Елеонский некрополь. Прп. Пелагия Антиохийская

ЕЛЕОНСКИЙ НЕКРОПОЛЬ:ПРЕПОДОБНАЯ ПЕЛАГИЯ АНТИОХИЙСКАЯ (ЕЛЕОНСКАЯ, ПАЛЕСТИНСКАЯ)

На Елеоне несколько южнее часовни Вознесения Господня,  находится  древняя  пещера. Предположительно  она  была местом монашеских подвигов и  местом погребения (гробницей) преподобной Пелагии († 457). В народе она так и называется "Пещера  и гробница преподобной Пелагии". Эта пещера принадлежит мусульманам и находится на территории мечети, под сводами  одноэтажного здания.  Мечеть расположена через дорогу напротив греческого участка. Пещера издавна почитается не только христианами, но и иудеями и мусульманами, причем иудеи считают, что пещера является местом погребения пророчицы Хульды (VII в.), а арабы приписывают ее мусульманской святой Реабе Аладия, жившей в ней в VIII веке. В обычные дни служители мечети взимают плату с каждого паломника за посещение пещеры. Однако   один раз в году – 21 октября, в день памяти преподобной Пелагии Антиохийской, называемой еще Елеонской и Палестинской, мусульмане  позволяют православным христианам бесплатно спуститься в древнюю пещеру, куда ведут крутые ступени.  Просторная, почти квадратной формы пещера, стены и потолок которой мусульмане выложили камнем,  освещается ныне электрическим светом. Расположенную в полуовальной нише у южной стены "гробницу" мусульмане покрывают длинным зеленым или желтым покрывалом и такого цвета же ковриками. Мощей в пещере нет. "Гробница" - символическая, она является декорацией мусульман.
 
Эта елеонская пещера, где подвизалась в мужском образе преподобная Пелагия, упоминается уже в древнейших описаниях паломничеств во Святую Землю. Так, в «Хожении Даниила, Русскыя земли игумена» (нач. XII в.) читаем: «На горе Елеонской есть глубокая пещера, близ Вознесения, на юг от него. В этой пещере стоит гроб святой Пелагии-блудницы; тут вблизи расположился столпник, муж весьма духовен…». И грек Иоанн Фока, посетивший святые места в 1185 году, в своем «Сказании вкратце о городах и странах от Антиохии до Иерусалима, также Сирии, Финикии и о святых местах Палестины» писал, что недалеко от места вознесения Спасителя «есть пещера, в которой совершала свои аскетические подвиги святая Пелагия, где и святое тело ее в каменной раке почивает». Много столетий спустя, в 1830 году, русский монах Серапион в своем «Путешествии во святый град Иерусалим» расскажет о «турецкой мечети» и вблизи нее «пещере, в которой спасалась преподобная Пелагия», заметив, однако, что «в сию последнюю турки никого не впускают».

О пещере вблизи места Вознесения Иисуса Христа говорится и в житии преподобной Пелагии. Ее имя переводится с греческого языка как «морская», родом же эта святая была из Антиохии Сирийской. Она была известна в городе не только как актриса, но и как самая красивая и легкомысленная девица, ведшая весьма распущенную жизнь. За роскошные одежды и многие дорогие украшения, коими она любила щеголять, ее прозвали «Маргаритой», то есть «жемчужиной». К раскаянию и христианской вере ее привел епископ Илиопольский Нонн, прибывший однажды в Антиохию на собор епископов. По молитвам мудрого святителя Пелагия пришла в христианский храм, услышала проповедь епископа, поняла всю греховность своей жизни, раскаялась и крестилась. Затем она принесла все, что имела, епископу Нонну, который распорядился раздать добро нищим. Спустя некоторое время Пелагия, переодевшись в мужскую одежду и взяв с собой подаренные епископом Нонном власяницу и подрясник, удалилась навсегда из Антиохии в Иерусалим. Здесь все принимали ее за юношу, пожелавшего стать монахом. Инок с мужским именем Пелагий устроил себе келью на Елеонской горе, и жители окрестных мест считали его евнухом. Отшельник Пелагий, затворившись в глубокой пещере, стал вести в ней суровую монашескую жизнь в покаянии, посте и молитве. Достигнув по истечении нескольких лет высоких духовных дарований, инок Пелагий в 457 г. окончил свою земную жизнь. И только в час погребения духовенство и народ узнали, что почивший инок был женщиной, подвизавшейся в мужском образе.

История Церкви знает немало примеров того, как ступившие на путь иноческой жизни благочестивые жены скрывали свое женское естество под мужским платьем, и, ведя жизнь строгую, так преуспевали в духовном совершенствовании, что становились святыми. Святая Пелагия своей высокодуховной  жизнью привлекла многие души ко спасению.

В ярко освещенной электричеством пещере напрасно  искать сегодня  на ее стенах и на гробнице «еврейские» и «греческие» надписи, а также «самое место подвигов, а может быть и могилу» преподобной Пелагии – «маленькую низкую каморку с заложенным окошком, через которое затворница Пелагия принимала пищу и беседовала с посещавшими ее для духовного наставления», о чем сообщает автор книги о Святой Земле «Приди и виждь» Н. Н. Лисовой.  Из одного путеводителя в другой кочует не соответствующая действительности информация о наличии якобы «в восточной стене пещеры входа в другую, меньшую, пещеру», где в затворе жила преподобная Пелагия. Возможно, арабы замуровали вход из одной пещеры в другую? Или в тексте какая-то неточность? Или  это,   что в народе называется  "отсебятиной"?!

Рядом с пещерой находится часовня «Стопочка», построенная на том самом месте, откуда Спаситель вознесся на небеса. Часовня  известна примерно с 370 или 387 г. Источники сообщают, что еще равноапостольной царицей Еленой на ее месте  была воздвигнута базилика дивной красоты, светящийся крест которой был виден всему Иерусалиму. Вероятно, здесь молилась некогда и  Пелагия. Часовня простояла до 614 г., когда была разрушена персами. В 628 г. патриарх Модест восстановил ее. Нынешнее здание «Стопочки» датируется XIII веком.


Рецензии