На крыше Ватикана

Когда-то, во времена Нерона, здесь находился цирк, где на кресте принял мученическую смерть «Князь Апостолов» - Пётр, ставший потом святым. Старик, зная, что на кресте умирают долго и от удушья, попросил казнить его вверх ногами, прикрыв это объяснением того, что не может сравниться с Иисусом. Просьбу выполнили и умер он быстро, от кровоизлияния в мозг. Так и появилась легенда.

Лет через 250 император Константин, призвавший в ряды своих войск дисциплинированных христиан и поэтому, сумевший победить своих соперников, признал за христианами право на свободное вероисповедание, а затем и сам принявший новую религию, поставил над могилой Петра базилику.

Ещё лет через 250, около 500 г., первый из римских епископов Папа Симах устроил здесь свою резиденцию. В праздник Рождества Христова в 800 г. Папа Лев III   короновал Карла Великого как императора Священной Римской Империи, что стало одним из поворотных пунктов средневековой истории.

С 1377 г. Папы, вернувшиеся из «авиньонского пленения», окончательно поселились близ гробницы Св. Петра. В 1506 г.  Папа Юлий – II предпринял строительство новой базилики, т.к.  старый храм обветшал. Эту новую базилику не только строили, но и перестраивали.

Закончили её строительство в 1626 г. Освящение было проведено папой Урбаном VIII.
Развалины храма, построенного Константином, были обнаружены, восстановлены и превращены в святые пещеры.

План вида сверху очень отчётливо напоминает изувеченную шестиконечную звезду Давида. К строительству и украшению приложили свои усилия: Джулиано и Антонио де Сангалло, Рафаэль, Балтазар Феруцци и Микельанджело. Бараманте и Микеланджело спланировали свод, Микеланджело его построил и разрисовал.

Папа Сикст V, увидевший в плане греческий крест, приказал внести изменения. К входу пристроили ещё длинный зал посредничества, превратив крест в латинский, предпочитаемый папами – контрреформистами. В результате изменений, часть купола, построенного Микеланджело, оказалась заслонённой (если смотреть с площади).

****

Приехали сюда в метро, использовав автобусные билеты – они годятся и здесь.
Рано. Людей ещё немного. Много полиции. Есть охрана у входа.

Ровно 10 дней назад террористы погубили тысячи людей в Twins Нью-Йорка. Тревога во всём мире. Ждут продолжения террористических действий и принимают меры кто, какие может и как понимает.

Расставлены ограды, размером выше пояса, призванные организовывать и гнать, в нужном направлении, напирающие толпы.

Нам это не понадобилось. Организованные группы ещё не появились, а толпы ещё не создались.
Знакомая по Израилю проверка сумок, и вот, мы внутри.

Огромное, огромнейшее сооружение, богатейший интерьер. Читал, но едва узнаю часть картин и скульптур.

 Я,- не специалист. Впечатление настолько огромно, что «жидких» моих знаний хватает на ничтожную долю того, что мы видим.

Невероятные размеры, невероятное богатство!

Ощущения подавленности всем этим – нет!

Есть постоянный вопрос – кого грабили отцы церкви?

Император Адриан ограбил Египет, сотни лет собиравший свои богатства. Тогда хватило на всё! Даже народу Рима досталось.

Как они его боготворили!

Тит, сын императора Веспасиана ограбил Иерусалимский храм, в котором были сосредоточены сотни, если не тысячи тысяч талантов серебра и золота. Этого хватило на строительство в течении кратчайшего срока такого сооружения как Колизей.

Побеждённых грабят! Так поступали всегда, так поступают сейчас, называя это контрибуциями.

Тогда победили не только народ,- победили идеологию монотеизма.
Но он, в кратчайший срок, широкими шагами вошёл в римскую империю в христианском рубище, чуть-чуть, припудрив иудаизм, чтоб не очень уж явно было, новыми подробностями.
 
Но даже сегодня, после всех споров, кровопролитных Соборов, десятков пап и почти 2-х тысячелетий, монотеизма не получилось – есть Отец, он же Сын, и оба одновременно Дух Святой.

***

Ладно!

Отчаявшись охватить необъятность собора, бродим внутри из угла в угол. В одном из нефов, по-польски молятся 5 священников в красных накидках, без епископских (или архиепископских) шапок. Молятся во весь голос. Толпа, собравшаяся вокруг, понимает польский.
 
Думали, что с папой что-то, но вечером увидели его в телевизионных новостях. Всё в порядке – он в Казахстане.

Решили подняться повыше, к внутреннему балкону, чтобы поближе осмотреть потолочные росписи. Можно напрячься и сделать это пешком – вход стоит 7.000 лиреттот, можно лифтом – стоит 8.000 лиреттот. Кающиеся пилигримы подымаются пешком, но их пока не видно. Мы, и ещё несколько человек подымаемся лифтом и оказываемся на небольшом сегменте балкона идущего вокруг.

Наверху высокая и густая решётка. Обход вокруг невозможен – есть ограды и пройти можно по небольшой части балкона. Внизу маленькие люди – высота, наверное, 50 – 60 метров. Мы оказались напротив того места, где молятся по-польски. Густая решётка не даёт просунуть объектив фотоаппарата, чтобы их сфотографировать, и мы фотографируем друг друга на фоне гигантских мозаик, идущих с поворотом, как и купол – может быть что-то получится.
Полтора десятка широких золотистых полос, узких вверху и расширяющихся на уровне балкона на котором мы находимся до, как нам кажется, нескольких метров.
На каждой из них шесть изображений, на которых тяжело что-то увидеть и невозможно, сфотографировать хотя бы часть – мешают решётки.

Одно разочарование!

Ладно, уходим. Может быть найдём ещё один лифт – до самого верху.

Справа есть ниша, в которой мы увидели ступеньки, которые куда-то ведут.

И-те-рес-но!

Может быть там спрятан вход в лифт?

Эти ступени погнали нас на самый верх собора.

Топаем, прём задыхаясь, по узким - в ширину человека, пролётам повторяющим, во многих местах, форму купола.

Падаем вместе со ступенями в сторону уклона.
 
Он всё увеличивается и уже не получается стоять ровно – правое плечо лежит на стене и трётся об неё.
 
Ноги «трещат».

Остановиться нельзя.

Снизу подпирают такие же несчастные безумцы разных возрастов, как и мы, попавшие в эту западню.

Остановиться, развернуться и пойти назад, вниз невозможно – лестница узкая и забита, насколько видно за поворот, людьми.

Жарко!

Ни вентиляторов, ни кондиционеров, изредка попадаются узкие окошки, из которых немного дует.
 
За оградой, когда внутренняя стена, время времени, прерывается, видим старые ступени, которые построены намного круче, высотой около метра – те, кто по ним взбирались, должны были пользоваться руками и ногами – возможно это были звонари времён Микеланджело, спроектировавшего и купол, но успевшего поставить только его барабан.

Трудно себе представить, что здесь происходит летом.

Ладно уж дыхание, все дышат тяжело – и мы курящие, и остальные, но запахи- и!

Похуже, чем в шахте!

Если идти с самого низу, то, как пишут путеводители, получается 537 ступеней – это, видимо, наказание кающимся. Мы «сэкономили» половину и то, еле переводим дух.

Наконец ступени закончились, и мы вышли на смотровую площадку. Над нами только крест, но увидим мы его потом, уже снизу. Мы на высоте 136 метров.

Усилие стоило того!

Под нами площадь Св. Петра (пьяцца Сан Пьетро), которая обрамлена величественной колоннадой Бернини. В центре площади египетский обелиск с частицей, как пишется во многих источниках, голгофского креста на его игле. С этим крестом связано множество рассказов, в которых есть и зёрнышко от яблока из райского сада, вложенное при захоронении в рот первого человека и первого же преступника - Адама, и дети его, и царь Соломон, и строительство Храма, и царица Савская, и распятие Христа, и что только нет!

Осматриваем и фотографируем пейзаж.

Ой, мы же здесь были, и тут тоже, и тут, а вот это ещё не узнаём – значит ещё не были и это нас ещё ждёт.

Отсюда, оказывается, есть возможность спуститься лифтом до самого низу. Спустись несколько ступенек, предъяви билет, купленный внизу и, – прошу, но, не видел я предъявления билетов.

Спустились к площадке лифта. Бродим, отдыхаем. Пытаясь захватить весь купол, ухожу всё дальше и дальше от него, но где там!  В кадр всё не входит. Нашли бюст, с мефистофельской бородкой и высоким коком волос на лбу, работы Микеланджело, сфотографировал, но не помню кто это был.

Дилетант!

Ладно, спускаемся.

У нас сегодня в плане музеи Ватикана с богатейшей подборкой произведений искусств, археологических находок и т.д., со знаменитой Сикстинской капеллой.
Если хотим нормально посмотреть нужно поторопиться, пока не нахлынули первые толпы посетителей, которые нас догоняют.


Рецензии