Человек, сумевший обуздать свободу. Глава 1

«В природе только человек  в состоянии выбирать свое поведение. Этим правом, этой свободой выбора его наделил Всевышний. Никто и ни при каких обстоятельствах не сможет отнять у него это право». Так говорил учитель Ахмеда, ученика восьмого класса сельской школы. Ему, молодому учителю истории, Ахмед не очень-то и доверял. Он не производил впечатления серьезного человека. Историк постоянно курил во дворе школы, а на уроках часто рассказывал какие-то  байки и анекдоты. Но, слова о выборе поведения, видимо, вычитанные им в какой-то умной книжке,  запали Ахмеду в душу и стали сопровождать его везде - дома, в школе, на улице.   «Так, что же получается, - думал он,-  я могу утром не вставать и не выпускать овец из загона, или выпустить, а вечером не загонять их обратно?  Могу не  ходить в школу или ходить, но не делать уроки, не выполнять домашние задания?  Ведь, по сказанному учителем это мое право - вставать или не вставать, учиться или нет….».  Но тут же он говорил себе: «Я же так могу подвести родителей и учителей!». В общем, Ахмед запутался в своих рассуждениях.  И тогда он решился на шаг  взрослого и серьезного человека, пошел со своими вопросами к самому авторитетному человеку в селе - имаму местной мечети. Тот выслушал Ахмеда, но вместо того, чтобы постараться дать подростку простой и понятный ответ, увлекся рассуждениями о том, как понимают в исламе понятие свободы, что про это написано в хадисах и сурах Корана.  Все это Ахмеду показалось сложным, непонятным и скучным. Но в разговоре  с имамом промелькнула все-таки мысль, показавшаяся ему интересной. Свобода одного лица не должна ущемлять свободу других.  Правда, она породила у него новые безответные вопросы.   «Если я перестану ходить в школу, ущемит ли это чьи - либо свободы или права? – думал Ахмед, - А если я перестану ухаживать за овцами? Есть ли у родителей или учителей права, которые я ущемляю или это всего лишь несоблюдение мною своего долга, своих обязательств, за что я могу быть наказанным Всевышним?  Кто бы ответил мне на все эти вопросы?»
Наступил конец учебного года. Этот год ознаменовался для Ахмеда тем, что он получил паспорт гражданина России. И сам он заметно изменился, стал более ответственным, т.е. самостоятельным и требовательным к себе.   Впереди ожидалось лето – время, когда, как правило,  молодежь его возраста расслабляется. Но сложные мысли упорно продолжали посещать Ахмеда.
Если честно, то он по этому поводу особо не переживал, наоборот, в такие минуты испытывал некое подобие удовольствия. Самолюбие подростка тешилось тем, что он может думать и рассуждать о вещах, которые были недоступны  его друзьям и одноклассникам. Наверняка недоступны. 
В начале июля в село приехал родственник Ахмеда, двоюродный брат отца  -   Магомед, проживавший со своей семьей - женой, сыном и маленькой дочерью где-то на Севере. Приехал отдыхать. Магомед на своем джипе возил семью по горам, ездил на море в Махачкалу, выезжал на природу с шашлыками. Несколько раз они брали с собой  и Ахмеда. В такие минуты он радовался жизни, чувствовал благодарность дяде. Но  где-то в глубине души его терзали вопросы, почему у его отца не бывает отпуска, почему у него нет джипа, почему ни разу он не повез детей на море? «Потому, - рассуждал он, вспоминая слова школьного историка, что дядя Магомед в своих возможностях и своем поведении гораздо более свободен, чем мой отец.  А что же сделало его свободным? Конечно же,  его кошелек! Кошелек дяди Магомеда позволяет ему провести достойный отпуск и организовать отдых для всей семьи». Наконец, Ахмед смог ясно выразить мысль, к которой он шел шаг за шагом.  «Наличие денег – вот, что может расширить границы свободы – и моей, и отца, да и любого человека! – подумал он».  Он интуитивно чувствовал, что здесь кроется ответ на многие вопросы, беспокоившие его в последнее время.       
В конце июля дядя Магомед с семьей уехал в Сочи на Черное море, догулять последнюю неделю отпуска. Он оставил Ахмеду адрес и номер своего телефона, если он вдруг, когда-нибудь, окажется в их краях. Остаток лета Ахмед проводил как обычно, - помогал родителям по хозяйству, ходил с ребятами купаться на водопад, танцевал на свадьбах родственников ... Но каждый раз, когда ложился спать, час -  полтора ворочался в постели, думая над тем, как заработать денег или, другими словами,  как расширить границы свободы семьи. Ахмед понимал, что для этого потребуется много денег, ведь ему, кроме как о матери и отце, надо думать также о двух младших братьях и  сестренке… Ничего серьезного Ахмеду в голову не приходило.
В последние годы, молодых ребят с Кавказа, особенно из  Дагестана, в армию стали забирать редко. Конечно, кто-то поступал  в вузы, но многие не могли найти себе применения. Появилась молодежь, которая уезжала в российские города и через какое то время возвращалась  при деньгах, а некоторые и на  иномарках. Хотя, по большому счету, не все они были такими уж молодыми, среди них были и женатые мужчины, у которых по 1-2 ребенка. Они проводили время в спорах, чья машина «круче». Выясняли, какая из машин меньше сжигает бензина, у кого больше  «лошадиных сил» и т. д.  Ахмед чувствовал, что что-то нехорошее скрывается за повадками этих людей. Его попытки выяснить, откуда это все, и как им удается, не имея постоянной работы, обеспечить себе такую праздную жизнь, не увенчались успехом.
В один из вечеров, когда Ахмеду не давали спать мысли о деньгах и свободе, ему в голову пришла идея, уехать в Москву. «Все едут, – думал он,- поеду и я, ин ша АЛЛАХ, не пропаду».  Весь следующий день он ходил с этой идеей. Чем больше он над ней думал, тем более разумной  она ему казалась. «С овцами,- думал он,- младший брат вполне справится. За школу сейчас никто особо ругать не будет. Конечно, мама будет беспокоиться, да и я буду по семье скучать. А с другой стороны, если через некоторое время я приеду на дорогой иномарке и с «кошельком», как у дяди Магомеда?»  И представил себе, как блестят глаза брата, как отец жмет руку и обнимает его, слезы радости в глазах у матери.  И, тогда он потихоньку начал готовиться к поездке. Единственный человек, кому он рассказал о поездке – это тетя (сестра отца) Айшат. Айшат,  женщина лет под сорок, инвалид с детства, незамужняя. Своих детей у нее не было, Ахмед с ней был дружен, из племянников она больше всех любила его и всегда говорила, что все, что у нее  есть, она оставит ему в наследство. Она его уважала за характер, за умение поддержать разговор с взрослыми. В первый момент она решила удержать его от,  как ей показалось, опрометчивого шага. Говорила, что он еще молод, надо бы ему окончить школу, получить какую-нибудь специальность. «В Москве без специальности тебе будет трудно» - говорила она. Но Ахмед настаивал на своем. Говорил, что все как-то пробиваются, и он - пробьется. Зная упрямый характер племянника, Айшат смирилась и, даже, решила  дать ему немного денег, чтобы он смог продержаться первое время. Благо, деньги у Айшат водились, ее пенсия уже много лет копилась на сберкнижке, а особых статей расходов у нее не было. Деньги у Айшат он взял и сказал, что как разбогатеет, вернет сумму в двойном размере. «Дай Аллах, чтобы у тебя это получилось»,- ответила она. А сама думала, пусть племянник поедет, посмотрит Москву, увидит, что в мире творится, если с работой не получится – ничего страшного, вернется обратно. С другой стороны, она  тоже замечала, с какой быстротой  богатеют уезжающие из села ребята и потому, в глубине души допускала, что у племянника все может сложиться удачно. Оставался один нерешенный вопрос, как обо всем сказать родителям? Ахмед знал, что говорить с отцом напрямую – занятие бесполезное, не отпустит. Поэтому он решил оставить ему записку о том, что он уезжает в Москву, попробовать  заработать. И, чтобы они с матерью не беспокоились, он дает  им твердое обещание не заниматься ни чем таким, что может их огорчить.
В последних числах сентября, собрав свою сменную и теплую одежду в спортивную сумку, Ахмед уехал в Махачкалу. Перед отъездом он позвал младшего брата, который был на два года моложе, сказал, что уезжает ненадолго, и чтобы тот в отсутствие Ахмеда помогал  отцу в хозяйстве. Если он будет вести себя хорошо, то через год привезет ему последнюю модель «Мерса». Младший поверил. Письмо родителям Ахмед вручил брату со словами: «Отдашь отцу, после моего отъезда».
Автобус, которым ехал Ахмед, прибыл прямо на махачкалинский  вокзал. Он, как раз, подоспел к отходу поезда Махачкала - Москва.  Времени оставалось в обрез, стоять в очереди к билетным кассам уже не имело смысла. Ахмед кинулся к поезду, чтобы договориться с проводницей.  В купейный  вагон он не попал. Еле уговорил одну из проводниц плацкартного вагона, которая за полную цену билета согласилась  взять его на третью полку, предназначенную, как правило,  для грузов.  Зайдя в вагон, он сел на нижнее место, напротив первой же плацкарты, рядом с купе проводников. Таким образом, он решил подождать, пока освободится проводница, чтобы узнать, какое точно место ему занимать.
Вспомнив, что придется ехать в течение двух ночей и целого завтрашнего дня в этом узком пространстве вагона, ему стало тоскливо. Так долго и на такие расстояния он никогда не ездил. Ему казалось, что в таком длинном  пути он «умрет со скуки», и до Москвы никогда не доедет. Пока он думал, четверо молодых мужчин спортивного сложения, заняли противоположную плацкарту.  Ахмед вспомнил, что он видел их мельком на перроне. У одного из них он, даже, заметил шрам на лице. В вагон они зашли, оживленно разговаривая между собой.  Похоже было на то, что они внутренне  связаны одной,  еле скрываемой радостью. Мужчины, достали свою сменную одежду, тапочки и  быстро стали переодеваться. Они обсуждали кого-то, которого с ними нет и, которого вроде обидели. Говорили, что все сроки прошли, а ему положенные «бабки» так и не скинули на книжку. «Эти командиры обнаглели, потеряли всякое чувство справедливости, ищут любую мелочь, за что можно цепляться. Хорошо, что хоть мы успели свои получить!» - сказал один из них. Ахмед все это невольно слушал, а сам подспудно искал того, со шрамом. Вдруг в мужчине, который находился ближе всех к нему, он узнал его. Когда он разделся, Ахмед заметил, что шрам у него гораздо больше размером, чем он думал. Он начинался на уровне виска и через всю шею шел куда-то под его полосатую майку! Видны были и следы не совсем зажившихся швов….   
Через несколько минут поезд медленно тронулся. Тут же появилась проводница, которая зашла в плацкарту к мужчинам и объявила: «Так, начнем с вас, господа контрактники. Прошу достать ваши билеты!». Видно было, что мужчинам такое обращение не понравилось. А Ахмеду стало ясно, что это контрактники, уезжающие из Чечни, закончив службу. Т.е. люди прямо с поля боя, которое находится где-то совсем рядом. Собрав у них билеты, проводница сказала, что, если им они нужны для отчетности, могут забрать у нее перед выходом из поезда. Затем она повернулась к Ахмеду и, бросив на ходу: «А Вы, молодой человек, пока посидите, с Вами разберусь после того, как обойду всех» - пошла дальше по вагону.
Ахмед меньше всего готов был к такой встрече, тем более, в самом начале своего пути.  Да, он слышал, что рядом в соседней республике идет война. Он понимал, что это ужасно, что там погибают люди. И, глядя на мужчин напротив, он понял, что  они приехали на эту войну, чтобы заработать. Да, конечно, они подвергали и свою жизнь смертельной опасности. Но, как ни крути, получалось, что у них цель - заработать деньги, участвуя в убийствах людей.  Но ведь и свою цель стать свободным,  Ахмед в свое время свел к «толстому кошельку», т.е. к зарабатыванию денег. Поэтому, Ахмед непроизвольно поставил себя на их место.  Ему вдруг стало страшно, хотя он не был из робкого десятка. «Нет, никакие деньги, заработанные таким образом, не сделают тебя свободным! – сказал он себе. - И эти люди далеко не свободны. Недаром им не понравилось, когда проводница во всеуслышание их назвала контрактниками»…
 От таких нелегких раздумий, его отвлек голос проводницы, которая  вернулась к нему после обхода вагона: «Пойдемте молодой человек, я Вам покажу Ваше место». Он встал, отряхнулся и пошел за ней. Через две плацкарты она остановилась и показала ему на третью пустую полку. Остальные места в плацкарте были заняты. По дороге Ахмед заметил, что в вагоне есть незанятые места. На его недоумение, что при наличии свободных мест ему дают третью полку, проводница объяснила, что она не может распоряжаться местами, так как на любой станции может появиться пассажир, с купленным в кассе билетом на то или иное место. Как оказалось, одно из нижних мест в плацкарте, куда определили Ахмеда, было занято взрослой женщиной, а остальные три – семьей из четырех человек: мужа с женой и двух мальчиков. У них был билет еще на одно место, в другой плацкарте.  Пассажиры познакомились друг с другом и, чуть позже, заказали проводнице чай. Пассажирка с нижнего места достала еще печенье и лимон и угостила остальных. Попив чаю, Ахмед посидел некоторое время, на незанятой пока нижней полке напротив своей плацкарты и листал, оставленный кем-то журнал.  Затем решил прогуляться по вагону, встал и пошел в сторону купе проводников - туда, где обычно берут кипяток для чая. Он остановился напротив титана с кипятком, чуть дальше плацкарты контрактников и решил изучить висевший на стене график движения поезда. Согласно графику поезд в данный момент приближался к  городу  Хасавюрт. Вдруг он вздрогнул от сильного треска разбитого стекла и  последовавшего за ним громкого плача ребенка. Вернувшись бегом к своей плацкарте, он увидел, что из окна в плацкарту влетел брошенный кем – то большой булыжник, который вдребезги разбил стекло и попал в один из стаканов на столике. К счастью,  на пути булыжника никого не оказалось. Но, небольшой осколок стекла, все же, поцарапал ногу младшего из мальчиков, сидевшего рядом с матерью. Народ собрался на шум разбитого стекла и каждый на свой лад начал обсуждать, осуждать и рассуждать. Проводница быстро достала йод и бинт, смазала и перевязала мальчику ногу. Затем принесла щетку, совок и убрала осколки. Она призвала всех успокоиться и разойтись по своим местам. Было такое впечатление, будто для нее такие обстоятельства привычное дело, что все это она видела не раз.  В вагоне, особенно в плацкарте Ахмеда, стало холодно и неуютно - из разбитого окна дул холодный ветер. Проводница откуда-то принесла кусок пластика и скотч. Они,  вместе с Ахмедом приложили пластик к  разбитому проему, затем укрепили при помощи стержня от штор и еще заклеили сверху  скотчем. Тепло стало возвращаться. Прошло еще немного времени, соседи по плацкарте собрались спать. Отсутствовал мужчина - отец мальчиков, который, видимо, куда-то отошел. Женщина с нижней полки поблагодарила Всевышнего за то, что уберег их от опасности, перед сном прочла молитву, чтобы Он и дальше уберег их плацкарту, так как тут дети, которые по определению не могут быть греховными. 
Ахмед тоже поднялся на свою полку и, в надежде заснуть, повернулся к стенке.  К внутреннему ощущению подавленности, сопровождавшему  его с момента встречи с контрактниками, добавилось еще беспокойство, вызванное «незваным» булыжником. Это все не давало ему спать. «Булыжник вполне мог угодить мне в висок, я ведь минуту назад сидел напротив  этого  окна!» – думал он.  Он еще раз представил всю картину случившегося. Сцена с царапиной мальчика с соседней полки напомнил Ахмеду случай с его младшим братом. Как – то раз, тот упал со скалы, сильно ушибся и поцарапал себе руки и ноги. Его, испачканного с ног до головы, привел домой соседский мальчишка постарше  его. Увидев, что он плачет, отец отвесил ему увесистую оплеуху  и отчитал, как следует. Сказал, что он должен вырасти мужчиной, а мужчинам нельзя плакать, чтобы  не случилось. «А с этим мальчиком, возилась вся семья, чуть ли не все четверо плакали. Мальчик, конечно, хороший, но так нельзя!»- сделал глубокомысленный вывод Ахмед. Вдруг ему, лежащему с закрытыми глазами и  занятому воспоминаниями о брате и доме, показалось, что кто-то зашел в плацкарту. Повернувшись,  увидел соседа, который был сильно возмущен и с трудом удерживал себя, чтобы громко не ругаться и не будить спящих людей. Ахмед спросил,  в чем дело. Он ответил, что пошел спать на место в другой плацкарте, на которое у него был куплен билет, а там какие-то молодые ребята шумно играют в карты.  «Что-то эти бандитские лица мне не понравились, лучше буду спать здесь, рядом со своим сыночком», – сказал он. Он поднялся на полку старшего сына и лег рядом с ним.  Ахмеду  стало любопытно, что же это за лица такие, которые не понравились его соседу. Ему и так не спалось, потому и решил прогуляться в сторону той плацкарты.  Проходя мимо, он заметил, что на ее верхних полках лежали и разговаривали  две женщины – взрослая и молодая. А на нижних сидели трое ребят и играли в карты. Действительно, поведение и лица ребят не вызывали  особой симпатии. Ахмед прогулялся до туалета, умылся холодной водой, протер мокрым полотенцем спину, грудь, руки, освежил  себя. Когда вернулся, соседи все уже спали. Осторожно, чтобы не мешать им,  Ахмед поднялся к себе и решил расслабиться. На этот раз у него это получилось, и он незаметно для себя уснул. Но… ненадолго. Проснулся от какого - то шума и суеты в вагоне. Посмотрел на часы - пять часов утра. Как оказалось, ребята из той плацкарты, дождавшись момента, когда женщины заснут, взяли их сумки и выпрыгнули из поезда. Когда женщины проснулись и увидели, что ребята исчезли вместе с их сумками, они подняли шум. Проводница связалась с транспортной милицией, вот они пришли и составляли протокол. А женщины те, мать с дочерью,  остались без документов и денег. От этой новости у Ахмеда сильно застучало в висках. Первым делом, он кинулся проверять свою сумку. Хотя он держал ее под подушкой и, вроде ей ничего не грозило, подсознание заставило его открыть и проверить ее содержимое. Все было на месте, в том числе, и денежки. Но это никак не успокоило его, образ плачущих от беспомощности женщин дополнил и так невеселую картину предыдущего дня.
На одной из станций женщина с нижней полки из плацкарты Ахмеда сошла, а мальчик с отцом переселились на нижнюю полку.  Ахмед перешел  на их место. Здесь, конечно, было лучше, чем на третьей полке - подсветка для чтения и разные удобства для пассажира. Если не считать перерыва на легкий обед с лимонадом и булочками,  купленными у проходившей по вагону бабки и пары прогулок до туалета,  можно считать, что он весь следующий день валялся в постели. Часа два он поспал, а в остальное время листал старые журналы и угадывал кроссворды. Но тревожное чувство, что он вот-вот услышит или увидит  еще что-то из ряда вон выходящее, не покидало его до следующего утра, т.е. почти до конца поездки. В действительности, в их вагоне ничего неожиданного больше не случилось. Но….  Утром, перед выходом из поезда, проводница  поведала о том, что в одном из соседних купейных вагонов случилось ЧП.  Молодой человек, демобилизованный недавно из армии, после побывки дома, собрав свой дембельский чемодан, ехал в Москву, устраиваться на работу. Он служил в одной из военных частей Подмосковья и за время службы договорился о работе в одной солидной московской организации, которая занималась строительством метро.  Когда поезд подъезжал к границе московской области, на одной из станций, купе, в котором он ехал, оккупировала большая цыганская семья, прямо, целый табор. Ни проводница, ни приглашенная милиция, - никто не смог справиться с ними, они не стали  освобождать купе. В пылу спора, цыгане незаметно бросили его чемодан в окно. Когда это обнаружилось, у парня случился инсульт….  Такие вот дела.  Врачи скорой медицинской помощи, ожидавшие на платформе при выходе из поезда, косвенно подтверждали  это. 
Поездка эта оказалась совсем не скучной, чего так боялся Ахмед. Она заставила его думать о вещах, о которых он вряд ли задумался бы, сидя в селе под родительским крылом. Главное, что он понял, -  этот мир полон злобы и грязи. Вот в таком мире ему придется проложить свой путь. «Видимо, будет нелегко, – подумал он. Но мой выбор должен быть таким, чтобы за последствия мне не пришлось краснеть перед родителями».  С такими мыслями в голове он ступил на московскую землю.


Рецензии