Собака Который Улыбался глава1
часть первая
ГОСУДАРЕВ ОПРИЧНИК
Когда приходит ночь - живое спит.
Душа и тело отдыхают.
Лишь разум, вечный следопыт,
Сквозь мрак ночи к огню спешит,
Как мотылек, в огне сгорает.
АВТОР
ПРОЛОГ:
«Галина»
Расцвел май 1980 года и Галя Безфамильная весело, размахивая красным дипломом об окончании, с отличием, Педагогического Института города, бежала домой в общежитие училища, на улицу Котовского, где в комнате на втором этаже в коробке оклеенной алым бархатом лежат письма Игоря. Подходит два года, как Галина проводила на срочную службу в Вооруженных Силах СССР своего ненаглядного, точнее, Букарина Игоря Владимировича.
Вечность назад они подружились в секции парашютного спорта при ДОСААФ. (Во времена Союза ССР – Добровольное Общество Содействия Армии Авиации и Флота, подготавливало прогрессивную молодежь к службе в вооруженных силах и давало применимые в жизни специальности. На основах добровольности обучали, в частности, водителей-профессионалов, парашютистов, пилотов малой авиации, радистов и тому подобное. Финансировалось за счет добровольных пожертвований граждан Союза, а также проводимых лотерей.) В аэроклубе они, в числе других подростков, осваивали парашют - с начала азы, а затем делились секретами прыжкового мастерства. Поджарый Игорь, от ребят получил кличку «ФРАНЦ» его бабушка и дед прибыли в СОЮЗ в тридцатые годы по линии Коминтерна из Франции, к тому же на лацкане куртки он носил значок с изображением Эйфилевой Башни и однажды попросил у Галины разрешения проводить ее до дома. Она разрешила.
Юноша и девушка в паре расцвели букетом эдельвейсов – он осторожно брал ее под руку, боясь коснуться обнаженного локтя. Она с нежностью глядела на его непослушные, золотистые кудри и курносый нос. Игорь готовил себя к службе в ВДВ (воздушно-десантные войска), и девушка поддерживала и поощряла юношу. Служба в вооруженных силах есть святой долг каждого мужчины Союза Советских Социалистических Республик.
Мечты и планы Игоря сбылись, и его призвали в десантуру-ВДВ – называемые Войска Дяди Васи, в честь первого Командующего генерала Василия Маргелова. Писал Игорь часто, говорил, что служит в Ташкенте, на конвертах вместо обратного адреса скромно красовался номер «полевой почты».
Каждую неделю Галя получала письмо и в ответ отправляла два. В письмах Игорь шутил, что приедет загорелый, будто с курорта, Галя часто перебирала, перечитывая, письма и целовала единственную фотографию с присяги, где черно-белое изображение запечатлело Игоря перед строем, с оружием в руках, зачитывающего текст с клятвой верности народу Союза. Больше фото он не высылал, говорил, что привезет себя и дембельский альбом о годах службы.
Вот и сегодня Галя вприпрыжку бежала и надеялась получить у вахтера письмо любимого. В переписке они планировали закатить пир на весь студенческий мир – свадьбу. Первый и последний раз в своей жизни Игорь нежно поцеловал суженую на вокзале, когда она провожала его «команду 20-А» (литерное наименование группы призывников годных к несению службы за пределами СССР) в далекий Ташкент.
Мечтательная выпускница педвуза размышляла о том, как осенью она примет свой первый класс и в девятнадцать лет дети будут уважительно называть её Галиной Петровной, и она будет учить их добру, справедливости и беззаветной преданности отечеству - Союзу Советских Социалистических Республик, а потом и сама познает радость материнства с суженым Игорем Владимировичем.
У подъезда общежития стоял автомобиль УАЗ-469 с армейскими номерами, но Галина не обратила на него внимания и шмыгнула в рекреацию – сегодня дежурила добрая старушка тетя Шура Москвина. В описываемый период почту граждан проживающих в общежитии получал, как правило, комендант и раскладывал в алфавитном порядке в кармашки несессера на посту у вахтера. «Счас спрошу у нее письмо», - подумала девушка и была смущена: рядом с тетей Шурой стоял военный в форме капитана вооруженных сил с общевойсковыми эмблемами в петлицах. У вахтера были мокрые от слез глаза, она шепнула капитану: «Она , Галя…». Капитан откашлялся, от него пахнуло запахом перегара, и он хриплым голосом заявил: «Галина Петровна, Ваш муж, Букарин Игорь Владимирович, трагически погиб, исполняя долг воина-интернационалиста в Демократической Республике Афганистан. Я, капитан Ставров Константин Никитич, уполномочен передать Вам личные вещи героя» - и он протянул чемодан «дипломат». «Кейс-то импортный,» – подумала тетя Шура. Галину сковал ступор, диплом выпал из рук, она охватила голову руками и протяжно взвыла: «Не-е-е-ет!» - и закатилась в безудержном вое. На крик сбежались ребята и девчонки – рев девушки перерос в долгий стон, ей протягивали нашатырь. Вызвали «скорую помощь» и врач сделал укол успокаивающего препарата.
Дальше, будто во сне, она с капитаном Ставровым, на том самом уазике, (Галина настояла), поехали в аэропорт «Рощино», где борт Ил-76 разинул пасть «черного тюльпана». В период войны в Афганистане «черным тюльпаном» назывались транспортные самолеты доставлявшие тела погибших в цинковых гробах на Родину. Девушка увидела цинк запаянного гроба.
Ставров отдал указания похоронной команде, и Галя вновь взвыла, наблюдая погружения «цинка», капитан успокаивал, как мог.
Только после похорон она открыла кейс, привезенный вместе с гробом из далекого края. В нем лежали награды Игоря: медаль «За отвагу», орден «Красной Звезды», при них - его голубой берет, альбом с фото, где Игорь живой, с непослушными кудрями, и тоненький альбом зеленого цвета с почтовыми марками - она дала его любимому, когда он уходил, и просила клеить марки на конверты писем, которые он будет писать ей.
Галина не знала – письма военнослужащих пересылаются бесплатно …
Весна 2011года
ГЛАВА ПЕРВАЯ :
«БУНТ на КОРАБЛИКЕ»
Расписание занятий спецшколы №21 вывесили заранее – за неделю до начала учебного года, быстренько, /спасибо чуду 20-го века телефону/, ученичков облетела «благая весть», что сформирован 7 класс «Д»
и много кого перевели в него не спрашивая желания, с детишками не церемонились за исключением некоторых родителей. Школа была не простая и учились в ней детишки ни слабых родителей. Плюс уклон, то есть углубленное изучение английского языка и преподавательский состав был соответствующий классу учреждения. Да и само здание не простое: - в годы Великой Войны в нем находился госпиталь, а в квартале спецучреждение - «анатомка» в ней работали врачи ВПК, исследуя человеческий организм - для нужд фронта. Результаты работают по сей день. Простите легкое отступление - прихоть автора. Вернемся в школу.
Детишки созвонились. Побеседовали и решили не ходить в новый класс «Д» легко объясняя, что «Д» значит дураки. И вереницей потянулись к заучу по внеклассной работе Тамаре Анатольевне, боялись ее, но шли. Она с детишками не объяснялась – где сказали там и будешь учиться. Слезы и сопли, привели к Тамаре Анатольевне и родителей малолетних оболтусов, класс «Д» формировался из детишек «лишних» в других классах и вновь прибывших – район ширился, новостройки сдавали досрочно, перевыполняя план, новые жильцы заезжали в новые квартиры и численность учеников по месту жительства росла. Это и объясняла завуч родителям ни взирая на чины, звания и социальный статус и сглаживая ситуацию поясняла, что и классный руководитель будет вновь прибывший преподаватель и начинала расписывать Божко Наталью Михайловну и школу с золотой медалью закончила и университет с «красным дипломом». Оставалось прибавить слова киногероя: - «комсомолка, активистка и просто хороший человек». В конце для завершения портрета добрый психолог прибавляла: «Да она от аспирантуры отказалась, чтоб вашим детям дать знания биологии». Родители уходили довольными. Сейчас смешно звучит, но в описываемый период, дети слушались родителей и ни как иначе.
Наталья Михайловна 1 сентября утонула в букетах цветов, / у всех были дачи куды деть цветы не знали/, и счастливая проводила детишек в кабинет №5 и предложила занять парты кому где захочется. Дети были обескуражены, учитилка понравилась, и только Женька Горемыкин сквозь зубы процедил: - «Жаба она», цветов он не принес прошел за последнюю парту в первом ряду и как всегда сел с права. Наталья Михайловна носила толстостенные очки. Одухотворенной она вышла из лабарантской, куда убрала цветы распихав их по ведрам для мытья полов, водопроводный кран был там же. И начала знакомство с классом по списку, обращаясь
к каждому на «ВЫ» и по имени отчеству. Детишки переглядывались – так их еще не обзывали. В воздухе Великой Державы начинал витать запах «гнилой демократии», которого на нюхался Мишка Меченый и Наталья Михайловна начала урок, сиюминутно поправляя свои любимые очки в черепашей оправе – подарок далекого, незнакомого зарубежного Друга. Радиоприемник «Океан» у Бажко был, ночами она заслушивалась, ловя любимую волну «Голос Америки».
«Шумахеру», такая погремуха была у Горемыкина он классно гонял на своем велосипеде «Урал», надоела учебная программа и он выкрикнул со своей «камчатки»:
- А када на «марковку» поедем?
- Наталья Михайловна! Действительно, нужно ведь шефам помагать, - поддержал Женьку Андрей Чижиков отличник и надежда школы, но такой утонченный, скажем мягко «разгильдяй», за ее стенами.
Очки «сансея» вспотели, и она промямлила, сбитая с панталыку:
- Какие шефы, какая «марковка»?
«Чижик», актерского мастерства ему было не занимать, с опломбом начинал вразумлять девушку:
- Да Вы что! Не знаете? Наши шефы завод авто-тракторного-электро-оборудования и колхоз «Романтик». Там такие романтические поля картофельные, а ночи какие под Луной. Осенью – картошка и моркошка, зимой свечи собирать в заводских цехах. Мы очень трудолюбивые.
Класс молчал. Мысль медалистки работала медленно, видимо процессор первых образцов, глаза закатились к бровям, увеличенные сильными линзами, она наморщила лоб и молвила:
- Сей час же пойду узнаю.
Дверь в класс закрылась и кареглазый блондин Эдик по кличке «Кадилак», заметил:
- Ниче бабета! Сработаемся.
В назначенный срок, к 8-00, школу окружила вереница автобусов. Детишки с ведрами подмышкой и обедом в нем, с 4 по 10 класс выслушали пламенную речь о трудовом порыве, стахановском движении и значимости выкапывания морковки расселись по автобусам, двигаясь к «Романтическим» полям. Наталья Михална пояснила, что доверяет ученикам выбрать «бригадира» и он будет считать мешки и работать не будет, еще рассказала что один ее Друг сообщил что в школе будет «самоуправление» и предложила на должность «Шумахера» и протянула красную повязку. Тот долго не думал, сплюнул сквозь зубы «одаренной студентке» и четко и внятно как на плацу заявил:
- Да, Я-то, так-то командир, ни с «козлячего закутка» повязки носить.
Педагог ничего не поняла и продолжала петь дифирамбы «самоуправлению», как это здорово и замечательно, протянула список «трудящихся», где в списке класса ее фамилия была первой, а бригадира пометили смайликом. Кому носить повязку всегда найдется.
Приехав в поле, класс 7 «Д» получил свою деляну, узнал что работа будет оплачиваться в зависимости от собранного урожая и Наталья Михайловна первой согнулась раком над морковкой, выковыривая корнеплод из чернозема и складывая в ведерко, она его предусмотрительно взяла в лаборантской в кабинете №5 школы.
Ученички долго не думали и разбились на пары: девочка-мальчик. Девочки морковочку закапывали, мальчики воровали готовые-затареные мешочки у других классов. В конце недели Наталья Михална от лица руководства школы получила благодарность за успешный «труд», но в понедельник бригадир колхоза «Романтик» директору школы показал закопанную морковку и не одну и не две. Директор призвала старых чекистов Тамару Анатольевну и учителя труда у девочек Зинаиду Григорьевну. Они вдвоем быстро установили «передовиков производства», разогнули «Юное красно-дипломное дарование», одели на нее повязку и втроем контролировали труд «стахановцев». Морковку выкопали.
И настал сладки час работы зубов о «гранит науки». В первый же день учебы Бажко пришла на первый урок к своим чадам, улыбнулась, и сообщила, что ждать команды сверху не будем и в отдельно взятом классе устроим самоуправление, а после уроков собрание с повесткой дня- «Выборы актива класса» и еще надо составить график мытья полов в кабинете №5. Детки кивнули и счастливая учительница ушла.
После уроков в кабинете №5 собрался класс 7 «Д». Приказы старших надо исполнять и не обдумывать. Бажко с умиленьем рассказывала о «перестройке», «гласности», «хозрасчете», не забыла и «демократию» / радиоприемник «Океан» по ночам работал хорошо/ и перешла к «самоуправлению» школьников: -- Где график дежурств по классу? Кивнули ей за спину: -- У Вас за спиной, Вы доску то раздвиньте.
Шоком это назвать сложно и описать пером не возможно. В графике первой на очереди мыть полы стояла Наталья Михайловна Божко – ведомость сбора морковки, которую она сама составила и переписывать не стали.
- Фиг Вам!
Наталья Михайловна уронила очки, выкинув соответствующий жест, тут же ослепла и начала шарить по полу в поисках глазок. И «Чижик» не вставая с места и развязно пояснял:
- К чему эти фигушки? Полы сегодня нужно вымыть. Он встал, помог найти очки и прибавил, все тем же развязным и ровным голосом, аки пастырь на молитве: «Байкот мы Вам объявим и на уроках молчать будем. Всему классу неудовлетворительно поставить ни в журнал оценок ни в дневники Вы не станете. Представьте сами – поведение отличное, посещение отличное и все на месте, гарантирую, поведение отличное на занятиях – гробовая тишина, реально. Кто Вам «неуд» за урок, за четверть, за год -- кто позволит поставить. Нонсенс. Надо мыть полы и начинайте прям сейчас, для чего ждать конец собрания?»
- Ни хочу я пол мыть.
- Байкот объявлен, идите, идет собрание класса, вопрос о самоуправлении решен. Актив выбран, сейчас протокол составим и к Тамаре Анатольевне унесем, для уведомления.
Детки с опережением учебного графика изучили «Теорию права».
Она ушла.
Андрейка Коноплянкин отметил:
- Точно «Жаба», прально «Шумахер» заметил.
Протокол собрания класса 7 «Д», «Чижик» унес к заучу по внеклассной работе -- его утвердили на должность старосты класса, под общим давлением Горемыкин стал физоргом и Коноплянкина вниманием не обошли доверив проведение политинформации с утра по пятницам. Но как ни крути, и солнышко взойдет и утро придет.
И утром следующего дня Божко пришла в школу около 07-00. Оглядев расписание нашла дорогой сердцу 7 «Д» класс, ага расписание, ага алгебра кабинет №13, прошла, встала у кабинета и ждала. Детки подходили к 08-00 и на «Жабу» внимания не обращали. Она обратилась к преподавателю точной науки, пояснила о нужде поговорить с классом до урока и завела речь, встретив гробовое молчание стопроцентно, без опозданий явившегося в школу класса. Математичка наблюдала и вывела молодого специалиста за дверь. К обеду был решен вопрос об экстренном совместном собрании класса с учениками и родителями
Собрание проходило в актовом зале школы с детьми, родителями и президиумом, разместившимся на сцене актового зала. Президиум был представительным: - директор спецшколы №21, педсовет под руководством зауча по внеклассной работе Тамары Анатольевны /она не глядя утвердила решение классного собрания с повесткой дня «Выборы актива класса- 7 «Д» и заодно подмахнула и «график уборки кабинета №5 учениками школы»/ и председатель совета «Пионерской организации» и старший пионер и секретарь комсомольской организации. Сбоку сидел Человек в штатском, которого обозвали представителем ГорОНО, то есть городского отдела народного образования обозвали его Иванов Сан Санычем. В сторонке на стульчике сидела «медалистка и просто хороший человек».
Детки потупились. Родители, заслышав о представителе ГорОНО, суетились, ну а аппарат Управления Школой мандражиравал, на удивление Божко была спокойна.
Школа-школа, родная школа.
Для начала поговорили «о хорошем человеке» и его достоинствах, потом о наглецах и услышали твердое решение актива класса ничего не менять. Решили оставить актив «Д»-класса на переговоры с активом школы: - пионерами и комсомолом.
Ушел педсовет с директором, родители, а детишки уходить отказались пояснив, что решали все вместе и остаются с активом.
Переговоры на долго не затянулись. Услышав подтверждение заявления о «байкоте», Тамара Анатольевна вошла в зал и коротко предъявила ультиматум:
- Детки-конфетки. Или извиняетесь дружно по именно перед Натальей Михайловной, «байкот», само собой, снимаете в письменном виде. Ан коли «Нет», тогда на нет суда нет, ставим вам классным руководителем -- Кабак Ларису Михайловну. Она вам полы помоет, сопли и попки подотрет. Решайте грамотеи.
И вышла, на подиуме толкать речь, призывать «за ради христа», она и не собиралась. Заглянула сказала и ушла.
Кабак Ларису Михайловну боялась вся школа, преподавала она рисование и держала в «ежиковых руковичках» свой, неуправляемый класс 9-«Б», и как-то на уроке в классе 7-«Д» за выделение газов просто дала подзатыльник деточке, сказала о том что его надо было в зародыше убить и заухо вывела вон. Боялись, но уважали - дав кличку «Секач», то есть вожак семьи кабанов.
Бунт закончился и извинились дружно и по именно и график переписали и избранный актив класса «Д» оставили в прежнем составе, а Андрюха Коноплянкин пошел за газетой «Комсомольская Правда», читать последнюю страничку - в пятницу же политинформацию проводить. «Пионерская правда» была скучной, разве что к стеночке пришпиливать шоб кулачки набивать…
01 января 2017 года
• * * *
Свидетельство о публикации №217081301188