Бхагавад-гита всем. комментарии бога. часть 13. гл

БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. КОММЕНТАРИИ БОГА. ЧАСТЬ 13. ГЛАВА 3. СТ. 31-43. ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

31. Те люди, которые регулярно выполняют эти вечные Мои предписания, наделенные верой, независтливые, и они освобождаются от оков кармической деятельности.

КОММЕНТАРИЙ:

Здесь речь идет о тех людях, которые вовлечены в преданное служение Богу, т.е. в исполнение жертвоприношений и непосредственно в карма-йогу. Они в свое время освобождаются от оков кармической деятельности. Именно этот путь и есть вечное и незыблемое предписание Бога на все времена, каждому. Несомненно, чтобы принять эти предписания, человек должен обладать достаточными качествами, которые и обуславливают его вовлечение в связующий процесс с Богом через труд. Человек может с этими предписаниями в той или иной мере быть ознакомлен; человек должен понимать, что, иначе, он занимается греховной или запрещенной деятельностью, но переход человека на путь преданного служения, т.е. посвящение Богу своей работы и соответственно плодов любой своей деятельности, этот вопрос контролирует и обеспечивает его решение только Бог и тогда, когда качества человека это уже позволяют. Но отклонение от этих требований Бога непременно и для любого влекут за собой страдания и многие проблемы, как и несчастья и потери, и это есть одно из средств заставить человека все же принять новый мыслительный процесс и начинать переходить на рельсы буддхи-йоги, постоянно здесь упражняясь и таким образом входя в карма-йогу, деятельность, разрешенную Богом, и посвящающим Богу плоды труда и сам труд на уровне мыслительного процесса, что есть буддхи-йога (мыслительный связующий процесс с Богом в процессе труда).

32. Но те, кто из большой зависти (желая очень многого) не регулярно выполняют эти Мои предписания, они введены в заблуждение во всех видах знания. Знай, что все, что делается из другого понимания (не в преданном служении и не посвященное Богу, с привязанностью), будет разрушено.

КОММЕНТАРИЙ:

Здесь уже в некоторой степени поднимается вопрос о распространении карма-йоги в материальном мире, о невозможности принудительного вовлечения сюда людей и методах Бога постепенно и неуклонно разворачивать людей именно в этом направлении. Этот вопрос не может глобально охватить материальный мир ни при каких условиях, ибо все люди находятся на самых разных ступенях материального и духовного развития и показатель ступени всех и каждого известен только Богу о каждом и в немалой степени определяется числом материальных воплощений человека. До некоторого периода карма-йога для многих людей не только не желательна (для некоторых уровней развития сознания), но и категорически противопоказана и невозможна никак и ни при каких условиях. Ибо они только в самом начале своего человеческого материального развития. До некоторого периода Бог дает им  устойчивое эго,  в котором человек даже обязан мыслить, что он есть причина своего труда, своих успехов, хозяин жизни и судьбы. Это постепенно будет условиями самой жизни и Волею Бога размываться и уходить на нет.  Но у каждого это время свое, и каждый должен в таком состоянии также материально трудиться, полагая, что сам достигает и сам может распоряжаться, как и он сам есть причина. Именно такое понимание делает человека материально заинтересованным, целеустремленным, постигающим материальные знания и опыт, делает его борцом, активным участником в своей жизни и жизни общества, этот путь развивает в нем также мыслительный процесс, ибо человек легко вовлекается во многие материальные игры и роли и, не видя другой причины, считает, что никто не может знать его помыслы, желания, саму греховную деятельность, как в труде, так и в быту и повсеместно. В таком случае такой человек постоянно поднимает нагара свои качества, постоянно расписывается перед Богом в своих греховных устремлениях, не сдерживая себя, проявляет себя, как есть, и таким образом зарабатывает последствия греховной деятельности, зеркальным образом на его судьбе отражающие через других греховных людей весь спектр так направленного греховного ума и желаний, как и последствий в виде страданиц. Буквально во всем человек начинает получать последствие греховной деятельности, включая работу, общение, здоровье, семью…  Борьба с препятствиями и преодолениями и приводит человека к развитию умственного процесса, к корректировке желаний и чувств, как и речи, к осторожному проявлению себя с другими людьми и в самом обществе. Все это и работает на ту ступень, на те качества, которые в свое время и помогут человеку принять путь карма-йоги. У каждого начало карма-йоги имеет свою точку отсчета, и невозможно человека привлечь к этому связующему процессу раньше или позже. Этот путь дается только при наличии определенных качеств и только если человек уже религиозный и начинает видеть свою несостоятельность и зависимость, когда убавляется его материальный оптимизм и когда  он  уже начинает смотреть на Бога и Волю Бога в своей жизни.

Но все это рассказывать Арджуне – затратно. Все говорится как бы сжато, и надо понимать, что Бог дает читать, услышать такое требование Бога уже тем, кто может приступать к карма-йоге, кому уже хватит отсиживаться на собственном эго и через него мыслить, кто уже осознал в некоторой мере, что не от него зависит судьба и все ее составляющие, включая работу. Такие люди могут быть Волею Бога уже наслышанными о карма-йоге, но практически не получили тот толчок, ту необходимость. Кому-то достаточно прочитать слова Бога и сразу им последовать, кто-то эти слова Бога запомнит и будет время от времени пытаться заняться таким связующим процессом, кто-то просто проигнорирует, но в свое время Бог ему напомнит и поведет. Но те, кто уже пытаются, им непременно надо придать ускорение, ибо сама духовная практика решает многие вопросы и вовлекает человека, ибо его качества и внутренняя основа уже позволяют. Таких Бог предупреждает, что работа, где человек исходит из другого понимания, будет разрушена. Это настораживает, и есть причина опасаться. Бог неоднократно показывает человеку, что можно потерять саму работу, успехи в работе, положение, отношение к тебе других людей.  Также Бог показывает, что и плоды работы могут быть уничтожены.

В материальном мире на самом деле все и уничтожается и не уничтожается, одно может произрастать из другого… Но для материальных людей конкретно такое уничтожение бывает весьма ощутимо, ибо каждый все перемены видит в связи с собой, в отрезке своей жизни и судьбы, и действительно многое кажется утерянным в то время, как оно на самом деле перешло в другую форму существования, в другой мыслительный процесс, в другие научные достижения, став основой новому направлению производства, науки как в обществе, так и в границах ума и развития одного человека.

33. Ученый пытается действовать в соответствии со своим пониманием, но все же ему приходится поступать в зависимости от гунн материальной природы. Все живые существа зависимы от гунн материальной природы. Что же даст неприятие этого?

КОММЕНТАРИЙ:

Если более точно: все живые существа Управляются Богом. И верующий и не верующий полностью зависим от Бога, и именно Бог вовлекает человека в деятельность согласно его качествам. Это можно принимать или не принимать, но это есть Истина. Эта Истина говорит о том, что человек полностью зависимое живое существо, не им выполняется работа и не ему принадлежат плоды  любого труда. Каким бы закоренелым материалистом ни был человек, какими бы он не руководствовался материальными знаниями, и он непременно зависим от своих качеств, ибо вовлекается в работу именно своими качествами, именно ими выполняет работу и в пределах этих качеств мыслит, желает, воспринимает, реагирует, принимает и отказывается, входит в связи и отношения, и все это происходит строго по Плану Бога, согласно карме человека, его материальным желаниям и цели. Бог убеждает Арджуну  снова и снова в том, что он не существует сам по себе, не распоряжается  своими качествами, не может сам исполнять работу и никак не может поэтому претендовать на плоды своего труда. Человек может только сотрудничать с Богом, Бог дает человеку такое понимание, такие инструменты, хотя они считаются иллюзорными, ибо и сотрудничество дает Бог, дает человеку также состояние независимости, хотя он абсолютно зависимое от Бога живое существо. Также Бог дает человеку понимание, что можно свои чувства контролировать, как и желания, как и привязанности.

34. Необходимо твердо установить пределы воздействия чувств  на объекты чувств в привязанности и отрешенности. Тот, кто не пришел к необходимости такого контроля (чувств), они непременно становятся для него камнями преткновения (препятствиями на пути духовного развития).

КОММЕНТАРИЙ:

Это Бог Говорит всем. На всех ступенях духовного развития человек должен понимать, что надо устремляться контролировать свои чувства, желания, мыслительный процесс. Далеко не все могут этому требованию последовать. Но это то рациональное зерно, которое должно присутствовать в человеке, пусть даже на очень слабом уровне. В свое врем или постепенно Бог будет направлять сюда мысль человека, создаст те ситуации или события, которые в той или иной мере, но направят сюда мысль человека, даже если он стоит на самых первых ступенях материального и духовного развития. У Бога достаточно средств и приемов, чтобы человек увидел, что он страдает от своих неконтролируемых чувств и желаний, чтобы он понимал необходимость такого контроля, чтобы этот процесс видел, замечал у других, чтобы выходил из состояния некоего материального автоматизма своих действий и осознавал, что на них можно влиять, тем самым меняя и результаты событий в своей жизни. Но твердо установить пределы воздействия на свои чувства в плане контроля их человек может только в гуне страсти, почти на последних ее ступенях, где человек начинает осознавать, для чего ему это надо, включая элементы аскетизма, которые не чужды также и философам, и верующим и материалистам, добивающимся той или иной материальной цели. Много существует в материальном мире предлогов или поводов, чтобы человек начинал более серьезно относиться к своим чувствам и внешним материальным объектам, ибо опыт и практика показывают, что в материальном мире они, принося наслаждения, также могут повлечь за собой и не малые страдания. Но выше всех стоят те, кто неуклонно такой контроль чувств связывает именно с религией, с воздержанием, с духовной практикой. Такие люди, если они уже обладают необходимыми качествами, непременно Волей и Милостью Бога в свое время переводятся на рельсы преданного служения, где умение контролировать свои чувства очень может пригодиться и в практике карма-йоги. Однако, непременно человек должен понять, что все его личные усилия и даже победы в направлении контроля чувств относительно объектов чувств есть на самом деле иллюзия. Как есть иллюзия и само старание человека. Все от начала до конца и на всех ступенях материального и духовного развития дает человеку Бог, постепенно поднимая его по ступеням его материального и духовного развития вверх. Все это есть наставления Арджуне, Бог подводит Арджуну к азам карма-йоги, к ее непременной составляющей, без чего практика этого преданного служения невозможна. Бог останавливается на всех моментах, где может возникнуть вопрос или недопонимание. Эти Слова Бога направлены на всех, на все ступени материального и духовного развития человека, каждому здесь есть, что почерпнуть или взять за основу, каждому Сам Бог укажет именно тот стих, с которого начнется его личная карма-йога. Каждому Бог в свое время и напомнит свой стих, устремит сюда ум и таким образом даст человеку свой путь к Себе, путь уникальный. Но все пути идут в одном направлении. Это – карма-йога.

35. Лучше свой религиозный долг (предписанные обязанности) выполнять несовершенно, чем прекрасно выполнять обязанности, предписанные другим. Лучше, исполняя свои обязанности, испытать полную неудачу, но исполнение обязанностей, предписанных другим, увеличивает опасность.

КОММЕНТАРИЙ:

И снова речь идет только и единственно о карма-йоге и рекомендации, как ее исполнять с точки зрения предписанных обязанностей. Т.е. все в выполнении карма-йоги должно быть соблюдено, учтено, усвоено. Самое лучшее, самое старательное выполнение, практикование карма-йоги не зачтется Богом, если человек выполняет не предписанную деятельность, а деятельность, предназначенную другим. Человек непременно должен любой свой труд посвящать Богу, непременно должен постоянно во время труда сосредотачиваться на Боге, реально видя и понимая, что Бог  управляет самим человеком, обуславливает все связи и отношения, дает все благоприятное и неблагоприятное, помогая через преодоления постичь тонкости работы, быть готовым к неожиданностям и правильно и без эмоций на все реагировать. Человек непременно должен понимать, что все чувства, желания,  память, напоминание знаний, управление процессом работы, все дает человеку Бог, как и тело, и чувства, и место работы, а потому все плоды труда непременно принадлежат только Богу, а потому нельзя привязываться к плодам своего труда, на уровне мысли заранее ими распоряжаться, но говорить себе, что всем распорядиться только Бог; и  помимо  этого человек должен увидеть, как Бог распоряжается плодами труда и куда их направляет и как при этом использует понимание, мысль человека, как приводит других людей и они заявляют на плоды труда  свое то или иное право. Человек именно так видя и следуя, должен увидеть, как Бог дает и ему самому поддерживать тело и не должен очень сильно переживать, если  у него на поддержание тела и для решения ряда вопросов материального порядка денег не остается. Непременно надо уповать на Бога и продолжать заниматься именно карма-йогой. При этом,  если человек полностью соответствует своей работе и если он не выполняет чужую, но предписанную деятельность, то в таком случае можно считать, что человек успешно занят кармой-йогой и не должен думать, что все здесь непременно Бог будет ему давать гладко или без усилий, ибо преодоления Бог требует всегда и от всех, и этот путь есть путь материального и духовного развития и его в материальном мире никто не отменял.

36. Арджуна сказал.
Что же тогда вовлекает человека действовать греховно, даже помимо его воли, о, Варшнея, как-будто его влечет какая-то сила?

КОММЕНТАРИЙ:

На этот вопрос Бог побудил Арджуну, ибо тот неоднократно замечал, что действительно, порою он выполняет свою работу кшатрия как бы автоматически. Но тогда возникает вопрос, а если человек выполняет греховную деятельность, то в таком случае, кто его вовлекает? Невозможно же подумать, что на греховную деятельность его вовлекает Сам Бог…

37. Шри Бхагаван Сказал.
Все это вожделение и гнев (порожденный вожделением), порождаемые гуной страсти. Всепожирающие, очень греховные, знай, это величайшие враги в этом мире.

КОММЕНТАРИЙ:

На самом деле побуждает к греховной деятельности человека Сам Бог, но в строгом соответствии с его греховными качествами и кармой других людей, на кого греховная деятельность может быть направлена. Бог Абсолютно точно знает ступень материального и духовного развития человека, Знает  качества человека, знает весь мыслительный процесс, Знает на что человек может решиться, по какой причине,  что изнутри его побуждает, какие энергии Бога внутри него могут способствовать или чему в себе, каким энергиям или страданиям он не может противостоять и  фактически готов на преступные деяния, чтобы облегчить или свою ситуацию или свое страдание или жизнь других близких и нет людей. Пока человек подвластен иллюзорным энергиям Бога, пока он обладает низшими качествами, он легко идет в себе на многие соблазны, которые ему мыслью предлагает Бог. Будучи неверующим человеком преимущественно или слабо верующим, такой человек полагает, что он сам есть единственный свидетель и своего мыслительного процесса, и желаний, и намерений, потому очень часто полагает, что все, что бы он в итоге не предпринимал, будет сокрыто. Также такие люди, будучи не верующими, очень часто считают, что живут один раз и потому устремляются всеми путями достичь тех или иных благ и материальных наслаждений, которые сулит материальный мир, включая власть, славу, деньги… Поэтому, чтобы такого человека поднять на более высокую ступень материального и духовного развития, непременно надо поднять через материальные игры и роли  все  его качества, которые и благоприятствуют его греховной деятельности. Так рождение за рождением Бог проявляет через ситуации и отношения, через игры и роли низшие качества человека, дает ему эти качества обозреть, дает оценку этим качествам и через других людей и общество и таким образом человек, принеся страдания другим, сам становится в очередь за наказанием. Поэтому приходя в жизнь, человек уже имеет на себя План Бога, где учитываются его долги перед Богом, и отдача этих долгов заключается в том, что Бог греховными качествами других людей ставит его в похожие ситуации и дает ему те страдания, которые и показывают человеку всю низменность таких качеств, но теперь уже направленных на него самого. Таким образом, чтобы человека через страдания воспитать, необходимо, чтобы он заработал последствия греховной деятельности. И это устраивает Бог. Этот путь греховной деятельности и возмездия или наказания работает постоянно, вовлекая человека от рождения к рождению именно в те игры и роли, где ему и  придется отдавать те или иные долги. Таким образом человек на себе постигает предательство, измену, убийство, избиение, уничтожение имущества, плоды лжи и насилия, гнев, зависть осуждение, оскорбления, унижения других, познает нищету,  состояние крайней нужды, болезни собственные и близких людей, жестокость, лицемерие, двойные стандарты, чужую вседозволенность и безнаказанность, оговор,  презрение и другие формы греховных проявлений, которые на низших и более высоких ступенях материального развития были свойственны человеку. Зная все долги перед Богом, зная на что еще способен человек, Бог дает ему возможность проявить себя и для этого используются те качества, которые чаще всего и приносят страдания. Это гнев, зависть, привязанность к материальным наслаждениям, вожделение…  Все эти качества бывают также разного уровня и проявляются  изощренно и в более простой форме, в зависимости от того, под влиянием какой гуны или иллюзорной энергии Бога человек находится преимущественно. Иногда человек в гуне страсти, имея так и в такой степени развитое качество того или иного порядка, может быть более хитер, осмотрителен, жесток, нежели тот, кто находится под влиянием гуны невежества. Но степень проявления того или иного качества знает Бог и знает через какие посулы материального мира человек может проявить себя и что в итоге он может из этого заработать. Приведенные вожделение и гнев отнюдь сами по себе не вовлекают человека ни во что. Ибо сами в человеке не могут присутствовать. Но душа эти энергии легко присваивает как бы, обосновывает их в себе, будучи на самых низких ступенях развития и пользуется ими при достижении той или иной цели и более высокие божественные энергии брать не может, ибо до них надо доразвиться, для чего требуется материальный опыт, путь страданий и преодолений. Таким образом, эти энергии, как и другие, Бог дает человеку строго по адресу, по его реальной ступени развития, что зависит от числа воплощения или от того, от каких иллюзорных энергий человек преимущественно зависит и берет их в себе за основу мыслительного процесса и деяний. Кроме энергетического Управления Бог дает человеку мыслительный процесс, дает цель согласно его ступени, дает вожделение или очень большое желаний, дает основание, дает события, которые как бы благоприятствуют, и человек в итоге идет на греховную деятельность. Цель Бога – развить в человеке качества, угодные Богу.  Это не может происходить по желанию или нежеланию человека, но все непременно управляется, и так шаг за шагом Милостью Бога человек поднимается от рождения к рождению по ступеням материального и духовного развития. Так Бог работает со всеми без исключения, включая и Арджуну. Но увидеть, что не ты сам как бы грешишь и тебя вовлекает неведомая сила может далеко не каждый. Это уже ступень. Но это также и начало серьезного духовного развития.

38. Как дымом покрыт огонь, как зеркало покрыто пылью и как зародыш покрыт утробой матери, так знание (неотъемлемо) покрыто вожделением.

КОММЕНТАРИЙ:

Непременно надо понимать, что эти слова, такое понимание можно было дать Арджуне и его современникам, стоящим на очень не высокой ступени материального и духовного развития. Невежественного человека никогда в невежестве не следует уличать. Ибо это может очень сильно помешать его духовному вдохновению идти по пути материального и духовного развития через те или иные практики. Арджуна был как бы в состоянии того, что он все же понимает, обладает совершенными знаниями, разбирается в духовных вопросах, претендует на свое духовное развитие. Это состояние и надо было сохранить и не говорить ему, что по сути твои знания есть круглый ноль и все надо в тебе строить сначала и не такими средствами, которые тебе знакомы. А те наработки, которые имеются, их надо рассматривать, как данные базовые понимания, которые и может взять человек на своей ступени развития. Его религиозные понимания есть хоть что-то, над чем можно теперь делать более серьезную и точную надстройку. Но зачем объекту воспитания раскладывать методику его развития и теперь и раньше. Более успешно все будет происходить на уровне автомата, обходя особый мыслительный процесс ученика. Поэтому ему не следует знать, что знаний как таковых у него нет. А просто Бог ему как бы говорит, что знания имеются, но, увы, они покрыты невежественными качествами, препятствующими проявлению знаний, которые в свою очередь и поведут и наставят и собственно выведут на чисто духовный путь. Таким образом, Бог успокаивает Арджуну, дает ему возможность пребывать в состоянии некоторого внутреннего потенциала, в надежде на себя и сокрытые свои возможности. На самом деле более, чем он уже сказал, ему не сказать и не привести в защиту себе. Невежественным людям, однако, воодушевленным той или иной идеей даже в материальном мире на материальном плане Бог дает  очень часто осознание некоей полноты знаний в себе и реальной возможности продвигаться и развиваться в том или иной направлении, и это порою и бывает движение невежественных  к знанию, и здесь такое состояние многое стоит. Поэтому Бог сохраняет самомнение Арджуны или несколько его щадит, также ссылая его едва на тот мыслительный процесс, что он якобы сюда попал из духовного плана, где был полон знаний, но материальный мир покрыл его знания духовного порядка иллюзорными энергиями Бога, включая и вожделение. Никто на самом деле из духовного плана в материальный мир не падает ни по каким причинам. Но эти иллюзии Бог рассеивает каждому в свое время именно знаниями. Что же касается знаний, то это то, что, если уже присутствует и утвердилось, не может ничем покрыться. Но в процессе постижения совершенных знаний Бог дает искушения и постепенно убирает в человеке те качества, которые мешают пребывать в знании и ими Волею Бога распоряжаться в плане дальнейшей духовной практики и чистого духовного мышления в пределах допустимых для человека норм.

39. О, сын Кунти,  этот вечный враг в форме вожделения, покрывая знание того, кто знает, никогда не может быть удовлетворен, подобно  (всепожирающему) Огню.

КОММЕНТАРИЙ:

Вожделение – это энергии Бога, даются Богом и есть не столько враг, сколько средство Бога, тренажер Бога, постепенно помогающий человеку устоять от страстных желаний. Бог дает страстное желание. Если человек еще не обладает необходимой устойчивостью в своих качествах, не оперирует к совершенным духовным знаниям, если его ум привлекается внешними материальными объектами, как источниками наслаждений, то Бог через повторяющиеся такие вот баталии дает человеку  удовлетворить свои желания или устремиться к ним, преодолевая,  и в результате человек зарабатывает последствия своей греховной деятельности, которые через страдания, собственно, и показывают лицо этих наслаждений и что они могут фактически принести человеку, ибо чаще всего цели вожделений достигаются греховными путями. Этот процесс воспитания и внушения  для каждого строго индивидуален и есть непременно очень долгий процесс, порою выходящий за рамки одной жизни, но ряд жизней направляются Богом на усмирение ума, на контроль чувств, на понимание последствий. И это учение происходит и на чисто материальном мышлении человека и на мышлении того, кто уже начал духовный путь и здесь практику, кто понимает, что  все еще привлекается материальными благами.

Надо понимать, что, как бы человек не понимал эти камни преткновения, он никогда не сможет сам себе организовать надлежащие уроки и методы воспитания себя, даже если поставит в себе строжайший запрет на наслаждения. Только методы Бога  помогают осилить этот непростой путь, где Бог ведет человек через как бы насилие и серьезные ограничения, дает повод для аскетизма материального и духовного порядка, ограничивает материальные средства и  использует все другие методы, приводящие к усмирению чувств до степени нормального состояния при отсутствии желаемого или даже необходимого. Понятно, что знание эти энергии Бога в виде вожделения не покрывают, но усвоению совершенных духовных знаний непременно способствуют. Но Арджуна не должен был себя особо винить, должен был перевести стрелки на некоторые непонятно откуда взятые вожделения или связать их с условным материальным миром, где и не такое только влияние возможно. Но должен был при этом понять и вынести на уровне ума, что все же наслаждения, устремление к ним есть камень преткновения и сюда несколько направить свой мыслительный процесс, именно в этом начинать чтобы сотрудничать с Богом, ибо это был и его личный вопрос и его личный или индивидуальный камень преткновения, и Бог таким образом ему на это указал. Но объявленный камень преткновения для Арджуны, по сути был распространенным камнем преткновения для многих, и так через ответы Арджуне Бог также наставляет и всех, но несколько окольным путем, но и в соответствии со ступенью материального и духовного развития людей того времени, да и теперь.

40. Чувства, ум и разум считаются местами расположения вожделения. Всеми ими оно вводит в заблуждение, покрывая знание воплощенных.

КОММЕНТАРИЙ:

Бог продолжает тему вожделения. Но надо понимать, что препятствуют преданному служению и духовной практике и ряд других качеств. Это, к примеру, зависть, страх, гнев, жестокость, склонность к насилию, не желание работать, иждивенчество, осуждение других людей, решительная не религиозность, не смирение, зависимость от курения, спиртного, наркомания, склонность к лжи, хитрости, изворотливость ума, карьеризм… На самом деле все этих качеств не счесть. Но все они в конечном счете направлены на удовлетворение чувств, на материальные блага, на власть, славу, богатство, почитание. Корнем зла является не умение контролировать свои чувства и желания. Поэтому Бог направляет внимание Арджуны на вожделение, как основу, источник всех других видов греховной и запрещенной непременно материальной деятельности. Бороться с вожделением необходимо даже при условии, что на самом деле этот вопрос решает Бог средствами Бога. Но человека надо подключать к этой борьбе, ибо Бог имеет такие инструменты, дающие человеку как бы подключиться в рамках своего тела и тех возможностей, которые дают человеку иллюзорные энергии Бога, создавая видимость сопротивления соблазнам и здесь свои пути преодолений, что в результате дает как бы картину сотрудничества с Богом в плане усмирения чувств и закрепляет в сознании человека результаты и их ценность, что также как бы способствует усвоению этих уроков. Но, а чтобы эта борьба была опредмеченной, или направленной, Бог   как бы указывает места расположения вожделения, давая направление мыслительного процесса тому, кто готов начинать в этой части духовного развития сотрудничать с Богом. Как только человек дает внутреннее согласие на работу с вожделением, Бог начинает  его вести и управлять, постоянно заостряя внимание на работе ума, чувств, разума, давая также и методы воздействия со стороны человека на эти места расположения вожделения, показывая человеку результаты, давая ему желание быть здесь начеку,  давая возможность и претерпевать желания и хвалить себя и приводить себя в пример, ибо и это тоже может побуждать других на ограничения и аскетизм, как и опредмеченные материальные желания.

41. Поэтому, о, Бхаратаршабха, вначале, контролируя умом чувства, непременно победи этот источник греха, разрушителя знания и практического применения знания.

КОММЕНТАРИЙ:

К чувствам на самом деле надо хорошо относиться, ибо это средство, связывающее живое существо с материальным миром, они также вовлекают живые существа в материальные игры и роли и таким образом способствуют развитию человека. Но на определенном этапе развития человека они начинают мешать его духовному продвижению, и этот этап у каждого достаточно точно знает Бог. Чтобы, уже получив все необходимые качества из материального мира, начать выходить из этого мира, необходимо начать путь с помощью религии и Самого Бога, путь отрешения от материальных благ, которые к этому материальному миру и привязывают. Надо показать человеку, что материальные блага помимо прочего несут и страдания и даже могут усиливаться Волею Бога тогда, когда человеку надо начинать все же преодолевать притяжение материального мира в лице этих материальных посулов.  Для многих материальные объекты наслаждения  еще остаются как средство  материального развития, а для некоторых уже материальные блага есть те путы, из которых надо вырываться, и Бог уже таким людям указывает, на что посмотреть и с чем надо в себе Милостью Бога бороться.

Удерживая в материальном мире, чувства постоянно направляют на наслаждения, что способствует, позволяет еще более увязать в играх материального мира. Поэтому сюда, на чувства следует обратить внимание. Надо чувства контролировать, и Бог дает такие средства человеку, хотя и иллюзорные в плане активности самого человека, но работающие и способствующие, -через религию, внутренний мыслительный процесс, терпение и старание. Но все от начала и до конца со всех сторон управляется Богом, и живое существо, человек, к такой активности опять же просто автоматически подключается, беря у Бога активность, мысль, желания, умение оценивать результаты и пр. Все под абсолютным контролем Бога; и чувства здесь сами по себе никак не выступают, как источник греха или тем, что уничтожает знания. Чувства - средства Бога, их так надо на некотором этапе представить человеку, потому что бороться с чувствами ему кажется реальнее, чем сотрудничать с Богом фактически. Ибо и нет такого сотрудничества, но есть иллюзия, и она работает успешно, как воспитывающий и направляющий инструмент Бога. Но для Арджуны будет уже успех, если хоть в таком русле, как в стихе, он подумает о чувствах, сочтет их для себя врагом номер один и будет направлять свой мыслительный процесс на практику воздействия на чувства, на воздержание, на то, чтобы удержать в себе совершенные знания. И это тоже будет не без успеха, хотя более точно понимать надо, ибо это есть сами сокровенные тайные знания, и они только во благо человеку, и в свое время Бог даст этими знаниями успешно распорядиться, ибо есть, что здесь добавить, что извлечь и чем себе помочь в понимании работы Бога над собой и другими людьми.

Также, чувства, привязанные к материи, не могут разрушать совершенные духовные знания, ибо у человека с такими еще чувствами разрушать-то особо нечего, человек, привязанный чувствами и не расположен в совершенных знаниях и тем более не утвердился, а находится в самом начале. И пока он, только изучая Святые Писания, будет начинать их переводить в свои качества через духовную практику, в этот период  человек и будет параллельно приобретать независимость от чувств и утверждаться в совершенных знаниях и с уничтожением одного закрепится другое. Все под контролем Бога.

42. Говорят, что чувства стоят высоко. Ум стоит еще выше, чем чувства. Но разум еще выше, чем ум. Но тот, кому принадлежит разум – еще выше.

КОММЕНТАРИЙ:

Пока Бог дает Арджуне простую платформу знаний, несколько ему и подходящую, дает некоторую цепочку управления собой: разум-ум-чувства. Но и первое, и второе, и третье управляется только Богом. Но видимость, что именно он, Арджуна, может управлять такой цепочкой, Бог дает. И даже практически покажет, как это делать. Но все это условно. Однако, пусть практикуется, пусть пытается и пусть покажет Богу готовность сотрудничать с Богом в этом плане. В таком случае, также дав Арджуне иллюзию трудности преодоления этого всего, Бог поведет его именно за пределы доминирующего влияния  чувств и желаний, и по мере преданного служения реально это доминирование над чувствами закрепит и не просто, а  достаточно существенно, но и не отменит, ибо есть еще к чему стремиться и здесь и на духовном плане.

43. Поэтому, зная, что выше разума, укрепи свой ум своей духовной сущностью и, о, Сильнорукий,  победи этого ужасного врага в форме вожделения.
 
КОММЕНТАРИЙ:

Теперь Бог однозначно указывает Арджуне на его роль в этом процессе и призывает к контролю чувств, а значит,  начать процесс отрешения, что по сути и поможет ему в дальнейшем заниматься карма-йогой, ибо все выше изложенные наставления ведут и направляют только к этому… И иначе говорить с человеком, который не обладает совершенными духовными знаниями, невозможно, но показывая на  врагов, на благоприятное и нет, указывая на его непосредственную роль… Но все исходит только от Бога и нет врагов ни в лице вожделения, ни чувств, и нет ничего помимо Воли и Плана Бога, как и труда Бога, как и Милости Бога… Но все знает свое время, свои периоды,  и то, что в одном периоде человеку во благо, в другом периоде ему же  может быть камнем преткновения и то что одному камень преткновения, другому – во благо…


Рецензии