Два взгляда на природу и её красоту

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ КРАСИВОГО.

Во времена «перестройки» мне пришлось быть в Калужской области в деревне   Щелканово вместе со своим другом Геннадием Гудковым и копать картошку в огороде его одиноко проживающей матери.
Сам Геннадий после окончания института был распределён в Вологодскую область, несмотря на его просьбы направить его на работу в родные места ( потом там женился и завёл семью).
В свободные от копки картошки я отправлялся в ближайший лес за грибами, которые потом Генина матушка приготавливала нам на ужин в жареном виде.

Шёл я туда по старой просёлочной дороге мимо заброшенного колхозного яблоневого сада, с деревьями частично обломанными ветками,  заросшего травой и бурьяном, но упрямо со почти зрелыми  крупными яблоками на оставшихся ветвях .
Потом эта дорога, перед тем, как углубиться в лес, проходила на довольно большом протяжении   через орешник с уже спелыми орехами. 
На обратном пути с двумя корзинами грибов, я, поставив их на землю, немного собирал эти орехи, наклоняя к себе их ветки. До остальных орехов  я дотянуться  уже не мог. 
Генина мать мне сказала, что в таких случаях обычно используют длинные палки с рогулькой на верхнем конце, которой цепляют верхние ветки и аккуратно наклоняют их к себе. Пока я готовился изготовить такую палку, произошло событие, после которого надобность в таком «инструменте» сразу отпала.

В тот день, подойдя к ореховой аллее, я увидел, что она вся покрыта срубленными ореховыми ветками.  На дороге были видны следы от колёс легковушки, владелец которой таким варварски быстрым способом  собрал весь тамошний урожай орехов.
При виде такой страшной картины у меня чуть не навернулись слёзы на глазах. Это было время разгула «новых русских» и тотального обнищания населения.

Вероятно, в это самое время хозяин этой легковушки стоял на Калужском рынке и продавал эти орехи и другие дары природы с чувством полного удовлетворения.

Когда я в качестве ведущего эксперта по оценке ущербов от ЧС в АПК РФ, был в Ставропольском крае (во время большого наводнения на всём Северном Кавказе), шофёр машины, приданной мне, приехавший сюда из  Астраханской области, рассказал, что происходило там (и в соседнем Казахстане) после распада  Советского Союза. 
Жившие там украинцы стали уезжать в другие места России, (или на Украину и в Канаду), продавать свои дома с земельными участками, на которых были ими любовно посажены вишнёвые и яблоневые сады. 

Покупателями были  в основном казахи, которые, став владельцами, первым делом вырубали «вишнёвые садочки», как они сами говорили: им надо было, как только открывалась их дверь, видна степь до самого горизонта.   
Я вспомнил, как варварским способом был вырублен орешник в Калужской области, и подумал, что, может быть, это сделал тоже один из «любителей до самого горизонта степных просторов.   
 


Рецензии