Символы Бальтазара ван Аста и голландцев. ч2

 

   Работы художников можно читать словно открытую книгу. Только надо знать символику, что обозначают те или иные вещи, различные предметы, написанные на холсте художником, тогда послание его в мир будет прочитано верно. Что хотел сказать художник нам? Что передать? О чём предупредить? Рассмотрим некоторые детали  работ Бальтазара ван Аста, чтобы понять смысл послания.
Одна из наиболее значительных работ Аста — картина «Натюрморт с фруктами» (конец 1620-х), написанная в период его творческого расцвета. Как всегда- всё в изобилии и на первом плане - это фрукты и цветы. Первоплановые композиции были его коньком, писал так всю жизнь. Это было его правило. Вообще, он стоял почти у истоков создания натюрморта и мог придумывать и экспериментировать без конца, ведь строгих правил ещё не было. Природа буйствует на его полотнах щедростью и красотой. Если это так, то этот натюрморт написан для богача, который не жалел денег на натуру. Изобилие полное! И при этом "ничто не слишком". Здесь гроздья винограда, спелые яблоки и груши, абрикосы, персики, сливы,- символы грехопадения, блуда и сладострастия, вишня - вожделение, а красная смородина - капли крови. Человек, всего лишь человек, и ему ничего не чуждо. Да, он знает что нельзя грешить, но как же быть с искушением? Слаб человек... Он погружается в полноту жизни, без оглядки, забыв обо всём пока молод. Жизнь - это пир для него пока, и нет времени подумать о душе. Это время придёт позднее.
     Композиции его работ очень похожи, только вазочка перемещается то налево, то направо, и меняется состав цветов. Эта рокировка предметов на полотне зависит
 от того, на что хочет намекнуть художник. Если жизнь в разгаре - тогда вы созерцаете сказочный пышный букет, да не один! Море фруктов,- красивых, спелых, аппетитных, готовых просыпаться с полотна в реальную жизнь прямо вам в руки. Это подтверждение, что хозяин любит жизнь, её полноту и иногда он бывает щедр... Такая роскошная жизнь на полотне говорит, что всё прекрасно! Жизнь здесь похожа на комедию дель арте полную импровизаций и свободы...  Но, нет, не успеешь насладиться всем этим, как жизнь уже приготовила иной сценарий и идёт к закату- тогда уместны и расколотые орехи, и увядшие цветы в вазе, дающие сигнал, что пора... Пора прощаться с этим миром....«finita la comedia»* — «представление окончено» - сакраментальная фраза Печорина в сцене дуэли с Грушницким и завершающие слова в опере "Паяцы" Леонковалло. Необычный вид картине придают раковины, разнообразные по форме и окраске- они  имеют свои секреты  и раскрывают их нам. Когда он пишет пустые раковины развёрнутые к зрителю широким устьем, то говорит этим, что дом опустел, наступает одиночество, подступает старость и жизнь уходит ... Вот и мак - символ грёз, забвения и смерти, лилия которую дарят покойникам. В пышных и ярких букетах она тоже встречается, как напоминание о мире ином. Тут и часы перевёрнутые, песочные для полноты сюжета- скажут о том, что время вышло и его не вернуть, пора подводить итоги, черту, а в других работах беззубый череп ухмыляется иронично... и курительные трубки, и струйка прощального дымка- сомнительного, эфемерного наслаждения при жизни подтвердят это.Раньше в античность на пирах всегда курились вазы, как напоминание о смерти..."memento mori"- "помни о смерти".
     Но Бальтазару, как и многим другим художникам, удаётся сохранить гармонию, уравновесить детали натюрморта. Он говорит: - Не так всё плохо, это ещё не конец, просто всегда надо помнить о смерти. Справа в изящной маленькой вазе стоят цветы, среди которых крупные розы - символы телесной страсти, тюльпаны - необдуманная расточительность, гвоздики яркие, цветущие,- означающие счастливый брак и желанное материнство, а увядшие- бедность, несчастливый брак и разорение. Маки-символ забвения и смерти. Никто и ни от чего не застрахован в этой жизни... Сегодня ты здоров, счастлив в браке и любви, а завтра всё может поменяться.  Маленькие анютины глазки и ландыши - символы скромности и чистоты,- этого так мало в жизни... и на полотнах Бальтазара их тоже мало. Все они цветут в разное время года, но на картине они всегда непременно встречаются. Как так? Так как все значительные свои работы он писал по несколько лет, и сначала делал общий набросок, строил композицию, а потом прописывал её по мере расцветания цветов и созревания фруктов постепенно, заполнял пространство картины по мере поступления урожая плодов и цветов. Цветы и плоды в центре, а вокруг бесконечное движение- летают бабочки, стрекозы, скачут кузнечики, изменения в судьбе так и поджидают вас, бегают ящерки, жизнь бьёт ключом... и не такая она простая, если читать все символы. Ящерка может означать хитрость, изворотливость, беспокойство. Он всё пишет очень тщательно и кропотливо. Каждому предмету было отведено своё персональное место.
       Интересны и другие его работы. Как и многие другие живописцы Голландии, Аст использовал для своих натюрмортов редкие сорта цветов и плодов, выращиваемых в садах этой страны. Поэтому на картинах голландских мастеров почти невозможно увидеть простые полевые цветы. Особой популярностью в среде художников пользовались экзотические раковины, привезенные из дальних стран, очень дорогие, и, конечно, красивейшие тюльпаны символы не только красоты, а говорящие об излишней расточительности и, возможно, обмане. Ведь за несколько луковиц тюльпанов можно было в Голландии приобрести приличный дом!
Необычные раковины и экзотические птицы не раз появляются в его натюрмортах.   Они так и прогуливаются из одной работы в другую - «Тарелка с плодами и раковины», картина «Попугай на раковине» (Эрмитаж), авторство которой исследователи долгое время не могли определить, тоже принадлежит кисти этого художника.
Часто встречаем среди раковин то "мраморный", то "географический" конус. Зная повадки этого моллюска понимаем, что судьба может преподнести "подарочек" -нанести страшный удар в любую минуту жизни, смертельно уколоть, особенно когда этого никто не ждёт. Художник предупреждает, напоминает об этом. На фоне  полного изобилия и счастья, - эта раковина напоминает о смерти, так и шепчет - помни о смерти -" мементо мори"...
    В другой работе - два больших попугая примостились на перевернутой корзине -всё говорит о том, что всё в жизни может поменяться местами, перевернуться в один миг: богач может стать бедняком, а бедняк - богачом, и его величество случай поджидает своих избранников. Это говорящие попугаи, но вряд ли они найдут одну тему для разговора и общий язык. Это некоторая насмешка, ирония, самоирония художника. Часто героем его работ является маленький попугай - очень интересный символ экзотической жизни и чего -то непредсказуемого, магического и неизвестного, возможно, что это образ самого художника, ведь он так не похож на обычного человека, его жизнь для людей - это скорее нонсенс, своеобразная экзотика, которую многие не понимают. Всех он пишет на первом плане- такова его особенность, не распространяет изображение вглубь.
 Особенное умиление вызывает маленькая мушка, сидящая на одном из яблок. Она кажется настолько натуральной, что у зрителя возникает желание согнать её. И это было бы правильно...
Надо заметить, что если бабочки, которых он любил изображать в большом количестве на полотне, являлись символами воскрешения, бессмертия души и вечной жизни, то мухи и стрекозы - были символами зла, грязи, тления и тёмных сил. Паук плетёт паутину, как и люди плетут свою "паутину"- интриги, недостойно, тайно. Каждый может стать их жертвой. Паук ещё и символ не самых приятных известий, - поди разгадай, что у них на уме. Он их пишет не больше двух на полотне. Этого достаточно, чтобы уже внести некоторое беспокойство. Но куда от них денешься? Ведь это жизнь, где рядом с добром соседствует зло, с любовью - ненависть, с щедростью - зависть и жадность. Через цветы и фрукты, раковины, насекомых и птиц Аст Бальтазар рассказывает нам о жизни, о человеке, о себе. Человек многое берёт из природы, копируя всё, даже повадки. Всё в его картинах гармонично, он знает и соблюдает меру, о которой говорили греки и показывает это в своих полотнах.
     До сих пор его работы дарят тепло и спокойствие, красоту и восхищение. Современники рассказывали, что у него был добрый, спокойный характер, что видно из его работ, чувствуется по энергетике.
    Он располагает к постижению истины, к медитации ...
Взгляните на его полотна сами и вы получите удовольствие от общения с ним, и прочитаете его послание миру...
               
       29.07.2017
    *   Бальтазар  ван Аст. Натюрморт с двумя попугаями .   


      


Рецензии
Превосходно!!!

Лариса Белоус   04.04.2018 19:35     Заявить о нарушении
Спасибо,Лариса Вам за интерес к Бальтазару... Мне он очень по душе,есть о чём подумать и прекрасна ещё его работа с архитектурой! Вот где тайны... С теплом-Ольга.

Ольга Сергеева -Саркисова   04.04.2018 20:14   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.