Подготовка специалистов социокультурной сферы

               


    Время ставит перед нами актуальные вопросы, связанные с подготовкой будущих  специалистов социокультурной сферы. В новых экономических условиях  востребован  высокий уровень    профессиональной  и    культурной компетентности специалиста, его способности принимать    правильные  решения в   сложных   ситуациях, прогнозировать и оценивать социальные последствия своих действий.   Специалист социально-культурной сферы должен сочетать в себе качества руководителя, экономиста, организатора, управленца, социального работника, педагога, психолога и т.д. 
  Именно профессиональное образование должно ответить на вызов времени подготовкой качественно нового специалиста,   способного    жить и    действовать в новых экономических  условиях
   Социокультурное     образование в нашей стране      является системой,  включающей  в себя    государственные образовательные стандарты и образовательные программы, а также реализующие их образовательные учреждения и  соответствующие органы управления образованием.
 Основными направлениями деятельности этой системы являются социально-гуманитарная, научная и профессиональная подготовка специалистов в сфере   культуры по управленческому,   художественному, культурологическому, библиотечно-информационному,  направлениям,  получение профессии, квалификации и специальности.
  Целью данного вида образования является удовлетворение потребности   общества   в профессиональных   кадрах, в формировании творческого интеллекта, профессионализма и нравственно зрелой личности.
Огромное значение  для современного  общества приобретает  деятельность  будущих менеджеров, управленцев, педагогов, режиссеров,  способных  организовывать и  активно работать в различных отраслях социально-культурной сферы, обучать людей многообразным умениям и навыкам в сфере культуры,  искусства, народных промыслов и ремесел, игр, спорта, рекламы, устанавливать социальные  контакты между различными группами населения.
Образовательные учреждения культуры и искусств: училища, колледжи, вузы - это особые  типы   учебных  заведений, объединяющих  в себе   все   современные   направления профессиональной    деятельности   в сфере культуры: от библиотечно-информационной деятельности до современного издательского дела, от    художественного народного творчества до различных  форм арт-менеджмента, от социально-культурного воспитания до разнообразных культурно-досуговых практик.
  Нужно сказать, что сегодня государственные образовательные стандарты  не   учитывают специфику образования   в сфере культуры и искусств, нет системы в организации непрерывного социокультурного образования, не   обеспечивается  переход   на реализацию   модели опережающего образования.   В основе    подобной  модели   должна лежать     идея ориентации  на перспективные потребности региона, развитие и образование личности, культуру и производство с учётом рыночных отношений.  социокультурного образования.
Всё это оказывает влияние  на  снижение образовательного уровня,  и размывает  границы профессиональных групп.
Одним из актуальных вопросов профессиональной  подготовки   будущих   специалистов   социально-образовательной   сферы  является развитие культуры педагогической коммуникации посредством организации педагогической практики.
Практика позволяет студентам вырабатывать и совершенствовать тактику коммуникативного взаимодействия с субъектами социального воспитания: с детьми и родителями, с социальными педагогами и специалистами-смежниками, с представителями общественности и органов власти.  Проектируя ситуации сотрудничества в   ходе     педагогической практики, мы ориентируемся    на    систему научных    профессионально-педагогических знаний, усвоенных студентами, а также на  опыт предыдущих посещений учреждений социально-образовательной сферы. Подобные  экскурсии, встречи создают ориентировочную основу, позволяющую студентам планировать свою деятельность на практике. На занятиях  широко применяются различные формы обучения студентов – ролевые и деловые игры, поиск эффективных решений проблем, дискуссии, тренинги, разработка и защита проектов, решение ситуационных задач.
Отсюда, возникают те актуальные вопросы, которые связаны с подготовкой будущих специалистов  к  социально-культурной деятельности.
При этом среди специалистов полемика ведётся вокруг возвращения социокультурного образования или в русло «культпросвета» или осуществления подготовки кадров только для сферы профессионального искусства (консерватории и т.п.). Вторая точка зрения нашла яркое отражение в обсуждаемой «Концепции развития образования в сфере культуры и искусства РФ».

Однако, обе точки зрения не отвечают потребностям современного российского высшего социокультурного образования, поскольку сегодня вуз культуры - это в действительности воспроизведённая в миниатюре культурная система страны, которая включает в себя как сферу общественной жизни, так и одновременно - результат освоения, гуманизации, облагораживания человеком окружающей природной среды, собственной трудовой деятельности и социальных отношений.

  ведущей профессиональной группой являются менеджеры культуры, осуществляющие культурную политику в регионах страны.
 Одним из важных вопросов профессиональной  подготовки   будущих   специалистов   социально-образовательной   сферы  является развитие культуры педагогической коммуникации посредством организации педагогической практики. Практика позволяет студентам вырабатывать и совершенствовать тактику коммуникативного взаимодействия с различными  субъектами социального воспитания: с детьми и родителями, с социальными педагогами, с представителями общественности и органов власти и т. д. Организация педагогической практики позволяет оценить всю динамику изменений в процессе развития коммуникативных умений студентов.  Проектируя ситуации сотрудничества в ходе педагогической практики, мы должны  ориентироваться на систему научных профессионально-педагогических знаний, усвоенных студентами, а также на опыт предыдущих посещений учреждений социально-образовательной сферы. Организованные нами экскурсии создают ориентировочную основу, позволяющую студентам планировать свою деятельность на практике, эмоционально готовят его   к специфике работы с той   или   иной категорией населения.
Значительную  роль в подготовке   менеджеров, ведущей группы специалистов, осуществляющей культурную политику в регионах,  играет также социальное партнерство. Это особая    система взаимоотношений    между    вузом,    выпускниками    вуза, работодателями, учреждениями социально-культурной сферы. 
 С целью развития партнерства в   вузах страны проводятся научно-практические конференции, встречи,  семинары, презентации, разработка и реализация проектов, информационных продуктов и услуг, в ходе которых уже сегодня рассматриваются  вопросы  повышения качества  подготовки  кадров для  социально-культурной   сферы.  С целью  обогащения теоретических знаний студентов практическими аспектами управленческой и  культурно-досуговой  деятельности к учебно-воспитательному процессу привлекаются в качестве совместителей ведущие  специалисты   социально-культурной   сферы  города и района.
 Одним из эффективных путей формирования конкурентоспособной личности с  инновационным поведением является использование элементов творчества в процессе обучения. Так, в филиале МГУКИ (г. Наб. Челны) реализуются   культурно-досуговые     программы,     в рамках которых      организуются   творческие лаборатории, пресс-конференции по  актуальным вопросам,   встречи, литературные гостиные,  праздники, профессиональные конкурсы, концерты,   культурно-воспитательные  акции для детей и подростков, деловые игры, сценические  постановки, встречи с ветеранами,  специалистами   социально-культурной  учреждений города. 
Коллектив преподавателей вуза   постоянно  находится в состоянии творческого поиска новых решений и  ясно видит перспективы дальнейшего развития.
                ( из опубликованной статьи автора)            2010-2011г.г.


Рецензии