Традиционный Шумак 2017

Этот рассказ я пишу для себя, чтобы спустя годы, когда я стану старой, забывчивой и немощной,  можно было прочесть и вспомнить, как это было? Поэтому я не буду заморачиваться с тем, чтобы быть интересной читателю, а лишь на то обращу своё внимание, чтобы быть максимально честной с самой собой. Нынче мы ходили Шумак традиционно, поэтому этот рассказ не представляет никакой информационной ценности.

Дорога ужасно плохая, всюду ремонтные работы, уже ночью приезжаем мы к юртам. Гоша ставит машину на платную стоянку (150 рублей в сутки, вдруг кому пригодится эта информация), мы селимся в юртах, дороговато – 250 р с человека, но ставить сейчас палатки лениво. Ужинаем бутербродами и варёными яйцами и ложимся спать. В юрте жарко натоплено, Георгий ложится спать на улице под открытым небом, но ночью начался дождь, и он перебрался под крышу. Спать жёстко, мы поленились достать спальник, он на самом дне моего рюкзака, поэтому под утро подмёрзли. Хотели встать в пять утра, только вот дождь отбил охоту к раннему подъёму, усыпляющее барабанил по крыше. Куда мы идём?

24 июля, понедельник

Провалялись до девяти, пока встали, собрались, хотели заказать завтрак, но повар на костылях в местной столовке был груб и недружелюбен, доели колбасу и яйца, заварили лапши, в одиннадцать примерно поехали на ЗИЛе до сараев. ЗИЛ – это отдельная тема. Ценник на него конский – 500 рублей с человека, однако Гоша решил ехать, ну и мы в кои-то веки согласились прокатиться. Сэкономить время и силы. Я напросилась ехать в кабине, машина, конечно же – ЗВЕРЬ! Такая мощь, такая проходимость, опыт был любопытный, хоть и не из дешёвых. Он запросто проходил там, где другая машина не пройдёт, танк, одним словом. 

Ещё не дошли до озёр, как начался ливень, его обещали, так что это было обидно, но ожидаемо. А вот чего я никак не ожидала, так это того, что моя новатуровская куртка будет промокать в плечах. Промокла я до трусов, ливень лил белой стеной, но было тепло, как-никак июль месяц. Мы бодренько шли вверх, Бернард не ныл и не скулил, а вот что Емеля остался дома – это радовало, он бы канючил, попав в такой дождь. И как раз долго и муторно идя среди дождя, я и додумалась до гештальта, было время вспомнить всё и понять, что мы сделали единственно верный выбор, пойдя скучным традиционным путём на Шумак.

Цели не было уйти далеко, после длинного, утомительного, выматывающего подъёма, встали на поляне среди кустов жимолости и коров. Дождь перестал, но вокруг всё было мокрым, устали, готовили на газу. Бернард пасётся на жимолости, хотя она тут горькая, а на огороде и сладкую не ел, но хочется пить, витаминов, я и сама налегаю на ягоду, дающую СИЛУ.

Ночью мне приснился сон с инопланетянами. Будто я увидала настоящую летающую тарелку, она оказалась ростом с обычную столовую тарелку. Стала снимать на фотоаппарат, хотя Ирка меня отговаривала. Инопланетяне кружили вокруг и пытались меня уничтожить стреляя из лазеров. Как оказалось, они хоть и маленькие, но очень даже могущественные, и никого они не похищают, а просто избавляются от свидетелей, изничтожая их своими лазерами так, что даже и следов не остается. Когда я поняла, что они не шутят, я удалила с камеры весь отснятый материал, поклялась, что никому про них не расскажу, чем и вымолила себе пощаду. Тарелка улетела с миром, оставив мне жизнь, а я проснулась и первым делом нарушила слово, рассказав Саше всю правду об инопланетянах.

25 июля, вторник

Утром выяснилось, что у Гоши коровы съели замоченную в котле на ночь гречку, сушёный имбирь и ананасы прямо в целохване. Да-с… Это местные духи взяли свою дань. Мы-то с Сашей ещё вечерком тяпнули по рюмочке коньяка перед сном для профилактики простудных заболеваний, и про духов не забыли, побурханили из фляжки нещадно. А Гоша, он православный, он в духов не верит и уж тем паче никаких даров не даёт, так они сами и берут. А если честно, то внимательнее надо быть, ничего нельзя оставлять вне палатки, с этими дикими коровами только глаз да глаз, они так потихоньку подкрадываются, типа травку едят и мирно пасутся, а сами только и выглядывают, чего бы такого вкусненького стянуть. Гречка для них, не избалованных скудной горной растительностью, просто дар богов! Пир! Я уже молчу про имбирь и ананасы. Я думаю, они надолго запомнили имбирь и ананасы!

Но солнце светит, духи приняли наши подношения, после дождя особо остро радуешься солнышку и хорошей погоде. Сегодня нам снова надо пройти не много, дойти до переправы через Эхе-Гер, перейти его и встать под перевалом. Гоха с Андреем оказались те ещё капуши, поэтому мы выходим пораньше, ведь я иду медленно, они нас догонят.

Тучи над нами бродят, идём в сапогах и непромокаемых штанах, хоть и жарко, но боимся дождя, да тут местами встречается так называемое каменистое болото, в сапогах как-то спокойнее идти по этой грязюке, опять же реки, ручьи, притоки, броды. Гоха с Андреем нас всё не догоняют. Рюкзаки жуть какие тяжёлые, я та ещё барахольщица, набрала кучу всяких тряпок, но пока вроде все нужные, или почти все, ночью было прохладно, поэтому спали в шапках и во всей возможной одежде, включая пуховик, нос только подмерзал. Идётся тяжело, ещё не вошла в нужный ритм, в гору и в гору, медленно ползёт улитка на вершину Фудзи, успокаиваю я себя, радует, что сверху не капает. За спиной самый большой рюкзак, но он только с виду большой, внутри тряпки и лапша с сухарями, примерно 20 кг, но мне всё равно тяжело. Люди обгоняют, удивляются, здороваются, я не прочь поболтать с народом, посмеяться. Идёт большая группа туристов налегке с фотоаппаратами и даже квадрокоптером, Саша прозвал из инстаграмщики, они идут и говорят каждый о своем, о компьютерах, они не тут, мысленно они там.

Это был самый короткий переход за весь поход, но отнюдь не самый лёгкий. Я помню, как вымоталась подходя к Эхе-Геру, как Саша развёл гейнер родниковой водой, и он нам дал сил дойти до переправы, но этот геймер оказался не такой хороший, как старый, во-первых вкус у него не фига не клубничный, сыпать его надо больше, эффекту меньше, а ещё от него развивается пердёж, сразу нам вспомнился Бойлоко из Филадельфии, так что больше мы такой брать не будем и вам не советуем.

По дороге я ловлю носом запахи, вот запахло карамельками и точно, всюду растёт саган-даля, любимая всеми травка, у рек и курумов вкусно пахнет смородиной, срываем несколько листочков для чая, дальше пахнет верблюжьим хвостом. И повсюду горят желтые цветы курильского чая. Все эти травы мы добавим в чай вместе с заваркой, они дадут нам СИЛУ идти дальше.

Перешли Эхе-гер выше тропы без проблем, стали ставить палатку, пока дождя нет, а Бернард убежал погулять, вот, кто точно не устал, но тут набежал туман, Саша испугался, что Бернард потеряется, как ёжик в тумане, пошёл его звать-искать, всё же подростки, они такие подростки, ума ещё нет, опыта тоже, зато самомнение! Ужин снова на газу. Ночёвка выше зоны леса холодная, опять надели на себя всё, что можно. Середина лета, июль месяц, а изо рта пар идёт.

Во сне я летала, купила за 10 тысяч надувную, летающую подушку. Видом она была похожа на спасжилет, чтобы она заработала, надо было какое-то время бежать, как с крылом, она набирала воздух, и вот метров через 20 разбега ты уже летишь, но при этом выглядишь довольно глупо. Управления никакого, тебя мотает по воле ветра, как воздушный шарик, кидает на стены, деревья, столбы, благо ударяешься ты о них всё той же мягкой подушкой. Высота полёта небольшая, метров пять, длинна полёта метров десять, зато хватит, чтобы перелететь любую горную реку, потом скорость падает, и ты мягко приземляешься на землю. В общем, я бы не отказалась иметь такую летательную подушку и в этой реальности, можно смело идти через Нарин-Гол – реку 30 бродов.

26 июля, среда

Утром долго не спим, сегодня перевал, самый сложный день. Погода пока отличная, кофе, овсянка, сборы, сушим палатку от конденсата, на той стороне пасутся коровы, лениво жуют жвачку и смотрят на нас.

Послали Бернарда на реку поискать Гоху с Андреем, я тем временем иду вперёд, как самая медленная. И за бугорочком вижу их, они нас не нашли и ушли дальше, тоже собирают уже палатки. Радости нет предела, команда снова вместе. У Гоши разболелось колено, поэтому он идёт почти так же медленно, как я. Андрей кузнечиком ускакал вперёд на водопад, мы же решили пойти более длинной, конной тропой. Вверх я иду очень медленно, ноги болят, дыхалка не справляется, не в форме я, не в форме. Мы часто отдыхаем, закидываемся гейнером, всё же вкусняшка, всё же добавляет сил, а то, что пердишь, так мы же на природе.

Как я зашла в перевал я не знаю. Права была моя подруга – горы не для меня, но у меня есть Саша, Саша – он дерево, он как раз то самое дерево, которое помогает мне прикоснуться к горам.

Сначала я успокаивала себя тем, что тут кони ходят, потом я не верила, что тут кони ходят, потом я пришла к выводу, что то, что тут ходят кони, это ещё не значит, что пройду я. У коня четыре ноги и, вообще, он родственник горной козы, которая по таким горам скачет, так что вот. А ещё я радовалась, что не пошла на перевал Горных духов, там так же высоко, только там кони не ходят. А тут кони ходят.

Все, все уже взошли в перевал, даже Саша уже спустился и забрал мой рюкзак, а я всё ещё никак не могу достигнуть вершины, а тем временем погода портится, тучи сгущаются, поднимается ветер. И когда я таки залезла в перевал, нужно уже было срочно спускаться. А ведь единственная мысль, которая заставляла мои ноженьки идти вверх, что я вот сейчас залезу, а там скушаю копчёной колбаски с сыром, с таким шикарным видом, скушаю колбаску, ан нет, вместо колбаски надеваем куртки, прячем рюкзаки под накидки и с первыми каплями дождя начинаем спуск на голодный желудок. Мои спутники хотя бы отдохнули, а я даже отдышаться не успела, хотя как потом выяснилось, Андрей, забежавший на перевал первый, слопал всю сгущёнку, не пропадёт парень.

А идти по мокрым камням скользко, скользко и страшно, и тут кони ходят? Гроза разошлась во всю, гром гремит, молнии сверкают, зрелище апокалипсиса, на спуске встали лошади, пережидают дождь. Есть у грозы одно хорошее качество, идёт она недолго. И вот уже солнышко, мелкий дождь ещё сыплет, а внизу раскинулась коромыслом радуга. Я сразу её узнала, та самая радуга, про которую мне писала моя знакомая – это Знак!

Это того стоило! Это нереально красиво! Нет, это реально красиво! Это просто не передать словами, какое-то волшебство, какое-то чудо, ради этого можно и помокнуть в грозу. Как нам повезло, как мы рады, Саша не поленился, достал из рюкзака фотоаппарат и заснял это явление природы. Мы выше радуги!

А тем временем кони пошли, мы ушли с дороги, чтобы пропустить их на узкой тропинке вниз и, наконец, перекусываем, ах, как вкусен бутерброд с сыриком и колбаской, ах, как я голодна! Счастье есть! Счастье надо есть! Кони же сбились с тропы, кони хотят идти туда, где травка, они тоже хотят есть, а не по камням, буряты кричат на своём шипящем непонятном языке, слышны лишь знакомые блять и сука! И явно сука – это не самка собаки. Гонят коней назад на тропу и вниз с морены. Кони ушли и нам пора, пора, сегодня надо успеть спуститься до зоны леса. И хотя вниз идти легче, чем вверх, но всё равно нагрузка на колени, ноженьки мои болят.

Андрей опять убежал вперёд, чтобы доползти до водопада нам приходится снова глотнуть гейнер на том месте, где мы ночевали с Сашей лет пять тому назад.  Здесь ещё нет леса, посему нам дальше. Параллельно с нами, но быстрее нас, идёт довольно большая, человек сорок, сборная группа туристов со всей страны, те самые инстаграмщики, их вещи едут на конях, они идут налегке, поэтому мы знаем, что лучшая стоянка будет занята. Да и тучи снова собираются на небе, грозя дождём. Мы встаём чуть ниже водопада под кедрами, только встали, как начался дождь, успели лишь палатку поставить, за водой пришлось бегать далеко, но местечко у нас очень уютное, красивое.

Гоша варит грибы (он их насобирал по дороге) на костре, долго мучается, разводя сырые дрова, однако с пятой попытки получилось развести огонь. Тут такая особенность, мы готовим раздельно, у каждого своя кухня, но это не особо парит, так проще, у всех разные вкусы и меню. У Гоши чайник, у нас котёл. Из Гошиного чайника грибы выкипают через носик прямо к нам в котелок, что висит чуть ниже, где варятся макароны. Мы не хотим грибов, Бернард их ненавидит, поэтому я зорко смотрю, чтобы этого не происходило, но неумолимо чайник разворачивает таким образом, что его носик оказывается над нашим котелком, и булькающая, кипящая жидкость норовит нырнуть в наш ужин. Андрей чистит картошку и выполняет прочие поручения дяди, пацан хороший, не ленивый.

Знаете, за что я люблю походы? Да, тут тяжело, трудно, неудобно, порой думаешь, а на хрена всё это? Зачем мы влезли в долги (а без долгов мы бы не поехали, денег вечно не хватает, а лето короткое), чтобы поехать в горы, идти под рюкзаком, мерзнуть, мокнуть? Но есть, кроме красоты, ещё одно ценное качество. Тут ты живёшь здесь и сейчас. Простые житейские радости - простые житейские трудности: дойти до места ночёвки, не сорваться в пропасть, развести костёр, поесть, поспать, согреться, обсохнуть, промокнуть, снова обсохнуть, успеть полюбоваться красотой вокруг. Ты не думаешь о завтра, о том, что нечем платить за квартиру, что надо платить налоги, нечем платить по долгам, на что собирать детей в школу, тут нет мобильной связи, и ты не знаешь, что происходит в мире, тебе это неважно, тут не знаешь, как там твои родные, но и это неважно, отсюда ты им все равно не поможешь, так зачем грузиться лишними проблемами? Тут ты свободен. Это совсем другой мир, гармоничный, красивый, но суровый, тут может выжить только сильный, умный, безупречный, трудолюбивый, выносливый. И ты становишься таковым, никаких депрессий, никакой лени. Всё потом, потом будем решать городские проблемы, когда вернёмся в город. А тут их просто нет! И это так здорово, вырваться из круговорота житейских, бытовых, неразрешимых проблем, вырваться ненадолго, но вырваться. Мы не можем жить тут всегда, городские жители, привыкшие к комфорту, к центральному отоплению, к интернету, к магазинам, к мягкой кровати. Цивилизация нас балует и тем самым разлагает, разрушает, мы движемся к своему краху, концу, мы сами роем себе могилу, неправильно живём, питаемся, дышим грязным воздухом, болеем.  Мы хотим жить в природе, но не можем. Это меховые коровки могут жить и спать под открытым небом, под дождём в тайге, жевать луговую травку, своими мягкими губами подчищая её подчистую, не давая ей возможности вырасти, лучше любой сенокосилки подстригают траву коровки. И это травка не смотря ни на что растёт, потому что коровки где едят, там и срут, это такой гармоничный, хоть и суровый мир. Но мы не можем тут жить долго, нам надо тащить еду, палатки, тёплые вещи, поэтому мы тут ненадолго, чтобы передохнуть от того удобного мира с его грязным воздухом, пестицидами, налогами, проблемами. Такой вот активный отдых.

Ночью мне приснилась Нора и Маша, а так же медведица с двумя медвежатами.

27 июля, четверг

Утром мы снова первые, наши компаньоны копаются с костром, мы же быстро позавтракав, выдвигаемся в путь неблизкий – сегодня надо дойти до Шумака. Через два часа, даже полтора дошли до зимухи «Бегущий олень», но там неуютно, грязно, кучи мусора, поэтому сели перекусить и передохнуть чуть дальше у воды. Этот день был жаркий, однако мы всё ещё паримся в сапогах и непромокаемых штанах, впереди много притоков и бродов, а так же всё время набегают тучи. Зуко! У нас есть Зуко, до сих пор мы пили просто воду из ручьёв или же гейнер, но сейчас мы развели Зуко. Это очень вкусно, будто настоящий апельсиновый сок. Но есть недостаток – жажду Зуко не утоляет, а лишь усиливает, за тот день мы выпили три литра Зуко.

Мне казалось, что мы никогда не придём. Так долог был путь, шли шесть с лишним часов. Мы шли и шли, прижимы, курумы, броды, часто спускались к реке, обходя ненужное лазанье по косогорам, вода нынче низкая. На курумах я устала, был такой длинный прижим, тропа по обрыву, камни живые, жажда невероятная, отдохнули у ручейка.

И когда силы совсем оставили меня, наконец показался Шумак. Я так и сказала Саше, что он меня загонял, укатали Сивку крутые горки. Надо лагерь ставить, а у меня одно желание, упасть, скинуть сапоги, отдохнуть и пить, очень хочется пить.

Стоянка наша, а мы пришли на наше место, совсем не изменилась, всё тот же вид, те же кусты жимолости, те же кедры, только берег порядком подмыло. Но так будто и не уходили никуда.

Мы ещё не успели поставить палатку, кстати, снова начал накрапывать дождь, поэтому мы вначале решили натянуть над костром тент, но дождь лишь легонько нас поторопил, напугал, как прибежал Андрей. Саша с утра ещё объяснил Гоше, где нас искать. И вот Андрей, скинув рюкзак, пошёл за дядей. Я подивилась их скорости – быстро же они нас догнали.

И вот палатки поставлены, тент натянут, компот сварен, да, да, да, эту жажду может утолить лишь компот, с яблочками, с шиповником, с изюмом и с местной жимолостью, наивкуснейший, утоляющий сразу жажду компот. Гоша, кстати, не стал ставить палатку, поспешил в магазин на турбазу и на источники. Мы-то ленивые, куда-то ещё бежать? Нет уж, увольте, сегодня я отдыхаю.

А я пошла на своё место, там, где я любила сидеть ранее, смотреть на реку, на тот берег, на камень под кедрами, поздороваться и спеть песенку духам на гармошке и варгане. И спросили меня духи.

-  А где ваша собака?
- Нора? – переспросила я, - нет Норы, умерла, ещё в том году умерла, да если бы и жива была, не взяли бы мы её сюда, слишком старая она уже была.

Ничего не ответили мне духи, вежливо промолчали. Вообще нынче духи мало говорили со мной, слишком нас много. Духи не любят шумные компании.

И стало мне грустно, очень грустно. Весь поход меня не покидал образ Норы, она мне даже снилась. Ещё на самом заходе я будто видела её впереди, её чёрную, лоснящуюся, плоскую спину, улыбающуюся белыми зубами открытую пасть, алый язык свешен до земли, бока тяжело ходят, поднимая и опуская боковые сумки с сухим кормом, уши прижаты назад, она стоит и отдыхает, ждёт нас. Я видела её так ясно, наяву, будто она и правда была с нами, Бернард весь поход наступал Саше на пятки, и мы, шутя, называли его Нора-2. Это наш первый большой поход без Норы, к этому тяжело привыкнуть, что её нет, нет среди нас, больше нет. Зато есть Бернард, Бернард, как Нора.

А между тем пейзаж несколько изменился. Я не заметила этих ям раньше, но сейчас я увидала, что весь лес перерыт медведем. Видимо по весне мишка ходил, собирал с бурундуков налоги орехом. Пришёл любопытный старый бурят с верёвкой, искал лошадей, удивился, чего это мы тут стоим? Несколько успокоились, раз тут пасутся лошади – мишка далеко, но на всякий случай переложили фальшфейер поближе.

Вернулись с водичкой ребята, магазин закрыт, работает всего два часа утром и два часа вечером, но зато они сфотографировали на телефон цены. Весь вечер составляли список, что завтра купят в магазине. Цены зверские: сахар – 300 рублей кг, сгущёнка 150 р банка, причем плохая сгущенка, сухари 200 рублей полкило  так далее и так далее.

Со временем я стала забывать, что да как было, всё же уже неделя прошла, как вернулись. И только сейчас я вспомнила. Что Бернард тоже пошёл с ними, молодые не так устают. И что вернулся один Гоха. А пацаны там где-то искали брод. Мосты посмывало ещё в том году, а в этом, из-за низкой воды новых не построили. Гоша пошел в своих специальных промокаемых тапках, которые он заказал на алиаэкспресс (очень удобные кроссовки с дырками в подошве) прямо по воде, а мальчишки искали брод. Позже пришли и ребята, Андрей нашёл путь, как перейти реку не замочив ног.

Ночью я опять летала. Нынче у меня были магниты. В каждой руке по круглому, плоскому магниту, размер как раз в ладони зажать. Эти магниты каким-то немыслимым образом убирали действие магнитного поля земли, и я могла взлетать, в отличии от предыдущей летательной модели, тут я полностью могла управлять полётом, взлетала вертикально вверх, солдатиком, могла регулировать как скорость, так и направление полёта, могла зависать в воздухе, как вертолёт. Классно полетала, в общем!

28 июля, пятница

Наконец-то днёвка, батон, можно никуда не спешить, спать до обеда, солнце выгнало нас из палатки, жарко, на небе ни облачка, кофе, завтрак, пока наши соседи просыпаются, идём на тот берег к источникам, мы не хотим оставлять палатки без присмотра. Пришлось намочить ноги, я пошла в тапках, брод неглубокий, местами по колено, но вода ледяная. На той стороне людским духом пахнет, туалетами то бишь. То ли дело у нас лагерь, в стороне, дров полно, людей нет, красота!

Посидели в дацане. Я очень люблю шумакский дацан, он такой тихий, пустой, в нём прохладно внутри, на улице уже совсем пекло. Потом пошли в радоновую ванну. Очереди нет, это радует, вместо старой деревянной бани стоит поликарбонатовая прозрачная теплица. В неё невероятно жарко и душно. А все таблички со старой бани переехали на новую каменную баню. На этой есть лишь одна табличка, которая гласит, что эту баню построили работники турбазы. Уж даже и не знаю, сама по себе развалилась старая баня или ей помогли? Для первого раза мы посидели всего минут пять в радоне. И пошли гулять дальше, на ту сторону, к источникам. Я забыла взять кружку, только бутылки взяла, поэтому не удалось попить толком. Источников стало гораздо меньше. Я тут не была очень и очень давно, всюду решётки, заборы с колючей проволокой, цивилизация, охрана. Сразу потом перебродили Шумак на ту нашу сторону и вернулись по тропе. Взяли для Бернарда воды из зубного источника. Водичка там шибко вкусная.

Мы ходили на источники раз в день, Гоша же бегал по три раза на дню, до завтрака, в обед, а вот вечером послал одного Андрея, ему было лениво. И вот уже вечер, темнеет, а Андрея всё нет и нет. Даже я уже начала волноваться, Гоша же сидел, сидел, а потом взял фонарь и пошёл его искать. Саша мой высматривал Андрея с нашего берега, увидал, закричал, давай Гошу звать, там ведь в темноте заблудиться недолго. Мы раз давным давно чуть не потерялись, но всё обошлось и на этот раз.

Ночами, да и днём, без Норы тут сновали живые комочки шерсти: мыши, пищухи. Бурундуки, а на источниках мы даже видели двух чёрных белочек, которые носились по деревьям играя и сверкая белыми воротничками.

Ребята ночью пытались поймать мыша, кормили его рисом и рубились по сетке в майнкрафт.

29 июля, суббота

Целыми днями мы варили супчики, пили чай с саган-далёй и смородиной, купили в магазине печенья и сгухи и устроили праздник живота, наши товарищи скупили полмагазина и поедали сайру и тушенку с кабачковой икрой. Это был настоящий курорт, с жаркой погодой, минеральными водами, радоновыми ваннами и даже грязями. До этого я никогда не использовала грязи, холодно всегда было на Шумаке и мокро, но оказывается и на Шумаке бывает хорошая погода. Мы взяли с собой Бернарда, рюмочку и после радона, нынче мы высидели от жадности 15 минут, попробовали воду практически во всех источниках, маленькая рюмочка входила даже в самые мелкие источники. Они все такие разные, горячие, холодные, с пиявками и без.

Саша услышал, что кедр скрипит. Наши кедры были жестоко избиты колуном, что валялся тут же на берегу, осенью тут добывают орех. И вот один кедр треснул и скрипел на ветру, по траектории падения, если поднимется ураган, падал он аккурат на нашу палатку, конечно вероятность, что он упадёт, была мала, однако мы затеяли переезд, и подняли нашу палатку выше, туда, где спокойно, потому что лежать и бояться, упадёт на тебя кедр или нет – это не дело.

Я сидела на берегу и смотрела на тот берег, любовалась видами, закатами, и вот раз мне привиделся шаман, убегающий от ведьмы с острова. На самом деле это просто какой-то высохший куст или корни дерева или пень с налипшими на него сухими водорослями, но издали при определённом освещении он был похож на убегающего человека с оленьими рогами на голове и санями позади. Будто его заколдовали, он убегает очень медленно, склонив голову вниз, и расколдовать его можно только поцелуем истинной любви, но я  уже люблю Сашу, прости, шаман, так тебе и стоять, пока тебя кто другой не расколдует.
Мой взгляд всё время цеплялся за этого шамана.

Саша каждое утро хотел встать пораньше и сходить то на гору трёх капитанов, то на водопады, а я хотела сходить на столбы. И к третьему дню я созрела.

30 июля, воскресенье

Погода уже с утра испортилась, появились тучи, зато не так жарко идти, я уже отдохнула и восстановилась, пора немного размяться, прогуляться налегке, с наслаждением, без рюкзака, ведь завтра мы уходим, и придётся снова идти черепахой под гнётом вещей. Саша на удивление соглашается составить мне компанию и пойти на столбы, у него своя корысть, хочет глянуть на стрелку с Нарин-Голом, чтобы позже, когда-нибудь прийти оттуда. Да мне то что, мне, главное, что мы идём гулять! Надеваю ботинки, идём Андрюшиным путём, не замочив ног. Я на реке на шатающихся камнях подворачиваю ногу, болит, но я молчу, боюсь, что Саша, узнав о травме, развернётся обратно, а я хочу дойти до столбов, так что иду через боль. Ногу подвернула не сильно, горные ботинки удержали сустав. Только туже затягиваю шнурки, чтобы нога посильнее зафиксировалась. По тропе снова и снова встречаются ямы, разрытые мишкой бурундучьи запасы кедрового ореха. Хозяйничает косолапый. Мы идём сначала довольно бодро, но настроение у Саши не очень, голова болит к перемене погоды, да и мой медленный темп его не устраивает, но я терплю. Тропа идёт вдоль реки, вниз по течению 6 км. Часа через два мы, наконец, на месте. Нас встречает неприятный, удушливый запах подгорелого молока, как в детском саду, оказалось, так пахнуть горелые печеньки – подношения духам места от тех, кто хочет детишек, тут же валяются куколки, пупсики, машинки, украшения.

Священные столбы Хуухэйн-Хада на той стороне реки, идти туда не стоит, как в любом святом месте, там живёт дух, который не любит, когда его тревожат. И сейчас тучи сгущаются, холодный ветер гонит нас прочь, Саша сердится, торопит назад. Я даже толком не успела побыть, проникнуться, поговорить с духами, кинула свою печеньку на алтарь и прощальный взгляд на столбы. Гоша вчера рассказывал, что один мужик в радоновой ванне говорил, что буряты умеют по-особому смотреть на столбы, и столбы приносят им видения-предсказания. Но тут никакой медитации, никаких видений, ничего, некогда, столько шли, чтобы сразу уходить. Первые капли дождя упали на нас, когда мы сели перекусить шоколадкой на камушке на реке чуть в стороне, рядом с алтарём слишком воняло горелым печеньем. И мы двинулись в обратный путь, но дождь за нами не пошёл, он нас пугал, гремел, но не мочил. Саша был темнее тучи, что гуляла по небу, шли быстро, почти не говоря, нога болела, но я не жаловалась.

У радоновой ванны очередь, оно и понятно, уже вечер (после процедуры рекомендуется тепло укутаться и отдохнуть). Я бы на месте работников турбазы открывала бы в часы пик платную баню, потому как сидеть в очереди лень, и если бы можно было зайти за небольшие деньги, там 100 рублей, я бы лучше заплатила. Но тут, чтобы попасть в платную баню, надо идти на турбазу, оплачивать фиг знает сколько, идти сюда с работником, который бы открыл баню, всё очень сложно. И в результате их баня всегда стоит закрытая. А так бы у них была бы прибыль, конечно большинство людей будут ждать очереди в бесплатную баню, но всегда найдутся торопыги, которые, как и я, готовы заплатить за комфорт если это не сильно морочно и дорого.

Саша ушел в сторону, я же разулась и залезла в лужу подлечить больную ноженьку. Разговорилась с мужиками в очереди, они тут на две недели, живут на турбазе. Они готовы взять Сашу с собой в баню. Но Саша злой. Саша, увидев, что я оживлённо беседую, подошёл и тоже залез в радоновую лужу по колено, от предложения полной ванны отказался, нам завтра в дорогу, а радон нежелательно принимать перед нагрузкой, да и дождь всё собирается и собирается, успеть бы вернуться домой до дождя.

Только мы пришли на нашу стоянку, как он зарядил, этот дождь, будто ждал, когда мы вернёмся. Мы под тентом, нам хорошо, а льёт, как из ведра, льёт так, что тент не выдерживает, приходится сливать быстро набегающую воду. Саша перевязывает пару завязок, чтобы вода стекала, перетаскиваем бревна, на которых сидим,  поближе к костру, чтобы не мочило. Льёт очень так хорошо, но нам сухо, дрова сухие, варим еду на костре. На Шумуке мы стараемся съесть все продукты, которые долго варятся, поэтому на утро гречка, днём супчики, сейчас мы объединились с нашими попутчиками и варим рис и борщ, на выход оставляем только сублиматы, кашу и лапшу, то, что можно приготовить на газу. Объедаемся так, что я еле хожу, как тот волк из мультика – ты заходи, если что!

Дождь закончился, по небу гуляют красивые, удивительные облака. Андрей бегает, суетится, сушит палатку, коврик, спальник, этот ливень промочил всё. А мне уже во второй раз приснилась медведица с двумя медвежатами и кажется щенок боксёра.

31 июля, понедельник

Пора! Пора выходить назад. Будь моя воля, я бы осталась тут ещё дня на два, нога болит, продукты есть, всё мокрое вокруг, но воля не моя. Собираемся и выходим довольно поздно, пока высушили палатку, пока собрали тент и весь наш нехитрый скарб.

Саша злой, Саша совсем злой, он злится, что я медленно иду. А я не могу быстро. А он хочет за 4 час дойти до зимовья, ещё и заблудились немного, пока бродили притоки, потеряли тропу, зато нашли бурята с конями и ружжем, который потерял сына, сыну 30 лет и у сына ружьё, сын позже нашёлся. Разругалась я с Сашей, в какой-то момент не вытерпела его наездов на ровном месте. Я когда-либо ходила быстро?! Я иду с максимальною для себя скоростью, с покалеченной ногой, под рюкзаком, а он не доволен. Бернарда бесит наша ссора, и он убегает вперёд вместе с Гошей и Андреем. Я его понимаю, кому приятно, когда родители ссорятся.

Наша задача сегодня дойти до места ночёвки у водопада, всё. И мы дошли, и только пришли, как снова зарядил дождик. Подождали, когда перестанет, поставили палатку, сварили поесть. А над Шумаком Мордор. Там ходят свинцовые тучи, сгущаются, гремит гром, и сверкают молнии – страшно! Чай варили уже в палатке. Подул сильный ветер, гроза пришла к нам, Саша спешно укрепил палатку, полил дождь, после дождь перешёл в град, он застучал по тенту палатки, размером с горох. Вовремя мы успели. Ночь, темно, грохот от грома гуляет вкруговую эхом по ущелью, молнии разрезают небо. Непогода! Разозлились Духи, сердятся, может и мы их рассердили своей глупой ссорой.

Мы слышим колокольчики, после бурятскую речь, кажется, что сами духи приняли человеческое обличье и пришли к нашему лагерю. Как дождь слегка поутих, Саша вышел посмотреть, кого принесла нелёгкая? Это буряты на лошадях, они спрятались от непогоды под нашим кедром. Куда идти в ночь? Ставят палатки на нашей полянке. Вот так оригинально природа решила отметить начало последнего, летнего месяца.

1 августа, вторник

Утром рано снова слышна бурятская речь. Выползаем из палатки, погода отличная, костёр уже горит, чайник горячий. Буряты из деревни, идут на Шумак на две недели, удивляются, что мы там были всего три дня. Какое же это лечение? Я уже давно хочу побыть на Шумаке 10 дней, но никак не получается. Обидно.

Нам сегодня брать перевал, поэтому стараемся поспешать, но все равно выходим поздно. На ночь я намазала больную ногу спасателем. И, о чудо, нога не болит! То ли радон подействовал, то ли спасатель. Поэтому сегодня я иду побыстрее, но всё равно я самый медленный член нашей команды. Андрей и Гоша очень быстро нас опережают и вырываются вперёд.

В одном месте встречаем подозрительных типов с пикающим чумоданчиком, я думаю – это шпиёны, уж шибко вид у них подозрительный, тёмные очки, военная выправка. На озёрах призывно ржёт лошадка. Я видела эту лошадь ещё на заходе, она до сих пор тут пасётся, странно, приглядываюсь, у коня что-то не то с задней ногой. Как сказала мне одна туристка, которая ночевала на озерах, шкура с ноги лошади сорвана чулком (видимо застряла между камней на спуске с перевала), нога распухла, бедное животное мучается, буряты её бросили, дают шанс выжить и подлечиться, но есть ли у неё этот шанс? Жалко лошадку.

Нам постоянно встречаются странные люди, с моей богатой фантазией все они кажутся не просто попутчиками, а полубогами или же богами, принявшими человеческое обличье. Один старик идёт без рюкзака, в рубахе и шортах, другой похож на гнома, тоже странный тип, одинокая женщина лезет в перевал. Над нами снова сгущаются тучи, грохочет гром, сверкают молнии, идти в перевал в грозу…

Перед мореной я переодеваюсь, непромокаемые штанишки, куртка. Саша надевает на меня большой пакет для мусора. Моя куртка и накидка на рюкзак протекают, поэтому решили спрятать всё под полиэтиленом. В морену я иду эдаким губкой Бобом. Но, похоже, мы насмешили небеса, тучи уходят в сторону, а идти в этом костюме очень жарко. Саша меня раздевает. Мы последние, самый последние, кто лезет в перевал. Самые медленные.

Перед самым взлётом садимся передохнуть, выпиваем гейнер. Я брызгаю по-бурятски во все стороны, духи любят белую пищу, я прошу у местных духов пустить нас в перевал без дождя, я итак еле иду, еле ползу, мне бы зайти и спуститься, не надо усложнять задачу. И боги сжалились, они дали нам зайти и спуститься без дождя, дождь был близко, очень близко, несколько капель подгоняли меня, но он всё же прошёл мимо, он был совсем рядом. Бернард зашёл первый, и, скинув рюкзак, спустился ко мне и забрал мой. Бернард совсем возмужал – все эти трудности для него уже не трудности. Я шла налегке, но мне было нелегко, я все думала, тут кони ходят? Как тут ходят кони?

Дед без рюкзака лез в перевал в лоб, и ведь залез, ему было плохо, он останавливался каждые 10 метров и отдыхал, но и он залез. Как он нам сказал, он 16 дней голодал и у него открылась язва. Мы зашли в перевал за полчаса. Хотели там поесть, но не тут то было. Духи нас подгоняли, ветер, сильный ветер на перевале гнал вниз. Ещё и туман вылез сбоку, живое облако тумана. Мы чутка спустились, где не так сильно дуло и сели-таки перекусить, набраться сил. Нас обогнали женщина в пончо и старик-язвенник, мы снова самые последние. А ветер всё сильнее и сильнее толкает в спину, чуть ли не роняет меня, срывает косынку с головы, треплет волосы – время вышло, валите отсюда, жалкие людишки! Когда мы спустились и обернулись, над перевалом кружил орёл и сел на седло первала как-бы говоря всем своим видом - на сегодня перевал закрыт!

А нам ещё пилить и пилить, сегодня наша задача, если не дойти до зоны леса, то хотя бы дойти до Эхе-Гера. До зоны леса хотел дойти Гоха. Но мы не дойдём, не успеем.

Глянув на подъём, если идти конской тропой в обход водопада, я решаю, что лучше сократим через водопад, я физически не могу уже идти вверх. Женщина ставит палатку перед водопадом. Тут нет ветра. Бернард радостный скачет по водопаду, а я боюсь, объёмный рюкзак меня мотает. Поэтому Саша спускается, сначала со своим рюкзаком, а потом приходит за моим.  Меня же страхует Бернард, я иду налегке. Водопад вполне проходим, тем более сухо, дождя нет. Мы очень рады, что выбрали этот путь, он интересный и красивый.

Но вниз ещё топать и топать, а ножки уже устали, уже вечереет, но до своего места стоянки мы дошли, поставили палатку, за нами гнался туман, в стороне гремела, пугала гроза, грохотала над перевалом Гранатовым, но нас снова пощадили духи. Вообще в этом походе нам всегда везло с погодой. Однако на случай дождя мы поверх палатки постелили ещё и тент, и не зря, снова дул сильный ветер, такой сильный ветер, что казалось, он унесёт палатку, Бернард притащил с реки четыре булыжника, я до сих пор не понимаю, как он их смог притащить, камни тяжеленные, однако он богатырь! Этими булыжниками укрепили тент. Ветер и дождь, а мы в домике, а у нас тепло и сухо. У нас хороший домик. Даже не замерзли ночью.

Сегодняшний сон - выставка охотничьих собак, ведущий говорит: "Охотничьи собаки делятся на много различных групп (я про себя начинаю перечислять известные мне: подружейные, борзые, гончие, легавые, лайки..., однако он меня ошарашивает), но есть две основные - это те, кто нюхал порох и те, кто не нюхал пороха!" Во как!


2 августа, среда

Утром встали рано, нам надо ещё догнать своих. Кофе, чай, каша, всё на газу. Остывший чай с саган-далёй сливаем в бутылку, немного сахара для вкуса, это хороший вариант, такой чай бодрит. Ветер, ветер и тучи и туман, нас подгоняют духи: «Валите отсюда, сони и капуши!» Так холодно, что я сначала пристёгиваю штанины к своим шортам трансформерам, а потом и вообще надеваю непромокаемые штаны, кажется вот-вот и польёт дождь, поэтому ещё торопимся, собрать палатку до дождя. Но нет дождя, мы начинаем путь довольно бодро, сразу становится жарко, очень жарко, я поначалу пытаюсь успевать за моими мальчиками, да у Бернарда шаги, как у дяди стёпы, Саша тоже бежит быстро. Через полчаса я выдохлась и отстала. На водопаде переоделась, в шортах куда проще идти, дождём уже и не пахнет, на водопаде так хорошо, не люблю бежать. Мы же сюда приезжаем любоваться красотами, а сами вечно бежим, спешим, пропускаем, проносимся мимо красоты, это неправильно, это неверно. Я люблю неспешность. А водопад такой красивый, такая свежесть от него. Саша же хочет догнать Гошу с Андреем, он всех спрашивает, но туристы отвечают, сначала 15 минут видели, потом полчаса, потом полтора. Ребяты спешат убраться покорее.

А мы за два с половиной часа дошли до того места, где ночевали, когда шли туда. За два с половиной часа мы преодолели путь, на который ранее потребовался день! Вниз идти проще. Передохнули там, посидели, пожевали конфет, попаслись на жимолости, теперь подъём, как же меня задолбали эти горки, жарко. Но потом снова спуск, хочется пить, а пить тут уже негде, я так привыкла за это время, что там, за перевалом, можно пить из любого ручья, прямо из речки, а тут в ручьях вода жёлтая, мутная, хорошо, есть чай в бутылке.

Довольно быстро дошли до озёр, там снова отдохнули, перекусили остатками хлеба, колбасы и сыра. Рядом обедают туристы, которые ещё идут туда, с ними бурят на конях, везёт их вещи, две лайки подбежали, попрошайничают, но вежливые, не наглые, сели в сторонке, виляют хвостами, угощаем их сыром и колбасой – помяните тётю Нору.

На сараях в шесть вечера наконец догнали Гошу и Андрея. Они уже полчаса как пришли, сидят, развели костёр, варят обед и ждут нас. Мы так рады, мы так рады, что снова все вместе. Тоже заварили лапши, чаю. Гоша решил уехать сегодня вечером, мы согласны, уже хочется поскорее домой, в душик, в тёплую, мягкую постельку. 

Андрей всё надеется, что приедет ЗИЛ, не хочет идти, но машины нет, поздно уже. Отдохнувшие и сытые, мы делаем последний рывок, последние 7 км, мальчишки побежали вперёд, мы идём бодро, на кабине нас обгоняет машина, джип-грузовичок, пацаны из кузова зовут нас, приглашают подвезти до Сухого русла (они искали воду, но воды нет). Предложение заманчивое, и после недолгих уговоров мы соглашаемся, как-никак сегодня мы прошли расстояние, которое на заходе прошли за два дня. Проезжаем мимо удивлённых наших мальчиков, но места в машине уже нет. Молодые стоят с открытыми ртами, особенно возмущён Андрей, он так хотел на машине прокатиться, а тут такое кидалово.

Саша пошёл их встречать, а мы с Гошей заказали позы на турбазе. Детей Саша встретил почти сразу, они, оказывается, недолго стояли, за нами побежали, я пошла узнать как наши позы, а поз нет, мы в принципе сытые, ведь час назад только поели на сараях, но Гоша заказал картошки с мясом и блинов. Мы сидим во дворе и беседуем с туристкой из Ангарска, она рассказывает, что у одного туриста медведь съел его заброску на границе леса, тушёнку нашёл и съел, вся банка раздавлена зубами. Уже смеркается, иду в столовую, узнать, когда же наши товарищи поедят, и тут выясняется, что позы есть, просто их всего шесть, а нам надо было 13, мы покупаем эти позы, уж шибко ангарчанка их нахваливала, позы и правда вкусные, хотя и дороговаты 60 рублей штука.

И вот уже мы едем в ночь. Это очень даже символично, приехали сюда потемну, уезжаем потемну, и довольно прикольно, на дороге не жарко, чтобы не заснуть, врубаем музыку, репертуар такой хороший: Моррисон – испанский караван, сплин – корабль ждёт и прочее. Так мы и не увидали Нилову пустынь, не увидали Аршан, зато на дорогах пробок нет. В половине второго мы уже дома, душ и спать. Привет, цивилизация, привет душный, вонючий город, мы твои дети, и мы вернулись с гор. Хорошо сходили в поход, в общем, традиционно, но иногда и так надо. А мне надо худеть, если я хочу ходить в горы, мне надо скидывать лишние кг, а то мои суставы не выдержат нагрузки, надо худеть или забыть о горах, смириться жить без походов.

7-11 августа 2017

PS: помните, как у Высоцкого в песне поётся? Если друг оказался вдруг, и не друг и не враг, а так, парня в горы бери зови… Так вот, правило это действует безотказно, если Гоша до этого похода был и не друг и не враг, а просто муж подруги, то за этот поход мы сблизились, лучше узнали друг друга, стали понимать, в общем, в горы зови, бери, мы стали друзьями!


Рецензии