Герой из села Овсянки

Вот уже семьдесят один год прошел с той поры, как отгремели последние залпы самой жестокой и самой кровопролитной войны. Но мы помним о тех, кто погиб, защищая нашу Родину от коварного и сильного врага. Об одном из них, Герое Советского Союза Клепикове Георгии Петровиче мне и хочется сегодня рассказать.
Родился он 28 марта 1923 года в селе Овсянка нашего района. Родители работали в колхозе. Рано начал трудиться и Гоша. Уже в семь лет он помогал отцу по хозяйству, ездил с ним на заимку. Очень любил рыбачить. Знал все ближние озёра. Рыбачил и на реках – Зее и Уркане. После окончания семи классов окончил курсы трактористов, и стал работать в колхозе на тракторе.
А в 1942 году, в самый разгар войны, был призван в армию. Но прежде чем попасть на фронт, окончил Благовещенское пехотное училище. В действующей армии с марта 1943 года.
В свое родное село с фронта Георгий писал часто. А первая весточка пришла из-под Ленин-града. Вот что он тогда писал: «Дорогие родные, любимая мамочка! Было вчера у меня боевое крещение. Мало что соображал, когда стрелял по фрицам. Весь был заполнен какой-то тупой яростью. В этом бою рядом со мной была смерь. Меня она минула, но унесла товарища».
Сколько раз перечитывала Мария Васильевна это первое письмо своего сына. И, утерев слёзы, писала ему ответ на полевую почту – в/ч 37226 литер Б: «В Овсянку прислали похоронную на твоего друга Петра Шкарубу. Будь, сыночек, осторожней».
Щемящей болью отозвалась смерь товарища в сердце Георгия. Ночью, когда рота пошла в атаку, его автомат бил особенно неистово. «Получайте, гады, за Петра!»
После Ленинграда была Украина. «Красиво, мама, на твоей родине, – писал он домой. – Цветут вишни. Зеленеют хлеба. Прямо на поле выкопали окопы и отбивали фрицев».
А несколько позже пришло письмо уже из киевского госпиталя: «Ранило меня в руку, ниже часов. Кость уцелела. Скоро поправлюсь и опять в бой. Мстить за поруганную Украину».
Следующее его письмо было такого содержания: «Ходил за языком. Поймал фрица. Письмо пишу его авторучкой».
А за этим его коротким письмом скрывались больше события. А произошло это 10 июня 1944 года, когда 136-я стрелковая дивизия, в которой взводом командовал лейтенант Клепиков, держала оборону на Львовском направлении. Ночь. На передовой тихо. От этой тишины звенело в ушах. Но надо ползти вперед, чтобы взять «языка». И они ползли. За плечами у Клепикова автомат, за поясом – гранаты, ракетница. А вот и колонна немцев, от которой из строя отделились два солдата. В одно мгновенье Клепиков очутился на ногах. Стремительный бросок – и в его цепких пальцах горло фашиста. Молниеносная подножка – и немец, не издав ни звука, уже на земле. Со вторым справились товарищи. Связав гитлеровцам руки и вогнав им в рот кляпы, Клепиков дал команду немедленно отходить. А под утро, усталые, мокрые и голодные, доползли до своих окопов вместе с «языками».
…В июле 1944-го, при прорыве сильно укрепленной обороны противника, будучи командиром взвода, посадил своё подразделение на танки и проник в глубокий тыл противника. А когда в бою был убит командир роты, принял на себя командование ротой. Удар с тыла для немцев был неожиданным и дерзким. И оборона противника была сломлена. После боя командир полка сказал:
– Молодец, лейтенант! Достоин Героя. А ротой… ротой командуй. Назначаю тебя командиром этой роты.
В начале августа их 136-я дивизия вышла к Висле. И началось форсирование этой реки. Задача наших бойцов была: с боем, под шквальным вражеским огнем переправиться на тот берег реки, закрепиться там, и начать гнать фашистов дальше – на запад. Когда речь идет о переправе, мне сразу же вспоминаются строки Александра Твардовского:
Переправа, переправа!
Берег левый, берег правый.
Снег шершавый, кромка льда…
Кому память. Кому слава,
Кому темная вода:
Ни приметы, ни следа.
И началось…! – Начали переправляться небольшими группами на резиновых лодках, под шквальным огнем противника. А течение быстрое, вода холодная, и немцы ведут прицельный огонь: пока лодку не потопят, стрельбу по ней не прекращали. А после этого расстреливали наших плывущих солдат. Это был настоящий ад. Много тогда погибло товарищей по оружию. А для переправы техники мостовики следом сооружали понтонные мосты. Висла обагрилась кровью. В боях за Вислу наш земляк Георгий Клепиков погиб. А в далекую Овсянку в тот же день ушло письмо от его фронтовых товарищей:
«Здравствуйте, дорогая мать. Нам очень тяжело сообщать Вам эту страшную весть, но Вы должны знать всю правду. 2 августа 1944 года при форсировании реки Вислы погиб Ваш сын, комсомолец Георгий Петрович Клепиков. Бойцы роты поклялись отомстить фашистам за смерть своего боевого любимого командира».
А 10 апреля 1945 года Георгию Клепикову было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно. Награжден орденами Ленина и Александра Невского. Похоронен в Польше, в деревне Мнишек.
Георгий Клепиков погиб в 21 год, недолюбив, недомечтав. В его родном селе Овсянке установлен памятник Герою. Его именем названы сельский Дом культуры и одна из улиц села. Односельчане помнят своего Героя-земляка. А у подножья памятника всегда лежат цветы.


Рецензии