Романтики? Фанаты? Но точно не мерзавцы!

«Революцию замышляют романтики, осуществляют фанаты, а пользуются ее плодами мерзавцы» писал Отто фон Бисмарк, рейхканцлер Германии 1871 – 1890 г.г. Соглашаться с ним необязательно, но прислушаться, наверно, стоит. Осмысливая и переосмысливая исторические события от залпов легендарной « Авроры» до сегодняшних дней, мы не должны вычеркивать из памяти имена участников тех событий, тем более своих земляков.

Возможно, они и были фанатами, эти парни из Старого Куюка: Хафиз Уранский( Фархутдинов) и Ахмет Асхадуллин –смелые  борцы за власть советов. Почему Фархутдинов стал Уранским? Мунавир Фазлыев, оставивший после себя богатый материал по истории родного края, утверждал, опираясь на воспоминания очевидцев событий тех лет, что, став революционером, он не захотел носить фамилию отца Хариса – сельского муллы,  образованного и просвещенного для своего времени уважаемого человека. Детей своих он тоже приобщал к грамоте.
 
В Октябрьскую революцию сын муллы полностью принял сторону большевиков, Бирский уездной комитет коммунистической партии направляет его инструктором – организатором на семь кустовых волостей. В Гражданскую войну вел разъяснительную работу среди населения, агитировал мужчин вступить в ряды Красной армии. Создавал партийные и комсомольские ячейки. Был искусным оратором. Современники запомнили его пламенную речь на собрании учителей в волостном центре Байгузино. Он был бледен и сильно кашлял. Через два дня пришло известие о его смерти. Похоронен двадцатидвухлетний революционер на кладбище родного села. В год пятидесятилетия Октябрьской революции на его могиле был установлен памятник. Одна из улиц Старого Куюка названа улицей Хафиза Уранского.

Второй наш герой, Ахмет Асхадуллин,  происходил из простой крестьянской семьи, но сумел получить приличное образование, стал учителем в родном Старом Куюке. Когда началась гражданская война, уходит воевать на стороне красных. В рядах Красной армии приобщается к партийной и культурно-просветительной работе, вернувшись в родные края продолжает свою активную деятельность на этом поприще, вскоре его избирают председателем волостного исполкома. Уверенно поднимаясь по карьерной лестнице, наш земляк дорос до поста народного комиссара Республики.

И тут грянул гром. Верного сына партии и советской власти обвиняют во вредительстве. Со страниц центральной и республиканской печати это дело озвучивалось так: « Банда предателей башкирского народа во главе с бывшим наркомом земледелия Асхадуллиным заставляла перегонять скот по вредительским маршрутам». Приговор – расстрел… Похоронен на Сергеевском кладбище города Уфы. Могила неизвестна…

Реабилитирован посмертно в 1965 году за отсутствием состава преступления.
Как не крути, а молодцы вы, куюковцы! Так же как и уроженцы других деревень нашего района, удержавшие и не давшие кануть в небытие свою историю. Это надо не мертвым, это нужно живым, не правда ли?


Рецензии