Кто кого кормил?

 80-е годы прошлого века. Я работаю в Таганрогском морском порту. Наша вышестоящая организация, Азовское морское пароходство, находится в Мариуполе. Периодически, не реже раза в неделю идёт туда портовской автобус и, как правило, он полностью заполнен работниками порта. Многие стараются найти  себе  дело в пароходстве, чтобы иметь возможность съездить туда. Руководство порта понимало, что это в основном, надуманные дела, но не препятствовало поездкам.

Расстояние от Таганрога до Мариуполя чуть больше  ста километров.  Около одной трети пути ехали по  разбитой  дороге Ростовской области и две трети – по гладкому шоссе без колдобин. Выезжая на хорошую дорогу, знали: мы уже в Донецкой области.
Два часа в дороге и до вечера можно провести день бродя по магазинам чистого и ухоженного  Мариуполя  в поисках необходимых товаров. Покупались, в основном, продукты. Их ассортимент  там  даже сравнивать с тем, что продавалось в наших магазинах нельзя.
- Ну вот, опять с голодного края приехали, - шутили продавцы магазинов, - сейчас всё у нас скупите. Ну, давайте, давайте, нам план надо выполнять.

Но кроме подобных шуток, иногда можно было услышать и злое:
- Сколько можно кормить этих дармоедов? Так и самим можно без продуктов остаться.

Но…
Ситуация резко поменялась с начала 90-х. Теперь уже Азовское пароходство не являлось  вышестоящей организацией нашего порта,  да и находилось оно уже в другой стране.

И кто бы мог подумать, что это возможно? 

Во время наших прошлых  поездок в Мариуполь, всегда находился  шутник, который, подъезжая к дорожному указателю Донецкой области, громко объявлял: «Подъезжаем к границе Украины! Приготовьте паспорта для проверки!»
Отвечали ему  взрывом смеха. Разве мог кто-то подумать, что совсем скоро именно так и будет? Никто не думал.

Но такое случилось.   


А  как всё  повернулось  в 90-х и  стало наоборот!
Автобусы, курсирующие между Таганрогом и Мариуполем за редчайшим исключением заполнены украинцами. Они ехали, чтобы что-то продать своё в нашем городе и купить что-то у нас. И  колдобины были уже  на  их  стороне дороги,  и  когда  автобус переставало кидать из стороны в сторону,  это означало, что въехали  в Россию.
Электрички и дизельный поезд по маршруту «Таганрог – Иловайск» был также заполнен украинцами.  Возле старого железнодорожного вокзала Таганрога  появился огромный стихийный рынок, Кравчуковский, как его назвали в народе.    И это название прочно закрепилось за тем местом, и даже сейчас,  когда рынок давно остался в прошлом, его название таганрожцы не забывают, и часто можно услышать обращение к водителям маршрутки или такси: «Остановите, пожалуйста, на Кравчуковском!»   

Раза три в 90-е годы мне пришлось побывать  в  Мариуполе, последний в 2000 году.  Теперь это уже другой город. Некогда красивый, ухоженный Мариуполь постепенно превращался в заурядный, унылый городок, с поломанными скамейками в скверах и кучами мусора на улицах. И не разу у меня не возникло желания купить что-то в их магазинах.  Такая  нужда перестала существовать для нас.

Время расставило всё по своим местам и ответило на вопрос, кто же кого кормил.
 


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.