Дача 1954

Воспоминания из детства 1954
=========================
Семья наша на лето снимала "дачу" на Клязьминском водохранилище в маленькой деревне Поведники. Это напротив Чиверёво, кто знает. Конечно, мы ходили купаться на водохранилище. Но купаться было запрещено! За пару километров от этого места был водозаборник воды для Москвы. Поэтому вдоль берега ездил милицейский катер и по громкой связи оповещал о запрете купания. Километрах в 8 была дача К. Е. Ворошилова, который был большим ценителем лошадей. Ежедневно, работники, ухаживающие за лошадьми, приводили лошадей, купали их в водохранилище и чистили. А нам - детям купаться рядом с лошадьми было запрещено...
Впервые в это удивительное место на Клязьминском водохранилище под Москвой я попал летом 1954 года, будучи второклассником. Заброшенный мир! Нашли его мои родители случайно и сразу же захотели здесь снять на лето в деревне дачу. Деревня называлась Поведники и состояла всего из 19 домов. Тут я проводил каждое лето, вплоть до девятого класса. Здесь же сняли дачи и все друзья родителей. А «дачей» мы называли веранду и одну комнату в деревенском доме. Деревня была чистая и зелёная, потому что никакого проезда к ней кроме как на тракторе Беларусь фактически не было. В начале лета мой отец – зав. кафедрой МАИ нанимал в институтском гараже Студебекер – эти грузовики-вездеходы поставляла в СССР по ленд-лизу Америка во время Второй мировой войны – и наша семья переезжала на дачу на всё лето. Ехали по Дмитровскому шоссе до посёлка Северный, а далее направо…
Не доезжая п. Северного был поворот к даче Климента Ефремовича Ворошилова – Маршала СССР, Председателя Президиума Верховного Совета СССР (15 марта 1953 – 1960 гг.), друга и соратника И.В.Сталина.
Помню, что уже за километр до поворота на дачу Ворошилова вдоль дороги цвели яблони с аккуратно покрашенными белой извёсткой стволами, на шоссе появлялась белая разметка. Через каждые 50 метров на осевой линии стоял милиционер в форме и белой гимнастёрке! На перекрёстке в стеклянном «стакане» сидел милиционер и все понимали, что сворачивать туда не следует…
Я быстро научался хорошо плавать и отец на всё лето арендовал на станции Рыболов-спортсмен возле деревни Чиверёво, лодку. Станция эта была на противоположном береге от деревни Поведники и здесь была пристань, на которую их Химкинского речного вокзала ходили тихоходные катера, названные в честь лётчиков, первых Героев Советского Союза: Чкалова, Молокова, Байдукова, Водопьянова… Дорога занимала более часа, а далее с лодочной станции Чиверёво за 50 копеек нас перевозили на другой берег к Поведникам. В обратном направлении было похуже: надо было стоять на берегу и кричать: «Перевезите»… а другого способа попасть в Поведники практически не было. Или - только на вездеходе. Фактически Поведники располагались на полуострове, т.к. справа и слева было два длинных залива.
Такая недоступность надёжно охраняла природу: поляны, заросшие цветами, кусты малины, грибы…
В это время начали строить «гравийку». Она не подходила в Поведникам, а шла мимо. Гравийку строили заключённые - их охраняли бойцы с овчарками. Мы - дети боялись овчарок, но собаки были очень умные и прекрасно отличали детей и грибников от заключённых.
Была ещё одна рискованная возможность проехать в Поведники на машине со стороны села Троицкое, неподалёку от которого поперёк залива поставили большую деревянную баржу, застелив её досками. (Сейчас здесь обычный бетонный мост).
Баржа быстро гнила и постепенно уходила под воду. У машин всегда был риск провалиться. К нашему детскому восторгу однажды это и случилось с военным грузовиком-вездеходом. Гнилые доски не выдержали веса задних колёс…
К счастью в носу у машины была расположена лебёдка и солдаты, закопав в яму запасное колесо и прикрепив к нему крюк лебёдки, вытащили машину на берег.
В Троицкое мы – дети ездили на велосипедах. Там на дебаркадере в буфете можно было купить по просьбе родителей сахар и печенье. Остальные продукты возили из Москвы. Сейчас Троицкое – это элитный посёлок, а тогда – обычные деревенские дома. Выделялся только один хороший деревянный дом с верандой и цветными стёклышками, стоящий на большом участке елового леса. Деревенские с уважением говорили, что здесь живёт «лариянт» Сталинской премии.
Ну а в наших Поведниках особых событий не происходило, кроме, пожалуй, в дни религиозных праздников, которые жители упорно отмечали. Заканчивались праздники всегда дракой, выдёргиванием колов из изгородей и визгами разнимающих мужиков баб. На утро мужчины с садинами и синяками вновь общались как ни в чём ни бывало. Запомнился тракторист Кутилкин. Он пришёл с войны с прострелянной щекой и поэтому носил чёрную бороду. Хороший работящий мужик, но когда напивался, начинал ревновать и гонять жену, которая находила убежище у соседей. Тогда Кутилкин начинал рубить топором женины туфли. На следующий день они с женой ехали в пос. Северный, покупать новые.
Колхоз дышал едва-едва, и фактически работать в нём было не кому. Поэтому бригадир - тётя Паша собирала нас - детей и просила проредить колхозную морковку, расплачиваясь с нами горстями чёрной смородины или крыжовника...
Когда люди в Поведниках умирали, а это тоже случалось, их гроб на лодке переправляли на другую сторону водохранилища в деревню Осташково, где были церковь и кладбище.
Мы же дети развлекались, как могли. Как-то набили больших гвоздей в дощечки и закопали их в глине на дороге. И ещё сделали табличку «Заминировано!». Надо же было такому случиться, что именно к моим родителям приехал друг на Победе и прокол все 4 колеса!
- Не знаешь, кто это мог сделать? - спрашивал он меня…
Потом, через несколько лет появились так называемые "массовки", когда на выходной приплывал двухпалубный пароход «Леваневский» и из него вываливала толпа человек 300. Мгновенно были вытоптаны все берега и лужайки...
Позже, к шестому классу, я стал ездить на велосипеде в пос. Северный сдавать бутылки после этих массовок. И за лето накопил 69 рублей! На них потом купил силовой трансформатор и прочие радиодетали, т.к. был страстным радиолюбителем.
А сдать бутылки в СССР было всегда большой проблемой. Надо было счистить все этикетки и, кроме того, приёмщица не принимала бутылки даже с малейшей щербатинкой!
Попасть в места своего детства всегда очень грустно…
Но лет 10 назад я всё же съездил в Поведники. Никаких следов от деревни не осталось, всё изменилось неузнаваемо. На её месте стоял хороший дом отдыха. Кажется «Берёзки». Там, где было поле, выросли берёзовые аллеи (им ведь уже более 50 лет!), появились пляж и лодочная станция в начале заливчика. Уже не нужно кричать : «Перевезите!». Из Москвы сюда ходит маршрутное такси.
Там стало хорошо и не особо жалко, что деревушка Поведники исчезла навсегда...
2017


Рецензии
"А сдать бутылки в СССР было всегда большой проблемой."
Это точно!
http://www.proza.ru/2014/02/17/1441



Владимир Байков   08.09.2017 09:20     Заявить о нарушении