Воронеж. Военная кафедра ВПИ. Глава 9

                На фотографии: полковник Аганин Владимир Александрович, фото 1991 г.

                *     *     *

   В феврале 1992 года я с группой офицеров отделения учебной техники и тренировочной аппаратуры отправился в штаб МВО для сверки материально-технического имущества. Со мной в Москву следовали: майор В.Щёголев (начальник отделения УТ и ТА), майор А.Лисицын (старший инженер отделения), капитан А.Аверин (инженер отделения) и прапорщик А.Матвеев. Лисицын работал в отделе начальника войск связи, Аверин - в отделе начальника РВ и А (ракетных войск и артиллерии), Матвеев - в отделе начальника химических войск, а мы с Щёголевым встречались с начальниками техслужб войск связи и автомобильных войск. Договорились о зачислении материально-технических средств на учёт по наличию и порядке списания и реализации КУНГов от списанных радиоузлов.

   После завершения сверки я отправил офицеров отделения УТ и ТА в Воронеж, а сам поехал в Загорянку, чтобы встретиться с Анатолием Калининым, который работал старшим преподавателем в в/ч 36360 на кафедре Систем и комплексов радиоразведки. После загранкомандировки в Мозамбик в 80-е годы, где он кстати был вместе с моим Володей Ильиным, А.Калинина назначили на преподавательскую должность на загорянские курсы.

   На КПП я спросил, как мне найти полковника Калинина. Дежурный ответил, что это сделать очень просто: " Он сейчас за штатом - ждёт увольнения в запас, поэтому находится дома". Дежурный дал мне адрес и я отправился к старому другу, с которым мы в Буграх "съели не один пуд соли". С 1974 года, когда я проходил обучение на курсах, здесь изменилось не очень много - добавились пара ДОСов и гараж личного автотранспорта.

   Весь вечер я просидел в кругу семьи Толика. Оказалось, что Толик сам решил уволиться досрочно. Во-первых, его всё время тянуло в родной Ленинград, во-вторых, какой-то ленинградский бизнесмен предложил ему работу личным водителем с хорошим окладом, а в-третьих, тот же бизнесмен пообещал ему квартиру в новом микрорайоне. Так что свою двухкомнатную квартиру на Лиговке Толик решил оставить сыну. Мы засиделись допоздна, поэтому я остался ночевать у Толика, а утром он отвёз меня на своей "восьмёрке" на остановку электрички "Загорянская".

   Не прошло и двух месяцев, как мне пришлось выехать на сборы начальников военных кафедр МВО в Смоленск. Сборы проводились на базе Смоленского высшего инженерного училища радиоэлектроники ПВО Сухопутных войск, где отдел ВУЗов МВО организовал с начальниками военных кафедр инструктивные занятия, ознакомление с учебным процессом и бытом курсантов, новыми образцами вооружения войсковой ПВО, сдачу зачётов по руководящим документам и уставам ВС РФ, огневой и строевой подготовке.

   Выбор училища для сборов был не случайным, ибо на его базе планировалось создать Военную академию войсковой ПВО, которую мы утратили в связи с распадом Советского Союза (ранее она находилась в Киеве). Отдел ВУЗов также позаботился о нашем культурном досуге. Мы с экскурсоводом обошли центральную часть города и посетили Смоленскую крепость, Аллею героев войны 1812 года и Успенский кафедральный собор, где имели возможность любоваться списком легендарной Смоленской иконы Богоматери "Одигитрия".

                *     *     *

   В 1992 году на кафедре произошли изменения в руководящем составе. Начальник учебной части полковник Сиваков Борис Петрович ( который мне достался от Белова В.А.) ушёл на пенсию, а на его место я представил полковника Корюкаева Валерия Зосимовича. Назначение прошло без волокиты, так как его хорошо знали в Управлении РВ и А округа и в отделе кадров.

   После моего назначения на должность начальника кафедры должность начальника первого цикла некоторое время пустовала. Я представил на неё подполковника Кочетова Владимира Николаевича, с которым у меня сложились прекрасные взаимоотношения, однако решение этого вопроса кем-то тормозилось. Впоследствии всё прояснилось. Мне позвонили из управления кадров Главного Управления и поставили в известность, что на эту должность будет назначен полковник Бабкин Олег Алексеевич. Возражения не принимались.

   Вскоре полковник Бабкин О.А. прибыл для беседы и оказалось, что он - выпускник нашей кафедры, а переводился к нам с должности старшего офицера разведуправления Среднеазиатского военного округа. Мне ничего другого не оставалось делать, как извиниться перед Кочетовым В.Н., а на Бабкина О.А. получить согласие ректора.

   Весной 1992 года мне пришлось познакомиться с двумя генералами из ставки Югозападного стратегического направления, находящегося в Кишинёве. В связи с распадом Советского Союза наши войска отовсюду "откатывались" на восток, а ставки стратегических направлений упразднялись. Большинство офицеров ставки Югозападного направления выбрали местом проживания город Воронеж. Прибывая сюда они решали проблему с жильём для своих семей, искали работу и устраивали в образовательные учреждения своих отпрысков.

   Так весной 1992 года ко мне обратились генерал-майоры Г.Ребенок и В.Тимашевский. Они переводили из Кишинёва в ВПИ на третий курс своих сыновей. И надо было, чтобы мальчики прошли военную подготовку. Я, конечно, оказал всяческое содействие тому, чтобы их сыновья оказались в учебных группах третьего курса по военной подготовке. Хотя их потом пришлось "подтягивать" за счёт индивидуальных занятий. Однако, это знакомство оказалось взаимовыгодным. Благодаря стараниям генерала Г.Ребенка кафедра получила комплекс тактической радиоразведки Р-391Т "Таран" в полном составе прямо из дивизии, выводимой из Германии.

   Учебные сборы в этом году проводили на базе военной кафедры. У нас уже был оборудован радиополигон рядом с третьим корпусом ВПИ на 9 километре Задонского шоссе, где на постоянной основе размещались станции комплексов Р-368 "Терек" и Р-391Т "Таран". Радиополигон был обнесён забором с КПП, где офицеры и прапорщики осуществляли круглосуточное дежурство. Таким образом, первый цикл имел возможность заниматься как на кафедре в главном корпусе ВПИ, так и на радиополигоне. А второй цикл проводил занятия в аудиториях и гараже военной кафедры, где в классе и боксе изучал непосредственно на образце комплекс УТР "Точка-У".

   В этом году меня, Корюкаева и Бабкина объединило ещё одно обстоятельство: мы взяли рядом участки в садово-огородническом кооперативе "Еманча". Вместе завозили стройматериалы, вместе сооружали ограждения, вместе бурили скважины для колодцев. Это обстоятельство способствовало сближению наших жён - теперь мы начали ходить друг к другу в гости. Кроме нас в этом кооперативе имели участки Б.Сиваков и В.Егорченков, причём Сиваков был заместителем председателя кооператива В.Лунёва.

   1992 год для меня закончился весьма печально - скончалась моя мать Валентина Николаевна Аганина и мы с Ольгой ездили в Омск на похороны.

                *     *     *

   В начале 1993 года пришло новое Руководство по организации учебного процесса на военных кафедрах гражданских ВУЗов, а к нему и штатное расписание, где у меня предусматривался заместитель. На должность заместителя я представил полковника Егорченкова В.В., а на освободившуюся должность начальника цикла - подполковника Лосева Игоря Петровича.

   В апреле отдел ВУЗов МВО организовал сборы начальников военных кафедр в Москве на базе мотострелковой бригады в Тёплом Стане. Воронеж был представлен пятью начальниками военных кафедр: госуниверситета, политехнического, инженерно-строительного, технологического и медицинского институтов.
   По прибытии всех собрали в спортзале. Полковник В.И.Смирнов зачитал списки групп и назначил старших. Начальники военных кафедр спецчастей попали в четвёртую группу, а командиром группы Смирнов назначил меня.
   - Владимир Иванович, но почему меня? Ведь в группе целых четыре генерал-майора! - выразил я своё сомнение.
   - Ничего страшного, Владимир Александрович, командуй! Они все блатные...

   Потом я узнал, что эти молодые генералы - начальники военных факультетов московских ВУЗов. В это время должность начальника военного факультета (там, где было три и более циклов, мог организовываться военный факультет) соответствовала воинскому званию "полковник - генерал-майор". Однако, генеральское звание можно было получить только в московском ВУЗе.

   На первом построении я поставил генералов в строй на правый фланг, однако, на последующих построениях я их уже не видел. "Ну и чёрт с ними!" - подумал я. -"Они наверняка знают, что делают".
   Размещались мы в главном корпусе бригады. Здесь же нам читали лекции по военной доктрине нового российского государства, доводили руководящие документы, новые требования к военному обучению, приказ об итогах за прошедший учебный год. На второй день провели показное занятие по организации дежурной службы на военной кафедре Московского института стали и сплавов, которая находилась в корпусе, примыкающем к территории бригады. На третий день мы выполняли упражнения учебных стрельб из пистолета ПМ и автомата АКМ на стрельбище в Алабино. Пожалуй, это были лучшие сборы за всю мою шестилетнюю службу в должности начальника военной кафедры.

   30 апреля отмечали с Ольгой серебряную свадьбу (25 лет со дня заключения брака). Отмечали у нас дома. Я пригласил всех своих кафедральных друзей с жёнами: Корюкаева с Александрой, Бабкина с Еленой, Ильина с Галиной, Воробьёва с Татьяной, Лосева с Любой.
   Составили вместе два больших раздвижных стола и разместились довольно свободно. Тихо играл стереофонический кассетник, чтобы музыка не мешала произнесению тостов и общению гостей, которые иногда поднимались со своих стульев и отплясывали прямо тут же за столом. Ну, а под "Army now" это происходило каждый раз. Так что было непринуждённо весело. И под конец веселья Галина Ильина даже заявила:
   - А что?! Давайте ежегодно собираться у кого-нибудь вот таким же составом!
   И все её поддержали.

                *     *     *

   Летом 1993 года мы вторично выехали на учебные сборы в Бобров. Теперь начальником учебной части я назначил полковника Бабкина Олега Алексеевича, который, имея богатый опыт работы в штабе округа, быстро справился со всеми установочными проблемами. Командование опрхр было то же, что и в 1991 году, поэтому нас приняли вполне радушно.

   На загородной базе полка всё поддерживалось должным образом, поэтому и учебные классы, и полигон, и стрельбище, и палаточный городок сохранились в прежнем виде. Одним словом - учебный процесс на сборе шёл в строгом соответствии с Планом и без каких-либо сбоев. Дружеские и взаимовыгодные отношения с леспромхозом, мясокомбинатом и ЦРБ (центральной районной больницей) сохранились и продолжали успешно развиваться.

   Свободное от службы время и выходные дни офицеры и прапорщики старались проводить на берегу Битюга в районе Батчикова. Особенно запомнился День молодёжи, организованный комитетом комсомола Боброва ( да-да, в глубинке они ещё сохраняли свой влияние на молодёжь, и неважно, как они назывались - комитет молодёжи или молодёжная организация).

   Для проведения праздника я распорядился подогнать к "сцене" (настил, сколоченный из досок) прицеп ТК-7 комплекса "Терек" (агрегат АБ-8, обеспечивающий электропитание стереоакустической установки). Таким образом, мы обеспечили проведение концерта и выборов королевы красоты Битюга.

   В этот день состоялось ещё одно знаменательное событие. Олег Бабкин в поединке с цыганским бароном (цыганский табор остановился невдалеке на берегу реки) в армрестлинг выиграл целый ящик шампанского.

   В целом, учебный сбор 1993 года прошёл, как говорится, "без сучка и задоринки", а в финале практически все студенты сдали выпускной экзамен на "хорошо" и "отлично". Такого в нашей практике ещё не было никогда.

            Далее:http://www.proza.ru/2017/08/28/936


Рецензии