всё должен человек испытать в своей жизни, и доброе, и хорошее!
- Отче, наша фабрика хорошая, не притесняют!... На неё может поступить всякий, кто пожелает...
- И много вас на ней работают?
- Э, велика нищая братия, отче, в Петербурге. Ступай, посмотри дома Макокина - по тысяче человек в ночь ночуют, а рядом ночлежка Пономарёва, а на Обводном канале - Колобезевская лавра, далее Вяземская лавра, потом ночлежки общественные... Многие тысячи нищей братии околачиваются со дня на день...
- Где мне ночевать сегодня? Вот вопрос!
- Пойдём, отче, я тебя познакомлю с домами Макокина! Там ночуешь!
- Вшей кормить!
- Ты можешь, отче, взять койку в дворянской половине...
- Сколько стоит?
- Гривенник!
- А как вас звать?
- Зовите меня Рулёв, так зовут меня в ночлежке.
- Ну, Рулёв, пойдём в ночлежку.
Стало уже темнеть, когда странник в монашеском одеянии вместе с Рулёвым вошли в ночлежку Макокина. Смотритель полагал, что пришёл священнослужитель, сказать слово утешения босякам.
***
Ночлежка Макокина, или как выражаются босяки, графа Морковкина, открывается в 7 часов вечера. Старинное одноэтажное каменное здание вмещает в себе до 1000 человек ночующих.
Изнутри окна завешаны красными занавесками.
Как только начнётся впуск, со всех сторон ползут сюда бездомники: и дворяне, и мещане, и купеческие сынки, и приказчики, сорвавшиеся с места, и крестьяне, и посадские, и фортовые люди, т.е. мелкие карманные воришки, и бродяги, и рецидивисты, и разные воровские люди. Большинство - беспаспортные. Сыплются в кассу пятачки. Получают билеты.
- Тебе какой?
- В пяточёк!
- А тебе?
- За гривенник!
Идут и ложатся: кто на "шхеры, т. е. на нары, кто "под шхеры", т. е. под нарами.
На шхерах ночлег стоит гривенник, а под шхерами пятачок. Разношерстная публика, собравшаяся в ночлежку, занимается кто во что горазд. Кто читает, кто починяет одежду, кто греется возле камина. Один молодой парень, смазливой наружности, сняв рубашку, стоит возле печки, прислонившись к ней спиною. В проходе, между нарами, на полу, виднеются чьи-то ноги, высовывающиеся из под нар.
Надо идти осторожно, чтобы не наступить на чьи-нибудь ноги. Если, паче чаяния, кто-либо из проходящих по проходу наступить на ноги, то из-под нар раздаётся ругань.
- Куда прёшь? Аль ослеп!..
- Известно, куда! На шхеры!..
- Ты иди на шхеры, да гляди.
- Ну, ну, чего орёшь!
- У меня, ведь, ноги-то не казненные!..
- Знаю!..
- То-то! Здесь мы все равны.
- Вестимо! Все - гости графа Морковкина.
Большинство бездомников обменивались новостями и дня и главным образом - о "стрельбе": где больше подают, где меньше "пауков", т. е. переодетых городовых, которые забирают просящих милостыню и сажают в полицейский участок, а потом препровождают их в нищенский комитет, который и высылает их на родину.
- А что, братцы, где Блоха?
- Блоха? Да я тут! Отвечает чей-то голос в другом конце ночлежки.
- А говорят, ты сгорел! (т. е. попался).
- Ничего не сгорел!
- Мне Миколка сказывал, что видал, как "фараон" за тобой гнался! (т. е. городовой).
- Я винта нарезал! (т. е. убежал).
- У тебя есть-ли хоть куклим-то? (т. е. фальшивый паспорт). Слышатся разговоры в другом месте.
- Вот тебе куклим!
Я как прописался, у меня бирки не было!
- Капустный лист у него, братцы, в бумаге завёрнут!
- Вот так "глаза", братцы! (т. е. паспорт).
- С капустным листом хочет фигляра надуть (т. е. полицию, которая от поры до времени делает в ночлежках внезапные ночные обходы и спрашивает у всех бездомников паспорта).
- Я с капустным листом четыре раза уходил благополучно из облавы...
- Как так?
- Очень просто! Как начнут спрашивать паспорта, выстроят в линию, не лезь вперёд, как баран... Не выходи первый!..
- А как же?
- Становись сзади!
- Пропустят?
- Вестимо! Всех не заметят! Некуда деть нашего брата!..
- Да ты погляди, сколько здесь нас!.. Почитай, что все беспаспортные!..
- Ты слышишь, Гришутка, не проспи четыре часа!.. Пока "пауков" нет, к заутрени сходим... постреляем!..
- Публику поднакалим!..
- А часиков в шесть долги собирать пойдём - в булочные!..
- Да куда ты, леший, савотейки-то деваешь (т. е. обрезки булок, которые босяки собирают по утрам, обходя все булочные).
- Эх, ты! Дубина стоеросовая! Иди в городскую столовую, там спулишь (т. е. продашь).
- Покупают?
- Там торг бывает кусочками! кому на копейку, кому на две!..
- Ну, и огарок же ты, Митюха!.. Фортовый парень!..
- Да, фортовый! На савотейк-то!..
- Ты бочонок возьми! Это дело! (т. е. часы укради).
В другом месте мелкий карманный воришка рассказывает про свои похождения товарищам, которые со вниманием слушают его.
Братцы, иду это я по улице и вижу: плетётся окосевши (т. е. пьяный) франт, сапоги в рант, шляпа аплике, нос в табаке... Мы с Федькой к нему - попросить милостыню... Федька, как парнишка маленький, подлетел к нему, да и говорит сладким голосом, словно у жабы: "добрейший благодетель! хозяин за подмётками послал, а я деньги потерял!.. Спасите, ради Христа, от потасовки"!,,,
- Что-ж? Поверил?
- Поверил... Взглянул на Федьку... Ну, известно, Федька скроил плаксивую рожу... Господин вынимает шмель (т. е. портмоне) и даёт ему двугривенный, а я сзади-то смотрю, куда н шмель положит... Получив милостыню, Федька поклонился, да винта нарезал, а я в это время шмель-то из кармана и выудил...
- Ха, ха, ха! - засмеялись карманщики.
- Ловко объегорили!..
- Много-ли в шмеле-то было?
- Да что? Два желтяка, да четыре беляка...
- А беляки-то какие?
- Большие... (т. е. рублёвики).
- Ну, и фрукты же вы братцы!..
- Значит, слам!..
- Надо спрыснуть!..
- Конечно, слам!
- Слам, слам!..
- Вали, ребята, в Вяземскую лавру!
- Айда!..
В другой комнате разговор идёт иной.
- Где купил жёлтый бочонок (т. е. где украл золотые часы)? - спрашивает один карманный воришка у своего товарища.
- Купил!..
- У кого?
- Приторговался на Казанской, а купил на Вознесенской, и чуть-чуть "фигляр" не стащил в съестную лавку - лещей поесть (т. е. в сыскное отделение).
- Ха, ха, ха!.. На бедного Макара шишки валятся!..
Ну, да ведь я не дурак! Винта нарезал...
- Убежал!..
- Лататы задал...
- А где же бочонок?
- Уж он у Иуды!..
- Заложил еврею?..
- Поскорее с рук долой!
- За сколько?
- Желтяк большой (т.е. империал).
- Значит слам!..
- Отчего-ж!..
- Ванька! беги за монополькой!
- Давай деньги!..
- На!..
Появляется водка, начинается попойка, причём друзья обнимаются, целуются.
Заняв место на дворянской половине, с любопытством прислушивался странник к босяцким разговорам.
- Ну, Рулёв, ознакомился я с твоей ночлежкой! - сказал он вполголоса: Охо, хо! Думал-ли я, что мне придётся в такой трущобе ночевать... Всё должен перенести человек: и доброе, и хорошее!
- Терпи казак, атаманом будешь!
- Только будешь-ли?
- Отчего-ж?
- Нет! Не бывать вороне соколом!
- Спокойной ночи, отче!..
- Прощай!
Мало-помалу в ночлежке слали засыпать. То там, то сям, послышалось сперва сопение, которое перешло потом в легкое всхрапывание; чем дальше, тем чаще и чаще раздавалось всхрапывание, которое перешло, наконец, в сильное и непрерывное хранение: в одном месте начинали, в другом - подхватывали и в третьем - заканчивали. К средине ночи сопение, шипение и хранение слилось в общий гул, который наполнил собою всю ночлежку.
На другой день, утром, странник вместе с Рулём отправились в соседнюю чайную.
- Ну, Рулёв, я поступлю на рукопротяжную фабрику.
- Что-ж? Воровать - боязно, просить - совестно, а стрельнуть - отчего не стрельнуть!.. Только фараонам не попадись, отче!..
- Нет, я не попадусь! Слушай, ты будешь моим слугою... Я тебя пошлю с письмом! У моего брата и у меня есть много хороших знакомых, князей, графов, купцов... Ну, а теперь я пропащий человек...
- Все мы, отче, отпетые люди!..
- Ну, так я тебя пошлю с письмом к графу С. Ф - р. Как бы бумаги и пера раздобыть?
Трактирный слуга принёс чернильницу, из которой вылетел целый рой мух, достали бумаги - и письмо готово.
- В этом письме я прошу о вспомоществовании, ты подашь письмо лично графу.
- Слушаю, отче! А где он живёт?
- На Сергиевской, дом №... Ступай с Богом.
Руль исполнил свою миссию успешно. Он лично передал письмо графу С. Ф-р, который допустил его к себе, желая посмотреть, как на диво, на босяка, пришедшего из ночлежного дома. Граф не мало был удивлён просьбою Т., пожалел его, что он погибает, и вручил Рулю пятьдесят рублей - для передачи. Да кроме того, приказал выдать Рулю почти новую тройку - сюртук, брюки, пальто, лично для него.
Получив деньги, двое приятелей прожили на них почти целый месяц. Но вот деньги вышли.
- Ну, а теперь ступай с письмом к князю Б-ву, на Шпалерную...
Оттуда Руль принёс двадцать пять рублей и полную экипировку для странника, так что он скинул с себя монашеское одеяние и переоблачился в штатное платье. Волосы свои он спрятал под сюртуком.
- А теперь ступай к купцу N, на Гагаринской набережной!.. Пускай он, толстобрюхий, поможет теперь мне! Когда-то он за честь считал бывать у моего брата в гостях!..
Четыре месяца ходил Руль из ночевки с письмами Т. к разным бывшим его знакомым, и везде получал более или менее значительные подачки.
На первой неделе Великого поста, в чистый понедельник, Т - в, неожиданно для всех, сказал Рулю:
- Ну, Рулёв, спасибо тебе, что послужил мне! Вот тебе десять рублей, а теперь мне ты больше не слуга! Куда я пойду, туда ты не можешь со мной идти! Прощай!..
- Прощай, отче!
- А я со своим талантом не пропаду!..
И странник ушёл неизвестно куда.
_____________________
Гривенник - серебряная монета в десять копеек.
Свидетельство о публикации №217081001475