Не суди книгу по обложке

Их всегда было двое: он и его собака. В моей памяти они останутся именно вдвоем. Я часто встречала их у магазина, просящих милостыню. Хотя бы корочку хлеба! И часто видела, как люди, одетые модно и стильно, воротят нос от простого бомжа, в потрепанных старых джинсах и замызганной куртке. Но эта история не о внешности, не о том, что красивые люди – добрые люди, эта история о мужчине и его собаке, о мужчине, который в моих глазах был, есть и останется настоящим героем современного мира.
Я никогда не отличалась милосердием, то есть я, конечно, всегда сострадала, но так, чтобы отправить деньги на счет в банке для помощи ребенку из интернета или подать милостыню бомжу-алкоголику, чтобы он купил себе еще одну чекушку, такого я никогда не делала. Считала это излишне. Это не помощь. Хочешь спасти ребенка? Найди ему хорошего врача, который сделает все бесплатно. Хочешь помочь неимущему – купи ему бутылку кефира и батон. Так я считала. И, возможно, считаю до сих пор.
XXI век. Век прогрессивный. Век инновационный. Героями для нынешней молодежи становятся американские «мутанты», люди «модифицированные» и все, что сами мы можем сделать – это поснимать на телефон трагедию и «запостить» в соц.сеть, а главное сделать это первым, тогда ты уж точно станешь героем.
Герой… Кто он вообще такой? Он обязательно должен быть смелым, отважным и обязательно обладать какой-либо суперсилой? Я так не думаю. Герой для меня - человек, у которого, действительно, большое сердце, способное на бескорыстные поступки. Герой для меня – это мать, работающая на двух-трех работах, чтобы прокормить свое чадо, герой для меня – это отец, принесший своему больному раком ребенку улыбки и надежду на завтрашний день. Герой для меня – это бомж, что обитает в моем дворе, человек, без вопросов бросившийся под машину, когда все остальные снимали на камеры своих смартфонов несчастный случай, произошедший пару лет назад на перекрестке улиц Карла Либкнехта и Жукова. 
Был обычный июльский день, знойная, жаркая погода. Мамочки, гуляющие со своими детьми в колясках, не такие нормальные матери-героини, а женщины, бьющие себя в грудь с криком «я ж мать! А ты кто? Чего в жизни добился?» Группа таких мамочек собралась около магазина и, яростно показывая пальцами на дедушку Валеру и его собаку (так звали бомжа),  обсуждали «как же сильно надоел им этот вонючий попрошайка!» Одна из них, наиболее смелая, и, судя по всему, наименее брезгливая, подошла к дедушке и сказала:
- Слушай…те…Мы тут вообще-то с детьми гуляем, а вы тут со своей собакой…- она замешкалась, потому как претензия не составляла ровным счетом ничего дельного. – А вы тут со своей собакой, развели, понимаешь ли…вертеп!
Она оглянулась в поисках одобрения на своих товарок.
Деда Валера, как человек простой, свой, из народа, слов женщины не понял и стушевался немного, потупил взгляд и промямлил:
- А я шо? Я ж ничего…сижу просто. Да, Бульбушка? – он обратился к собаке. – сидим мы просто. Никому не мешаем.
- Не мешаете? Не мешаете?? – возмущенно вскрикнула мамаша. – Очень вы даже мешаете! Посмотрите на него, разложил тут свои манатки! – Она презрительно пнула ногой армейский вещь-мешок деда Валеры. – Дети тут играют, понимаете?
- Зачем же так кричать, доченька? Ухожу я уже, ухожу. – спокойно ответил мужчина и, подняв свои вещи, медленно побрел к дороге. Мамашки ликовали. И еще долго кричали ему вслед, какой он неопрятный и грязный, антисанитарию разводит.
Я не знаю, как так вышло, но, видимо, мамочки были так увлечены, что не заметили, как одна из девочек лет трех-четырех выбежала на проезжую часть – у нее укатился мяч. Стоило бы задать резонный вопрос, что вообще делали матери с детьми около перекрестка? Но история не об этом, так что опустим.
Движение на данном перекрестке очень оживленное, не успели мамашки и глазом моргнуть, как на ребенка, на полной скорости мчалась огромная фура с логотипом магазина "Магнит". Верещали женщины так сильно, что даже глухой услышал бы. За считанные секунды около дороги собралась толпа, которая жестикулировала очень оживленно, дабы остановить фуру, вероятно, силами своей мысли. Некоторые, совсем потерявшие голову личности, достали свои планшеты и смартфоны, стараясь запечатлеть первыми такое феерическое событие, которое принесет им миллионы просмотров на youtube. И лишь один человек, вспомнив свое армейское прошлое и забыв про артрит и артроз, гепардом вылетел на дорогу, отталкивая коляску на островок безопасности. Человеком этим был дедушка Валера. Тот самый «вонючий рассадник антисанитарии».
И знаете что? Вы сейчас, наверное, подумаете, что женщины отблагодарили его, возможно, даже извинились, купили батон хлеба и кефир. Нет. Хозяйка коляски и мать ребенка орала «пусть уберет свои грязные руки, он заразит мою девочку чем-нибудь гадким!» Конечно, тот факт, что твоей девочки вообще не могло было бы быть в живых, мало кого волнует. Но больше всего в этой ситуации меня поразило поведение самого деда Валеры – он просто ушел. Да именно так, он ушел. Мамочки еще часа три обсуждали произошедшее, а он просто ушел.
Я встретила его через несколько дней около магазина и мне, человеку, непричастному к произошедшему, захотелось отблагодарить этого героя. Когда я вынесла из магазина пакет с едой и фруктами, дедушка долго отказывался брать так много. «Мне бы только булочку какую, дочка». Я присела с ним на парапет у магазина и спросила:
- Почему вы кинулись спасать ребенка? Без паники, а они ведь обижали вас, а вы им помогли!
- Ну, что ты, дочка? Разве можно обижаться на тех, у кого нет души? – Он улыбнулся. – да и разве виноват ребенок, что у него такие невоспитанные родители? Что ж ему погибать теперь?
- А разве можно обижать стариков? Они ведь даже не поблагодарили вас!
- Да мне оно и не надо. Главное, что я дело доброе сделал, мне оно там – он показал пальцем на небо – зачтется. Да и знаешь, дочка, оно у меня как инстинкт. Дорога, она, как открытый космос – никого там бросать нельзя, снесет – не заметит. Я когда на Байкануре работал… Дед Валера погрузился в воспоминания. – Эх…Было время, только это все пустое. Можно хоть в золоте искупаться, а человеком гнилым быть. Ты вот говоришь не поблагодарили меня, а для меня лучшая награда - это улыбка той девочки. И неважно совсем, что там они сказали или не сказали, главное я человеком остался. Спасибо тебе, дочка.  Он медленно встал, и они с Бульбушкой ушли. А я так и осталась сидеть на том парапете – прав оказался деда Валера, можно хоть в золоте искупаться, а человеком гнилым быть, а можно вот так как он, не иметь ни гроша за душой, но иметь глубокую душу, что по мне так в разы важнее.
Я рассказала вам эту историю не для того, чтобы вы прославляли героя и вовсе не для того, чтобы охаять своих соседок, а затем, чтобы хоть один прочитавший задумался о красоте  души, о ее глубине. О том, что можно быть снаружи неприятным, а внутри иметь целые галактики, целый космос. О том, что нельзя судить книгу по ее обложке и нельзя, завернувшись в цветной фантик, отгородится от всего, что делает тебя Человеком.


Рецензии