Кто победил? Или забытый герой

Сражение при Маренго. Один из первых «лавровых венков», коей украсил чело гражданина Бонапарта. Будущего императора Наполеона. Но возникает один вполне определённый вопрос: «А кто, все-таки, победил при этом самом Маренго? Кто достоин звания и славы победителя»?


Многие и многие исторические труды, литературные произведения и «изыскания» доморощенных «историков», кажется, уже давно дали определенный ответ: «Победила Франция. Победил Наполеон Бонапарт». Но разве это так? Победила Франция? Вне всяких сомнений. Тут даже спорить глупо. Победил Бонапарт? А вот это в высшей степени сомнительно. Истинный герой Маренго был оттерт и выкинут за обочину истории. Он остался в тени. А его заслуга была приписана тому, чья звезда начала свое стремительное восхождение. Но разве это новость? Мы знаем тысячи примеров, когда победы и достижения истинных героев были приписаны совсем иным лицам. Чтобы не нарушать общую канву официальной историографии. Чтобы все текло своим официальным чередом.


Первый Консул гражданин Бонапарт Маренго удачно проиграл. В первые сорок пять минут. Орды Меласа перемололи «пылких французов» в муку, в труху. Напрасны были вопли гражданина Бонапарта о «чести» и «долге». Французы бежали. Брошенная «в топку» консульская гвардия пыталась спасти положение, встав стальной стеной на пути австрийцев. Тщетно и смешно. И вот тут из-под Нови подоспел генерал Дезе со своей дивизией (6000 штыков). Он быстро среагировал на призыв Первого Консула и попытался спасти положение: «Первая битва консула проиграна. Но вторую битву, я, генерал Дезе, еще могу выиграть». Однако меткая пуля пробила его сердце и выбила из седла. Дезе упал, обливаясь кровью.


Его дивизия дрогнула. Запахло паникой. И вот тут в дело вступил генерал Келлерман. Он собрал свою потрепанную конницу – кирасир и драгун, тяжелую конницу – и смело врубился в австрийские порядки. Попросту опрокинул одну из трех колонн Меласа (позднее говорили, что Келлерман был не совсем трезв, а потому и проявил такую смелость).

 
А место погибшего Дезе занял генерал Будэ – смелый и честный вояка. Под его командованием французы переломили ход сражения и обратили австрийцев в бегство. Все! Битва была выиграна!


Но кто ее выиграл? Гражданин Бонапарт? Первый Консул? Пардон, но он проиграл сражение с самого начала. Генерал Дезе? Но он был убит прежде, чем смог отдать сколь-нибудь четкие приказы армии. Келлерман? Не думаю…. Его кавалерия лишь опрокинула одну из австрийских колонн. Неужели….Неужели, генерал Будэ?!
К такому выводу пришли и участники Международного Конгресса историков в Александрии, который прошел ровно через сто лет после бойни при Маренго. Но лавры победителя все равно отданы Наполеону Бонапарту. Ведь того требует официальная история. А генерал Будэ остался безвестным, как ему и напророчил Савари. Последний знал, что Бонапарт никогда и никому не прощает успехов. Особенно, если в деле опростоволосился сам.


Но это история. Все уходящая и уходящая в дымку прошлого история. Будэ не помнят. Помнят Бонапарта. Гражданина Бонапарта. Не зря В.Гюго позднее писал:

Веку было два года.
Рим уже сменял Спарту.
И шагал Наполеон
Вослед Бонапарту.

История запоминает императоров, приписывая им заслуги героев. Такова жизнь. Но это будет два года спустя……


Рецензии