Мысли о лакунах образования. Дедукция и катарсис

1. Мысли о лакунах современного образования. Дедукция и катарсис.

Содержание статьи о  моих долгих размышлениях об образовании. Буду благодарна отзывам с встречными мыслями, это вопросы наиважнейшие.

1. Дедуктивное мышление, как цель обучения математике, особенно  геометрии. Спор двух подходов в дидактике. "Геометрия" Киселева. Зачем нужна математика даже гуманитариям. Геометрия, как искусство дедукции.

2. Логика и психология, изгнанные из школы предметы. Диамат тоже...

3. Искусства и науки античного и классического полиязыкового дореволюционного стандарта образования:необходимость возрождения

4. Не восстановить ли нам Чистописание в начальной школе, и далее?

5. Этика, как Кодекс Личности. Нужна ли она школе?

6. Нужны ли основы религий в школе?

Школа давно в тупике неразрешимых проблем и они год от года усугубляются. Попробуем порассуждать о причинах и предложить рецепты и концепцию настоящей Школы, и в том числе основы самообразования, как автором этих строк видится. В чем-то дискуссионно.
Первыми и при любых пертрубацих школьных программ остаются неизменны  по роли и весу математика и русский язык. Это и обязательные предметы ЕГЭ.

Наверное математика в чем-то перехваленная "царица наука". Математика логике научает не всех. Если только решать уравнения, то это ничему, кроме решения уравнений, не научит. А со временем при отсутствии необходимости, и эти навыки забудутся. Математика нужна для воспитания строгого дедуктивного и высокоорганизованного мышления, но это у нее получают единицы, у остальных только и остаются в памяти квадратные, а у других еще и и дифференциальные уравнения, теоремы, так и оставшиеся голыми абстракциями, никакой прочной пищи не давшие уму.
 
1.Дедуктивное мышление, как цель обучения геометрии. Спор двух подходов в дидактике.Зачем нужна математика даже гуманитариям. Геометрия, как искусство дедукции.

Как же развить математически строгое мышление? Для этого лучше всего подходит "священная геометрия"(в древности она и была в статусе священной науки). Логика геометрии чеканна. В "Началах" Эвклида, труда, переведенного на все языки мира и ставшего одним из подлинных начал науки и цивилизации, основанной на математике: пять аксиом самоочевидного житейского опыта, принимаемые без доказательств, a posteriori(пост-опытно, на основе опыта наблюдений и миллионнократных подтверждений).

Красивое научное слово "постулировать" означает всего лишь:"принять без доказательства", как самоочевидное. И отсюда выстраивать определенную парадигму. Классическим примером является геометрия Евклида, основанная на пяти аксиомах, постулированных, как самоочевидный всеобщий опыт наблюдений, например того, что две параллельные прямые никогда не пересекутся. Из этой эвклидовой аксиоматики выросла вся система теорем классической геометрии, каждая из которых восходят к этим аксиомам. Однако Лобачевский усомнился в одной из аксиом Эвклида, как известно, и создал геометрию Лобачевского. Так что ни одна аксиоматика не может быть абсолютной. Есть и другие системы аксиоматики, например гилбертова. Это просто набор допущений, с которыми вы должны согласиться с автором аксиоматики(Эвклидом, Лобачевским, Гилбертом, элементарная геометрия на основе вейлевой аксиоматики, и т.д. Или постулатами квантовой физики), чтобы следовать дальше.

Итак, система аксиом, аксиоматика, на которой построен фундамент будущего здания. А дальше?  Дальше выводить из этих аксиом первые следствия(теоремы). На основе этих доказанных теорем выводить новые теоремы и леммы и доказывать их, опираясь на уже доказанные теоремы. Строгие силлогизмы, непрерывная логическая цепь дедукции - вот суть геометрии, ее смысл и душа. Это и научает мыслить строго и последовательно, удерживая в уме развертывание абстракций. Причем мое глубокое убеждение: там где только возможно, нужно искать вперед доказательства теорем самостоятельно и только после изрядных усилий собственный мысли обращаться к учебнику/монографии. Только так будет иметь смысл. 

Но возможен и иной подход к изучению геометрия, который я недавно встретила, и это меня немало удивило. Геометрия, понимаемая в буквальном смысле термина "землемерие". Тезисы:не"перегружать" умы школьников, опускать доказательства теорем, оставив "основные" термины и некоторые навыки в решении задач. Геометрия, понимаемая в этой концепции преподавания как практический набор представлений о геометрических фигурах и навыках построения чертежей и решения задач. С удовольствием я бы отметила в этом ряду произведения(именно так:произведения!) великого популяризатора науки Якова Исидоровича Перельмана. В том числе его недавно мной встреченную(как жаль, что не раньше, хотя имя Перельмана для меня знаково с детства, как для многих)концепцию геометрии и его учебник геометрии для всех желающих самостоятельно учиться, и задачник, построенный исключительно на задачах из практики науки, техники, промышленности, сельского хозяйства и т.д. Безусловно, это крайне необходимо во избежание чрезмерной абстрактности, односторонности изложения вне связи с трудовой практикой. Многие задачи из перельмановского сборника задач я бы взяла в новый задачник на основе киселевской Геометрии. Нужно проводить постоянную  связь в преподавании развития точных наук с потребностями практической деятельности, этого явно недостаточно  в современном преподавании, ориентированном на абстрактную сложность и отрыв от практики. Связь наук, трудовые задачи обширной практической деятельности нужны хотя бы для того, чтобы искоренить частый вопрос школьников на уроках точных и естественных наук: а зачем и где нам все это пригодится?! Этот вопрос возникает именно в силу методических упущений, о которых сказано выше. На днях я с удивлением и волнениям разглядывала репринты и оригиналы старых учебников арифметики, алгебры и геометрии в серии "Учебники и учебные пособия для единой трудовой школы" - то есть "для  школ первой и второй ступени"(помните эти названия вместо упраздненной и затем восстановленной "классной" системы школы в рассказах и романах и фильмах по ним  В. Каверина "Два капитана", А. Рыбакова "Кортик" и в других произведениях, в которых отражены бурные педагогические эксперименты 20-30 гг. 20 в.). 

И все же...

Зачем нужна математика даже гуманитариям. Геометрия, как искусство дедукции.

Не отрицая политехнического подхода, и более того:всячески приветствуя даже его расширение и систематизацию в преподавании основ наук, в том числе математики, причем систематизированно, а не вкраплением случайных сведений; ратуя за взаимное переплетение обоих основных подходов(развития и оттачивания дедуктивного мышления - и сведений практического счета(арифметика), уравнений(алгебра и анализ) и "землемерия"(геометрия), то есть нужд техники и вообще широкой практической деятельности, в том числе исторически вызвавших те или иные задачи)- в высшем смысле я все же полагаю, что без развития дедуктивного мышления геометрия почти бесполезна и малоинтересна. Ничто не заменит в этом смысле Священную Геометрию, как модель развития высших интеллектуальных способностей. Тот, кто однажды хоть соприкоснулся с этим чудом:вдруг понимать и даже самостоятельно доказывать теоремы, восходя к Началам - уже никогда не позволит себе небрежного, абы как, мыслительного процесса в отношении любых вопросов и сфер деятельности. Во всем это будет специалист экстра-класса, ибо:школа мышления, логически-организованного и в этой муштре отточенного! Поэтому я согласна с древними, считавшими, что есть священные науки и их должно преподавать в первую очередь и всем. В их числе музыка, астрономия, философия, логика, гимнастика, изящная словесность. И  математика, особенно геометрия.

Здесь нужно сказать о том, что до 70-х гг 20 в.единым стабильным учебником Геометрии для предреволюционной и даже советской  школы был учебник А.Киселева, кажется, самый прославленный учебник за всю историю школы и самый дебатируемый по сей день на предмет возвращения его в массовую школу.  Доступность, педагогическая ценность, понимание автором психологии ребенка, процесса формирования интеллекта, ясность слога. В 2007 г. издательский дом "Дрофа" разослал по всей России в школы бесплатно(!) 80 тысяч экземпляров "Геометрии" Киселева и задачника Рыбкина "в назидание" всем, кто изощряется в написании учебников геометрии, и этот скандальный процесс переписывания геометрии для массовой школы после удаления из программы Киселева, продолжается, так что все новые вариации неизбежно сравниваются с Киселевым, и не в пользу новых вариантов(Колмогоров, Погорелов, Атанасян и т.д.). Исключительный случай! А ведь Андрей Петрович Киселев не был академиком, выдающимся ученым, как перечисленные. А всего лишь простым учителем в российской глубинке, но талантливый педагог сумел написать неувядающие учебники по всем разделам школьной математики, от которых не отказались даже в советское время и даже поныне - безальтернативны в своем роде! Каждый хорош на своем месте и даже академик не заменит Учителя, такова мораль сей истории. А соединение всего в одном человеке - почти невозможная редкость...Бывают удивительные судьбы у некоторых книг и учебников. Легендарный пример: учебники математики по Киселеву, этого, как его определила Википедия, «законодателя» школьной математики, непревзойденного и даже не приблизившегося к его планке ни одному очередному автору и авторскому коллективу до сих пор.

2. Логика и психология, изгнанные из школы предметы. Диамат тоже...

А еще были в дореволюционной и советской школе до 50-х гг.20в. такие невиданные на нашей с вами памяти в школе предметы, как Логика и Психология, Диамат и Истмат(да-да, и не надо ёрничать!). Потом логику и психологию по непонятным причинам навсегда удалили из предметов массовой школы, какие при этом потери понесли умственное и душевное образование масс - вопросы... С этим багажом поколения завоевали Победу и осуществили прорыв в Космос. И это не только моя мысль. Говорят, после запуска первого Спутника Земли - в США выкинули все школьные учебники, как хлам...Это достоверные сообщения! А ныне и в Израиле того же Киселева и многие другие старые советские учебники, наиболее удачные, в ходу. Но выбрасывание лучшего, сокращение программ с новыми акцентами на маловажном, а с исключением таких предметов, как исключительно удачная Геометрия Киселева, как предметы Логика, психология, а было даже, что и астрономия - даром для интеллектуального резерва государства не обходилось. Порождая отвращение миллионов к математике в том числе, как чему-то засушенному и непонятному.

3. Искусства и науки античного и классического дореволюционного стандарта образования:необходимость возрождения
------------------------------------------------------

Гимнастика нужна для физического здоровья и способствует также умственному развитию, концентрации ума и памяти. Изящная  Словесность формирует устную и письменную речь. Классическое полиязыковое образование по канонам дореволюционной гимназии также осталось сном и мечтой современной школы. Музыка дарует эстетическое наслаждение и смягчает нрав(только настоящая музыка), формирует вкусы и тонкость чувств, дарует эстетический катарсис, выражаясь аристотелевым слогом. ИЗО и мировая художественная культура крайне нужны!

А вот математика, и особенно геометрия, поставленная правильно, как ничто иное, формирует строгость ума, дедукцию, как я бы сказала по аналогии, интеллектуальный катарсис(высшее переживание). Науки о природе(химия, биология, физика, астрономия, черчение и навыки рисования, )философия(особенно диалектика, которая была у древних в особой чести и тоже входила в обязательный компендиум хорошего образования) на этой основе хорошо поставленной  речи устно и в письме.

4. Не восстановить ли нам Чистописание?
----------------------------------------

И даже небесполезен, хотя на первый взгляд анахроничен в компьютерную эру бывший обязательным давным-давно предмет "Чистописание", то бишь искусство каллиграфии. Я видела старые учебники, это заставляет задуматься: почему этого предмета давно нет в школе:учить писать не только грамотно, но и эстетично? Ведь за редкими исключениями почти все пишут как придется, как само собой сформируется. А вот в Японии каллиграфия осталась как обязательный предмет и неизвестно еще мешает или напротив помогает нации в тех невиданных достижениях НТР, которые она продемонстрировала миру?

Несколько языков дореволюционной, так называемой классической гимназии для дворянства(дети и юношество из низших слоев учились в реальных училищах и церковно-приходских школах), включая латынь, древнегреческий, и французский, немецкий. А вот английский, столь первостепенный в наше время, что стали учить ему с 1-го класса по выпускной, в дореволюционные эпохи такой роли еще не имел, английский учили по личной инициативе самостоятельно. А не роскошь ли такое языковое изобилие с включением не одного даже, а двух исчезнувших языков, кроме как на страницах древних фолиантов(древнегреческий) и медицинских книг(латынь)? Да и три современных иностранных языка, "основные европейские языки" - не многовато будет? И как они усваивали эту прорву языков?! Есть над чем думать и изучать историю этих вопросов.

Но ясно, что такой Базис из художественного, физического, гуманитарно-естественнонаучного образования, верно методически продуманный, сотворил бы идеал гармонично развитой личности, сформировав на этой основе Новый Социум. Утопия?
Но и это еще не идеал. А как же этика? Разве не главное?! Все предметы, вместе взятые, не заменят этический кодекс личности.

5. Этика, как Кодекс Личности. Нужна ли она школе?
----------------------------------------------

Думаю, не помешала бы в качестве обязательного предмета Этика, как воспитание изысканных манер и морально-этического кодекса личности, что внесло бы свой вклад в широкую государственную  программу по оздоровлению нравственного состояния общества, ведь этические своды правил хорошего тона составляют сердцевину воспитания подрастающего поколения у многих народов, например, в традиционной народной педагогике, да и аристократичность у нас ассоциируется прежде всего с высокой этической планкой личности.

6. Нужны ли основы религий в школе?
--------------------------------------
Тема для дискуссии.
Я оставляю вопрос открытым.

 Начинать заполнять лакуны образования или возобновлять упущенное и забытое на новых витках личной и общественной эволюции никогда не поздно.

Продолжение следует
Цикл статей об образовании.

 
Вернуть ли нам латынь в школу?
http://www.proza.ru/2017/08/10/1501

О правилах руководства ума и познанием Рене Декарт
http://www.proza.ru/2016/06/12/1103
 Начинать с англ. , немецкого, франц. , испанского?
Зера Черкесова 2
С любезного разрешения моего хорошего знакомого, Ф.Х., переводчика-романиста и  замечательного поэта, также переводящего равно свободно поэзию с французского и английского, автора стихи ру привожу тонкую рекомендацию:

"Испанский хорошо идёт, нравится. Подумалось, что если бы учить языки от самого архаичного до самого «мутировавшего», то надо бы начинать с испанского, затем французский, а уж потом английский. Просто странно, хотя и дидактически оправдано, выглядит, когда преподаватель объясняет что-то по аналогии с английским. Оправданно, поскольку английский у большинства – первый иностранный, но я-то знаю, что родственное испанскому слово или конструкция пришли в английский посредством французского.
Так что момент сопоставления всегда в изучении языка есть, но он – лишь один из многих. Всё нужно: и почитать, и поговорить, и соотнести с тем, что уже знаешь."
 
Тонкая ценная рекомендация, возьму на карандаш!
Может, тогда и мне начать с испанского, от него к французскому. Коль скоро наименее" мутировавшим", как вы пишете, является испанский. А почему Вы так утверждаете, есть исследования или это ваши суждения? Я вот точно также была в восторге от славянской аутентичности польского языка, сохранившего по моим впечатлениям гораздо более славянского, чем ставший интернациональным, вобравший в себя множество языков русский язык.

Знаменитая писательница-полиглот Мариэтта Шагинян писала в статье "Надо знать иностранные языки!"(см. 9-томное Собрание соч., М., ХЛ, 1987г., т.4., стр.674-680), что первым иностранным языком детей до революции был вовсе не французский, а немецкий, причем учить его в непринужденной игровой форме начинали чуть не с пеленок под присмотром немецких бонн(гувернанток). Оказывается, пишет она, что давно есть теория, согласно которой немецкий фонетически базовый европейский язык и те, кто первым его освоил, легко поставит себе потом чистое французское и английское произношение.

Цитата из статьи:

"Как правило, в дореволюционных школах изучение начиналось обязательно с немецкого. Существовала и до сих пор существует теория, по которой немецкий язык считается основой для фонетического освоения других европейских языков. Он не портит произношения, не приучает гортань и горло к специфическому звучанию, и после него легко перейти к правильному произношению французского, а потом английского. Между тем, начиная учиться с французского, мы рискуем никогда уже правильно не произносить ни английских, ни немецких слов.Практика многих десятков лет показала насколько это верно.  Я испытала абсолютную точность этой теории на себе: усвоив с раннего детства немецкий, легко перешла на французский, сразу схватив его произношение. С моими внуками получилось хуже. В наших школах старого правила не придерживаются. Разнобой в преподавании языков удивительный:на той же улице в двух школах преподают в одной французский, а другой английский. (Французским у нас явно увлекаются, а немецкого почти нет.)"

Конец цитаты.

И хотя это было написано давно, но сейчас не столь  же актуальны эти строки? Если не еще более. Так, немецкий вообще почти вытеснен тотальным английским, а французским стали увлекаться еще больше...

А вот мой собеседник выше привел резон относительно того, что в изучении языков начинать лучше вообще... с испанского!

Итак...

О носителях языка у М. С. Шагинян тоже есть интереснейшие страницы и предложения, как это устроить в СССР, приглашая из ГДР студентов-русистов на практику и взаимный обмен, так и "прогрессивных читателей" из ФРГ, как и до революции приглашали в гимназии и пансионы иностранных учителей из франко-германоязычных стран. Мариэтта Шагинян писала, что в дореволюционных учебных заведениях только немного было учителей иностранных языков из русских, почти сплошь иностранцы-носители языка, тогда как ныне иностранных учителей в наших школах нет.

Сейчас в эру Интернета общение с носителями языка вполне может себе устроить каждый желающий, не обязательно куда-то отправляясь в Испанию или др страны за языковой практикой.

Но лично мне сейчас важнее именно изучение того, что Вы назвали:"задуматься о взаимосвязи современных языков". Сравнительное языкознание в историческом генезе. Историческая реконструкция. Это сложнее простого заучивания, но и глубже и прочнее, основательнее, осознаннее даст понять и прочувствовать языки.

Студентов-русистов на практику (например, в летние лагеря, добавлю от себя)и преподавателей русского из ГДР преподавать немецкий в школах Союза на время по обмену, а наших германистов посылать для совершенствования языковой практики в ГДР где они могли бы преподавать заодно русский. По-моему, такая идея актуальна и сейчас. Тем более, что мир стал гораздо более открытым и мобильным, чем во времена писательницы, которая понимала утопичность таких идей во времена Железного Занавеса.

 
Интересно, что упоминала она и "безработных учителей из ФРГ, не забывая добавлять, что непременно "прогрессивные". Ну почему бы не попробовать в порядке эксперимента в ряде уч. заведений возродить традиции дореволюционного обучения языкам?
То есть традиции:
1) в детсадах, она настаивала на этом, учить ин языкам в игровой форме, это было до революции. Очень сожалела, что наша детсадовская детвора в отличие от ее времени, отлучена от изучения языков.

2) начинать с немецкого, см статью

3) переходить от немецкого к английскому, французскому и т.д.

4) Устраивать обмены, описанные выше, учителей-носителей языков.

5) учить несколько языков в уч заведения, а не один ин яз.

Большая программа!

 Вернуть ли нам латынь в школу?
http://www.proza.ru/2017/08/10/1501

О правилах руководства ума и познанием Рене Декарт
http://www.proza.ru/2016/06/12/1103

http://proza.ru/2017/08/10/1506
Мысли о лакунах образования. Дедукция и катарсис.

http://proza.ru/2017/08/21/270
Весельем и силой заряжен живой ум...Уроки А.Ф.Лосева


http://www.proza.ru/2018/01/27/1781
Начинать с англ. , немецкого, франц. , испанского?



http://proza.ru/2015/07/18/1248
Как Ленин-полиглот учил иностранные языки

http://proza.ru/2019/10/17/991
Музыка барокко помогает учить ин.языки. Метод Лозанова

Вернуть ли нам латынь в школу?
http://www.proza.ru/2017/08/10/1501

О правилах руководства ума и познанием Рене Декарт
http://www.proza.ru/2016/06/12/1103

http://proza.ru/2019/01/15/673
Запоминание не должно быть целью учебы

 


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.